На главную страницу Контакты Карта сайта
о компании
о проекте
наш салон
скидки
статьи и публикации
новости компании
контакты
Рекомендуемые системы домашних кинотеатров
Акустические системы
Компоненты
Домашние кинотеатры в одной коробке
Аксессуары
Fair price
ATCAcoustic Zen
AmphionAnalog Domain
Argento AudioAudio Research
AudioMachinaAvalon
BergmannBolzano Villetri
Constellation AudioFurutech
German PhysiksGoldmund
Grand Prix AudioLoewe
MactoneMagico
MangerOnkyo
OyaidePeak Consult
PioneerPlayback Designs
PureAudioSoulution
StereolabStereovox
TAOCVAC
VandersteenVitus Audio
ZELLATONZYX
 

Статьи и публикации

Первосортный звук


Первосортный звук

Лед тронулся, господа читатели, — выпущены ресиверы, поддерживающие HDMI 1.3 и умеющие декодировать звуковые форматы высокого разрешения.


Производители плееров Blu-ray и HD DVD наконец-то начинают приходить к стандартам, новые модели учатся правильно работать со всеми типами аудиодорожек, И появляется все больше дисков, в которых звуку уделено пристальное внимание. Пока что указанные возможности доступны лишь в топовых моделях, но правильно говорят — готовь сани летом, Ведь будущий год обещает стать переломным — в том смысле, что HD-видео и аудио пойдет в массы.

О видео высокого разрешения мы писали не раз и думаем, что вы уже в курсе всего, что только можно узнать об этом. А вот звуковые форматы на фоне великолепия новых телевизоров зачастую незаслуженно забываются, хотя готовят нам не меньший скачок качества. 14 эту азбуку мы посвящаем им.

Сначала вспомним, что у нас было... но нет — как бы ни хотелось сказать «в прошлом», это все-таки то, что у нас есть сейчас. Итак, большая видеотека с дисками DVD, на обложках которых мы встретим одну или сразу обе эмблемы — Dolby Digital и DTS. Эти протоколы способны передавать сжатый с потерей качества звук 5.1 (или 7.1). У первого используется кодек АСЗ с максимальным битрейтом 448 кбит/с. Обратите внимание: этот поток не делится поровну на все каналы, а использует меняющееся значение, где преимущество отдается наиболее насыщенному информацией каналу. DTS считается более прогрессивным форматом: здесь применяется кодек DTS Coherent Acoustics, максимальный битрейт достигает 1536 кбит/с и каждой дорожке уже обязательно зарезервировано место. Исторически сложилось так, что компании DTS все давалось непросто. Ее схемы долго не могли завоевать популярность у студий и пользователей, и только в начале второго тысячелетия она вышла на достойный уровень. Кстати, DTS предлагала и аудиокодек для стepeo CD, в котором файлы кодировались без потери качества в 24-битовом разрешении. Данные считывались пакетно, подобно компьютерным файлам, поэтому о потерях из-за интерполяции неверно считанных битов можно было бы позабыть. Как бы то ни было, формат, к сожалению, не стал распространенным.

Как только монстры рынка Toshiba и Sony объявили о начале работы над созданием носителей большой емкости, предназначенных для воспроизведения видео высокого разрешения, компании Dolby Digital и DTS приступили к разработке аудиоформатов под стать HD-видео. Главное преимущество Blu-ray и HD DVD — вместимость. На 30-или 50-гигабайтном диске не только можно записать массив видеоданных 1080р, но и останется место для звука, причем по сравнению с DVD места этого предостаточно, хотя и не в избытке... Поэтому каждая фирма выдала на суд публики и прокатных компаний несколько форматов. И на фоне «бедного» вариантами DVD возникшая сегодня «разносортица» сбивает потребителей с толку. Попробуем же разобраться с каждым стандартом по отдельности.

Долби всех вокруг
Dolby Laboratories, Inc. в первую очередь доработала уже существующий АСЗ, доведя максимальный битрейт до 505 кбит/с (HD DVD) и 640 кбит/с (Blu-ray). Здесь сразу же стоит упомянуть о нюансе новых кодеков: они отличаются друг от друга еще одним параметром, принимающим значение mandatory или optional, что по-русски можно определить как «принудительный» и «вариативный». Эта метка показывает, в каких форматах могут быть записаны дополнительные дорожки; как правило, это перевод на другой язык или, обратите внимание, звук высокого качества. Главный трек должен быть записан в варианте mandatory, а дополнительные могут быть обоих типов. Так, для дисков Blu-ray со звуком Dolby Digital это означает обязательное присутствие дорожки АСЗ, которая будет играть роль некоего ядра, то есть в случае не обнаружения нужного способа вывода (кодека или выхода) транслироваться будет именно она.

Следующий шаг Dolby — кодек Е-АСЗ (Dolby Digital Plus) с битрейтом 3 Мбит/с (HD DVD) и 1,7 Мбит/с (Blu-ray). Как видим, он уже способен передавать сжатый (хоть и с потерями) звук, качество которого сопоставимо с закодированным в 320 кбит/с файлом МРЗ. На таком уровне отличия от стандартного CD можно уловить лишь на хорошей аппаратуре (и с хорошими ушами).

И наконец, самый важный для любителей хорошего звука формат Dolby TrueHD. Заметьте, даже в названии убрано слово Digital, что, по мнению разработчиков, символизирует качество, подобное аналоговому сигналу. Собственно, так оно и есть: о нем еще говорят «бит в бит», то есть как записано, так и воспроизведено. Иными словами, здесь уже не используется кодирование с потерей качества (работает кодек MLP lossless, портированный из DVD-Audio), а разрешение сигнала (каждого канала) составляет 24 бит/96 кГц. Большего, в сущности, и желать незачем.

Театр на всю округу
Компания DTS, Inc., памятуя, что она вышла в народ с форматом, подразумевающим более высокое качество, нежели ее извечный конкурент, решила и для HD-дисков создать нечто выдающееся. По сути, конечно, основные параметры похожи на то, что предлагает Dolby, но есть и несколько ключевых различий. Во-первых, кодек DTS Coherent Acoustic исконно работал со звуком иначе, чем АСЗ, но здесь мы не будем вступать в спор о том, что лучше, и скажем лишь, что ряд экспериментов показал: на низких битрейтах лучше работает Dolby, на высоких — DTS. Правда, последний вообще не используется на «узких» потоках...

Итак, начальная версия вообще никак не изменилась, так и оставшись DTS с потоком 1509 кбит/с. И этот формат — единственный, кто имеет параметр mandatory, то есть он обязательно будет включен, если на Blu-ray или HD DVD есть дорожка в DTS, и будет играть роль ядра.

Зато второй шаг предполагает уже больший объем данных. Причем если и Dolby, и DTS дают на дисках HD DVD одинаковый поток в 3 Мбит/с, то в случае с Blu-ray они не столь солидарны. Первый снижает поток до 1,7 Мбит/с, а второй, наоборот, повышает до 6 Мбит/с. Видимо, отголоски войны «носителей будущего» добрались и до этих фирм. По сути, формат DTS-HD High Resolution Audio тоже подразумевает кодирование с потерей данных, но, конечно, с более высоким качеством и чаще всего с параметрами 24 бит, а иногда и 96 кГц.

Наконец, «генерал» — формат DTS-HD Master Audio, подобно конкуренту, применяет Lossless-кодек, однако на дисках Blu-ray он способен занять канал в 24,5 Мбит/с! И еще раз подчеркнем, что на HD DVD битрейт тот же — 18 Мбит/с.

Выводок
Как видим, фирмы обещают нам светлое будущее с великолепным звуком, но, как обычно, есть несколько «но». Проблема номер один связана с пропускной способностью самих дисков. Для HD DVD эта цифра равняется 30,24 Мбит/с (здесь мы приводим данные для потоков аудио + видео + субтитры, а так называемый RAW считать не стоит, поскольку он задействуется лишь при работе с компьютером), Blu-ray же способен выдать на-гора 40,8 Мбит/с. При этом видео Full HD требует для себя, в случае с кодеком MPEG-2, ширину канала в 20 Мбит/с, а с кодеком VC1 или AVC — 13 Мбит/с. Исходя из этих цифр, легко прийти к заключению, что на диске поместится только одна дорожка формата TrueHD или Master Audio. Правда, разработчики говорят о возможности отдельного микширования голосов переводов, но ни одного подобного релиза нам еще не встречалось. Вторая проблема этих форматов, пугающая всех потребителей, — вывод звука. Если декодированием занимается сам плеер, то звук может транслироваться. через аналоговые выходы, но по понятным причинам такой вариант большинство пользователей не устраивает. Однако по обычной «цифре» (S/PDIF) можно выдать лишь обычные же Dolby Digital и DTS. Для передачи остального «шика» потребуется HDMI. Но если использовать HDMI 1.1 и 1.2, то будет происходить конвертация в линейный РСМ (обычный цифровой звук) и результат будет транслироваться на ресивер, а начальные Dolby Digital и DTS передаются полноценно для декодирования посредством ресивера. Лишь в версии HDMI 1.3 возможна передача любого типа аудиосигнала (включая TrueHD и Master Audio) на ресивер. И, наконец, проблема номер три — на сегодняшний день не каждый плеер умеет декодировать все форматы. Зачастую какая-либо модель способна вывести в РСМ, например, TrueHD, но не работает с Master Audio. Кстати, именно потому эти форматы и существуют лишь как optional, чтобы потребитель не остался совсем без звука из-за отсутствия каких-то кодеков в проигрывателе. Однако если ваш ресивер декодирует все, что поступает на него по HDMI 1.3, то поддержка таковых в плеере не обязательна.

Подводя итог всему этому описанию «высокого аудио», подчеркнем: мы рекомендуем нашим читателям при покупке HD-плеера или нового ресивера обязательно брать в руки паспорт с техническими характеристиками и смотреть в нем таблицу совместимости — в силу новизны форматов у многих моделей могут присутствовать совсем неожиданные ограничения. А слушать полноценный звук в кино все же хочется, благо в хороших релизах, уверяем вас, реально есть что слушать!

Все статьи и публикации

Скидки
Новости компании
Статьи и публикации
FAQ (Вопросы и ответы)
Словарь терминов
Схема домашнего кинотеатра
Прайс-лист от 19.11.2018
по телефону
(495) 921-47-47, (495) 740-76-54
по электронной почте
sales@foster.ru
отправьте запрос специалисту
по ICQ
 220968451,  199337894
Мнение покупателя
Отзыв о товаре
Предложения по сайту
Москва, м. Щукинская,
ул. Ак. Бочвара, д.15
Схема проезда >>
Консультации специалиста
Fostergroup рекомендует
Новинки салона
Лидеры продаж
Предварительная инсталляция

Foster.ru - Салон аудио-видео техники и портативных компьютеров

plasmapanel.ru - Плазменные панели и телевизоры

lcd-salon.ru- ЖК телевизоры

proektor.ru - Мультимедийные проекторы

rentonline.ru - Аренда проекторов и плазменных панелей

portables.ru - Ноутбуки и аксессуары

intelkey.ru - Умный дом и системы домашней автоматизации