На главную страницу Контакты Карта сайта
о компании
о проекте
наш салон
скидки
статьи и публикации
новости компании
контакты
Рекомендуемые системы домашних кинотеатров
Акустические системы
Компоненты
Домашние кинотеатры в одной коробке
Аксессуары
Fair price
ATCAcoustic Zen
AmphionAnalog Domain
Argento AudioAudio Research
AudioMachinaAvalon
BergmannBolzano Villetri
Constellation AudioFurutech
German PhysiksGoldmund
Grand Prix AudioLoewe
MactoneMagico
MangerOnkyo
OyaidePeak Consult
PioneerPlayback Designs
PureAudioSoulution
StereolabStereovox
TAOCVAC
VandersteenVitus Audio
ZELLATONZYX
 

Статьи и публикации

DTS: 15 лет в кино


DTS: 15 лет в кино

Расшифровывается название — Digital Theater Systems, как «Цифровые театральные системы», это формат сжатия звука, созданный для хранения и передачи многоканального звукового сопровождения кинотеатрального качества.


Немного историиРазработан формат DTS компанией с одноименным названием. Сегодня практически все имеющиеся на рынке плееры/ресиверы либо поддерживают, либо декодируют формат DTS в том или ином виде, и нет в нем ничего элитного, особенно для рядового пользователя. Но совсем не так было лет 10 назад. Начальные поколения DVD-плееров про формат DTS ничего не знали — они не только не декодировали его, но даже не могли выводить поток через цифровой выход. Позже плееры стали распознавать DTS, но появилась вторая проблема — встроенных декодеров этого формата не было, ресиверы про него тоже ничего «не знали». Зато за цену, почти эквивалентную новому ресиверу продавался отдельный декодер DTS, например, от Denon. Дисков было всего несколько десятков (притом что количество DVD с дорожкой Dolby Digital исчислялось тысячами), но зато на них был полнобитрейтный поток DTS (1536 Мбит/с, что тогдашнему Dolby Digital и не снилось). Если фильм выходил с дорожкой DTS, то это было отдельное издание, на котором, как правило, не было дополнений и количество других аудиодорожек было сведено к минимуму. Все место отдавалось под звук, который по сравнению с таким же релизом в Dolby Digital звучал существенно лучше. Естественно, за такими релизами буквально гонялись коллекционеры и видеофилы.

Однако это было недешевое удовольствие — во-первых, диски стоили дороже (российских релизов в DTS не было тогда вообще), во-вторых, надо было иметь совместимый плеер и соответствующий декодер. Но время шло, декодеры появились в ресиверах, производители дисков признали формат и стали штамповать диски с этими дорожками гораздо активнее. Но... это уже был не тот DTS: в угоду дополнениям и большому количеству дорожек мейджоры снизили битрейт ровно в 2 раза, в результате чего по качеству звучания формат DTS приблизился к Dolby Digital (который к тому времени эволюционировал и стал все меньше походить на зажатый МРЗ). В России тоже стали появляться релизы с DTS-дорожками, но тут дело обстояло еще хуже — частенько исходник был двухканальный, да еще не самого лучшего качества, так что перекодирование его в DTS-формат не давало ничего. Зато на коробке появлялся логотипчик DTS для привлечения покупателей. Поначалу это работало, но довольно скоро потребители поняли, что ничего элитного в этом формате больше нет, он пошел в народ и стал буквально ширпотребным. Нельзя сказать, что он стал «плохим», но уникальность изданий пропала, да и качество звучания больше уже не шокировало так, как в конце 90-х прошлого века.

Факты и развитиеРаботы над созданием формата DTS начались в 1991 году, причем совладельцем компании стал известный режиссер Стивен Спилберг. Первый фильм со звуковой дорожкой в этом формате был выпущен уже в 1993 году, и неудивительно, что это был фильм именно Спилберга — «Парк Юрского периода». Как и Dolby Digital, первая версия формата, DTS Digital Surround, представляла собой кодек для 5.1-канального звука, где пять каналов обладали полной частотной полосой пропускания, а один канал (.1) предназначался для сабвуфера (низкочастотные эффекты). В результате дальнейшего развития были предложены несколько расширенных версий DTS. DTS-ES (Extended Surround) включает в себя два варианта кодека, по сути, расширяющие количество каналов до 6.1 схемы. A DTS 96/24 позволяет записывать дорожки 5.1-канального звука с высоким разрешением: 96 кГц и 24 бита.

Современные реалииОстановимся поподробнее на самых последних расширениях этого формата, разработанных в связи с появлением новых более емких носителей информации — дисков Blu-ray и HD DVD. Это два схожих формата DTS-HD High Resolution и DTS-HD Master Audio. Конечно же, оба формата существенно поднимают планку качества кодирования звукового контента, которая в совокупности с высокими характеристиками оцифровки исходных данных уже едва ли не превосходит человеческие способности восприятия звука и как минимум сильно опережает возможности любых современных акустических систем.

DTS-HD Master Audio — бескомпромиссный вариант хранения 7.1-канального звука без потери качества — «бит-в-бит». Благодаря сжатию без потерь, слушатель может получить точную копию мастер-записи, однако необходимость в этом возникает лишь в студийных условиях (для дальнейшей обработки звука). Поддерживается два варианта оцифровки звука: 96 кГц/ 24бита для7.1 и 192 кГц/24 бита для обычного стереосигнала. В дополнение к этому разрешение исходного звукового сигнала может принимать значения 16/20/ 24 бита. Из-за особенностей алгоритма сжатия без потерь данные кодируются с переменным битрейтом, варьирующимся от 1,5 Мбит/с до 24,5 Мбит/с (для Blu-ray дисков) и до 18 Мбит/с (для HD DVD). Для передачи такого потока уже недостаточно пропускной способности интерфейсов HDMI 1.1 или 1.2, и требуется поддержка интерфейса последней версии — HDMI 1.3, обладающей удвоенной скоростью передачи данных. В формате DTS-HD Master Audio предусмотрена очень интересная и полезная возможность — переназначение колонок (Speaker Remapping). Это аппаратная возможность, позволяющая настроить на ресивере (или любом другом декодере) распределение звуковых данных всех 7.1 каналов по имеющимся в домашнем кинотеатре колонкам с учетом их местоположения так, чтобы максимально приблизить окружающий звук к исходному, задуманному режиссером. Другими словами, эта возможность заставит звучать домашний кинотеатр правильно, как бы ни располагались колонки в вашей комнате. Дополнительно предусмотрена возможность внедрения вторичных звуковых потоков с низким битрейтом для передачи по узким каналам, например для трансляции по сети или интернету.

Впрочем, есть вариант и попроще, который может быть актуален, если ваш ресивер не поддерживает интерфейс HDMI 1.3. Для такого случая больше подходит формат DTS-HD High Resolution Audio. В нем также поддерживается 7.1-канальный звук с оцифровкой 96 кГц/24 бита (16/20/24 бита), однако частота дискретизации 192 кГц в этом кодеке уже не предусмотрена. Для сжатия используется совсем иной алгоритм, допускающий потери качества и работающий с постоянным битрейтом. Максимальный битрейт для Blu-ray-дисков составляет 6 Мбит/с, а для HD DVD — 3 Мбит/с. Это в любом случае существенно больше, чем битрей для стандартных DVD — 768 кбит/с. Для передачи такого потока вполне хватит интерфейса HDMI версий 1.1 или 1.2. Как и в DTS-HD Master Audio, этот формат предусматривает расстановку колонок и поддержку вторичных звуковых потоков.

Обратная совместимостьДля тех, кто не собирается в ближайшее время менять свои ресиверы на новые, поддерживающие новые форматы DTS, будет полезно знать, что DTS-HD Master Audio и DTS-HD High Resolution Audio, впрочем, как все предыдущие DTS-вариации, обратно совместимы со старым добрым DTS Digital Surround. В каждом из этих форматов есть ядро, которое без проблем будет распознано и декодировано DTS-декодером старой версии. Вся дополнительная информация в этом случае будет просто проигнорирована. Но даже и в этом случае владельцы старой техники получат лучший звук, ведь ядро может быть закодировано с битрейтом 1,5 Мбит/с, взамен обычных 768 кбит/с на DVD. Формат DTS-HD Master Audio позволяет отказаться от универсального ядра DTS Digital Surround, тем самым упрощая декодер и уменьшая поток информации. Такой вариант кодека может оказаться удобным лишь в студийных условиях. Для домашнего применения предпочтение будет отдаваться совместимости со старыми декодерами.

Источник: Журнал "Stereo&Video"

Все статьи и публикации

Скидки
Новости компании
Статьи и публикации
FAQ (Вопросы и ответы)
Словарь терминов
Схема домашнего кинотеатра
Прайс-лист от 19.11.2018
по телефону
(495) 921-47-47, (495) 740-76-54
по электронной почте
sales@foster.ru
отправьте запрос специалисту
по ICQ
 220968451,  199337894
Мнение покупателя
Отзыв о товаре
Предложения по сайту
Москва, м. Щукинская,
ул. Ак. Бочвара, д.15
Схема проезда >>
Консультации специалиста
Fostergroup рекомендует
Новинки салона
Лидеры продаж
Предварительная инсталляция

Foster.ru - Салон аудио-видео техники и портативных компьютеров

plasmapanel.ru - Плазменные панели и телевизоры

lcd-salon.ru- ЖК телевизоры

proektor.ru - Мультимедийные проекторы

rentonline.ru - Аренда проекторов и плазменных панелей

portables.ru - Ноутбуки и аксессуары

intelkey.ru - Умный дом и системы домашней автоматизации