Как запомнить глаголы-исключения

Содержание

Как запомнить это несчастное спряжение глаголов

Со школьной скамьи я питал нелюбовь к теме глагольного спряжения. Будучи отъявленным лентяем и обладая природной грамотностью, я не видел причин в том, чтобы разобраться в этой вязкой и нудной теме.

Но! Во-первых, самый лучший способ понять и запомнить что-то – попытаться научить этому другого человека . Во-вторых, если какие-то темы не нравятся, значит, «ты просто не умеешь их готовить».

Итак, как запомнить это несчастное спряжение глаголов?

Трудность состоит в том, что нужно запомнить, во-первых, какие глаголы относятся к I и II спряжению , во-вторых, какие личные окончания имеют эти глаголы в разных формах . А у русского глагола форм очень много.

Начнем со второго пункта. Нам обычно предлагается запомнить множество окончаний.

Для I спряжения: -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют).

Для II спряжения: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

Сейчас я вычеркну из этого списка всё, что запоминать не обязательно (и даже ни к чему):

Окончание 1 лица единственного числа -у (-ю) одинаково для обоих спряжений, значит, это лишняя информация. Убираем без сожаления.

Безжалостно убираем и все элементы, которые есть в окончаниях обоих спряжений ( -шь, -т, -м, -те ), убираем Ю (т.к. оно обозначает тот же звук, что и У , но после мягкого согласного), убираем Я (по схожей причине), убираем Ё (чередующееся с Е ).

Для I спряжения: Е У Для II спряжения: И А

Теперь осталось запомнить, где какие буквы. Девочка Настя, которая 10 лет назад готовилась к ЕГЭ, сказала, что для нее II-ое спряжение навеки связано с осликом Иа . И это прекрасно: для запоминания нет ничего лучше, чем связать нужную информацию с какой-нибудь чепухой.

Итак, II спряжение – это ослик Иа. А уж первому остаются Е и У.

Далее пытаемся определить спряжение конкретного глагола.

Если окончание ударное, смотрим на гласные буквы. Лететь: лет Ит , лет Ят . Ослик! Значит, второе. Какой восторг!

Пить: пьЁт, пьЮт. Ослика нет. Первое! Ура! Можно исправлять двойку?

Погодите. Е сли окончание безударное, надо запомнить, что ко II спряжению относятся глаголы на –ИТЬ в неопределенной (начальной) форме, или в инфинитиве, что то же самое. Исключения : брить, стелить, зиждиться, зыбиться.

Сюда же, ко II спряжению, относятся 11 глаголов-исключений. Чтобы запомнить их, нужно посмотреть интересный и очень странный фильм «Плюмбум, или Опасная игра» (реж. В. Абдрашитов, 1986). Главный герой фильма постоянно твердит список из этих глаголов: «Гнать, держать, вертеть, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть и зависеть, и терпеть, да ещё дышать, смотреть». Я же еще в школе выучил другую последовательность: «Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть и обидеть, и вертеть, и зависеть, и терпеть». Запомнил потому, что мне виделась в этом какая-то драматическая история страдающей творческой личности.

Итак, смотрим фильм про Плюмбума (это псевдоним главного героя).

Итак, II спряжение – ИТЬ + любимые глаголы Плюмбума. Все остальные (кроме брить, стелить, зиждиться, зыбиться) относятся к I спряжению.

Этого достаточно. Есть еще разноспрягаемые глаголы и глаголы особого спряжения, но это будет уже чересчур. В большинстве случаев достаточно помнить ослика Иа, -ИТЬ и Рв (Плюмбум).

Проверим: колоть . Не на -ИТЬ. Ослика нет. Значит, кол е т, кол ю т .

Источник статьи:

Как запомнить это несчастное спряжение глаголов

Глаголы 1 спряжения

Основные правила глаголов исключения

Школьники изучают глаголы исключения еще в четвертом классе. Поэтому большая часть людей, которые утопают в суровых буднях, просто забывают базовые правила грамматики.

