Как написать анализ научной статьи

«Энциклопедическое» изложение

Научный стиль повествования нашел свое широкое применение в словарях, справочной литературе, учебниках, научных трудах. Используется он для передачи информации дисциплинарного характера. Проводя стилистический анализ научного текста, можно отметить следующие ключевые особенности: ясность изложения подлинного материала, а также употребление слов лишь в их прямом значении.

Как и любой другой языковой прием, такое повествование имеет свои характерные особенности. Наиболее ярко выраженная его черта — частое использование специальных слов – терминов. Отлично иллюстрирует специфику научного стиля следующий текст: «Под воздействием солнца в листьях растений вырабатывается хлорофилл. Хлорофилл – это зеленый пигмент, содержащийся в хлоропластах и обуславливающий его окраску в зеленый цвет. В процессе фотосинтеза хлорофилл поглощает солнечную энергию и преобразует её в энергию химических соединений внутренних веществ».

Особенности научного стиля

Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, статья, доклад, учебник, курсовая работа и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.

Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.

  1. Логичность — это, по возможности, наличие смысловых связей между последовательными единицами (блоками) текста.
  2. Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.
  3. Ясность , как качество научной речи, предполагает понятность, доступность.

Литературное изложение

Художественный стиль применяется в написании романов, рассказов, стихов. Его назначение кроется в стремлении автора передать красочную, живую картину и создать эмоциональную связь с изображаемыми персонажами или происходящими действиями. Изложение отличается выразительностью, яркой эмоциональной окраской высказываний и конкретностью описываемых образов.

Проводя стилистический анализ художественного текста, можно заметить использование характерных языковых приемов, таких как:

  1. Конкретные слова — например, дерево, луна.
  2. Слова или фразы в переносном значении – например, бить баклуши.
  3. Слова с яркой эмоциональной окраской – например, сыночек, бабуля.
  4. Выразительные средства, передающие художественный образ:

— эпитеты – яркое солнце;

— метафоры – золотые волосы;

— олицетворения – молоко убежало;

— сравнения – белый как снег.

Перечисленные выше средства выразительности речи можно более детально изучить на примере художественного произведения «Золотой дождь» Н. Сладкова:

«Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам…» .

1.3 Морфология научного стиля

Языку научного общения присущи и свои грамматические особенности. Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляются в особенностях функционирования разнообразных грамматических, в частности морфологических, единиц, что обнаруживается в выборе категорий и форм, а также степени их частоты в тексте. Реализация закона экономии языковых средств в научном стиле речи приводит к использованию более кратких вариантных форм, в частности форм существительных мужского рода вместо форм женского рода: клавиш (вместо клавиша), манжет (вместо манжета).

Формы единственного числа имен существительных используются в значении множественного числа: Волк — хищное животное из рода собак; Липа начинает цвести в конце июня. Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, шумы в радиоприемнике, большие глубины.

Названия понятий в научном стиле преобладают над названиями действий, это приводит к меньшему употреблению глаголов и большему употреблению существительных. При использовании глаголов заметна тенденция к их десемантизации, то есть утрате лексического значения, что отвечает требованию абстрактности, обобщенности научного стиля. Это проявляется в том, что большая часть глаголов в научном стиле функционирует в роли связочных: быть, являться, называться, считаться, стать, становиться, делаться, казаться, заключаться, составлять, обладать, определяться, представляться и др. Имеется значительная группа глаголов, выступающих в качестве компонентов глагольно-именных сочетаний, где главная смысловая нагрузка приходится на имя существительное, обозначающее действие, а глагол выполняет грамматическую роль (обозначая действие в самом широком смысле слова, передает грамматическое значение наклонения, лица и числа): приводить — к возникновению, к гибели, к нарушению, к раскрепощению; производить — расчеты, вычисления, наблюдения. Десемантизация глагола проявляется и в преобладании в научном тексте глаголов широкой, абстрактной семантики: существовать, происходить, иметь, появляться, изменять(ся), продолжать(ся) и пр.

Для научной речи характерно использование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа, что подтверждается синонимией структур предложения: перегонку производят — перегонка производится; можно вывести заключение — выводится заключение и пр.

Еще одна морфологическая особенность научного стиля состоит в использовании настоящего вневременного (с качественным, признаковым значением), что необходимо для характеризации свойств и признаков исследуемых предметов и явлений: При раздражении определенных мест коры больших полушарий регулярно наступают сокращения. Углерод составляет самую важную часть растения. В контексте научной речи вневременное значение приобретает и прошедшее время глагола: Произведено n опытов, в каждом из которых x приняла определенное значение. Вообще, по наблюдениям ученых, процент глаголов настоящего времени в три раза превышает процент форм прошедшего времени, составляя 67-85% от всех глагольных форм.

Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляется в особенностях употребления категории вида глагола: около 80% составляют формы несовершенного вида, являясь более отвлеченно-обобщенными. Немногие глаголы совершенного вида используются в устойчивых оборотах в форме будущего времени, которое синонимично настоящему вневременному: рассмотрим…, уравнение примет вид. Многие глаголы несовершенного вида лишены парных глаголов совершенного вида: Металлы легко режутся.

Формы лица глагола и личные местоимения в научном стиле также употребляются в соответствии с передачей отвлеченно-обобщающих значений. Практически не используются формы 2-го лица и местоимения ты, вы, так как они являются наиболее конкретными, мал процент форм 1-го лица ед. числа. Наиболее частотны в научной речи отвлеченные по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно. Местоимение мы, кроме употребления в значении так называемого авторского мы, вместе с формой глагола часто выражает значение разной степени отвлеченности и обобщенности в значении «мы совокупности» (я и аудитория): Мы приходим к результату. Мы можем заключить.

1.2 Лексика научного стиля

Так как ведущей формой научного мышления является понятие, то и почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы — термины. Термин — это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным. Приведем примеры терминов: атрофия, численные методы алгебры, диапазон, зенит, лазер, призма, радиолокация, симптом, сфера, фаза, низкие температуры, керметы. Термины, значительная часть которых является интернациональными словами, — это условный язык науки.

Термин является основной лексической и понятийной единицей научной сферы человеческой деятельности. В количественном отношении в текстах научного стиля термины преобладают над другими видами специальной лексики (номенклатурными наименованиями, профессионализмами, профессиональными жаргонизмами и пр.), в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-20 процентов общей лексики данного стиля.

Для терминов, как основных лексических составляющих научного стиля речи, а также для других слов научного текста характерно употребление в одном, конкретном, определенном значении. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном стиле в одном, реже — в двух значениях, которые являются терминологическими: сила, размер, тело, кислый, движение, твердый (Сила — величина векторная и в каждый момент времени характеризуется числовым значением. В данной главе содержатся сведения об основных стихотворных размерах.). Обобщенность, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических единиц с абстрактным значением (абстрактная лексика). «Научный язык совпадает с понятийно-логическим языком, понятийный язык выступает как более абстрактный» (Балли Ш. Французская стилистика. М., 1961, с. 144, 248).

О.Д. Митрофанова в работе «Язык научно-технической литературы» отмечает однообразие, однородность лексики научного стиля, что приводит к увеличению объема научного текста за счет многократного повторения одних и тех же слов. Так, по ее данным, в текстах по химии на объем текста в 150 тысяч лексических единиц приведенные ниже слова употреблены следующее число раз: вода — 1431, раствор — 1355, кислота — 1182, атом — 1011, ион — 947 и пр.

Научный стиль имеет и свою фразеологию, включающую составные термины: солнечное сплетение, прямой угол, наклонная плоскость, глухие согласные, деепричастный оборот, сложносочиненное предложение, а также различного рода клише: заключается в…, представляет собой…, состоит из…, применяется для … и пр.

Требования к наполнению

При анализе статьи лингвист учитывает уровень профессионализма автора. Его показатели — стиль написания, манера подачи материала, грамотность. Опытный специалист непременно проверяет контент на отсутствие плагиата. В этом помогают специальные программы, выявляющие процент уникальности. Также изучается обоснованность экспериментов, насколько они применимы на практике.

Научные материалы рассматриваются с позиции ООД — ориентировочной основы действия, которая представляет систему репрезентаций о целях, методах и условиях внедрения.

Необходимо составить план и четко придерживаться структуры:

  1. Название, данные автора, место публикации.
  2. Актуальность проведенных опытов.
  3. Наличие новизны.
  4. Жанр.
  5. Грамотный литературный обзор источников.
  6. Методологический подход.
  7. Практическая и теоретическая значимость работы.
  8. Аргументированные выводы.

Авторство и место публикации

Чтобы правильно оценить научный труд, аналитику необходимо досконально изучить текст, перепроверить представленные источники, которыми пользовались при написании.

В этом блоке обязательно должны быть указаны:

  1. Информация об авторе: паспортные данные, место работы, ученая степень.
  2. Список прошлых публикаций.
  3. Заголовок.

Актуальность исследования

Здесь учитывается степень востребованности темы в научном или современном обществе. Если она слишком устарела, то интереса для читателя уже не представляет. Исключение — подача материала с учетом новых открытий или фактов.

Если востребованность устарела, то интереса уже не будет.

В блоке должны быть представлены:

Аргументы в пользу важности изысканий.
Подтверждение перспективности темы.
Доказательства практической значимости или применения исследования.
Обоснованные предположения, которые подтверждают, насколько отражена выбранная тема в разных источниках.

Новизна

Это весомый показатель как в научном, так и публицистическом материале, поскольку читатель обращает внимание на факты, которых прежде не знал. В науке они демонстрируются в виде нового:

В науке они демонстрируются в виде нового:

  • знания, незамеченного раньше;
  • аспекта распространенной информации;
  • метода для практического применения;
  • создания модели или процесса;
  • средства, которое поможет совершить прорыв.

Жанр

Здесь оценивается, соответствует ли материал требованиям к оформлению и изложению.

Аналитики при проверке ориентируются на такие параметры:

  1. Наличие громоздких словесных конструкций.
  2. Грамотное использование терминов.
  3. Внедрение схемы тезисов и аргументов.
  4. Анализ количества цитат и их соответствие теме.
  5. Логическую связь между блоками.

Качество обзора литературы

В научном мире специалисты, анализирующие контент, обращают внимание на список материалов, который был использован при написании работы. Оценивают, насколько представленные данные редкие или устаревшие, являются ли они объективными и точными

В блоке также приводят:

  • мнения экспертов;
  • отчеты о проведенных испытаниях;
  • результаты опросов;
  • документально подтвержденные сведения.

Эти аспекты определяют уровень информативности контента, что играет большую роль при общей оценке работы.

Репрезентативность фактов

Этот термин можно расшифровать как представительность, когда аналитик рассматривает, можно ли обобщать результаты исследования по выборке. Изучается качество источников, на которые опирался автор, соответствие контента заявленной теме, точность данных экспериментов и опросов.

Теоретическая/практическая значимость

Этот блок определяет, насколько важен представленный материал для ученого мира или общественности. Опытные аналитики рекомендуют ориентироваться на разработанные вопросы. Если ответы на них положительные, то и контент получит высокую оценку.

Предлагается для анализа такой перечень:

  1. Дает ли статья новые знания.
  2. Где можно применить результаты исследований.
  3. Какая практическая польза от представленных теоретических разработок.
  4. Проводились ли апробации.

Аргументированность выводов

Обоснованные итоги дает только всестороннее изучение темы со ссылками на труды мэтров в выбранной области. Если информации не хватает для создания крепкой базы, тогда текст нуждается в доработке.

Представленные утверждения должны быть:

  • весомыми и научно обоснованными;
  • с подтверждением в проверенных источниках;
  • с анализом ситуации и использованных ресурсов;
  • с подтверждением или опровержением представленных гипотез.

Самое главное аргументы должны быть: весомыми и научно обоснованными.

Основные признаки научного стиля речи

Научный стиль – самый функциональный стиль речи,предназначенный для наиболее точной передачи информации и отражающий особенности теоретического мышления.

Лексические особенности научного стиля

Выделяют три части лексики научного стиля: общеупотребительная (нейтральная), общенаучная, специальная (терминологическая).

Специальную часть составляют термины – слова или словосочетания, принятые для обозначения предметов или явлений в пределах конкретной области науки и номенклатурные знаки (например, марки приборов, механизмов, географические названия, названия предприятий, учреждений и др.).

Общенаучная лексика – значительная часть данного стиля речи, непосредственная часть метаязыка науки, используемая для описания объектов и явлений. То есть это слова, которые преобладают в любом научном тексте к какой бы области он не относился.

Общеупотребительная лексика как правило используется лишь как вспомогательная, для логической связки других частей речи.

Морфологические особенности научного стиля речи

Морфология стиля также имеет свои особенности.

В речи над глаголами преобладают существительные. Глаголы зачастую заменяются словосочетаниями с отглагольными существительными. Пример: упрощение, нагревание, окисление.

Абстрактные и вещественные существительные употребляются во множественном числе.

Пример: высокие температуры, глинистые почвы.

Обобщенность и обезличенность научного стиля выражается обилием существительных среднего рода.

Пример: построение, напряжение, перераспределение.

Превосходная и сравнительная степени имен прилагательных в большинстве случаев образуется с использованием наречий.

Пример: наиболее корректный, менее морозостойкий и т.д.

Формы глаголов первого, второго лица единственного числа практически не употребляются, как и местоимение Я, так как научная речь как правило обращена к широкой аудитории. Даже автор лично обычно использует максимально обезличенное Мы.

Пример: мы используем, нами доказано.

Синтаксические особенности

  1. Подчеркнутая логичность научного стиля предполагает прямой порядок слов.
  2. Часто используются сложные производные союзы и предлоги. Пример: оттого что, благодаря тому что, между тем как,в течение, при помощи, несмотря на.
  3. Большая часть предложений в тексте повествовательная.
  4. Широко применяются причастные и деепричастные обороты.
  5. Стоит отметить обилие безличных и неопределенно-личных предложений, в которых главным членом является глагол первого лица, множественного числа.
  6. Среди сложных предложений преобладают союзные сложноподчиненные предложения. Это объясняется стремлением к наиболее точному, логичному изложению информации.

Полезные советы и рекомендации

Анализировать материалы более удобно в распечатке или текстовом редакторе — такого мнения придерживаются опытные лингвисты. Тогда можно делать заметки на полях для автора, выделять нужные блоки. Перед началом работы следует убедиться, что нумерация страниц правильная, копия совпадает с оригиналом, иначе сложно будет ссылаться на нужные моменты.

Рекомендуется продвигаться по такому пути для грамотного разбора:

  1. Выделить в контенте главные тезисы и аргументы или вынести их в отдельный файл. Так легче сверяться в ходе проверки текста.
  2. Отметить абзацы с базовой информацией, чтобы потом проще было сформулировать смысл каждого фрагмента.
  3. Убедиться в достоверности статистических данных.
  4. Отметить сведения, не подкрепленные доказательствами.

Если во время проверки остались вопросы, на которые ответов не удалось найти, специалист выделяет их отдельным списком. При согласовании аналитик с автором определяют, необходимо дополнять готовый материал доказательствами или понадобятся добавочные исследования.

Пример стилистического анализа

Текст “Semantics and meaning” изложен в жанре, близком эпистолярному, с его повествованием от 1-го лица, авторскими отступлениями, выражающими сомнения или размышления по поводу собственной позиции.

Заключение

Научный стиль предназначен для сообщения точных сведений из какой-либо специальной сферы деятельности и для закрепления процесса познания. Именно этим обстоятельством и определяется характер особенностей научного стиля в английском языке.

Проведя исследование, мы выделили следующие факторы английского научного текста:

1) необходимость доходчивости и логической последовательности изложения сложного материала;

2) достижение полноты

Выделенные нами особенности научного стиля в английском языке таковы:

1) присутствие специальной лексики, терминов;

2) употребление слов только в прямых либо терминологических значениях;

3) использованием в функции определения форм инфинитива

4) отсутствия артиклей перед названиями конкретных деталей

5) отдается предпочтение страдательному залогу;

7) характерны двойные союзы;

9) стереотипность синтаксической структуры;

10) особый характер выражения экспрессивности;

Таким образом, можно сказать что язык научного текста значительно отличается от языка других стилей речи. Основная причина в том, что цель научного изложения — воздействие на ум, а не на чувства читателя, и сообщение информации в объективном описании.

Основной характер языка научной литературы, с лексической точки зрения — широкое использование терминов. Термин в наиболее общем смысле — это слово в особой функции. Это слово особого языка, служащее для профессионального, научного общения, и связанное с понятием, принадлежащим к определенной области науки или техники.

Термин в научном тексте характеризуется многозначностью.

Анализ единиц научных текстов показал, что в их основе лежат общенаучные и специальные термины.

Список использованной литературы

1.Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.

2. Вольф Е.М. Грамматика и семантика местоимений . М., Русский язык 1974

3. Борисова Л.И. Лексические особенности англо-русского научно-технического перевода. Учебное пособие. — М.: МПУ, 2001. — 208 с.

4. Гак В.Г.О. О семантической организации текста — в кн. : Лингвистика текста. М., Высшая школа 1974, ч.1

5. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., Наука 1981

6. Гаспаров В.М. О месте лингвистики текста в общеязыковой модели — в кн.: Лингвистика текста М., Высшая школа 1974, ч.1

7. Гендина Н.И., профессор кафедры ТАОИ КемГУКИ. Научный текст и его разновидности

8.Даниленко В.П. Лексико-семантические и грамматические особенности слов — терминов / Исследование русской терминологии. М., Издательство МГУ 1971

9. Зильберман Л.И. Лингвистика текста и обучение чтению английской научной литературы. М., Наука 1988

10. Комиссаров В.Н. Теория перевода (лингвистические аспекты): Учеб. для ин-тов и фак. иностр. яз. — М.: Высшая школа, 1990. — 253 с.

11. Кудряшова, Л.М. Переводческая деятельность органов научно-технической информации / Л.М. Кудряшова. — М. : Высшая школа, 1988. — 218 с.

12. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1955

13. Пумпянский А.Л. «Введение в практику перевода научной и технической литературы на английский язык»

14. Судовцев В.А. Научно-техническая информация и перевод. М., Высшая школа 1989

Варианты стилистического анализа текста

Стилистический анализ текста можно условно разделить на несколько направлений, которые отличаются друг от друга применяемыми методами анализа.

Во-первых, выделяют функциональный стилистический анализ. Он ориентирован на исследование реализации основных функций разных видов речевых произведений, которые различаются функциональными стилями

Также внимание акцентируется на изучении применения разноуровневых языковых и речевых средств. Это позволяет охарактеризовать влияние экстралингвистической основы стилей на формирование их речевой системности

Практический стилистический анализ нацелен на определение используемых в текстах отдельных произведениях стилистических средств языка. Это даст основания для утверждения о выполнении ими тех или иных стилистических функций.

Кроме того, можно говорить о существовании такого направления, как стилистика текста. В данной системе координат главная цель стилистического анализа состоит в выявлении той речевой организации языковых средств, которая способствует выражению концепции и замысла автора.

Таким образом, в зависимости от объекта исследования может быть использовано несколько вариантов стилистического анализа.

Список фраз для аннотации

Так как аннотация пишется в научном стиле, в ней приветствуется использование фраз-клише, которые помогают структурировать мысли:

В данной статье рассматривается проблема…
Обосновывается идея о том, что…
Прослеживается…
В статье затрагивается тема…
Даётся сравнение…
Статья посвящена комплексному исследованию…
Целью статьи является анализ изучения…
Статья посвящена феномену…
В статье раскрываются проблемы…
Особое внимание уделено…
В статье анализируется…
Автор приходит к выводу, что…
Основное внимание в работе автор акцентирует на…
Выделяются и описываются характерные особенности…
В статье выяснены особенности…
На основе изучения… установлено…
Статья посвящена пристальному анализу…
На основании анализа…, а также привлечения… устанавливается, что…
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме…
Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований.
В статье обобщен новый материал по исследуемой теме, вводятся в научный оборот…
Автором предложены…
Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке…
Основное содержание исследования составляет анализ…
Такой взгляд будет интересен специалистам в области…
В статье речь идет о…
Статья посвящена детальному анализу…
Значительное внимание уделяется…
В заключение раскрывается…
Статья раскрывает содержание понятия…
Автор прослеживает становление…
Обобщается практический опыт…
В статье исследуются характерные признаки…
В статье рассматриваются ключевые этапы…
В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка оценить…
В статье раскрываются процессы…
Статья подводит некоторые итоги изучения…
Автор дает обобщенную характеристику…
Данное направление дополняется также рассмотрением…
Обосновывается мысль о том, что…
В статье проанализированы концепции…
В качестве ключевого доказательства… используется…
В статье приведен анализ взглядов исследователей…
Дискуссионным продолжает оставаться вопрос о…
В данной статье предпринята попытка раскрыть основные причины…
В статье излагаются взгляды на…
Автор стремится проследить процесс…
В статье дан анализ научных изысканий…

Так как объем аннотации ограничен, не следует перебарщивать с количеством фраз.

Зачем нужно анализировать научную статью и какие моменты нельзя пропустить

Цель аналитической оценки исследовательской работы, написанной другим автором, состоит в определении применимости изложенных в ней гипотез, теорий, вычислений для собственных разработок. Любая наука – это процесс поиска и применения актуальных сведений для создания новых знаний. Поэтому специализированные журналы – незаменимый источник информации, с помощью которого ученые обмениваются результатами собственных поисков.

Анализ – это способ исследования путем изучения структурных элементов того или иного явления, процесса, предмета. Научная публикация обязательно должна быть логично структурированной. В связи с этим она поддается аналитическому разбору и оценке.

Методика анализа научной статьи может разниться в зависимости от ее тематической направленности. Например, исследование, опубликованное в физико-математическом издании, разбирается иначе, чем в журнале с гуманитарным направлением. Но существуют и общие принципы, которым нужно обязательно следовать.

План анализа научной статьи составляется с учетом следующих ключевых элементов:

1.

Формальные характеристики научного издания

В исследовательском мире особую роль играет авторитетность того или иного журнала. Она определяется разными факторами:

 традиционная популярность (есть имена, пользующиеся непререкаемым авторитетом);
цитируемость, показывающая, что издание публикует актуальные исследования;
строгое рецензирование (обеспечивает отбор качественных статей);
тематическая направленность (чем она уже, тем вероятнее нахождение действительно полезного содержания для читателя).

2.

Автор

Известный в своей сфере ученый вызывает больше доверия и заинтересованности
Также нужно обратить внимание на то, какое научное заведение или университет представляет автор. Если статья написана в рамках какого-то гранта, это ей придает дополнительную ценность, ведь тема, представленная автором, прошла обоснование и конкурсный отбор.

3.

Аннотация

Перед основным материалом обязательно должны излагаться основные тезисы, гипотеза
Аннотация помогает читателю предварительно определиться с тем, будет ли текст полезен, интересен.

4.

Актуальность и новизна

Большинство журналов требуют от авторов отдельно выделять эти пункты в теле статьи

Читателю исследовательской работы важно изначально понять, какие проблемы она решает. Кроме того, исследовательская ценность состоит в том, чтобы такие решения имели методологическую новизну, новаторский подход, уникальную точку зрения на востребованную проблематику.

5.

Стилистическое соответствие

С первых строк читатель должен убедиться в том, что автор является серьезным специалистом в своем направлении

Необходимо соответствие строгим критериям стиля, терминологической четкости и целостности текста. Написать ценную научную работу может только человек, владеющий соответствующими навыками.

6.

Последовательность изложения

Научный текст обязательно имеет четкую структуру и логику изложения. Сформулированную в начале гипотезу необходимо всесторонне рассмотреть, используя строго определенные методы и источники. В завершение делаются обоснованные выводы.

7.

Качество использованной литературы

Еще перед чтением основного тела статьи обязательно откройте список использованной литературы. Это должны быть авторитетные и тематически подходящие тексты. Кроме того, одним из первых пунктов в самой статье является детальный разбор того, на какие предшествующие исследования опирается автор.

8.

Детально описанная методология

Без этого пункта изложенный материал утрачивает основательность и ценность. Только строго определенный метод дает ученому право выстраивать теорию и делать выводы.

9.

Фактическая, экспериментальная составляющая

Данные экспериментов, социологических опросов, наукометрических изысканий излагаются корректно и в рамках принятой терминологии. Специалисту в соответствующей сфере они должны быть понятны и удобны для восприятия.

10.

Ценность и обоснованность выводов

Заключительная часть текста излагается с учетом проведенного исследования. Выводы соотносятся с описанной ранее новизной, актуальностью, целевой направленностью.

При анализе также необходимо учитывать конкретный вид статьи. Например, аналитический обзор в социально-философской тематике будет сильно отличаться от изложения результатов экспериментов в прикладной инженерии.

Тезизы – жанр научного стиля

Природа Казахстана

Средняя Азия и Казахстан — один
из крупнейших природных регионов. Эта
огромная территория неоднородна и
отличается исключительной контрастностью:
здесь самые жаркие и самые холодные
пустыни нашей страны, самые большие
внутренние водоемы и блуждающие реки,
теряющиеся на пустынных равнинах, самые
высокие горы, покрытые вечными снегами
и ледниковыми шапками, и самые глубокие
впадины, дно которых опущено ниже уровня
моря до 100 м и более. Все здесь грандиозно,
неповторимо и очень своеобразно.

Тем
не менее Среднюю Азию и Казахстан можно
рассматривать как единое целое

На эту
особенность региона обратил внимание
еще в прошлом веке один из первых его
исследователей И. В

Мушкетов. Он писал,
что Средняя Азия и Казахстан представляют
собой «как бы отдельный материк,
залегающий среди другого более обширного
и во всем отличающегося от него» (1886).
Положение в центральной части Евразийского
континента, вдали от океанов, обусловливает
резкую континентальность климата с
большим дефицитом влаги. Уникальная
особенность всего региона — отсутствие
внешнего стока: на большей части все
его поверхностные воды не имеют выхода
к открытому морю.

Таким
образом, речь может идти о выделении
Казахстано-Среднеазиатского региона
на основании не только общей
внутриконтинентальной циркуляции
атмосферы  или по геохимическим
условиям ландшафтов, но и определенного
сочетания циркуляции вещества и энергии,
свойственного лишь этому региону. Все
это определило неповторимый набор
экологических режимов и структур
экосистем во всех высотных поясах и
зонах.

Задание
3.

1.
Прочитайте текст, определите, к какому
типу речи он относится. Докажите, выделив
в нем тезис, доказательство и вывод.

2.
Определите подстиль текста. Аргументируйте
свой ответ.

3.
Проанализируйте текст с точки зрения
наличия терминов, степени их понимания
из контекста.

Структура научного текста

Структура текста от шапки работы до заключения полностью определяется выбранным стилем и жанром. Научный текст подразумевает наличие введения, заключения и основной части.

Хорошо, если основная часть, которая должна быть по объему значительно больше введения и заключения, в свою очередь разбита на несколько глав.

Это говорит об авторе работы, как о грамотном специалисте, который глубоко разбирается в теме. В зависимости от объема научной работы главы могут быть поделены в свою очередь на подтемы, каждая из которых соответствует абзацу текста.

Научный стиль многообразен и имеет свои разновидности (подстили): научно-популярный, деловой, технический (производственно-технический), публицистический, учебно-научный.

Научно-популярный

Такой подстиль написания подходит для аудитории, которая не имеет специальных знаний в соответствующей области науки. При этом специальные термины и точные данные в цифрах используются по минимуму.

Подаваемые таким образом тексты сравнительно легки и удобны для восприятия и понимания. Чаще всего этот подстиль используется при написании научно-популярных журналов, детских энциклопедий, новостей науки в СМИ.

Учебный

Этот подстиль с говорящим названием нужен для написания учебников, пособий, проведения лекций и т.д.

Основная задача при этом – помочь учащимся в освоении новой информации. Для учебного (научно-учебного) подстиля характерно изложение материала от общего к частному,активное использование функциональных терминов.

Собственно-научный

Этот стиль предназначен для именно научных работ: монографий, диссертаций, статей, рецензий и т.д. То есть для первичных жанров стиля, они пишутся специалистами и для специалистов. Его особенности: использование терминов, общенаучных понятий, дедуктивный способ изложения.

Технический

Адресат – узкий специалист технико-технического профиля. В данном случае этот подстиль используется для применения достижений фундаментальной науки на практике. Применяется при составлении инструкций, эксплуатационной документации.

Правила и нюансы составления

Чтобы сделать качественный анализ, специалист должен свободно ориентироваться в изучаемом направлении, опираясь в исследованиях не на личное мнение, а на разработанные критерии.

Далее изучение проводится поэтапно. Для анализа используется схема, позволяющая проверить такие моменты:

  1. Соответствует ли заголовок изложенному в тексте материалу.
  2. Приводятся ли факты, опросы, мнения экспертов, которые определяют уровень информативности.
  3. Насколько последовательно изложена проблема, прописаны ли итоги, прослеживается ли логическая цепь в порядке изложения.
  4. В полной ли мере раскрыта тема. Если автор отмечает, что недосказанность оставлена специально, чтобы подтолкнуть к размышлениям, то аналитик должен этот момент отразить при проведении анализа.
  5. Соответствует ли язык, которым написан текст, заявленному стилю.
  6. Не перенасыщен ли контент сложными терминами или просторечными выражениями, которые недопустимы в научной работе.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий