На главную страницу Контакты Карта сайта
о компании
о проекте
наш салон
скидки
статьи и публикации
новости компании
контакты
Рекомендуемые системы домашних кинотеатров
Акустические системы
Компоненты
Домашние кинотеатры в одной коробке
Аксессуары
Fair price
ATCAcoustic Zen
AmphionAnalog Domain
Argento AudioAudio Research
AudioMachinaAvalon
BergmannBolzano Villetri
Constellation AudioFurutech
German PhysiksGoldmund
Grand Prix AudioLoewe
MactoneMagico
MangerOnkyo
OyaidePeak Consult
PioneerPlayback Designs
PureAudioSoulution
StereolabStereovox
TAOCVAC
VandersteenVitus Audio
ZELLATONZYX
 

Статьи и публикации

АЧХ и все-все-все. Часть вторая


АЧХ и все-все-все. Часть вторая

Популярно о самых сложных технологиях


В первой части мы успели поговорить о типичных паспортных параметрах акустических систем, а также затронули тему, связанную с реальными данными измерений. А последние далеко не всегда совпадают с первыми...

Глядя на нелинейные искажения, измеренные при фиксированном уровне звукового давления, мы можем составить представление лишь о том, насколько хорошо или плохо играют АС «на одной громкости». Зато если измерить искажения при различных значениях УЗД, мы сразу получим целый срез значений, а одновременно и наглядное представление о динамическом диапазоне АС. Как известно, таким термином в технике обозначают приведенную в децибелах разницу между самым мощным и самым слабым неискаженным сигналами. Чем больше эта разница, тем лучше. Динамический диапазон АС нигде не обсуждается, вы никогда не встретите этот параметр в паспорте колонок даже за несколько тысяч у.е. Почему? Во-первых, должна существовать единая методика измерений, а во-вторых, реальный динамический диапазон даже хорошей акустики лежит где-то между отметками 60 и 100 дБ, то есть не превышает 40 дБ. Сравнивая эти цифры с динамическим диапазоном любого CD/DVD-плеера (90-110 дБ) или усилителя (70-90 дБ), понимаешь, что похвастаться производителям акустики нечем... Зато есть куда стремиться.

Весьма важной характеристикой АС является диаграмма направленности. Обычно в паспорте ее можно встретить в косвенном виде — когда, например, приводят два значения частотного диапазона АС. Одно из них, скажем 20-20000 Гц, — для акустической оси громкоговорителя (перпендикуляр к лицевой панели на высоте твитера). Второе значение, например 20-18000 Гц, отражает частотный диапазон АС при отклонении от акустической оси (обычно на 30 градусов). Для чего нужна эта направленность вообще? Характеристика направленности АС показывает, насколько эффективно распространяются звуковые волны различных частот в пространстве комнаты прослушивания. Если на басах диаграмма представляет собой идеальную окружность, то на высоких направленность в силу различных факторов (широкая лицевая панель, рупор и пр.) обостряется. При этом твитер обычно «светит» в ограниченный телесный угол — исключение составляют так называемые омниполярные и контрапертурные АС.

Однако большинство громкоговорителей построено по традиционной схеме и обладает направленностью. В характеристике направленности скрыто важное для хорошего звука следствие, а именно — ее способность влиять на тембр звучания акустической системы. Но каким образом? Ведь тембр звучания — это в первую очередь кривизна АЧХ? Собственно, о ней и идет речь, только во множественном числе. Ведь АЧХ можно намерять много — даже бесконечно много. Одну характеристику можно замерить на оси твитера, вторую под углом 10 градусов, вторую под углом 20 градусов и т. д. И во всех этих случаях форма АЧХ будет иной — как раз в силу направленности, и, следовательно, тембр звука АС тоже будет различным. Допустим, АЧХ громкоговорителя на его акустической оси и под углами к ней резко отличаются. В этом случае прямой звук АС и звук, переотраженный стенами помещения (большое поглощение высоких частот), создадут в зоне прослушивания настоящий хаос тембров. И наоборот, если частотные характеристики АС под любым углом к оси имеют похожий «профиль», то звучание будет более естественным и привлекательным. Как правило, от вида характеристики направленности сильно зависит так называемая «звуковая сцена» (soundstage) — субъективный параметр звучания, часто используемый в обзорах и тестах АС.

Частоты разделения полос (crossover frequency) фигурируют практически в любом паспорте и сразу сообщают нам о числе полос акустической системы — их на единицу больше, чем частот разделения полос. У 2-полосной колонки — одна частота раздела полос, у трехполосной — две, у 3,5-полосной — три и так далее. Этот параметр напрямую не говорит практически ни о чем, однако косвенно из него можно извлечь кое-какую информацию. Например, типичная частота раздела полос в двухполосном полочнике — 3 кГц, что почти совпадает с частотой максимальной чувствительности слуха (3,5 кГц). В типичном трехполосном напольнике частоты раздела полос — 200-500 Гц и 2-5 кГц, в зависимости от характеристик динамиков. Из чисто теоретических соображений (подкрепленных практикой экспертного прослушивания) становится очевидно, что второй вариант выглядит предпочтительнее. Ведь на частоте раздела полос всегда появляются различные огрехи звучания, а уж если она еще и совпадает с максимумом чувствительности...

Иногда в паспорте приводят порядок фильтров. Этот параметр показывает, насколько круто или полого отфильтровываются ненужные басы от твитера, верхние частоты от СЧ-динамика и т.д. Фильтры бывают от первого порядка и выше; первый порядок — это самый простой фильтр из одного конденсатора (ФВЧ) или катушки индуктивности (ФНЧ), корректирующий АЧХ со скоростью 6 дБ на октаву. Фильтры второго порядка состоят из сочетания перечисленных элементов и режут АЧХ круче — 12 дБ на октаву. У фильтров третьего порядка мы имеем 18, у четвертого — 24 дБ на октаву и так далее. На практике пассивных фильтров выше шестого порядка встречать не приходится. Так о чем говорит порядок фильтра? В общем случае — чем выше порядок, тем тщательнее производится фильтрация и тем более правильно звучат колонки. И хотя в аудиофильской среде приходится слышать о вредности крутых фильтров, об их влиянии на фазовые искажения, но на фоне собственных фазовых искажений динамиков «вредным» влиянием фильтров смело можно пренебречь.

Иногда в паспорте АС встречается термин «максимальное звуковое давление» (Max SPL). Эта характеристика, приводимая в децибелах — скажем, 111 дБ, показывает, какой уровень звукового давления способен в среднем (по частотному диапазону) развить громкоговоритель на метровой дистанции от себя. Однако рядом с этим параметром чаще всего не указываются условия измерений, и неизвестно, при каком уровне искажений были зарегистрированы эти 111 дБ (или приблизительно)... Если речь идет об 1% искажений, то это превосходная акустика студийного качества, но если искажения зашкаливают за 10%, то ничего, кроме хрипа, вы из колонок на таком уровне не услышите...

Разделительный фильтр (кроссовер, X-over filter) — устройство, разделяющее аудиосигнал на несколько частотных полос, каждую из которых с оптимальным качеством воспроизводит свой динамик. В зависимости от крутизны фильтрации АЧХ кроссоверы разделяют по порядкам — чем выше порядок фильтра, тем выше скорость фильтрации и круче график. Кроссоверы бывают пассивные, состоящие из конденсаторов, катушек индуктивности и резисторов, и активные — на основе специальных микросхем. В подавляющем большинстве АС применяются пассивные кроссоверы.

Частотная зависимость человеческого слуха описывается «кривыми равной громкости», представляющими собой семейство «графиков АЧХ слуховой системы». Минимальное значение на всех графиках соответствует частоте максимальной чувствительности слуха и составляет 3500 Гц.

Звуковое поле (sound field) в точке прослушивания всегда состоит из двух компонентов. Первый — так называемый прямой звук, приходящий по прямой от акустических систем к слушателю. Второй компонент — диффузный звук, переотраженный всеми поверхностями помещения и приходящий с некоторой задержкой по отношению к прямому. Процентное соотношение прямого и диффузного звука зависит от нескольких факторов — от типа АС (узконаправленная, ненаправленная), звукопоглощения стен, пола и потолка (чем оно выше, тем выше доля прямого звука), геометрии помещения и пр. Два исключения, когда нет диффузного звука, — это заглушённая камера и... чистое поле.

SPL (Sound Pressure Level) — измеренный в децибелах уровень звукового давления (УЗД), развиваемый колонкой на какой-либо частоте. Логарифмическая шкала уровней той или иной физической величины в децибелах удобна тем, что позволяет оперировать большими диапазонами значений этой самой величины. Так, например, уровню 0 дБ в акустике соответствует порог слышимости, при котором звуковое давление составляет 2x10-5 Па. Уровень 82 дБ соответствует звуковому давлению 0,25 Па, 88 дБ — 0,5 Па, 94 дБ — 1 Па. Видно, что каждое удвоение величины звукового давления соответствует приращению УЗД на 6 дБ. Теоретически УЗД рассчитывается по простой формуле: УЗД = 20 Ig (Р/Ро), где Ig — десятичный логарифм, Р — текущее звуковое давление, Ро равняется 2 х10—5 Па.

Источник: Журнал "DVDXPERT"

Все статьи и публикации

Скидки
Новости компании
Статьи и публикации
FAQ (Вопросы и ответы)
Словарь терминов
Схема домашнего кинотеатра
Прайс-лист от 13.11.2018
по телефону
(495) 921-47-47, (495) 740-76-54
по электронной почте
sales@foster.ru
отправьте запрос специалисту
по ICQ
 220968451,  199337894
Мнение покупателя
Отзыв о товаре
Предложения по сайту
Москва, м. Щукинская,
ул. Ак. Бочвара, д.15
Схема проезда >>
Консультации специалиста
Fostergroup рекомендует
Новинки салона
Лидеры продаж
Предварительная инсталляция

Foster.ru - Салон аудио-видео техники и портативных компьютеров

plasmapanel.ru - Плазменные панели и телевизоры

lcd-salon.ru- ЖК телевизоры

proektor.ru - Мультимедийные проекторы

rentonline.ru - Аренда проекторов и плазменных панелей

portables.ru - Ноутбуки и аксессуары

intelkey.ru - Умный дом и системы домашней автоматизации