В нашем правописании есть много моментов, изучению которых нужно уделить особое внимание. Изменение глаголов по лицам, а также числам получило название – спряжение

В нашем языке у глаголов бывает первое, а также второе спряжение, они отличаются между собой лишь окончаниями.

Согласно базовым правилам в русском языке спряжение в таком случаи можно определить двумя методами:

  1. Опираясь на ударные окончания слов в настоящем времени.
  2. В том случае, когда окончание слова безударное, то спряжение выявляют по суффиксу инфинитива.

Чтобы быстро определить эту словесную форму, которая имеет безударное личное окончание, лучше всего сформировать неопределенную форму, а затем по суффиксу и выявить спряжение.

Следует обязательно перечислить варианты слов первого спряжения:

  • слова, которые имеют в неопределенной форме суффикс –еть;
  • слова с частичками суффикса – ать;
  • всеми существующими словами, в которых присутствуют суффиксы -оть, -уть;
  • тремя словами, исключениями в которых есть суффиксы – ить. В данном случае, речь идёт о словах – стелить, брить, а также зиждиться (последнее слово практически не используется в русском языке).

Что касается вариантов слов второго сопряжения, то к ним следует отнести:

  • слова у которых в неопределенной форме имеется суффикс –ить;
  • семью словами исключениями у которых присутствует суффикс –еть;
  • четырьмя словами исключениями, у которых есть суффикс – ать.

Вышеперечисленные слова часто используются в речи, поэтому нужно точно знать их похождение и правописание. Спряжения в русском языке выступают постоянными грамматическими признаками определённых частей речи. Чтобы подобного рода информация лучше запоминалась можно выучить специальные стишки.

Смотрите видео о том, откуда появились глаголы исключения.

Как правильно определить спряжение – три простых шага

Делаете ли вы уроки с ребенком, пишете ли деловое письмо, готовитесь ли к выступлению и оформляете презентацию – вам необходимо уметь правильно определять спряжение. Ведь от спряжения зависит, какое окончание писать в личных формах глаголов. Вы, конечно, помните, что в окончаниях глаголов 1 спряжения пишется Е, второго – И. Если путаете, то легко запомнить такую картинку:

Нет никакой сложности, определить спряжение глагола с ударным окончанием в личной форме. Видишь, под ударением Е – 1 спряжение, И – 2 спряжение. Например, кладЕшь – 1 спряжение, сидИшь – 2 спряжение.

Сложнее обстоит дело у глаголов с безударными личными окончаниями. У таких глаголов спряжение определяется по инфинитиву (начальной форме). Чтобы найти начальную форму глагола, просто задайте вопрос: что делать / что сделать?

Примеры глаголов в начальной форме: спать, сидеть, ждать.

Здесь нужно запомнить, что ко второму спряжению относятся:

все глаголы на –ить (кроме брить, стелить),

7 глаголов на –еть: вертеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть,

4 глагола на –ать: гнать, держать, слышать, дышать.

Проще всего запомнить так:

Дышать, слышать, ненавидеть,

Все остальные глаголы относятся к первому спряжению, кроме разноспрягаемых. Да-да, есть еще и такие, но их всего два: хотеть и бежать (плюс, конечно, все приставочные производные от них: прибежать, захотеть, перехотеть и так далее).

Особенность этих глаголов в том, что в разных формах они имеют окончания и первого, и второго спряжений.

«Хотеть» в единственном числе спрягается как глагол первого типа (хочешь, хочет), а во множественном как глагол 2 спряжения (хотят, хотим).

«Бежать» в 3 лице множественного числа имеет окончание –ут (первого спряжения), в остальных случаях – окончания 2 спряжения.

И еще один секрет. Если вы определяете спряжение глагола с приставкой ВЫ, то ее нужно ВЫбросить, так как она перетягивает ударение на себя.

Например: выгорит – горит. Окончание ударное, слышим и пишем И.

Еще раз приведем алгоритм определения спряжения (важно не пропускать первый пункт!):

  • Поставьте глагол в личную форму (например, в сочетании с местоимением ОН), проверьте, попадает ли окончание под ударение. Если есть приставка ВЫ – отбросьте ее. Если окончание не ударное, то переходите ко второму пункту.
  • Поставьте глагол в начальную форму (отвечает на вопросы что делать / что сделать?)
  • Проверьте, не входит ли он в список 11 глаголов, не является ли разноспрягаемым.

Например, вам нужно определить спряжение глагола: «покупать». Первым делом, поставьте глагол в личную форму и проверьте, не является ли окончание ударным.

Внимание! Часто вы забываете проверить окончание на ударность в личной форме глагола и сразу переходите ко второму пункту. Это в основном и приводит к ошибкам в определении спряжения

В личной форме окончание не под ударением – поставьте глагол в начальную форму:

Глагол на –ать, но он не входит в список «гнать, держать, слышать, дышать» и не является разноспрягаемым, значит, это глагол 1 спряжения.

Итак, научиться правильно определять спряжение несложно, нужно только помнить, что на первом этапе необходимо ставить глагол в личную форму, не забывать про разноспрягаемые глаголы и коварную приставку ВЫ-.

Теперь вы знаете, как определить спряжение глаголов в русском языке.

Статья была полезной? Ставьте лайк, делитесь в соцсетях, подписывайтесь на канал.

Источник статьи:

Глаголы, которые не входят в 1 и 2 спряжения

Стихотворная форма глаголов-исключений для запоминания

Стишок про слова-исключения 1 и 2 спряжения глаголов

Умение грамотно писать – непременное условие образованности и общего интеллектуального любого человека. Русский язык – это национальная гордость России, его воспевали в своих стихах русские поэты (одно “Мы знаем, что ныне лежит на всех. ” чего стоит!), его учат иностранцы, он служит средством культурного обмена на всей территории постсоветского пространства. И русскому человеку не знать правила русского языка попросту стыдно.

Между тем именно в школе закладываются основы как знания, так и любви к родному языку. Именно школьная система, сохранившая крепкий советский фундамент, индоктринирует учеников наиболее простыми для восприятия, понятными и яркими формами обучения.

Глаголы-исключения

Глаголы I спряжения и их исключения

Безошибочно научиться выявлять глаголы 1-ого спряжения весьма просто. Достаточно лишь заучить следующие окончания: -ю(-у), -ешь(-ёшь), -ет(-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ют(-ут).

я мету, ты метёшь, он/она метёт, мы метём, вы метёте, они метут;

я копаю, ты копаешь, он/она копает, мы копаем, вы копаете, они копают;

я живу, ты живёшь, он/она живёт, мы живём, вы живёте, они живут;

я сдаю, ты сдаёшь, он/она сдаёт, мы сдаём, вы сдаёте, они сдают;

я плету, ты плетёшь, он/она плетёт, мы плетём, вы плетёте, они плетут.

Особенные слова 1-ого спряжения составляют лишь 2 глагола-исключения: брить и стелить.

Их очень легко спутать со 2-ым спряжением, ведь перед суффиксом –ть стоит буква «И», которая обычно и указывает на глаголы II спряжения. Проверка: брить – брею, бреешь, бреет, бреем, бреете, бреют.

Однако глагол стелить особенный, он употребляется исключительно в форме инфинитива или прошедшего времени. Личные формы слова стелить получится образовать лишь от глагола стлать.

Спряжение глаголов

Не только дети, но и взрослые затрудняются в написании букв е/и в окончаниях глаголов в настоящем и будущем времени. С личными окончаниями данной части речи знакомятся учащиеся в четвертом классе. В это время дети узнают о том, как глаголы спрягаются.

Спряжением называют изменение глагола в настоящем и будущем времени по числам и лицам. При этом меняются окончания. Во многих случаях проблем с написанием не возникает, если эта часть слова ударная. А как поступить, если на окончание ударение не падает?

Чтобы не ошибиться в выборе нужной буквы в окончании, нужно знать некоторые правила:

  • Поставить слова в начальную форму и определить, на какие буквосочетания они оканчиваются. В неопределенной форме (инфинитив) перед -ть стоят гласные «и», «ы», «о», «е», «у», «а», «я». Вот на них и нужно ориентироваться.
  • Затем применяется правило: если в слове перед -ть стоит буква «и», то это II спряжение, другая гласная — I.

Важно! Такое определение спряжения относится только к глаголам с безударными окончаниями. Но с этого момента и начинаются трудности

Дело в том, что в любом языке есть немало исключений, которые не подчиняются установленным законам языка. Такие курьезы относятся и к глаголам настоящего и будущего времени. Знания конкретных окончаний I и II спряжения не всегда приводят к правильному результату. Все дело в словах, не подчиняющихся определенным правилам, которые имеются в обоих спряжения

Но с этого момента и начинаются трудности. Дело в том, что в любом языке есть немало исключений, которые не подчиняются установленным законам языка. Такие курьезы относятся и к глаголам настоящего и будущего времени. Знания конкретных окончаний I и II спряжения не всегда приводят к правильному результату. Все дело в словах, не подчиняющихся определенным правилам, которые имеются в обоих спряжения.

Противоречия I спряжения

По правилам русского языка, слова-действия, оканчивающиеся в инфинитиве на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, являются глаголами первого спряжения. Например, таять, полоть, нырять, играть и так далее. Но некоторые из них, оканчивающихся на -еть, -ать, не желают подчиняться и переходят во второе спряжения. В то время как брить, стелить — тоже исключения из правила, они пишутся с гласной «е» в личных окончаниях и являются представителями первого спряжения.

Противоречия II спряжения

Не меньше трудностей вызывают у школьников написание гласных букв «е» или «и» в окончаниях исключений, относящихся ко 2 спряжению. Есть несколько слов, которые не желают починяться принятым правилам языка.

Глаголы-исключения:

  • смотреть, обидеть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть;
  • слышать, гнать, держать, дышать.

Давайте приведем примеры изменения:

  • гнать, гонит, гонишь, гоните;
  • смотреть, смотрит, смотришь, смотрите;
  • видеть, видит, видишь, видите и так далее.

Кроме того, не имеет значения, есть в слове приставка или нет (гнать — перегнать, держать — выдержать, ветреть — повертеть), все равно такие глаголы исключения относятся ко II спряжению.

Ударение в словах

Стихотворная форма глаголов-исключений для запоминания

На основании стихотворного сложения существуют различные варианты стиха для запоминания всех слов-исключений 1 и 2 спряжения, некоторые содержат только глаголы второго спряжения, другие – и второго, и первого. Некоторые также для лучшего запоминания дополнены вспомогательными словами для создания смысловой нагрузки, чтобы ребенку легче было запомнить, поскольку память некоторых лвюдей основывается на восстановлении смысловых связей стихов.

Благодаря благозвучному сочетанию, продиктованному идентичным окончанием слов, обусловленных правилами глагольного словообразования, для стихотворного сложения существуют большие возможности, границы которых устанавливаются только пределом фантазии, эрудированности, заинтересованности в образовательном процессе педагога, родителя или ребенка. Эта форма запоминания отлично работает, поскольку вовлекает ученика в образовательный процесс, представая в виде игры, считалки, а исключения и правил спряжения глаголов обычно заучивают в том возрасте, когда для детей игры остаются намного интереснее учебы.

Впрочем, следует оговорить, заметив, что подобный формат запоминания чего-либо: правил русского и других языков, подготовки к экзаменам и тестированиям, – в принципе работает не только в начальных классах школы. Существуют различные методики тренировки памяти, основывающиеся на различных особенностей человеческого восприятия в принципе и восприятия людей различного эмоционально-психического склада. Что касается упомянутой стихотворной формы, то она хороша, прежде всего, тем, что объединяет в себе наличие рифмы и логической взаимосвязи, поэтому ее можно назвать лучшей методикой заучивания правил о глаголах-исключениях из первого и второго спряжений.

Вообще следует сказать, что существует множество интересных и профессионально составленных методик изучения языков, благодаря которым можно легко и быстро научиться грамотно писать и изъяснять не только на русском, но и на других языках.

Спряжение глаголов

Как определить спряжение глагола в русском языке

Ударение в словах

Долго ели тОрты –Не налезли шОрты!

ЗвонИт звонарь,ЗвонЯт в звонок,Чтоб ты запомнить верно смог.

В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!

Баба Фёкла копала свЁклу, а Коко Шанель любила щавЕль (от пользователя varik-varvarik)

Срубили ель, сорвали щавЕль.

Не говори катАлог , а только каталОг . А твОрог ? Можно твОрог , а можно и творОг !

ФенОмен звонИт по средАм,ПринЯв договОр по годАм,Он Отдал экспЕртам эскОртаХодАтайство аэропОрта.

А у нашей МарфыВсе в полоску шАрфы!

Для строителей в моментПривезет шофЁр цемЕнт.

МолЯщий в списки вас включИт,ПонЯвший душу облегчИт.

КорЫсть прокрАлась в квартАл бухгАлтеров.

В чистоте чтоб жил народ, придуман мусоропровОд.

БАрмен поместил в свой блог каталОг и некролОг.

Разноспрягаемые глаголы

Когда буква зависит от спряжения

Учим слова-исключения

Стишков, связанных с запоминанием слов-исключений, существует большое количество. Каждый может выбрать свой вариант.

Способы заучивания

Как мы уже говорили, запомнить правило непросто, если учить отдельно глаголы-исключения так, как они даются в правилах русского языка.

Учителя всегда стараются облегчить заучивание любых правил различными способами. Это касается и глаголов. Вот удобные приемы:

  1. Нарисовать картинку, показывая движение, например, человечков.
  2. Придумать интересный стишок, вставив в него глаголы-исключения.
  3. Подобрать слова таким образом, чтобы их можно было показать.

На практике доказано, что рифмованные строчки, соединенные с движением, запоминаются быстрее и надолго. Достаточно только начать читать стишок, как дети вспоминают последовательность слов и применяют их при написании.

Хочется предложить такой вариант.

Слова рифмовкой связаны в каждом предложении. Читая, дети подкрепляют слова движением:

  • гнать — помахивают рукой, как будто в ней прутик;
  • держать — сжимают кулачки, как будто что-то спрятали;
  • смотреть — прикладывают к голове ребро ладошки;
  • видеть — удивленно смотрят вдаль.

И таким способом в действие приводится каждый глагол. Конечно, движения могут быть иными, но суть остается одна — заучивается рифмовка быстро и прочно.

Преимущества использования стишков в глаголах исключениях

Основным правилом в русском правописании является то, что главным отличием в окончании глаголов первого, а также второго спряжения выступает характер написания. Поскольку в большей части личных окончаний в первом спряжении нужно писать букву «е», в то время как во втором случае, необходимо писать букву «и». Иногда деткам бывает сложно, справится с такими правилами и выучить необходимые слова, поэтому в таких случаях идеальным помощником станут краткие стишки.

При составлении стихотворений следует учитывать несколько моментов:

  1. Стих должен быть кратким.
  2. Все стишки на запоминание должны быть логичными, а не просто набор слов.
  3. При составлении стишка следует вставлять все слова, которые нужно запомнить.

Чтобы повысить эффект от такого запоминания специалисты настоятельно рекомендуют давать дополнительные ассоциации. К примеру, деткам, у которых хорошо работает зрительная память, вы можете предложить нарисовать картинку, а точнее небольшую иллюстрацию к этим словам.

По словам специалистов, очень важно, какие слова, а также какое их количество вы планируете вписать в текст. К примеру, если для запоминая, вы напишите длинный и трудный стих, в котором будут присутствовать все слова исключения, то:

  • во-первых, ребёнок должен будет выучить большой стих;
  • во-вторых, ему еще понадобится вспоминать ради каких слов, он учил весь текст.

Правила по написанию окончания глагола исключения нельзя логически объяснить. С ними лучше просто смерится и запомнить. Для этой цели можно использовать различные стихи. Учитывая такое на первый взгляд, незначительное правило в правописании, вы сможете уйти от непредсказуемых конфузов во время общения либо при деловой переписке.

Действующие способы по заучиванию

Как показывает практика запомнить правила по таким словам довольно сложно. Поэтому учителя предлагают своим ученикам различные способы заучивания.

К числу наиболее действующих вариантов по запоминанию слов исключения – глаголов, можно отнести три основных методики:

  1. Можно нарисовать небольшую картинку, где будет изображено движение, например нескольких человечков.
  2. Придумать маленький стишок и включить в него слова глаголы-исключения.
  3. Подбирать необходимые слова так, чтобы в итоге вы смогли их показать.

Доказано, что рифмованные строчки, которые удачно соединены с движением, запоминаются в несколько раз быстрее. Вполне достаточно лишь начать стих, и дети практически сразу вспоминают определенную последовательность слов и в дальнейшем используют их в правописании.

В заключении следует сказать о том, что глагол выступает незаменимой частью речи, поэтому как бы нам не хотелось, его все равно следует выучить.

Он может изменяться по трём основным формам:

  1. По критериям времени.
  2. По лицам.
  3. По числовому порядку.

В качестве исключения из правила в окончании глагола является безударное окончание. Поскольку считается, что их не так уж и трудно понять носителям русского языка.

Чтобы поставить правильную букву в окончании слова, нужно следовать определённым правилам:

  • можно попробовать поставить слово в начальную форму, а затем понять на какие буквосочетания они заканчиваются. Если использовать неопределенную форму (простыми словами инфинитив), то перед –ть находятся гласные буквы, на которые можно смело ориентироваться;
  • далее можно вспомнить правило в правописании – если в слове перед сочетанием –ть находится буква «и», то это второе спряжение.

Чтобы быстрее разобраться с этим вопросом, лучше всего воспользоваться специальной таблицей глаголов исключения.

Источник статьи: http://rutvet.ru/pravila-pravopisaniya-glagoly-isklyucheniya-i-kak-ih-zapomnit-11475.html

10 лёгких способов (иногда в стихах) запомнить правила русского языка

Глаголы-исключения в стихах

Глаголы-исключения сле­ду­ет запом­нить наизусть, что­бы не оши­бать­ся в напи­са­нии их лич­ных окон­ча­ний. Предлагаем под­бор­ку сти­хов и запо­ми­на­лок, что­бы выучить глаголы-исключения. Надеемся, что эти весе­лые сти­хи помо­гут вам лег­ко запом­нить спи­сок глаголов-исключений вто­ро­го спря­же­ния, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -еть и -ать и гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния, име­ю­щих конеч­ное бук­во­со­че­та­ние -ить.

В рус­ском язы­ке несколь­ко гла­го­лов с без­удар­ны­ми лич­ны­ми окон­ча­ни­я­ми полу­чи­ли назва­ние глаголы-исключения, так как спря­га­ют­ся не так, как типич­ные гла­го­лы пер­во­го или вто­ро­го спря­же­ния.

  • гла­го­лы I спря­же­ния, име­ю­щие в кон­це -ить, — брить, сте­лить;
  • 7 гла­го­лов II спря­же­ния с конеч­ным соче­та­ни­ем -еть — смот­реть, видеть, нена­ви­деть, зави­сеть,тер­петь, вер­теть, оби­деть;
  • 4 гла­го­ла II спря­же­ния с бук­во­со­че­та­ни­ем -ать — гнать, дер­жать, дышать, слы­шать.

Выучить их пере­чень помо­гут сле­ду­ю­щие сти­хи и шуточ­ные запо­ми­нал­ки.

Примеры глаголов

Примеры глаголов в разных родах, временах, наклонениях.

Род есть только в единственном числе прошедшего времени: Мужского рода (что делал?): плыл, висел. Женского рода (что делала?): плыла, висела. Среднего рода (что делало?): плыло, висело.

Прошедшее (что делал?): рисовал/нарисовал. Настоящее: (что делает?): рисует. Будущее: (что будет делать? что сделает?) будет рисовать/нарисует.

В этом примере «рисовал» и «будет рисовать» — глаголы несовершенного вида, «нарисовал» и «нарисует» — совершенного.

Изъявительное (что делаю?): мечтаю, поиграют, учил, выучил. Повелительное (что делай?): мечтай, поиграйте, учи, выучи. Условное (что делал бы?): мечтал бы, поиграли бы, учил бы, выучил бы.

В этом примере мечтаю — глагол несовершенного вида единственного числа, поиграют — совершенного вида множественного числа, учил — несовершенного вида единственного числа в прошедшем времени, выучи — совершенного вида единственного числа в прошедшем времени.

Рифмованные стихотворения “Глаголы – исключения” ( 4 класс)

Определение спряжения

В русском языке большинство глаголов распределяется по двум типам спряжения: глаголы первого спряжения и глаголы второго спряжения.

Спряжение определяется по следующему плану:

  • Определить личное окончание глагола. Если оно ударное, определять спряжение по гласной в личном глагольном окончании.
  • Если личное окончание глагола безударное, то поставить глагол в неопределенную форму.
  • Посмотреть, относится ли глагол к глаголам-исключениям.
  • Определить спряжение по гласной в основе неопределенной формы глагола.

Обязательно нужно определять личное глагольное окончание, так как оно определяет спряжение многих глаголов.

Данное правило поможет рассмотреть таблица «Личные окончания глаголов».

1 спряжение

2 спряжение

Лицо

Единственное число

Множественное число

Единственное число

Множественное число

1

у (ю)

ем

у (ю)

им

2

ешь

ете

ишь

ите

3

ет

ут (ют)

ит

ат (ят)

Форма 1 лица единственного числа в обоих спряжениях одинаковая, поэтому по ней нельзя определять спряжение.

Примеры определения глагольного спряжения:

Борешься – личное окончание безударное, инфинитив не на –ить, к глаголам-исключениям не относится, следовательно, это глагол 1 спряжения.

Спишь – личное окончание ударное, ударение падает на И, к глаголам-исключениям не относится, следовательно, это глагол 2 спряжения.

Глагол лететь, несмотря на то что оканчивается не на –ить, относится ко 2 спряжению, так как личное окончание ударное, ударение падает на гласную И: ЛетИт.

Чтобы определить, к какому спряжению относится тот или иной глагол, поможет таблица, в которой отражено также спряжение глаголов-исключений.

Спряжение

I

II

Глаголы

не на -ить

+ брить, стелить, зиждиться

на -ить

(кроме брить, стелить, зиждиться)

+ гнать, дышать, держать, слышать

+ смотреть, обидеть, видеть, ненавидеть, вертеть, терпеть, зависеть

Ударные гласные в личных окончаниях

Е, У, Ю

И, А, Я

Наклонения глаголов

Глаголы имеют формы наклонений, которые показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным или возможным при каком-либо условии, или желательным. В русском языке три наклонения:

изъявительноенаклонение, показывающее. что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет, например: Мы врагов встречаем просто: били, бьем и будем бить. В изъявительном наклонении глагол изменяется по временам, имеет формы настоящего, прошедшего и будущего времени (см. предыдущий пример);
сослагательное(условное) наклонение, показывающее, что действие возможно лишь при определенном условии, например: Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге. Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени путем прибавления частицы бы. В сослагательном наклонении глаголы изменяются по числам, а в единственном числе по родам (т. е. так же, как изменяются глаголы прошедшего времени), например: рассказывать — рассказывал бы (м. р.), рассказывала бы (ж. р.), рассказывало бы (ср. р.), рассказывали бы (мн

ч.) (обратите внимание на раздельное написание частицы бы);
повелительноенаклонение наклонение, обозначающее действие, которое велят, просят, советуют совершить, например: Виски ей уксусом потри. Опрыскивай водой

Поклон, сударь, отвесьте!; При нем не спорь ты вкривь и вкось и завиральные идеи эти брось! Повелительное наклонение образуется прибавлением суффикса -и к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса, например: нести — несут — неси, привезти — привезут — привези; рассказывать — рассказывают — рассказывай; готовить — готовят — готовь. Во множественном числе прибавляется -те: несите, привозите, рассказывайте, готовьте.

В сослагательном и повелительном наклонениях глагол по-временам не изменяется.

В предложении глаголы изъявительного, сослагательного, повелительного наклонений бывают сказуемыми (примеры см. выше).

Как правильно определить спряжение – три простых шага

Делаете ли вы уроки с ребенком, пишете ли деловое письмо, готовитесь ли к выступлению и оформляете презентацию – вам необходимо уметь правильно определять спряжение. Ведь от спряжения зависит, какое окончание писать в личных формах глаголов. Вы, конечно, помните, что в окончаниях глаголов 1 спряжения пишется Е, второго – И. Если путаете, то легко запомнить такую картинку:

Нет никакой сложности, определить спряжение глагола с ударным окончанием в личной форме. Видишь, под ударением Е – 1 спряжение, И – 2 спряжение. Например, кладЕшь – 1 спряжение, сидИшь – 2 спряжение.

Сложнее обстоит дело у глаголов с безударными личными окончаниями. У таких глаголов спряжение определяется по инфинитиву (начальной форме). Чтобы найти начальную форму глагола, просто задайте вопрос: что делать / что сделать?

Примеры глаголов в начальной форме: спать, сидеть, ждать.

Здесь нужно запомнить, что ко второму спряжению относятся:

все глаголы на –ить (кроме брить, стелить),

7 глаголов на –еть: вертеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть,

4 глагола на –ать: гнать, держать, слышать, дышать.

Проще всего запомнить так:

Дышать, слышать, ненавидеть,

Все остальные глаголы относятся к первому спряжению, кроме разноспрягаемых. Да-да, есть еще и такие, но их всего два: хотеть и бежать (плюс, конечно, все приставочные производные от них: прибежать, захотеть, перехотеть и так далее).

Особенность этих глаголов в том, что в разных формах они имеют окончания и первого, и второго спряжений.

«Хотеть» в единственном числе спрягается как глагол первого типа (хочешь, хочет), а во множественном как глагол 2 спряжения (хотят, хотим).

«Бежать» в 3 лице множественного числа имеет окончание –ут (первого спряжения), в остальных случаях – окончания 2 спряжения.

И еще один секрет. Если вы определяете спряжение глагола с приставкой ВЫ, то ее нужно ВЫбросить, так как она перетягивает ударение на себя.

Например: выгорит – горит. Окончание ударное, слышим и пишем И.

Еще раз приведем алгоритм определения спряжения (важно не пропускать первый пункт!):

  • Поставьте глагол в личную форму (например, в сочетании с местоимением ОН), проверьте, попадает ли окончание под ударение. Если есть приставка ВЫ – отбросьте ее. Если окончание не ударное, то переходите ко второму пункту.
  • Поставьте глагол в начальную форму (отвечает на вопросы что делать / что сделать?)
  • Проверьте, не входит ли он в список 11 глаголов, не является ли разноспрягаемым.

Например, вам нужно определить спряжение глагола: «покупать». Первым делом, поставьте глагол в личную форму и проверьте, не является ли окончание ударным.

Внимание! Часто вы забываете проверить окончание на ударность в личной форме глагола и сразу переходите ко второму пункту. Это в основном и приводит к ошибкам в определении спряжения

В личной форме окончание не под ударением – поставьте глагол в начальную форму:

Глагол на –ать, но он не входит в список «гнать, держать, слышать, дышать» и не является разноспрягаемым, значит, это глагол 1 спряжения.

Итак, научиться правильно определять спряжение несложно, нужно только помнить, что на первом этапе необходимо ставить глагол в личную форму, не забывать про разноспрягаемые глаголы и коварную приставку ВЫ-.

Теперь вы знаете, как определить спряжение глаголов в русском языке.

Статья была полезной? Ставьте лайк, делитесь в соцсетях, подписывайтесь на канал.

Источник статьи:

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий