На главную страницу Контакты Карта сайта
о компании
о проекте
наш салон
скидки
статьи и публикации
новости компании
контакты
Рекомендуемые системы домашних кинотеатров
Акустические системы
Компоненты
Домашние кинотеатры в одной коробке
Аксессуары
Fair price
ATCAcoustic Zen
AmphionAnalog Domain
Argento AudioAudio Research
AudioMachinaAvalon
BergmannBolzano Villetri
Constellation AudioFurutech
German PhysiksGoldmund
Grand Prix AudioLoewe
MactoneMagico
MangerOnkyo
OyaidePeak Consult
PioneerPlayback Designs
PureAudioSoulution
StereolabStereovox
TAOCVAC
VandersteenVitus Audio
ZELLATONZYX
 

Статьи и публикации

В самом сердце системы. AV-ресиверы


В самом сердце системы.  AV-ресиверы

Без сердца не может жить человек. Без AV-ресивера не может жить домашний кинотеатр.




Поэтому ресивер по праву называют сердцем домашней системы. К нему от всех остальных органов-компонентов тянутся провода-артерии. Текущий по ним сигнал точно так же, как и кровь в сердце, распределяется по нужным направлениям и получает дополнительное усиление почти как кровь, что начинает течь быстрее, получая дополнительный толчок.

История ресивера начинается с конца 20-х годов, на которые пришелся расцвет радиовещания, когда во всем мире получили распространение системы из радиоприемника и усилителя, объединенных в одном корпусе. Этот гибрид и имел название RECEIVER, что означает «приемник». Просуществовав в таком виде не одно десятилетие, с недавних пор ресивер начал новую жизнь. Благодаря разработчикам домашних звуковых систем в него стали встраивать сначала простейшие процессоры эффектов окружающего звука, работающие по принципу задержки и фазового сдвига сигнала стереоканалов. Получался эффект эха в большом зале, когда сначала зритель слышал звук, идущий с экрана, а потом после короткого, но ощутимого на слух промежутка времени до него доходил звук, отраженный от задних и боковых стен. В дальнейшем получил распространение принцип многоканальной записи звуковой дорожки к фильму. Потребовалось большее число каналов усиления. Инженеры компании Dolby Laboratories предложили использовать сначала четыре, а затем пять каналов окружающего звука. Изменился и принцип записи фонограммы на бытовые носители, которыми в это время были в основном видеокассеты. Запись звука происходила по принципу математической матрицы, в две стереодорожки кодировалась информация для четырех каналов. Для ее правильного считывания и распределения полученных звуковых данных в соответствующие каналы в ресиверы стали встраивать декодер. С ним аппарат получил чуть более длинное название - AV-ресивер.

И вот ресивер пришел к своему современному состоянию. Теперь это сложный электронный прибор, в котором собраны все новейшие достижения инженерной мысли. Открывать крышку и заглядывать внутрь него стало жутковато - столько сложной начинки на кубический сантиметр объема можно увидеть только в суперкомпьютере. И кажется, что разобраться с устройством ресивера может тоже только технически продвинутый пользователь.

Стоит ли тогда покупать этот «черный ящик»? А если все-таки стоит, то как отличить действительно ценную вещь от дорогостоящей, но практически бесполезной «железяки»? Для начала попробуем вкратце разобраться с устройством ресивера. А затем уже будущий владелец сам сможет выбрать технику, больше всего подходящую для него.

ДЕКОДЕР МНОГОКАНАЛЬНОГО ЗВУКА

Это самая сложная часть ресивера, отвечающая за правильную расшифровку цифрового звукового потока и разложение звука на несколько каналов. От правильной работы декодера будет зависеть полученный пространственный эффект, задуманный автором фильма.

Звуковая информация на современных носителях (дисках DVD) записывается по принципу сжатия данных в плотный цифровой поток. Считывающее устройство проигрывателя DVD передает эту информацию на цифровой вход ресивера, после чего происходит раскодирование полученной информации и разложение ее на соответствующие каналы. Все это происходит в «цифре». После обработки сигнал поступает на цифроаналоговый преобразователь, а от него уже на многоканальный усилитель мощности.

Сейчас распространены несколько основных стандартов, по которым записывается многоканальная звуковая фонограмма к фильму. Это аналоговый Dolby Pro Logic и цифровые Dolby Digital и DTS. Первый работает по принципу матричного кодирования звука четырех каналов в две стереодорожки. Остальные два поддерживают цифровую шестиканальную запись с отдельным каналом низких частот и пятью каналами окружающего звука. Обозначаются такие фонограммы цифрами 5.1, где 5 - число каналов окружения и 1 -канал басовой поддержки. С недавних пор появились форматы с большим числом каналов - 6.1, 7.1 и больше. Декодер должен уметь читать все основные стандарты кодирования звука. В противном случае, например при отсутствии в декодере функции работы с сигналом DTS, смотреть фильмы, записанные в этом формате, станет возможным только при наличии внешнего декодера DTS или встроенного в проигрыватель дисков DVD. А это - дополнительные расходы, неудобства подключения и настройки. Поэтому при выборе ресивера необходимо обратить внимание на наличие декодера обоих основных цифровых форматов. При наличии средств, позволяющих приобрести более продвинутую модель ресивера, поддерживающую новые стандарты 6.1 или 7.1, лучше сделать именно это. Тогда купленному аппарату будет уготована более долгая жизнь в вашей системе домашнего кинотеатра без скорой замены. Можно также приобрести ресивер, лишенный встроенных многоканальных декодеров. Тогда, приобретая внешний блок декодера-предусилителя, можно периодически производить апгрейд системы, приобретая каждый раз декодер, совместимый с новыми форматами звука. Подключать такой «внешник» можно к многоканальному входу, которым сейчас оборудовано подавляющее большинство выпускаемых ресиверов. Единственным серьезным минусом такого подхода станет увеличившееся количество проводов, опутавших вашу систему. Плюсом же будет меньшее количество потраченных на замену устаревшего оборудования денег.

ТЮНЕР

Современные приемники, встроенные в AV-ресивер, оборудуются цифровой системой настройки на частоту станции, а также блоком памяти на несколько десятков ячеек, в которые заносятся настроенные частоты. Для настройки на любимое радио нужно всего лишь нажать кнопку с номером станции. Настройка произойдет автоматически и почти мгновенно. Существует два основных принципа настройки в цифровых тюнерах. Первый пришел из аналогового приемника. Он заключается в поиске нужной радиостанции путем нажатия кнопок «вверх» и «вниз». Синтезатор частоты в этом случае проходит вдоль виртуальной «шкалы» частот с определенным шагом. Обычно этот шаг составляет для европейского FM-стандарта 0,05 МГц. Данные о частоте настройки выводятся на дисплей аппарата. Иногда вместо кнопок производители могут использовать поворотную ручку, как в старых аналоговых приборах. Но это чисто дизайнерский ход. Принцип все равно остается тем же. Можно производить настройку как в ручном, так и в автоматическом режиме. Во втором случае тюнер автоматически просканирует и занесет в память все радиостанции заданного ему диапазона. Единственным недостатком такого способа настройки является то, что приемник заносит в память только станции с сильным сигналом, уверенно принимаемые в данной местности. Настройку станций с более слабым сигналом, а также сортировку их в нужном порядке придется производить все равно вручную. Другой способ, ставший доступным только в цифровых приемниках, - это прямой ввод частоты радиостанции. Это самый удобный путь, нужно только заранее знать интересующие частоты.

С развитием цифровых радиоприемников пришла и еще одна удобная функция - RDS (Radio Data System). Изначально она разрабатывалась американскими инженерами в помощь автомобилистам. С помощью RDS можно узнать название станции и другую интересующую информацию. Многие радиостанции передают название композиции, исполняемой в это время, и ее автора. Удобна также функция EON - перестройка на новости или экстренную информацию. С помощью RDS можно автоматически настроиться только на определенные жанровые программы. Большинство из предлагаемых удобств RDS в России не используется.

Обычно ресиверы «по умолчанию» оборудуются тюнерами с декодером RDS. Это совсем незначительно удорожает конструкцию. Если же тюнер отсутствует, то перед нами аппарат, называющийся уже AV-усилителем.

УСИЛИТЕЛЬ МОЩНОСТИ

Все ресиверы оборудованы как минимум пятью каналами усиления, рассчитанными на работу с многоканальной фонограммой. Это самая энергоемкая часть ресивера. Потребляемая ею мощность идет на «раскачку» выходных цепей. И чем она выше, тем эффективнее, мощнее работает усилитель. От выходной мощности усилителя зависит в немалой степени восприятие картины. Если ее недостаточно, то взрывы, визг тормозов, выстрелы, крики не будут волновать зрителя. Те самые динамические всплески, которые заставляют вздрагивать смотрящего на экран, добавляя реализма действию, не будут так выразительны. Одним из необходимых условий усилителей мощности в ресиверах на сегодня является не только умение справляться с крутыми нагрузками кино, но и правильная работа с музыкальными записями. Для этого усилитель должен как можно меньше окрашивать звук. В кино же, наоборот, повышенная яркость звучания вкупе с мощным динамическим разбросом только усиливает эмоциональное воздействие на зрителя. Поэтому разработчики идут на компромисс, результатом которого становятся системы, одинаково хорошо работающие в обоих режимах. Но работа эта далека от совершенства. Для действительно бескомпромиссного звука во многие ресиверы ныне встраиваются переключатели с кинотеатрального на музыкальный режим работы.

Как уже упоминалось выше, в настоящее время число каналов окружающего звука в фонограммах кинолент растет. И пяти встроенных усилителей явно не хватает. Многие производители пошли на увеличение числа каналов встроенных усилителей. Это привело к удорожанию конструкции. Другие пошли путем установки в ресивер дополнительных звуковых выходов, позволяющих использовать имеющийся декодер с количеством каналов, отличным от 5.1 с внешними подключаемыми усилителями мощности.

При выборе ресивера для создания домашнего кинотеатра необходимо учесть мощность встроенного усилителя. Иначе, если ее окажется недостаточно, процесс просмотра интересного фильма превратится в обыкновенное скучное времяпрепровождение у экрана. Но все-таки нужно реально подходить к выбору ресивера по этому параметру. Чрезмерная мощность так же вредна, как и недостаточная. Наиболее оптимальным для комнаты в 20 кв.м можно считать выбор ресивера с усилителем мощности в 100 Вт на канал.

Еще один фактор, который стоит учитывать при выборе современного ресивера, - это его совместимость с широкодиапазонными звуковыми форматами Super Audio CD и DVD-Audio. Эти форматы предполагают работу усилителя в диапазоне частот 2 ... 100000 Гц с динамическим диапазоном в 120 дБ. Сейчас уже даже многие «бюджетные» компоненты некоторых фирм оборудованы такими усилителями. А вот решить, будет ли в составе домашней системы проигрыватель, совместимый с этими форматами, нужно самим.

СЕРВИСНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕСИВЕРА

К сервисным возможностям отнесем функции настройки его основных параметров, необходимых для комфортного звучания системы. Также стоит упомянуть в этом разделе процессоры обработки звука и коммутационные возможности ресивера.

Начнем с простого примера. Некий счастливый владелец ресивера принес его из магазина и подключил ко всем остальным компонентам системы, после чего поставил любимый фильм и начал смотреть его. И тут он стал замечать некоторые странности в звучании системы: никакого комфорта при просмотре, а уж тем более реализма экранного действия нет и в помине. А ведь было обещано именно это! Все просто: ресивер необходимо было настроить под конкретные условия комнаты и параметры остальных компонентов домашнего театра, в частности, нужно выбрать в установке ресивера нужный размер колонок для правильного распределения баса между акустикой окружающего звучания и сабвуфером. Расстояние от АС до слушателя и размеры комнаты, предлагаемые к настройке некоторыми фирмами, позволяют звуку достигать ушей зрителя одновременно со всех сторон. И не важно, где находится смотрящий, - в центре комнаты или его кресло ютится в углу. Везде звуковая картина должна быть одинаково равномерная. Также для улучшения условий просмотра настройке подвергается баланс между каналами, выравнивающий их по громкости.

Процессоры эффектов (DSP), установленные в ресиверах, производят цифровую обработку звука с целью имитации различных помещений. Например, можно получить звук концертного зала, стадиона, церкви и множества других площадок. Наибольшее распространение эти системы получают при прослушивании стереозаписей с тюнера или CD и просмотре фильмов со звуком, записанным на моноили стереодорожку. Использовать эти программы при просмотре фильма с цифрового источника не всегда уместно. Часто это убивает часть задумки звукорежиссера ленты. Некоторые производители делают упор на применение DSP в ресивере, проводят специальные исследования и замеры в этой области. А многие обходятся минимумом обработок. Все зависит от маркетинговой политики компаний и личных пристрастий будущих владельцев ресиверов. Тут невозможно посоветовать что-либо конкретное. Руководствоваться можно только личным вкусом.

В заключение коснемся коммутационных возможностей ресиверов. Для удобства работы ресиверы, помимо звуковых разъемов, комплектуются набором видеоразъемов. Это сделано для упрощения переключения между видеоисточниками в процессе просмотра. С появлением этой возможности ресивер превратился в полноценный центр досуга. Не зря в начале статьи мы его сравнили с сердцем всей системы. Все компоненты подключаются к нему, а от него уже тянется единственный провод к телевизору, монитору или проектору. Также ресивер отвечает за распределение звуковых сигналов. Он не только принимает, обрабатывает и усиливает звук, поступающий от проигрывателя DVD, CD, спутникового тюнера, но и посылает при необходимости эти сигналы на запись видеомагнитофоном, кассетной декой и другими устройствами записи, в том числе и цифровыми.

Автор: Евгений Измалков

Все статьи и публикации

Скидки
Новости компании
Статьи и публикации
FAQ (Вопросы и ответы)
Словарь терминов
Схема домашнего кинотеатра
Прайс-лист от 17.11.2018
по телефону
(495) 921-47-47, (495) 740-76-54
по электронной почте
sales@foster.ru
отправьте запрос специалисту
по ICQ
 220968451,  199337894
Мнение покупателя
Отзыв о товаре
Предложения по сайту
Москва, м. Щукинская,
ул. Ак. Бочвара, д.15
Схема проезда >>
Консультации специалиста
Fostergroup рекомендует
Новинки салона
Лидеры продаж
Предварительная инсталляция

Foster.ru - Салон аудио-видео техники и портативных компьютеров

plasmapanel.ru - Плазменные панели и телевизоры

lcd-salon.ru- ЖК телевизоры

proektor.ru - Мультимедийные проекторы

rentonline.ru - Аренда проекторов и плазменных панелей

portables.ru - Ноутбуки и аксессуары

intelkey.ru - Умный дом и системы домашней автоматизации