Содержание
- 1 Что такое ударный слог?
- 2 Научимся делить двусложные слова на слоги
- 3 Деление слов на слоги
- 4 Методики
- 5 Учим русский язык Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку
- 6 Perenosslov.ru поможет переносить слово с одной строки в другую
- 7 Правила слогоделения в английском языке
- 8 Комплекс игр и упражнений
- 9 Обучение чтению:
Что такое ударный слог?
Слоги в словах произносятся по-разному. Послушаем, как звучат эти слова:
- ве́-тер
- ка́-ша
В первом слоге гласный звучит более длительно и с бо́льшей силой голоса. Голосом выделяется гласный первого слога.
Понаблюдаем, как произносятся вот эти слова:
- ба-на́н
- во-про́с
В них более протяжно звучит гласный звук второго слога. Он произносится ясно и чётко, с бо́льшей силой, чем гласный первого слога. Голосом выделяются гласные второго слога.
При произношении этих слов мы как бы ударяем гласные первого или второго слога с помощью невидимого молоточка. Такой слог в слове является ударным.
Определение
Ударный слог — это слог, в котором гласный произносится с бо́льшей силой голоса и длительностью, чем другие гласные слова.
Остальные слоги в слове являются безударными. Гласные в безударном слоге звучат коротко и менее чётко.
Для обозначений ударного слога используется вертикальная наклонная чёрточка, которая ставится над гласной буквой, обозначающей ударный звук.
Ударным может быть не только первый или второй слог слова, но и третий и даже четвёртый, как например в словах:
- сто́-рож
- вол-на́
- кра-со-та́
- ве-ло-си-пе́д
Чтобы определить ударный слог в слове, произнесем его целиком с интонацией удивления или вопроса:
- это ра́дуга!
- это кора́бль?
Итак, в каждом слове можно указать ударный слог. Ударение — это важный фонетический признак слова. С помощью ударения различают некоторые слова, которые пишутся одинаково, но звучат по-разному:
- за́мок и замо́к;
- а́тлас и атла́с;
- и́рис и ири́с;
- хло́пок и хлопо́к.
Научимся делить двусложные слова на слоги
Чтобы разделить слово на фонетические слоги, нужно учитывать, что слоги бывают разными по своему звуковому составу.
В нём могут быть как открытые, так и закрытые слоги.
Открытый слог
Открытый слог составляет согласный с гласным или только гласный. Большинство слогов в русском языке являются открытыми.
Примерыко-ра, ду-ма, бу-ря, сли-ва, кро-на, ссо-ра, ки-но, ре-ка
Двусложные слова «ба-нан», «ве-тер», «гло-бус» состоят из первого открытого слога и второго закрытого.
Закрытый слог
Закрытые слоги образуют все согласные в конце слов, а также звонкие непарные согласные , , , , и их мягкие пары , , , , находящиеся как в середине, так и в конце слова.
Сонорный согласный, находящийся в середине слова, отходит к первому слогу. Учитывая это, делим двусложные слова на фонетические слоги:
лайка — лай-ка; | кайма — кай-ма; |
волна — вол-на; | полка — пол-ка; |
бамбук — бам-бук; | самбо — сам-бо; |
канва — кан-ва; | санки — сан-ки; |
арбуз — ар-буз; | квартал — квар-тал. |
Труднее делить на слоги двусложные слова, в которых в середине встречаются несколько согласных звуков. Если начальный слог двусложного слова составляет гласный или согласный с гласным, два согласных с гласным, то они образуют первый открытый слог. За ним следует скопление глухих согласных или сочетание глухого и звонкого, двух звонких согласных, кроме сонорных. Они образуют второй слог, например:
доска — до-ска; | блесна — бле-сна; |
костёр — ко-стёр; | маска — ма-ска; |
крестик — кре-стик; | мачта — ма-чта; |
почта — по-чта; | дружба — дру-жба. |
Деление слов на слоги
Сайт slogi.su — самый удобный и самый быстрый сервис деления любых русских слов на слоги. Сервис умеет выделять слоги как в отдельных словах, так и в тексте. У нас нет готового словаря слов с заранее выделенными слогами, мы определяем слоги в словах в автоматическом режиме.
Это означает, что можно ввести слово русского языка в любом числе, роде, падеже и любой другой форме склонения слова. Дополнительно к разбору мы даём справку по каждому выделенному слогу в слове — вид слога, правило разбиения.
Деление на слоги на сайте осуществляется с учётом современных правил русского языка школьной программы (традиционная школа) и программы с углублённым изучением. Если есть разница в делении на слоги двух программ, на странице слова даются пояснения.
Если нужно разбить на слоги все слова в тексте, используйте форму ниже. С помощью формы удобно привести текст песни к формату караоке, подготовить детский рассказ для чтения по слогам, разбить слова на слоги для иностранцев и для других полезных нужд.
Слог
Слог является наименьшей цельной произносимой единицей в устной речи. Слоги образуются только за счёт гласных звуков, поэтому число слогов равно числу гласных в слове. Согласные же «примыкают» к той или иной гласной в соответствии с правилами деления на слоги, сложившимися в ходе развития русского языка. Правила деления на слоги описывают правильные способы разбора слов на слоги.
Слоги бывают: открытые и закрытые, прикрытые и неприкрытые. Открытый слог заканчивается на гласный, закрытый слог — на согласный. Прикрытый слог начинается на согласный, неприкрытый слог — на гласный.
Выделение слогов
Ниже описаны общие подходы к выделению слогов в словах для традиционной школы и с углублённым изучением. Подробные материалы с объяснениями и примерами смотрите на странице правил деления слов на слоги.
Традиционная школа
Главное правило обычной школьной программы, на которое ориентируется ребёнок: сколько гласных, столько и слогов. При переносе слов ориентируются на правила: слово переносим по слогам, нельзя оставлять одну букву на строчке. Эти правила известны всем.
При делении слова на слоги можно использовать метод толчков: подставляем ладошку ко рту и чувствуем толчки воздуха при проговаривании слова. Или представляем перед собой свечку: сколько раз пламя колыхнется, столько и слогов. Для некоторых слов с течением согласных такой вариант не всегда подходит.
В разных начальных школах принципы обучения делению на слоги различаются. В одних школах приучают к зрительному делению слова на части — связки гласной + согласной (или гласной + несколько согласных). В других школах учат проговаривать слово с паузами удобным способом. Паузы и создают места деления слогов.
Школа углублённого изучения
В школах углублённого изучения русского языка и в программах институтов разбираются случаи, когда слова переносятся не по слогам, то есть слог переноса не совпадает с фонетическим слогом.
Деление слова на слоги происходит таким образом, чтобы слог произносился по нарастающей: от глухого произношения к звонкому.
Поэтому слоги из нескольких звуков всегда начинаются с глухой согласной и оканчиваются гласной. Например: по-чта (но не поч-та), мо-шка (но не мош-ка).
Слог может оканчиваться звонкой согласной (сонорной р, л, м, н), звучит которая менее звонко, чем гласная, но звонче глухой согласной. Например: бул-ка, вар-ка.
Подборки слов
Мы подбираем примеры слов с разбивкой на слоги по различным критериям, которые наибольшим спросом пользуются у посетителей сайта. Подборки помогут быстро найти нужные слова, а не придумывать и вспоминать их.
Популярными списками являются слова из 2-5 слогов и словами с заданными слогами.
Благодаря подборкам можно найти примеры слов по маске, что является полезным при подготовке домашних заданий, разгадыванию кроссвордов, составлению стенгазет и в других обучающих и развлекательных заданиях.
Со слогами
Слова со слогом: -ан-, -бри-, -бы-, -вни-, -гон-, -до-, -доз-, -жи-, -зик-, -кас-, -кос-, -кра-, -мер-, -мол-, -мор-, -нность-, -пра-, -пре-, -при-, -рен-, -ска-, -сли-, -соль-, -тель-, -фи-, -ча-, -чик-, -чу-, -ши-, -ща-, -щик-, -щу-.
Популярные слова
Самые необычные варианты сочетания слогов, которые наш сервис обработал, собраны на странице интересных слов. Результат деления на слоги не всегда можно использовать для постановки переносов в слове, так как при переносе используются другие правила. Узнать правила и проверить переносы можно на сайте переноса слов.
slogi.su — деление слов на слоги
Методики
Освоение слогов слияния можно добиться разными способами. Первый, который приходит на ум – последовательно выучить буквы, затем слоги, и только тогда приступать к чтению слов. Такой метод прост для учителя, но сложен для ребенка. Дело в том, что 33 буквы русского алфавита образуют близко 200 вариантов пар.
Таблица:
Ребенку придется зубрить их, причем долго, и без понимания, для чего это нужно. Конечно, это убьет желание учиться на корню.
Наиболее удобный и простой способ освоить слоги слияния – учить их постепенно и вместе с буквами, по принципу – от самых часто встречающихся и легких в произношении к сложным. То есть по букварю.
Рекомендуется начать изучение с буквы «Н» (после знакомства с гласными). А именно, освоить ее написание, научиться распознавать на слух в разных частях слова, определять мягкую и твердую форму. На следующем этапе нужно, подставляя карточки с гласными, называть слоги «НА», «НИ», «НУ», «НО». Только после этого ребенок сможет составить и прочесть слово («НО-С», «О-НА», «НИ-З», «НИ-НА»), используя различные схемы по чтению.
По мере введения новых букв будут появляться новые группы слогов слияния. Их следует прорабатывать отдельно и в комбинации с уже изученными.
Учим русский язык Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку
Фонетический слог — это один гласный звук или гласный в сочетании с одним или несколькими согласными звуками, которые в процессе говорения произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха.
Необходимо различать фонетический слог и слог для переноса слова.
Деление слова на слоги — это характеристика звучащей речи. По составу слог может состоять из одного, двух или более звуков. В речевом потоке мы слышим именно слоги, из которых складываются слова, поэтому фонетический слог (слог) — это наименьшая единица произнесения слова, а звук — кратчайшая единица речи.
В состав слога обязательно входит гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько гласных: го-ло-ва, о-го-род — по 3 слога.
Для малышей!Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово. На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.
Ударные и безударные слоги
В словах, состоящих из двух и более слогов, один слог обычно является ударным, а остальные — безударными.
Ударные слоги произносятся с большей силой и большей длительностью, чем безударные.
В русском языке ударение подвижное. Оно может стоять на любом слоге слова (в начале слова, в середине или в конце слова) и может перемещаться при изменение формы слова: вой-нА — вОй-ны, тра-вА — трА-вы.
Слова могут состоять
- из одного слога — односложные слова: лес, вес, ум, ель ;
- из двух и более слогов — многосложные слова: ре|ка (2 слога — 2 гласные) , под|бе|ре|зо|вик (5 слогов) и т.д.
Деление на фонетические слоги
осуществляется по закону восходящей звучности (т.е. слышимости звука на расстоянии): неначальный слог всегда строится от менее звучного звука к более звучному. В порядке увеличения звучности (содержанию голоса или тона) звуки распределяются так:
- глухие (состоят из шума) и звонкие ( состоят из шума и тона) — шумные
- сонорные (преобладание тона над шумом)
- гласные (голос без шума) звуки.
Сонорные звуки являются более звучными, чем шумные, поэтому слогораздел может проходить после сонорного перед шумным. Например:
карман — 132232 ,где каждая цифра обозначает номер звучности (1 — шумные, 2 — сонорные, 3 — гласные) Слогораздел может проходить между цифрами 3 и 2 или между двумя сонорными 22: ка-рман (13-2232) , кар-ман (132-232);вра-жда (123-113), во-лна (13-223) или вол-на (132-23), ве-сна (13-123)
В неначальных закрытых слогах начало всегда строится по принципу восходящей звучности, напр.: воль-ный (132-232).
Начальный слог может начинаться с любого согласного ( ра-порт), с сочетания двух согласных ( ста-ло, враг), с сочетания трех согласных ( стра-на), а также с гласного ( о-боз). Начальный слог может завершаться гласным, а также любым сонорным при допустимом делении на слоги, когда слогораздел проходит между сонорными: о-браз, до-ска, нор-ма, воль-но.
Таким образом при сочетании нескольких согласных между двумя гласными в середине слова слогораздел (граница между слогами) проходит
- после перед любой другой согласной: сай-а, вой-на — слог, оканчивающийся на й — закрытый;
- после сонорных звуков (непарных звонких Л, М, Н, Р — , , , , , , , ) перед следующим шумным (глухим или парным звонким звуком): кол|ба , лам|па ;
- в остальных случаях слогораздел проходит после гласного звука, перед стечением согласных: молоко , сестра , весна , волна.
Фонетический слог и слог для переноса слова
Необходимо различать фонетический слог и слог для переноса слова (см. правила переноса слов). Они могут не совпадать, хотя в большинстве случаев слова переносятся по слогам: ре-ка, боль-ной, вой-на.
Несовпадения фонетического слога и слога для переноса возникает по следующим причинам:
При переносе нельзя оставлять на строке или переносить на следующую строку одну букву,но фонетический слог существует | юла | й’у-лА | не переносится |
идея | и-д’э-й’а | не переносится | |
Одинаковые согласные при переносе разбиваются, а в фонетическом слоге дают один долгий согласный звук | касса | ка-с:а | кас-са |
При переносе учитывается морфемное строение слова | лесной | л’и-сной’ | лес-ной (лес — корень) |
разбить | ра-зб’ит’ | раз-бить (раз-приставка) | |
отличия при стечении согласных | пёстрый | п’о-стрый’ | пё-стрый, пёс-трый, пёст-рый |
Список использованной литературы
- Баранов М.Т. Русский язык: справочные материалы: пособике для учащихся общеобразоват. учреждений , М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М. Шанского – 11 изд. – М.: Просвещение, 2009
- Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, Москва, 2000, ISBN 5-211-05119-x.
- Русская грамматика; под ред. Н.Ю.Шведовой и др.- м.: Наука, 1980
Perenosslov.ru поможет переносить слово с одной строки в другую
Perenosslov.ru – это еще один простой в использовании сервис, который поможет вам определить слоги по актуальным правилам русского языка на сегодняшний день. Работать в нем очень просто:
- Введите слово в единственную форму на странице http://perenosslov.ru/slogi/index.php и нажмите большую кнопку «Слоги слова онлайн».
- В следующем окне вы сможете увидеть результат разбивки сразу под формой.
- На этой странице приведено пошаговое объяснение, почему именно таким образом разбито слово, исходя из правил. Например, слоги начинаются с согласной, которая следует за гласной; мягкий и твердый знаки (ь, ъ) нельзя отрывать от предыдущего слога (Жень-ка, объ-езд). Согласные, которые имеют глухой звук, передаются следующему слогу, звонкие – предыдущему; сочетание согласных, которые вместе образуют один звук, нельзя разделять на два слога.
Правила слогоделения в английском языке
Пора поговорить о том, как грамотно разбивать (разделять) слова на слоги в английском языке.
Слоги в английском языке бывают открытыми и закрытыми. Это зависит от того, на какой звук заканчивается слово.
- Что касается открытых слогов, то они оканчиваются гласными. Плюс к этому, слог также будет являться открытым при образовании его дифтонгом (дифтонг — это звук, произношение которого предполагает переход от одного гласного звукотипа к другому) или долгим гласным звуком, на который падает ударение.
- Закрытые слоги, соответственно, заканчиваются на согласные звуки. В случае, если тот или иной слог образован краской согласной, он также будет закрытым.
Стоит привести правила слогоделения в английском языке, наглядно показав их на конкретных примерах.
Правило номер один
Количество слогов в определенном слове зависит от гласных звуков, используемых в нем: «to- ma- to» (британский вариант: , американский вариант: ) (перевод: помидор, томат).
Правило номер два
Для образования слога достаточно одного гласного звука: «a- bo- ut» () (перевод: о/про (в значении «о чем-либо), около/примерно (наглядный пример: The speed of the car was about one hundreds and twenty seven kilometers per hour. Машина ехала на скорости примерно сто двадцать семь километров в час (…около ста двадцати семи…).
Правило номер три
Если на «границе» слогов имеются две согласных буквы, его нужно разделить на две части: «po- et» (британский вариант: , американский вариант: ) (перевод: поэт).
Правило номер четыре
Если в слове имеется несколько звуков, образованных дифтонгом (данное определение было представлено выше), то оно имеет только один слог: like () (перевод: нравиться (глагол) (пример: I like the way you do it! Мне нравится, как ты это делаешь!), лайк (имя существительное)).
Правило номер пять
Если в слове на «краях» (границах) слогов присутствует согласный звук, он выделяется во второй: «e- co- lo- gy» (британский вариант: , американский вариант: ) (перевод: экология).
Правило номер шесть
Слоги также могут быть образованы при присутствии буквосочетания «er», которые стоят после литеры «W»: «show-er» (британский вариант: , американский вариант: ) (перевод: дождь, душ).
Правило номер семь
Литера «L», находясь на границе слогов (при столкновении с другой буквой), относится к следующему слогу: «ta- ble» (британский вариант: , американский вариант: ) (перевод: стол, табло, таблица).
Правило номер восемь
Данное правило многим явно может показаться на первый взгляд довольно-таки странным… Однако, оно действует и используется на протяжении практически всего времени существования современного английского языка («послешекспировского» или, выражаясь научным «языком», новоснглийского). Перед такими сочетаниями литер (букв), как «ld» и «nd», проводится граница слога. Другими словами, эти сочетания являются отдельным слогом: «mi- ld» () (перевод: мягкий (в основном — климат), легкий, умеренный), «mi- nd» () (ум, против (…to be mind… пример: do you mind, if I drink of your cup a bit? Ты не против, если я немного отопью из твоей чашки?).
Скорее всего, каждый внимательный читатель заметил, что в последних слогах, образованных выше названными буквосочетаниями, двух последних приведённых примеров совершенно отсутствуют гласные звуки (как, в прочем и в американском варианте произношения слова «table», которое было приведено в предыдущем правиле). Это и есть основная «странность» данного правила (во всяком случае, для тех, кому выпало думать на русском языке). После прочтения последнего правила английский язык может многим показаться ещё более коварным. Но не надо бояться таких «хитрых слов». Плюс в английском языке в большинстве слов применяются правила деления их на слоги, аналогичные правилам в русском языке.
Комплекс игр и упражнений
Учитывая существующие этапы и методики обучения чтению, вы формируете весь учебный процесс. После того как ребенок выучил буквы и звуки, можно начинать учить ребенка читать по слогам. Лучше всего проводить занятия в игровой форме – так дошкольнику будет комфортнее, к тому же, это повысит интерес к чтению в целом.
Итак, какие игры можно использовать в процессе обучения?
- Игра «Сколько слогов – столько шагов!». Для начала стоит научить ребенка слышать слоги в словах и произносить их. Нужно объяснить ему, что в слове число слогов равняется количеству гласных (вы можете напомнить ему, что гласные – это звуки, «которые умеют петь», и пропеть эти звуки с ним вместе). Данную игру начинайте с простых слов с одной или двумя гласными, желательно повторяющимися: мама, папа, Саша, зал, сад; стол, двор, молоко и т. п. Когда повторите все гласные по отдельности, постепенно усложняйте игру, включая слова с разными звуками: лето, Вова, небеса, Лунтик и т. п.
- «Бродилки». Детям 5 лет бессмысленно объяснять правила крепления сонорных звуков к слогам, а также переносы согласных букв к другим согласным, как в слове но-ски. Используйте игры с запоминанием конкретных слогов. Нарисуйте плакат с картой вымышленного города. На каждой станции в рамке ярким фломастером нарисуйте слоги, начните с простых: на станции 1 – МИ, на станции 2 – ША, на станции 3 – ДЕ, на станции 4 – ДА. Дайте ребенку машинку и путешествуйте по городу вместе с ним. Попросите его называть слоги, за каждый правильный ответ вручайте фишку. Награждайте за прохождение всей игры медалью. Сделайте несколько таких плакатов с разными станциями и слогами.
- «Магнитики». Эффективная игра, если вы задались целью научить ребенка делить на слоги не только простые, но и сложные слова. Приобретите магниты-буквы, прикрепите их к холодильнику или магнитной доске. Вместе с ребенком составляйте ежедневно несколько слов по слогам из магнитов. Это может быть какой-то код, чтобы получить дополнительные 10 минут просмотра мультфильма. Или хитрость «раздели на слоги слово БА-НАН и получишь банан». Составьте сложное слово, например фамилию – АЛЕКСЕЕВЫ. И попросите ребенка разделить ее на слоги. Помогите, если у него не будет получаться.
- «Домик-человек-овощ». Вырежьте несколько домиков и приклейте к ватману. Каждый домик будет иметь название, например МА или ТО. Вырежьте человечков и дайте каждому имя, начинающееся с того слога, которыми названы дома (Маша и Тома). Попросите ребенка правильно соединить человека и домик по первому слогу. Потом Маша и Тома пойдут в магазин и купят там фрукты или овощи, начинающиеся на слоги «ма» и «то» (мандарины, томаты). Вырежьте или нарисуйте магазин с различными продуктами.
- «Напиши на песке». Учимся писать буквы на разноцветной манке. Детям нравится рисовать на песке, можно приобрести разноцветный песок в магазине, либо раскрасить манную крупу, выложить на поднос и показывать ребенку написание различных букв и слогов. Это развивает мелкую моторику и творчество.
- «Соедини слоги в слова». Можно постепенно переходить к более сложным упражнениям. На карточках написать слоги и попросить составить слово. Предлагать сначала короткие слова, а затем длинные. Составьте из слов пирамиду: вверху самое короткое слово, а внизу самое длинное.
- «Иду по следу». На листах А4 напишите слова, распределите листы по всей квартире, а на финише поставьте приз (игрушку, билет на аттракционы), попросите ребенка идти по следам. Наступая на каждый, ему нужно назвать слово по слогам. Так же можно написать отдельные слоги, чтобы с каждым шагом у ребенка получалось новое слово. Выполняя это простое, но интересное упражнение, ребенок научится соединять слоги.
- «Найди в слове еще одно слово». ПООБЕДАЛ (обед, дал), ОГОРОД (город, род) и т. п.
- Тексты для чтения дошкольникам. Небольшие тексты, по которым ребенок может начинать читать слоги в словах. Используйте рифмованные тексты и чистоговорки («Мама мыла раму», «На селе нам весело»). Сначала ребенок должен запомнить фразу целиком, а затем делить ее на слоги.
Помните: игра – это необязательное действие, поэтому не заставляйте ребенка делать то, чего он не хочет, а лучше мотивируйте его или перенесите занятие на другое время. Чем красочнее будет оформлена игра, тем дольше будет занят ею дошкольник, и тем лучше будут результаты.
Обучение чтению:
С чего начать обучение дошкольников чтению?
Обучение чтению можно начать с изучения букв. Хорошо подходят для этих целей
красочные таблицы, плакаты, кубики. Материал можно время от времени менять.
И необязательно учитьразучивать с малышами алфавитное название букв.
Основное правило обучению чтению малышей определяется так: «Не гонитесь
за результатом!» На старте, покажите ученику азбуку. Если он заинтересовался,
рассмотрите ее, назовите буквы, слоги. Обучение чтению детей младше 4-5 лет
лучше начинать по их инициативе. Ваша задача – не загубить инициативу чрезмерным
усердием.
Читайте при ребенке. Мама – лучший пример для подражания.
Изучите существующие методики обучения. Лучше,прочесть тексты педагогов
Они дадут вам полное картину о сюжете, чем их конспекты в Интернете, и вам будет
проще определиться с тем, что из этого разнообразия заинтересует вашего ученика.
Занятия должны быть разными, почаще меняйте задачи, потому что маленькие
дети быстро устают и их внимание переключается на сторону. Так что вам придется
постоянно поддерживать интерес ребенка к тому, что вы предлагаете делать.
Если ученик болеет, или не настроен заниматься, лучше отложите «урок»
Как
мы уже говорили, не стоит учиться «через силу».
Какую бы вы ни выбрали методику, не относитесь к ней слишком серьезно. Играйте,
не учитесь!
Параллельно с чтением можно учиться писать. Двухлетним детишкам будет по
силам выполнение графических заданий, например: обводите их рукой простые фигуры
по точкам. Можно «печатать» на старой клавиатуре. Хорошо готовят руку к письму
игрушки-лабиринты, в которых маленькие детали нужно поднять, например, снизу
вверх, или провести слева направо.
Изучение букв
Чтобы помочь малышу запоминать буквы сделайте следующее:
- выкладывайте их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков;
- обводите и раскрашивайте объемные буквы, штрихуйте их.
- делайте буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки;
В арсенале упражнений, направленных на развитие мелкой моторики детей, наверняка
найдутся такие, которые увлекают вашего ученика больше других.