Как разобрать слова по звукам и буквам

Что надо знать, делая фонетический разбор

таблица соответствия парных звуков

Ъ (твёрдый знак)и ь (мягкий знак) самостоятельных звуков не отражают, только соответствующим образом иллюстрируют качество согласного перед ними.

Буквы е, ё, ю, я в начальной позиции или после гласного означают два звука — и , , или соответственно: ящик, плеяда, юла, ёлка, ель .

А вот если они идут после согласного, значит, он мягкий .

Исключение составляет е, которая может использоваться в ряде случаев и после твёрдого или передавать звук после гласного (например, проект).

Звуки и не под ударением подвержены явлению , которое в лингвистике называется редукцией: букву о в большинстве случаев читают как , а — как .

Вместо звонкого согласного в конце слова или перед глухим звучит парный глухой .

Так, «гриб» произносится .

Звуки , и не имеют звонких пар , у , , , , нет парных глухих.

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

2 класс

Упражнение 46,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

3 класс

Упражнение 190,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 32,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 70,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 140,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 166,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 171,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 179,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 245,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 17,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 3,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

4 класс

Упражнение 65,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 78,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 147,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 245,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 103,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 49,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 135,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 169,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 538,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 656,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 311,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 320,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 340,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 342,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 32,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 36,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 37,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 51,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 75,
Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1

Упражнение Повторение § 10 стр. 38-39,
Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1

6 класс

Упражнение 100,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 112,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 512,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 551,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 567,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 588,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 6,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 165,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 359,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 721,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 369,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 401,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 403,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 446,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 452,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 463,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 150,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 359,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 586,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 596,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 20,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 87,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 107,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 184,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 70,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 236,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 243,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 403,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 410,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 413,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Вводное видео о фонетическом разборе

После просмотра видео обязательно закрепите всё внимательным прочтением статьи!
Итак, всё с самого начала и по порядку!
В русском алфавите, как вы знаете, 33 буквы, а вот звуков, которые могут давать эти буквы в словах при произношении больше, а именно 42 звука.
При фонетическом разборе звуки для обозначения принято заключать в квадратные скобки []. Звучание записанное на письме в фонетике еще называют транскрипцией.
То есть, буква а, звук .
Еще можно обозначить, что транскрипция буквы а — .

При этом в алфавите 10 гласных букв. Это буквы: А, О, У, Ы, Э, И, Я, Ё, Ю, Е.
Но гласных звуков, как ни странно меньше.
Всего 6 гласных звуков: , , , , и .

Почему так? Все потому, что гласные буквы Я, Ё, Ю, и Е не дают отдельных гласных звуков.
Когда Я, Ё, Ю, и Е идут после согласных, то чаще всего дают звуки , , и .
Когда Я, Ё, Ю, и Е идут в начале слов, после гласных, мягкого или твердого знака, то они, как правило, дают сочетания звуков, которые записываются, как , , и , соответственно.

В алфавите еще 2 интересных буквы: Ь и Ъ. Мягкий и твердый знак не дают самостоятельных звуков, но для чего они тогда нужны, и где еще 36 звуков…
В алфавите осталась еще 21-на согласная буква:
Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.
Вот они-то, в сочетании с гласными буквами и мягким знаком и дают оставшиеся 36 звуков — это , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , .

То есть, к примеру, буква Б в словах может давать твердый звук, записывается, как . К примеру, в слове «бочка».
Также Б может давать мягкий звук, который записывается почти также, но с маленькой кавычкой(апострофом) — . К примеру, мягкий звук в словах: берег, обязан, особь.
Мягкий знак, кстати, в последнем слове вместе с буквой Б и дал необходимый мягкий звук. Собственно для этого он и используется. Твердый знак в свою очередь используется для разделения звуков в слове, к примеру, в словах подъезд, съел, разъединить.

Звуковой разбор слова

Приступив к выполнению словесного звукового разбора для начала требуется поставить ударение. Затем следует слово разделить на слоги. Далее нужно понять сколько в слове звуков и букв. А уже дальше работаем над последовательным анализом каждого звука. Дальнейшим действием мы подсчитываем сколько в выделенном слове гласных и согласных букв.

Для дошкольников, только начинающих знакомиться с данной темой лучше выбирать одно или двухсложные слова. Пусть это будут их имена. А далее постепенно можно усложнять задачу, подбирая более сложные слова.

Звуковой анализ слова включает в себя:

  • определение первого и последнего звука;
  • выявление наличия в слове конкретного звука;
  • определение места звука в слове;
  • различия по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой);
  • определение последовательности, места и количества звуков по отношению к другим фонемам.

Когда проводится занятие для дошкольников, лучше для усвоения информации использовать игру (карточки) и цвет (разные цвета для гласных и согласных букв). Использование карточек в определенных цветовых решениях помогают детям зрительно запоминать предложенный материал. На протяжении долгого времени при обучении используются следующие цвета:

  • красный цвет используется для обозначения гласных звуков;
  • синий цвет используется для – твердых согласных;
  • зеленый цвет – для обозначения мягких согласных.

В аналогичной цветовой гамме рекомендуется использовать карточки двух цветов для обозначения слогов. Таким образом можно обучать дошкольника характеризовать как отдельные фонемы, так и слоги. Также потребуются карточки для обозначения ударения и разделения слова на слоги. Есть общепринятые и утвержденные нормы учебной программы России оформления данных карточек.

Чтобы занятия проходили более интересно, вы можете использовать рабочую тетрадь «Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников», а также внимательно изучить пособие «Занимательные игры и упражнения для развития навыков звукового анализа и синтеза и профилактики нарушений письменной речи».

Примеры звуко-буквенного разбора

Бага́ж — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.

б  – согласный, парный, звонкий, твёрдый;

а  – гласный, безударный;

г  – согласный, парный, звонкий, твёрдый;

а  – гласный, ударный;

ж  – согласный, парный, глухой, твёрдый.

Рожь  – 1 слог, 4 буквы, 3 звука.

р  – согласный, непарный, звонкий, твёрдый;

о  – гласный, ударный;

ж  – согласный, парный, глухой, твёрдый;

ь

я  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

    –  гласный, ударный.

Её — 2 слога, 2 буквы, 4 звука.

е  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

    –  гласный, безударный;

ё  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

    –  гласный, ударный.

Ель — 1 слог, 3 буквы, 3 звука.

е  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

    –  гласный, ударный;

л – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

ь

Ёжик  – 1 слог, 4 буквы, 5 звуков.

ё  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

    –  гласный, ударный;

ж  – согласный,парный, звонкий, твёрдый;

и  –  гласный, безударный;

к  – согласный, парный, глухой, твёрдый.

Ночь — 1 слог, 4 буквы, 3 звука.

н – согласный, непарный, звонкий, твёрдый;

о  – гласный, ударный;

ч – согласный, непарный, глухой, мягкий;

ь

Обед — 2 слога, 4 буквы, 4 звука.

о  – гласный, безударный;

б – согласный, парный, звонкий, мягкий;

е – гласный, ударный;

д – согласный, парный, глухой, твёрдый.

Кольцо — 2 слога, 6 букв, 5 звуков.

к – согласный, парный, глухой, твёрдый;

о  – гласный, безударный;

л – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

ь

ц – согласный, непарный, глухой, твёрдый;

о – гласный, ударный.

Чайка — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.

ч – согласный, непарный, глухой, мягкий;

а – гласный, ударный;

й  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

к – согласный, парный, глухой, твёрдый;

а – гласный, безударный.

Беречь — 2 слога, 6 букв, 5 звуков.

б – согласный, парный, звонкий, мягкий;

е  –  гласный, безударный;

р – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

е –  гласный, ударный;

ч – согласный, непарный, глухой, мягкий;

ь

Июнь [ий’ун’ – 2 слога, 4 буквы, 4 звука.

и  –  гласный, безударный;

ю  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

    –  гласный, ударный;

н – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

ь

Маяк [май’ак – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков.

м – согласный, непарный, звонкий, твердый;

а  –  гласный, безударный;

я  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

    –  гласный, ударный;

к – согласный, парный, глухой, твёрдый.

Осень — 2 слога, 5 букв, 4 звука.

о –  гласный, ударный;

с – согласный, парный, глухой, мягкий;

е –  гласный, безударный;

н – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

ь

Жить — 1 слог, 4 буквы, 3 звука.

ж  – согласный,парный, звонкий, твёрдый;

и –  гласный, ударный;

т – согласный, парный, глухой, мягкий;

ь

Не так-то просто правильно записать звуки, из которых состоит слово. Для этого нужно много знать, понимать и помнить. Надеюсь, что статья помогла  разобраться в том, как делать фонетический анализ слов.

Вам могут пригодиться карточки по русскому языку в каждую из которых включено задание на звуко-буквенный разбор слова.

В качестве игрового материала предлагаю скачать игру, способствующую автоматизации навыков чтения и письма, развивающая звукопроизношение и звуковосприятие. Также игра способствует расширению словарного запаса, развитию связной речи, памяти и внимания.Игра будет интересна и полезна и дошкольникам, и младшим школьникам.

Обратите внимание !

    1. Буквы Я,  Ё,  Ю,  Е  — йотированные.
      • Если  эти буквы стоят после согласных, то они дают один звук:
      • Если эти буквы стоят в начале слова, после гласных и разделительных Ъ и Ь знаков

        Я — , Ё — , Ю — , Е — : Ёлка —  —  4 буквы,  5  звуков. Поёт — 4 буквы, 5 звуков.

        , то они дают 2 звука:

    2. Буква И
      • после Ь обозначает два звука: чьи ,  лисьи  ;
      • после согласных Ж, Ш, Ц

        зажим , шины , цирк  ;

           даёт звук :

    3. гласная О

      кОтик — , скворцы — ;

        под ударением даёт звук , а без ударения :

    4. гласная Е

      лес ,  лесА (см.   лисА ), весна ;

        под ударением даёт звук , а без ударения :

    5. в некоторых  иноязычных словах перед гласной Е 

      кафе , купе , свитер , отель ;

      согласный произносится твёрдо:

    6. гласная Я

      мяч — , рябина — , пятно — .

      под ударением даёт звук ,  а без ударения , :

  • Для согласных.

    1. парные по глухости/звонкости согласные

      гриб — , лавка — ;

      в конце слова, перед глухой согласной произносятся глухо (оглушаются):

    2. Й, Ч, Щ  — , , — всегда мягкие;
    3. Ж, Ш, Ц — , , — всегда твердые;
    4. Если в слове рядом стоят несколько  согласных, то  в некоторых словах звуки , , , не произносятся (непроизносимые согласные), но  буквы в,д, л, т

      чувство , солнце , сердце , радостный .

      пишутся:

    5. сочетание СТН произносится как , ЗДН

      звёздный — , лестница — .

      — :

    6. иногда на месте буквы Г 

      когти —  , мягкий —  ;

      перед глухой согласной произносятся звуки ,  :

    7. иногда буква С 

      сделал — .

      в начале слова перед звонкой согласной озвончается:

    8. между  корнем  и  суффиксом  перед мягкими согласными согласные  могут  звучать  мягко :
    9. иногда  буква  Н  обозначает  мягкий  согласный  звук  перед  согласными Ч, Щ:

      стаканчик — , сменщик — ;

    10. Удвоенные  согласные располагаются
      •  после ударного гласного, то дают длинный  звук : грУппа ,  вАнна ;
      • перед ударным гласным, то образуется обычный согласный звук:  миллиОн  , аккОрд , аллЕя ;
    11. сочетания ТСЯ, ТЬСЯ

      бриться — ;

         (у глаголов) произносятся как длинный :

    12. иногда   сочетание  ЧН,  ЧТ 

      конечно  — , скучно  — ,  что —  , чтобы —  ;

      произносится  как   :

    13. буква Щ и сочетания букв СЧ, ЗЧ, ЖЧ 

      щавель  , счастливый  ,  извозчик  , перебежчик  ;

      обозначают звук :

    14. в окончаниях имён прилагательных ОГО, ЕГО согласный Г 

      белого — .

      произносится как :

Краткая характеристика гласных звуков

Перед тем, как приступить к анализу слова необходимо выяснить какими особенностями выражены гласные и согласные звуки (фонетика). Рекомендуется в самом начале знакомства с темой звуков детей младшего возраста лучше предлагать информацию о самых простых свойствах. Так как более сложный материал дети будет проходить в школе в старших классах.

В русском языке шесть гласных звуков: .Гласных букв — десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».Шесть гласных букв — «о» «и» «а» «у» «э» «ы» — соответствуют звукам.Они могут быть ударными и безударными.

Также в русском языке есть четыре гласные буквы — «я» «ю» «е» «ё» — йотированные, то есть обозначают два звука: («я» — , «ю» — , «е» — , «ё» — ). Если они идут за согласными, в этом случае они звучат как один звук и дают мягкость предшествующей им фонеме. Но в случае, когда они стоят в начале слова или после «ъ» и «ь» уже звучат как два звука.

Гласные звуки.

При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки можно петь. Они состоят только из голоса,  который образуется при дрожании голосовых связок.

В русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е,
но 6 гласных звуков: , , , , , [И

А, О, У, Ы, Э — это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки , — всегда мягкие:сон , дым , чаща  , часы  .

Я,  Ё,  Ю,  И, Е —  это буквы,  которые дают  предыдущему согласному команду:  «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки , , остаются  всегда твердыми:мята , тёрка , мюсли  , мел , лес , жир , ширь , цифра .

  • Буквы Я,  Ё,  Ю,  Е — йотированные. Они могут давать один или два звука, в зависимости от положения в слове.
    • Я, Ё, Ю, Е  стоят после согласных, то  обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме  всегда твердых , , ) и  дают один гласный звук : я — , ё — , ю — , е — :Мяч, тёрн , тюль , пена .
    • Я, Ё, Ю, Е  дают два звука:  согласный и соответствующий гласный,  если они  стоят
      • в  начале  слова: яма  , ёлка  ,  юла  ,  ель  ;
      • после гласных: маяк ,  поёт  ,  поют ,  поел ;
      • после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья ,  объём , вьюга ,  съезд .
  • В транскрипции  буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков , , , не существует.
  • Буква И после Ь  обозначает два звука: чьи ,  лисьи 
  • — согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук .

В состав слога обязательно входит гласный звук: «Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников!»

Для малышей!  Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово.   На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.

Примеры звукового анализа слов: «язык» и «группа»

Разобравшись с теорией, стоит попробовать попрактиковаться.

1) В данном примере два слога «я-зык». 2 слог является ударным2) Первый слог образован с помощью дифтонга «я», который стоит в начале слова, а следовательно, состоит из 2 звуков . Звук — это согласный (согл.), мягкий (мягк.) (карточка зеленого цвета), второй звук — гласный, безударный (алая карточка). Для обозначения этого слога в схеме можно взять также двухцветную зелено-красную карточку.3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.4) Слог 2 «зык». Он состоит из трех звуков , , . Согласный — тверд., звонкий (карточка синего цвета). Звук — гласн., ударный (карточка красного цвета). Звук — согл., тверд., глух. ( карточка синего цвета).5) Ставится ударение и проверяется путем изменения анализируемого слова.6) Итак в слове «язык» два слога, четыре буквы и пять звуков.

Стоит учитывать один момент: в данном примере слово «язык» разбиралось как для учеников первого класса, которым еще не известно, что некоторые гласные в безударной позиции могут давать другие звуки. В старших классах, когда ученики будут углублять свои познания в фонетике, они узнают что в слове «язык» безударная произносится как — .

Звуковой анализ слова «группа».

1) В анализируемом примере 2 слога: «гру-ппа». 1 слог является ударным.2) Слог «гру» составляют три звука . Первый — согл., тверд., звонк. ( карточка синего цвета). Звук — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук — гласн., ударн. (карточка алого цвета). 3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.4) Во втором слоге «ппа» три буквы, но они производят всего 2 звука . Звук — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета). Также он является парным и произносится длинно (синяя карточка). Звук — гласн., безударный (алая карточка). 5) Ставится ударение в схеме.6) Итак, слово «группа» состоит из 2 слогов, шести букв и пяти звуков.

Умение делать простейший звуковой анализ слова не является чем-то сложным, на самом деле это довольно простой процесс, но от него зависит многое, особенно если у ребенка проблемы с дикцией. Если разобраться, как правильно его делать, это поможет произносить слова на родном языке без ошибок и будет способствовать развитию умения грамотно их записывать.

Согласные

Прежде чем выполнить звуковой анализ, нужно знать особенности и согласных. Их гораздо больше, чем гласных. Русский язык насчитывает их тридцать семь.

Согласные имеют различные характеристики:

  • Мягкость или твердость. Некоторые звуки могут произноситься без смягчения: море (м — твердый). Другие же, наоборот: мера (м – мягкий).
  • Звонкость или глухость. Когда звук произносится с вибрацией и голосом, он называется звонким. Можно приложить ладонь к гортани и почувствовать это. Если же вибрации не ощущается, то он глухой.
  • Парность. Некоторые согласные имеют свою противоположность. Обычно по звонкости-глухости. Например: в (зв.) – ф (глух.), з (зв.) – с (глух.).
  • Некоторые согласные произносятся как будто бы «в нос». Они получили соответствующую характеристику – носовые.

Фонетика

Наша речь делится на два больших вида: устную и письменную. Первая, естественно, появилась задолго до второй. Ведь изначально люди учились обмениваться информацией с помощью жестов и простейших звуков. Затем это постепенно переросло в слова, образовавшие тот или иной язык. Но вскоре появилась потребность зафиксировать все, что произносится. Так возникла письменная речь.

В данной статье мы поговорим об особенностях устного общения. Эту часть языка изучает сложная наука — фонетика. Она занимается рассмотрением звуков, которые составляют нашу речь. Каждый из них имеет свою характеристику и индивидуальные особенности. Их изучение и входит в звуковой анализ.

Что ещё полезно знать?

В некоторых случаях могут возникать вопросы, как быть с предлогами. Чаще всего на практике их фонетический разбор просто не делается. Хотя на всякий случай будет полезным знать, что обычно предлог как бы примыкает к части речи, которая следует за ним, и при наличии в нём гласных они чаще всего будут безударными.

Например, в сочетании предлога и существительного «по полю» ударным является первый слог в слове «полю», а сама конструкция произносится . Хотя возможен и вариант . Случаи когда ударение падает на предлог, а не на то, что следует за ним, нечасто, но встречаются. Ярким примером может служить грубо просторечное «по фиг» .

Такое явление становится возможным, потому что с точки зрения фонетики существительные и предлоги часто воспринимаются не как разные слова, а одно слово и произносятся именно так. В лингвистике это называется фонетическим словом. Впрочем, столь глубокие сведения обычно преподаются уже в курсе фонетики студентам-филологам, а в школе в такие дебри не забираются Ну а каждый, кого заинтересовал этот момент, может найти нужную информацию и примеры онлайн.

В школе ученикам дают задания по фонетическому разбору слов, в первую очередь, для закрепления базовых теоретических познаний, которые они получают от учителя и из книг. В свою очередь, базовые знания фонетики сослужат им хорошую службу в практическом применении языка, то есть правильном его использовании на письме и чтении. Так, представление о таких языковых явлениях, как особенности произношения звуков в зависимости от позиции, позволяют понять, почему в некоторых случаях надо использовать букву, передающую не тот звук, который слышится.

Особенную важность фонетика и всё, что с ней связано, приобретает в регионах с ярко выраженными диалектными особенностями. Например, в верхневолжских говорах буква о в безударном положении читается , а в южнорусских вследствие особенностей местного произношения звука с придыханием парным ему фактически становится

Однако на уроках русского языка делать фонетический разбор требуется по правилам литературного языка. Это должно помочь ученикам освоить русскую литературную речь. Ведь использование диалекта считается признаком неграмотности.

Принципы и правила

Основные сложности, которые появляются при фонетическом разборе, это частое несоответствие буквы ее произношению. Сложно воспринимать слово не как написанное, а как слышимое. Принцип фонетического анализа – концентрация внимания на правильности произношения. Несколько советов по проведению звукового анализа слов:

  1. Определить особенности звучания.
  2. Записать транскрипцию каждой буквы.
  3. Не подгонять звуки под буквы, например, жи или ши звучат , .
  4. Внести коррективы, четко проговаривая каждую минимальную единицу речи.

Фонетический разбор слова выполняется в определенной последовательности. Часть данных придется заучить, другую информацию можно приготовить в виде памятки. Особые разделы фонетики нужно понять. Фонетические процессы, которые считаются основными в школьном образовании:

  1. Оглушение и озвончение согласных. Позиции, при которых согласные становятся глухими, конец слова. Дуб .
  2. Смягчение согласных в позиции перед мягкими. Чаще становятся мягкими: з, с, д, т, н. Здесь .
  3. Оглушение звонких согласных перед глухими. Зубки .
  4. Озвончение глухих перед звонкими. Сделать , косьба .

В высших учебных заведениях фонетических процессов, изучаемых студентами-филологами, больше:

  • аккомодация,
  • диссимиляция,
  • редукция.

Такие процессы дают более глубокое понимание фонетики и преобразования речевых норм. Они помогают будущим учителям увидеть, в чем могут ошибиться дети, как провести объяснение сложных тем.

Фонетический разбор слова пример.

Характеристика гласных и согласных

При делении слова на звуки наукой о языке признано распределение на две большие группы:

  • согласные,
  • гласные.

Основное различие в анатомическом образовании. Гласные – произносятся голосом без препятствий с участием гортани и органов полости рта. Воздух выходит из легких без помех. Согласные при образовании встречают препятствия. Это могут быть различные органы или их комбинация: язык, губы, зубы.

Гласные

В языке их насчитывается всего 6: а,о,у,ы,э,и, а для передачи на письме потребуется 10 буквенных знаков. Есть в русском языке полугласная. В школьном курсе ее считают согласным – это «й». Он помогает услышать буквы я,ё,е,ю. В этом случае будут слышны два звука:

  • йа – я,
  • йэ – е,
  • йу – ю,
  • йо – ё.

Раздвоение появляется в определенных условиях:

  1. В начале слова: Юра, Яша, Елена.
  2. После гласных: тихая, синее, голубое.
  3. После твердого и мягкого знаков: вьюга, съезд.

В других позициях, после согласных, они смягчают, но двойного звучания не создают.

Гласные можно разделить на две группы.

  1. Указывают на предыдущий твердый согласный: а, о, у, ы, э.
  2. Предупреждают, что впереди стоит мягкий согласный: я,е,ё,и,е.

Основная характеристика, которая требуется для выполнения разбора слова по звукам в школе, касается ударения. Гласные могут быть 2-х видов: ударные и безударные.

Фонетическое построение, сколько звуков в слове становится понятно только после проведения анализа и представления его в виде схемы.

Звуки речи

Согласные

В русском языке согласных всего двадцать. Их можно распределить по характеристикам, которые потребуются для анализа:

Характеристика перечень количество
звонкие б, в,г,д,ж,з,р,л,н,м 10
глухие п,ф,к,т,ш,с,х,ц,ч,щ 10
парные по зв/гл б (п), в (ф), г (к), д (т),ж (ш), з (с) 6
непарные звонкие р, л, н, м 4
непарные глухие х, ц, ч, щ 4
шипящие ж, ч, ш, щ 4
мягкие все, кроме шипящих и ц 15
твердые все, кроме шипящих и ц 15
всегда твердые ж, ш, ц 3
всегда мягкие Й, ч, щ 3

Парные по звонкости и глухости имеют одинаковую артикуляцию, именно поэтому они могут заменять друг друга при произношении. Звонкий в определенных позициях становится глухим.

Внимание! Школьникам для запоминания парных можно предложить запомнить первые согласные алфавита

Гласные звуки

В алфавите русского языка 10 гласных букв:

А О У Ы Э – указывают на твёрдость согласного звука

Я Ё Ю И Е – указывают на мягкость согласного звука

Но гласных звуков только 6:

, , , , , .  Звуков , , , в русском языке не существует.

Йотированные гласные — это гласные, которые дают 2 звука, один из которых Й.

Гласные Е, Ё, Ю, Я в некоторых случаях обозначают два звука: гласный + й. Называются такие звуки йотированными.

 Но!

Я, Ё, Ю, Е– обозначают два звука, только если стоят:

  • в начале слова (яма, ёж, юбка, ель)
  • после гласной (новая, знаю)
  • после ь, ъ (вьюга, подъезд)

Также йотированным может быть звук И, если он стоит после Ь (соловьи, ручьи, муравьи).

Понятие фонетического разбора

Что именно включает он в себя, и что нужно знать школьникам, чтобы успешно справляться с заданиями фонетического характера? Во-первых, хорошо ориентироваться в слоговом членении. Во-вторых, разбор слова по звукам не может производиться без чёткого различения гласных и согласных фонем, парных и непарных, слабых и сильных позиций. В-третьих, если оно (слово) включает йотированные, мягкие или твёрдые элементы, удвоенные буквы, ученик тоже должен уметь ориентироваться, какая литера используется для обозначения того или иного звука на письме. И даже такие сложнейшие процессы, как аккомодация или ассимиляция (уподобление) и диссимиляция (расподобление), тоже должны быть ими хорошо изучены (хотя указанные термины и не упоминаются в учебниках, тем не менее, дети знакомятся с этими понятиями). Естественно, что разбор слова по звукам не может производиться, если ребёнок не умеет транскрибировать, не знает элементарных правил транскрипции. Поэтому учитель должен серьёзно и ответственно подойти к преподаванию раздела «Фонетика».

Звуковой анализ слова – давайте разберемся

Наша речь делится на устную и письменную. Учеными установлено, что устная речь появилась раньше письменной. Люди общались с помощью звуков. Однако пришло осознание ведения письменного выражения информации. Так появилась письменная речь.

Однако мы уделим внимание в этой статье именно устной передаче информации. Изучением данного раздела занимается непростая наука фонетика

Она занимается изучением звуков речи, их образованием, характеристиками. Также эта наука изучает ударение в слове, деление слов на фонетические слоги.

Для начала выясним, что такое звуковой анализ слова. Звуковой анализ слова – это выявление фонем в слове в определенном порядке и их описание (мягкий – твердый, звонкий – глухой, гласный – согласный).

Старшая группа детского сада уже может начать знакомство, а впоследствии тренировку навыков звукового анализа. Этот момент важен для дошкольников еще и потому, что при изучении идет подготовка и разработка фонематического слуха. Данный навык дает четкое определение фонем, ребенок не будет ошибаться в звуках в словах, например: ДОМ-ТОМ. И, когда дети научатся четко различать на слух слова, они смогут правильно их записать

И еще есть очень важное обстоятельства разбора звукового анализа: это будет впоследствии значимым обстоятельством при изучении иностранных языков

Более подробно особенности звукового анализа рассматривает пособие для педагогов и родителей «Учим звуки. Звуковой анализ слов. Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. УМК «Обучение чтению дошкольников». ФГОС ДО».

А также обратите внимание на очень хорошие современные пособия:

  • «Тетрадь-тренажер для формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет)».
  • «Тетрадь-тренажер для формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет)».

Теоретические рекомендации

Что представляет собой схема разбора слова по звукам? Какие этапы она включает? Разберёмся в этом подробно. Для начала лексема выписывается из текста, ставится знак «тире», после чего она пишется снова, только уже разделённая на слоги. Проставляется ударение. Затем открываются квадратные скобки, и ученик должен слово затранскрибировать – записать так, как оно слышится, т. е. выявить его звуковую оболочку, обозначить мягкость фонем, если таковые имеются, и т. д. Далее под вариантом транскрипции нужно пропустить строчку, провести вниз вертикальную черту. Перед ней в столбик записываются все буквы слова, после – в квадратных скобках звуки и даётся их полная характеристика. В конце разбора проводится небольшая горизонтальная черта и, как подведение итогов, отмечается количество буквы и звуков в слове.

Делаем выводы

Мы привели примеры фонетического разбора слов, состоящих из разного количества слогов и звуков. Учитель, объясняя тему, обучая своих школьников, должен стараться наполнить их словарный запас соответствующей терминологией. Говоря о звуках «Н», «Р», «Л», «М», следует называть их сонорными, попутно указывая, что они всегда звонкие и потому не имеют пары по глухости. сонорным не является, но тоже только звонкий, и по этому параметру примыкает к 4 предыдущим. Более того, раньше считалось, что этот звук относится к согласным, однако его справедливо называть полугласным, т. к. он очень близок к звуку . Как лучше запомнить их? Запишите с детьми предложение : «Мы не увидели подругу». В неё и входят все сонорные.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий