Стилистический анализ текста. пример стилистического анализа художественного, научного или публицистического текста

Критерии отбора новостей

В первую очередь публицистический стиль ассоциируется с журналистикой и СМИ. Особое место в масс-медиа занимают новостные заметки: они пользуются спросом и привлекают основной процент трафика

Поэтому предлагаю уделить внимание одному очень интересному моменту: каким образом создается новостное сообщение и по каким критериям «отбирают» новости?

Далее вы узнаете о 10 критериях отбора новостей:

  1. Актуальность. Новость должна соответствовать запросам и интересам аудитории. Жителям Киева не особо полезна информация о строительстве новой дороги в городке Мироновка.
  2. Своевременность. Информация о событии должна быть свежей и появиться во время, никто не будет читать о результатах голосования спустя две недели после выборов.
  3. Ясность и однозначность. Простые, понятные новости более доступны для широкой публики и вызывают больший интерес.
  4. Предсказуемость. У значимых событий обычно есть конкретные даты проведения (например, день выборов, начало Олимпийских игр, дата проведения чемпионата по футболу). Поэтому с приближением такого события повышается интерес общественности, и новость приобретает большую ценность.
  5. Неожиданность. С другой стороны, непредсказуемые события и явления (природные катаклизмы, катастрофы или преступления) также вызывают интерес у общественности.
  6. Значение и масштаб события. Война, выборы, протесты, спортивные игры и другие важные события требуют длительного и детального освещения в прессе.
  7. Композиция. Иногда для того, чтобы разбавить, к примеру, негативность информационного потока, редактор отбирает новостные сообщения противоположного характера: забавные случаи, любовь, романтика, спасение, животные, приключения, риск и т.д.
  8. Знаменитости. Новостные заметки с участием политиков, артистов, спортсменов в силу своего статуса и узнаваемости чаще публикуются в СМИ и вызывают к себе повышенной интерес.
  9. Страны, занимающие ведущее положение в мировой экономике и политике. Забастовка, стихийное бедствие или авиакатастрофа в развитой стране тут же попадет в масс-медиа, а вот про недостаток питьевой воды в Эфиопии можно и попозже написать.
  10. Негативность. «Плохие» новости пользуются большей популярностью.
  • А. А. Тертычный «Жанры периодической печати: учебное пособие»;
  • Media ethics owl.purdue.edu
  • Robert M. Knight «Journalistic Writing: Building the Skills, Honing the Craft»

Что значит быть воспитанным?

Воспитанный
человек… Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что
же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое
в человеке. Быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным,
тактичным, скромным. Мне представляется, что таким был артист Художественного
театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества
людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При
нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все
ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными. Однажды поздно вечером
Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые,
которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до
трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего
тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и
побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней
доброты и человечности. (По С. Гиацинтовой)

Этот текст
публицистического стиля. Он актуален, общественно значим по тематике,
эмоционален. Среди характерных для публицистики языковых и речевых средств
можно назвать следующие: — именительный представления (Воспитанный человек…);
— непосредственное обращение к собеседнику (Если о вас скажут…); — риторический
вопрос; — неполные предложения; — оправданный повтор слов и синтаксический
параллелизм конструкций (см. третий абзац); — противопоставления; — ряды
однородных членов с сопоставительным и противительным значением; — отвлеченная
лексика (воспитанность, человечность, побуждения). Этот текст относится к
рассуждению. Тезис (второй и третий абзацы) оформлен в виде вопроса и ответов
на него и построен по типу описания предмета: в качестве «данного» используется
понятие «воспитанность», а в качестве «нового» — слова, которые раскрывают это
понятие. Затем идет доказательство истинности этого утверждения, приводится
пример истинно воспитанного человека. В этой части текста используется сначала
описание предмета (черты характера Качалова), затем повествование (один из
поступков Качалова). Далее автор, комментируя пример, возвращается к
высказанному в начале текста положению и делает из него вывод: истоки
воспитанности — в доброте и уважении к людям.

Лексические признаки текстов

Языковые особенности публицистического стиля ярко выражаются через лексику. Обозначения: мораль и экономика, этика, культура, научный диалект, психологические переживания и прочее. Основные особенности и примеры.

  • Текст имеет готовые социальные стандарты. Они в значительной степени отражают временной период. Актуальные примеры: «инъекция лжи», «финансовая элита», «деревянный рубль» и так далее.
  • Между автором и читателями возникает такое взаимоотношение, которое напоминает связь между актером и аудиторией. Это еще одна характеристика стиля. Здесь лексика даже приобретает «сценические» оттенки. Так, говорят: «борьба за кулисами», «развернулась драма», «знаменитый трюк» и тому подобное.
  • Нередко можно услышать эмоционально-оценочные суждения, но не индивидуального, а социального плана. Среди них встречаются слова носящие одобрительную (сердобольность, процветание) и негативную (обывательский, расизм) оценку.
  • Отдельное место отдано пластам торжественного, риторического и гражданско-патетического характера (самопожертвование). А старославянизмы, вставленные в текст, придают ему страстный и слегка пафосный оттенок (держава).
  • В переносном значении используется военная терминология (мобилизация резервов).
  • Пример оценочного инструмента — архаизмы (лекари, барыши).

Научный стиль

(фрагмента статьи А. Н. Толстого «Москве угрожает враг!»).

Область использования текста ‑ периодическая печать. Произведение, написанное в годы Великой Отечественной войны, содержит пламенный призыв к борьбе с фашистами, обращённый к соотечественникам. В каждом слове, строке ощущается переживание автора за судьбу любимой им родины, народа. Писатель предстаёт перед читателем как настоящий патриот.

Цель автора ‑ рассказать о страшном испытании для советского народа, о приближении врага к столице, побудить к решительной борьбе за свободу отчизны, вселить веру в скорую победу, завоевать которую невозможно, не отстояв Москвы. «Ни шагу назад!» ‑ такова авторская позиция, и каждое предложение подчёркивает это.

Замыслу А. Н. Толстого соответствует жанр произведения – статья. Она предназначена читателю-единомышленнику, разделяющему чувства писателя, поэтому размышление ведётся от 1 лица множественного числа (встанем, наша задача).

Веру автора в непоколебимость, твёрдость духа своего народа подчёркивают выразительно-изобразительные средства:

  • сравнение (встанем стеной),
  • олицетворение (мир внимает),
  • эпитеты (смертельный враг, трус малодушный),
  • фразеологизм (биться на смерть),
  • экспрессивные повторы (дороже, родина),

Сравнение наступления фашистов с варварским походом гуннов, уничтожавших на своём пути всё живоё, использовано не случайно. В этом случае публицистический стиль используется, чтобы показать бесчеловечность, жестокость врага, тем самым подчёркивая, что советским солдатам предстоит тяжёлое сражение. Таким образом, все признаки публицистического стиля предложенного для анализа фрагмента налицо.

Публицистический стиль: основные черты

Русский язык 11 класс 12 неделя Публицистический стиль речи

Образец

1. Характеристика фонетического стиля – нейтральный. На это указывают:

— ровные повествовательные предложения без эмоциональной окраски;

— книжные (нейтральные) лексико-фразеологические особенности повествования;

— орфоэпия соответствует установленным нормам произношения;

— логическая последовательность изложения материала, его структурная и смысловая законченность, а также тесная взаимосвязь отдельных предложений говорят о том, что ритмика материала соответствует научному стилю.

2. Лексико-семантическое сочетание. В тексте отсутствуют синонимические ряды, преобладают однозначные речевые элементы и выражения терминологического характера.

3. Словарный состав текста – активный:

— в основном используются общеупотребительные слова, такие как осадки, облака, град, ветер;

— также в тексте часто встречается характерная для научной статьи лексика ограниченного употребления, то есть терминология;

— отсутствует эмоционально-экспрессивная лексика;

— в тексте используются как исконные, так и заимствованные из других языков слова, что также является характерной особенностью научного стиля;

— отсутствуют выразительные средства языка.

4. Словообразовательная характеристика – в изложенном материале часто встречаются производные слова, полученные с помощью продуктивных суффиксов, таких как -ян, -ск-, -н-. При этом контекстуальные образования и субъективные суффиксы в тексте отсутствуют.

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль – это стиль документов: международных договоров, государственных актов, законов, постановлений, служебной переписки, деловых бумаг. Он обслуживает сферу административно-правовой и административно-хозяйственной деятельности. Его основные функции – сообщение и предписание. В зависимости от сферы применения (законодательство, правосудие или управление) в рамках официально-делового стиля выделяют три подстиля: законодательный, юрисдикционный и административный.

Официально-деловой стиль отличается точностью, лаконичностью, оценочной и эмоциональной нейтральностью, стандартизированностью. Это единственный стиль, для которого характерно не просто наличие принятой структуры, но использование регламентированных образцов – бланков. Помимо бланков, эффект страндартизированности создаётся также за счёт использования штампов и канцеляризмов: на основании представленных фактов установлено, предписывается возместить ущерб, в истекшем году, необходимо оказать содействие, прошу принять меры по устранению недостатков, доводим до вашего сведения, вступить в законную силу.

В официально-деловом стиле преобладают существительные, причём характерно их соединение в длинные цепочки: «меры по регулированию производительности труда на предприятиях в условиях стагнации экономики». Используется как нейтральная, так и специальная официально-деловая лексика: «кассация, протокол, акт гражданского состояния, накладная». Люди именуются по их должности или роли: «работодатель, истец, ответчик, главный специалист отдела маркетинга». Долженствующе-предписывающий характер речи создаётся с помощью перформативных глаголов и кратких прилагательных со значением модальности, а также глаголов в повелительном наклонении: «приказываю, постановляю, необходимо, обязан, должен, следует».

В официально-деловом стиле преобладают сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, в частности сложноподчинённые предложения, передающие отношение условия, причины и следствия. В большом количестве употребляются конструкции с именными предлогами: «в связи, в целях, на основании, во избежание». Чаще всего используется прямой порядок слов.

Художественный стиль

Художественный стиль, как явствует из названия, это стиль художественной литературы. Все исследователи отмечают особую сложность его изучения и характеристики. Дело в том, что художественная литература крайне неоднородна, плюс, в ней могут использоваться языковые средства всех других функциональных стилей. Поэтому выделить какие-то общие признаки, присущие всем художественным текстам, практически невозможно. Пожалуй, единственное, что можно с достоверностью утверждать о художественном стиле: его главная функция – это эстетическое воздействие. Какие бы конкретные средства не использовались в конкретном тексте, все они работают именно на эту функцию.

При этом выразительные средства могут быть самыми разными. Во-первых, большое значение имеет форма текста. Художественная литература создала наибольшее количество жанров, у каждого из которых есть своя структура, свои особенности и правила построения. Причём форма в данном случае всегда несёт смысловую нагрузку. Во-вторых, в художественном стиле активно эксплуатируются различные типы лексики и эффекты их сочетания. В-третьих, художественный стиль отличается повышенной эмоциональностью и выразительностью благодаря использованию всевозможных тропов. Также как и в случае с жанрами, художественная литература разработала наиболее развитую систему тропов

В-четвертых, художественный стиль уделяет большое внимание эффектам синонимии, антонимии, коннотациям, языковым играм. Наконец, в художественном тексте могут использоваться совершенно разные синтаксические конструкции – от предельного упрощения до предельного усложнения

Допустима так называемая авторская пунктуация, в наибольшей мере передающая главную мысль.

Пример текста публицистического стиля

Чтобы более точно понимать, что именно собой представляет описываемый стиль речи, необходимо использовать примеры текстов

Так проще проводить анализ и обращать внимание на ключевые моменты

Фрагмент статьи А.Н.Толстого «Москве угрожает враг».

Встанем стеной против смертельного врага. Он голоден и жаден. Сегодня он решился напасть на нас и пошёл на нас… Это не война, как бывало, когда войны завершались мирным договором, торжеством для одних и стыдом для других. Это завоевание такое же, как на заре истории, когда германские орды под предводительством царя гуннов Аттилы двигались на запад – в Европу, для захвата земель и истребления всего живого на них.

В этой войне мирного завершения не будет. Россия и Германия бьются на смерть, и весь мир внимает гигантской битве, не прекращающейся уже более 100 дней…

Наша задача в том, чтобы остановить гитлеровские армии перед Москвой. Тогда великая битва будет выиграна нами.

Это следует знать!
Как доказать, что текст написан в публицистическом стиле?

  1. Определить, реализована ли задача информирования, воздействия.
  2. Выяснить сферу предназначения излагаемого материала.
  3. Выявить основные стилевые черты публицистической речи.
  4. Найти языковые средства, присущие данному стилю.

Публицистический стиль

Пример стилистического анализа

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Анализ публицистического текста

Презентация подготовлена учителем русского языка и литературыМКОУ «Жилетовская СОШ»Рябцевой Аллой Юрьевной.

Слайд 2

Текст слайда:

Эгоизм и гуманизм, доброта и жестокость, духовность и бездуховность,честь и бесчестие, конфликт поколений

Социальная справедливость, создание правового государства, соблюдение прав человека, прогресс и обществонаука и общество

Взаимосвязь человека и природы, экологическая катастрофа, потребительские отношение к природе, экология культуры

Восприятие искусства, воспитание эстетического вкуса, чтение, роль книги в жизни, массовая культура, телевидение.

Слайд 3

Текст слайда:

Выявите основную мысль текста

Запишите её в виде законченного предложения

Определите, на какой вопрос отвечает это предложение.

Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста

Слайд 4

Текст слайда:

Способы формулирования проблемы

Сформулироватьсамостоятельно(своими словами)

Процитировать

Указать № предложений

Одним словом или словосочетанием – конструкция « проблема + существительное в род. падеже»Автор поднимает проблему совести.Автор предлагает задуматься над проблемой «отцов и детей»

С помощью вопросительных предложенийМожет ли отдельная личность повлиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора. Можно найти авторскую формулировку проблемы

В таких случаях можно использовать цитату.«Почему телевизор вытесняет книгу?» — таким вопросомНачинает свой текст автор

Можно найти авторскую формулировку проблемы. В таких случаях можно использовать цитату.«Почему телевизор вытесняет книгу?» — таким вопросомНачинает свой текст автор

Указать номера предложений, в которых автор сформулировал проблему

Слайд 5

Текст слайда:

Комментарий проблемы

Текстовой

Концептуальный

В качестве примера автор рассматривает…Проблема раскрывается автором на примере…Автор заставляет читателя задуматься о том…Автор текста обращает внимание на …Автор разделяет мнение то..Автор приводит нас к выводу о том

Проблема (чего)- одна из актуальныхпроблем нашего времени.Данная социальная проблема имеет многовековую историюКаждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой.Автор полемизирует с …Как и большинство из нас, автор считает…

Слайд 6

Текст слайда:

Слова – маркеры: главное, самое важное, надо, нужно. Не нужно скрывать радости!Главное – научиться различать, что действительно красиво, а что подделка.Чрезвычайно важно понимать, что…. Отличный, прекрасный, превосходный, великолепный – положительная оценкаСкверный, отвратительный, безобразный, наглый – отрицательная оценка.Любящий человек – это великое дело

Отличный, прекрасный, превосходный, великолепный – положительная оценкаСкверный, отвратительный, безобразный, наглый – отрицательная оценка.Любящий человек – это великое дело.

Риторические восклицания: Ничто не доставляет такого удовольствия, как рассказать о талантливых людях!Как много во всём этом ума и чувства красоты!

Вводные слова могут выражать чувство-отношение автора.К сожалению, невоспитанные люди встречаются часто.К счастью, есть предприятия , которые жёстко следят за качеством своей продукции.

Побудительные предложения содержат в себе различные призывы автора, обращённые к читателю.Так что учитесь у великих: размышления о жизни помогут вам лучше понять себя.

Слайд 7

Текст слайда:

Советы

Обычно позиция автора находится в заключительной части текста ,где автор подводит итог сказанному, размышляет над событиями, поступками

Обращайте внимание на оценочную лексику, вводные слова, лексические повторы, побудительные предложения

Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельный абзац

Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами,избегая сложных метафор

При цитировании подбирайте предложения, в которых мысльавтора выражена чётко и ясно.

Слайд 8

Текст слайда:

Текстовые конструкции для выражения авторской позиции.

Автор считает, что…Автор подводит читателя к выводу о том, что…Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…Автор призывает нас …Автор осуждает( кого/что, за что)..Автор убеждает нас в том…

Языковые особенности публицистического текста

Основной принцип отбора речевых средств в излагаемом автором материале – общедоступность. Выступление в СМИ или на публике строится в соответствии с рассматриваемым стилем. Этим объясняется использование нейтральной .

Лексикон публициста насыщен словами из области политики и экономики, что обусловлено интересом к общественно-политическим темам. Функция воздействия реализуется благодаря оценочным средствам речевой выразительности (писака, бумагомарака, крючкотворец), словам с переносным значением (рассадник нацистов, предвыборная гонка).

Синтаксис отличается сочетанием конструкций
разговорной (неполных, назывных предложений) и книжной речи (обособленные члены, придаточные предложения, инверсия).

Языковые особенности публицистического стиля
Лексические · книжные слова (сыны отечества, отчизна);

· общественно-политическая лексика (свобода, демократия, прогресс);

· неологизмы (биотерроризм, марсоход);

· заимствования (спикер, маркетинг);

· устойчивые обороты (иметь значение, здравый смысл);

· эпитеты (роковое стечение обстоятельств);

· сравнения (любовь к сыну, словно безумие);

· (болезнь государства);

· разговорно-просторечные выражения (точить лясы, пустить утку).

морфологические · обилие прилагательных, ;

· формы родительного падежа;

· глаголы прошедшего, настоящего времени;

· с суффиксами -ом-, -ем-;

· употребление единственного числа в значении множественного.

синтаксические особенности публицистического стиля · обращения (друзья, граждане);

· вводные сочетания слов (по утверждению);

· риторические вопросы, восклицания;

· неполные предложения (Дорогу – молодым!);

· изложение мыслей в форме вопроса, ответа;

· градация (страна, родина, отчизна);

· парцелляция (Нужно жить весело. Свободно.)

Жанровое своеобразие публицистики

Большой диапазон общественных, политических, моральных, этических, философских проблем определяет жанровое разнообразие публицистической литературы. Условно их можно разделить следующим образом:

Газетные жанры
:

  • заметка (сжатое сообщение о новом событии из жизни общества, значимом для окружающих);
  • репортаж (оперативная информация с места происшествия
    );
  • интервью (беседа с каким-либо лицом в форме вопросов и ответов, предназначенная для СМИ);
  • статья из журнала, газеты (рассуждение, основанное на анализе фактов в их причинно-следственной взаимосвязи, включающее чётко выраженную позицию по раскрываемым проблемам).

Жанры художественной публицистики
:

  • очерк (небольшой рассказ о действительном событии, человеке, явлении, отличающийся от литературного своей достоверностью, отсутствием вымысла, включающий открытые размышления о предмете изображения);
  • фельетон (обличение общественных пороков, построенное на основе одного или группы близких друг другу явлений);
  • памфлет (обличение, направленное на целую систему взглядов, идеологию, например фашизм).

Ораторские жанры:

  • устное выступление (общение с аудиторией с целью донести до слушателя важную информацию, доказать свою точку зрения);
  • доклад (развернутое рассуждение на заданную тему);
  • дискуссия (коллективное обсуждение сложных проблем).

Формы выражения жанров

Особенность сегодняшнего дня заключается в том, как смешиваются жанры публицистического стиля. На их основе возникают гибридные виды. Характеристика изложения и сочетание стандартных и оригинальных средств языка, зависят от поставленной задачи. В разных обстоятельствах их решения отличаются. Виды смешанного жанра и примеры применения:

  • заметку и репортаж как разновидность информационного жанра;
  • статью, как аналитического жанра;
  • эссе или очерк, как форму художественно-публицистического.

Заметка является разновидностью информирования о происходящем в научно- или общественно-политическом, культурном и других сферах жизни. Газеты содержат их всегда

Сообщение представляет собой маленькое изложение важной новости без подробностей. Нередко, в хронике газет нет даже заголовка, но рассказывается о событии, с использованием широкого диапазона средств языка в зависимости от заданной тематики

Репортаж

В число ведущих публицистических стилей входит репортаж. Отличительные черты:

  • объективность;
  • точность отображения происходящего;
  • яркость и эмоциональность высказываний.

Репортаж относится к динамичным жанрам. В нем соединяются примечательные эпизоды и используются многообразные стилистические выражения. Информация подается с элементами анализа и авторской оценки.

Статьи

Еще одним публицистическим жанром считают статьи, которые публикуют газеты, журналы, сайты. Их цель заключается в анализе насущных проблем. Но в отличие от СМИ, здесь информация обращена только к кругу читателей, заинтересованных в конкретной проблеме. Структура статьи:

  • начальный тезис;
  • обоснование;
  • описание эпизодов, цитаты и рассуждения автора;
  • заключение.

Использование лексики и стилистической окраски зависит от того, какая сфера затрагивается, и какой тип изложения выбирается.

Публицистическое эссе

На статью похоже публицистическое эссе — этюд, включающий рассуждения, которые раскрывают проблемы в свободной естественной форме.
Его рассматривают и в виде очерка. Присутствуют яркие иллюстрации, служащие поводом для размышлений. Кроме того, изложение подается через авторское восприятие. А значит, от писателя зависит судьба эссе: от убеждений, анализа, знаний, сопереживания и способности воплощать это в речи.

Публицистика является главным рычагом возникновения и дальнейшего распространения неологизмов в языке. Она влияет на развитие живого языка

Поэтому важно, чтобы стиль изучался досконально. Небрежное и неточное влияние приводит к серьезным отрицательным последствиям при тиражировании, когда люди воспринимают речевую ошибку за норму

Сегодня публицистический стиль речи становится популярным, востребованным, поскольку резко возрастает роль публичной речи в современной коммуникации. У человека нашего времени часто возникает потребность конструктивно выстроить диалог, грамотно аргументировать позицию, опровергнуть точку зрения оппонента. Научиться этому можно, постигая секреты публицистической речи.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий