На главную страницу Контакты Карта сайта
о компании
о проекте
наш салон
скидки
статьи и публикации
новости компании
контакты
Рекомендуемые системы домашних кинотеатров
Акустические системы
Компоненты
Домашние кинотеатры в одной коробке
Аксессуары
Fair price
ATCAcoustic Zen
AmphionAnalog Domain
Argento AudioAudio Research
AudioMachinaAvalon
BergmannBolzano Villetri
Constellation AudioFurutech
German PhysiksGoldmund
Grand Prix AudioLoewe
MactoneMagico
MangerOnkyo
OyaidePeak Consult
PioneerPlayback Designs
PureAudioSoulution
StereolabStereovox
TAOCVAC
VandersteenVitus Audio
ZELLATONZYX
 

Статьи и публикации

PRO ET CONTRA


Считается, что прогресс качества звуковоспроизведения сегодня происходит в основном за счет совершенствования технологий изготовления отдельных элементов АС, а теория построения громкоговорителей базируется на научных изысканиях, давно уже поросших мхом. Но здесь еще появляется немало интересных решений. Например, идея так называемого «контрапертурного» излучателя звука

Как шутят профессионалы, всю теорию акустики придумал ее основоположник лорд Рэлей еще в девятнадцатом веке. Считается, что прогресс качества звуковоспроизведения сегодня происходит в основном за счет совершенствования технологий изготовления отдельных элементов АС, а теория построения громкоговорителей базируется на научных изысканиях, давно уже поросших мхом. Все рецепты известны, цели ясны, задачи определены. Но на одних лишь технологиях далеко не уедешь, параллельно необходимо развивать исследования закономерностей между объективными параметрами АС и субъективным восприятием качества звучания. А здесь еще появляется немало интересных решений. Например, идея так называемого «контрапертурного» излучателя звука.

Термин «контрапертура» не имеет отношения к медицине, речь в данном случае идет об особом способе пространственной компоновки динамиков громкоговорителя. Впервые построенная по контрапертурному принципу акустика была изготовлена и запатентована у нас в стране (ее образцы были представлены в 1995 году на московской выставке "Российский High End»). На сегодняшний день уже несколько иностранных компаний приобрели лицензию на производство, в том числе и Bolzano Villetri. Существенно переработав дизайн АС, итальянцы сохранили в неизменном виде базовые черты прототипа.

Наибольшее распространение получила двухполосная, так называемая «полная контрапертура". Конструкция сильно напоминает песочные часы вследствие вертикальной симметрии системы, состоящей из пары оформленных в персональных корпусах и встречно направленных НЧ/СЧ-динамиков, а также расположенного посередине «межапертурного пространства» блока из двух противонаправленных твитеров. Принцип действия достаточно прост: динамики синхронно («синфазно») излучают звуковые колебания в диапазоне средних и низких частот; тем же заняты и ВЧ-головки, чье излучение рассеивается тоническими диффузорами и достигает слушателей в переотраженном от стен и предметов виде.

Согласно патенту на изобретение, контрапертурная компоновка АС кардинально повышает естественность музыкальных образов и обеспечивает «референсное» качество воспроизведения. Разработчики ограничились лишь общим описанием конструкции и краткими выводами технического характера. В частности, для достижения наилучшего качества звучания все динамики в парах подбираются по параметрам Тиля-Смолла, большое внимание уделяется качеству и точности изготовления разделительных фильтров, а также акустического оформления. Корпуса из плотного МДФ делаются непрямоугольными для борьбы с резонансами (стоячими волнами). Контрапертурная схема не только позволяет добиться практически ненаправленного звучания в широком диапазоне частот, но и значительно снижает все виды очень неприятных для слуха параметрических интермодуляционных искажений.

Из общих соображений ясно, что в вертикальной плоскости контрапертурная АС обладает некоторой направленностью, а по горизонтали характеристика оказывается близкой к круговой почти во всем слышимом диапазоне частот. Такого результата практически невозможно добиться от АС традиционной конструкции. Впрочем, на верхней границе звукового диапазона, где уже нет значимой информации, горизонтальная направленность все же обостряется из-за свойств самих ВЧ-головок.

Существует также компромиссный вариант конструкции — так называемая «половинная контрапертура» или semicounteraperlure, в которой используется неподвижный «рассеиватель» звуковых волн с укрепленной на нем высокочастотной головкой. Основные преимущества, связанные с широтой диаграммы направленности, сохранены и здесь, при этом цена «половинки» значительно меньше. Такие громкоговорители рекомендуется использовать в качестве тыловых или для озвучивания центрального канала домашнего кинотеатра. Спорность контрапертурного решения применительно к условиям эксплуатации заключается в слабой направленности излучения звука. Дело в том, что человек, находящийся вместе с такой АС в реальном помещении, слышит не только прямой звук от громкоговорителя, но и многочисленные переотражения от стен и предметов. Доля переотраженного звука у контрапертурной акустики, согласно оценкам производителя, достигает 80%. Это означает, что характер звучания в значительной степени зависит от окружающей акустической обстановки. Однако и здесь контрапертурная схема дает определенное преимущество в сравнении с АС традиционной конструкции. Поскольку источник излучения близок к «точечному» в широком диапазоне частот, а направленность практически отсутствует, спектры прямого и отраженного звука, смешивающихся в точке прослушивания, должны быть похожими, без резких «изломов» и «выбросов». По мнению многих авторитетных отечественных и зарубежных экспертов, различие этих спектров является одним из факторов, оказывающих негативное влияние на локализацию музыкальных образов и разборчивость звучания. Разумеется, и здесь не все просто. Если комната будет слишком большая и «звонкая», а колонки будут стоять далеко от стен, то даже контрапертурная схема может потерять свои преимущества. Однозначных рекомендаций по установке разработчики не дают, причем вполне обоснованно: сложно предугадать все возможные сочетания «инсталляционных» факторов.

Наиболее яркое отличие звучания контрапертурных АС от традиционных колонок заключается в формируемом пространственном звуковом образе. У автора этих строк, слышавшего различные модели «контрапертур», субъективные ощущения от прослушивания свидетельствуют о том, что звуковая сцена у таких АС получается широкой, глубокой, несколько неопределенной, без четкой "локализации» виртуальных источников. В свою очередь, большой процент переотраженного звука создает совершенно неповторимое ощущение «звучащего обьема», что кардинально меняет восприятие знакомых музыкальных записей.

КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗВУКОВОГО ПОЛЯ АС

Существуют две концепции пространственной организации звукового поля АС. Согласно первой из них, колонки должны быть узконаправленными, то есть фокусирующими звук в ограниченной зоне прослушивания, чтобы исключить переотражения от стен, потолка и пола. В противном случае диффузная часть будет подмешана к прямому звуку АС (комната внесет в звучание непредусмотренные «поправки»). А если на носителе уже записана естественная реверберация концертного зала, зачем разрушать музыкальную иллюзию наложением еще и «голоса» вашей гостиной?

Вторая концепция утверждает, что АС, напротив, должна обладать как можно меньшей направленностью излучения. Большинство источников звука, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, включая и музыкальные инструменты, излучает звуковую волну со сферическим фронтом. Вообще волновой фронт в непосредственной близости от источника — в так называемой ближней зоне — обусловлен его геометрией, но уже на расстояниях порядка нескольких длин волн форма волны приближается к сферической. Именно по этой причине оказывается возможной пространственная локализация слухом положения, скажем, солирующей скрипки в оркестре. Но когда стереозапись этого оркестра звучит из двух стереоколонок типичной конструкции, наш слух подчас отказывается им доверять... Значит, надо сделать такие колонки, чтобы исходящая из них звуковая волна имела бы форму, близкую к сферической.

Существуют разные варианты АС с круговой диаграммой направленности. Многими ведущими производителями (например, канадским концерном Audio Product International) проводились психоакустические исследования, показавшие, что именно таким громкоговорителям отдают предпочтение профессиональные музыканты и меломаны.

Источник: Журнал "technoNEWS"

Все статьи и публикации

Скидки
Новости компании
Статьи и публикации
FAQ (Вопросы и ответы)
Словарь терминов
Схема домашнего кинотеатра
Прайс-лист от 19.11.2018
по телефону
(495) 921-47-47, (495) 740-76-54
по электронной почте
sales@foster.ru
отправьте запрос специалисту
по ICQ
 220968451,  199337894
Мнение покупателя
Отзыв о товаре
Предложения по сайту
Москва, м. Щукинская,
ул. Ак. Бочвара, д.15
Схема проезда >>
Консультации специалиста
Fostergroup рекомендует
Новинки салона
Лидеры продаж
Предварительная инсталляция

Foster.ru - Салон аудио-видео техники и портативных компьютеров

plasmapanel.ru - Плазменные панели и телевизоры

lcd-salon.ru- ЖК телевизоры

proektor.ru - Мультимедийные проекторы

rentonline.ru - Аренда проекторов и плазменных панелей

portables.ru - Ноутбуки и аксессуары

intelkey.ru - Умный дом и системы домашней автоматизации