Содержание
- 1 ь в середине и на конце слова после шипящих
- 2 О/Ё после шипящих: исключения из правила
- 3 Написание Н и НН в разных случаях
- 4 Как определить
- 5 Рифмованные стихотворения “Глаголы – исключения” ( 4 класс)
- 6 Приставки пре- и при-
- 7 Случаи противоречий
- 8 Глаголы 1 спряжения
- 9 Гласные после Ц: как не ошибиться
- 10 Шуточные запоминалки по разным предметам
- 11 Как запомнить это несчастное спряжение глаголов
- 12 Первое и второе спряжение глаголов
- 13 Глаголы-исключения
- 14 10 лёгких способов (иногда в стихах) запомнить правила русского языка
- 15 Преимущества использования стишков в глаголах исключениях
- 16 Ударение в словах
- 17 Глаголы-исключения в стихах
- 18 Стихотворная форма глаголов-исключений для запоминания
- 19 Глаголы-исключения
ь в середине и на конце слова после шипящих
Когда писать мягкий знак в середине слова, а когда – нет? Если первая согласная мягкая, а вторая твердая, ь нужен (вторая согласная может стать твердой при изменении слова по падежам: тьме – тьма).
Если же в середине слова встречаются две мягкие согласные, неопытного школьника ждет то еще искушение поставить ь. В слове подгрести звуки г и р звучат обманчиво.
Однако в этом случае правило русского языка гласит: ь не нужен! Все потому, что звук г стал мягким лишь из-за соседства с мягким р. Другой пример – слово гвозди, где звук з смягчился из-за влияния соседа. В слове же гвоздок обе согласные стали твердыми.
И все-таки есть случаи, когда ь попадает между мягкими согласными. Такое происходит при наличии мягкого звука л, пишущийся двумя буквами – ль. Пример таких слов: мельница, сельдь.
Как быть, если в конце слова стоит шипящий звук? Ведь у таких фонем нет пар по твердости и мягкости: например, ж, ш всегда твердые, а ч, щ мягкие. Это значит, что раз ж, ш тверды, то ь вряд ли нужен. А после ч, щ мягкий знак нелогичен – если фонемы всегда мягкие, то незачем это дополнительно подчеркивать.
Получается наглядный пример нефонемного правила. Как понять, когда писать ь после шипящих, а когда – нет? Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно сперва узнать о слове с шипящим на конце – что это за часть речи?
Варианты:
- глагол,
- краткое прилагательное,
- наречие,
- имя существительное.
В двух первых случаях все просто: если слово – глагол, мягкий знак необходим. Краткое прилагательное – ь не нужен. А вот с существительным и наречием такой однозначности нет. Существительные первого и второго склонений (точнее, родов – мужского и среднего) пишутся без мягкого знака, а вот существительные третьего склонения (то есть женского рода) попадают под исключение из правил.
У наречия есть три слова, подчиняющиеся фонемному закону. Запомнить их легко, они пишутся в виде фразы «уж замуж невтерпеж». А вот остальные слова пишутся в соответствии с правилом, т.е. с мягким знаком.
О/Ё после шипящих: исключения из правила
Правило о написании о, ё и е после шипящих гораздо проще, чем может показаться.
Чтобы не ошибиться, нужно сначала определить, находится ли орфограмма в корне слова или в других его частях (суффиксы, окончания).
- Если речь идет о корне, то правильно писать букву ё в тех словах, к которым можно подобрать однокоренные с е. Щётка – щетина, расчёсывать – чесать, щёлкать – щелчок. Если подобрать такую замену не удается, значит, после шипящего нужно писать о: обжора, шок. Часто такие случаи запоминают как исключения из правила.
- В суффиксе и окончании выбрать нужную букву еще проще. Е (ё) пишется в глаголах и отглагольных формах, а также в отыменных частях речи без ударения: течет, сгущенка (от сгустить), реченька.
В слове крыжовник очень часто допускают ошибки, но если разобраться, оно совсем не сложное. Если проанализировать морфемный состав, то мы увидим корень в этом названии –крыжов- и суффикс –ник- . Родственных словоформ с е нет, значит, следует писать букву о.
Написание Н и НН в разных случаях
Еще одна коварная часть русской грамматики – количество Н в разных морфемах. Чтобы писать грамотно, в случае сомнения нужно начать с определения части речи и далее руководствоваться соответствующими правилами:
- В существительных и прилагательных в русском языке пишутся две Н на стыке корня и суффикса: пустын-ник, стран-ный, корон-ный.
- В наречиях нужно писать столько Н, сколько в прилагательных, от которых они произведены. Странно – от странный, туманно – от туманный, спонтанно – от спонтанный.
- В причастиях полной формы всегда пишется удвоенная –н-. Жаренная в масле рыба, связанные носки, отмеренный срок, вылепленный снеговик. В краткой форме всегда пишется –н-: носки связаны, рыба пожарена, срок отмерен.
- Несколько сложнее дело обстоит с прилагательными. В них может писаться и одна –н-, и две. –Н- пишется в суффиксах –ин-, -ан- и –ян-: мышиная возня, соколиная охота, глиняный кувшин, кожаный пиджак. Из этого правила есть всего три исключения в нашем языке, которые пишутся с –нн-: стеклянный стакан, деревянный стул, оловянный солдатик.
Слова-исключения в русском языке
Изучаем, какие бывают глаголы исключения
Как определить
Учебная программа любой средней общеобразовательной школы включает тему глаголов-исключений 1 и 2 спряжения. Ознакомление со спряжением глаголов в русском языке, а также исключениями происходит в рамках курса 4 класса. С наступлением учебного года преподаватель подготавливает учеников к освоению навыка.
Спряжение глаголов в русском языке представляет собой видоизменение их формы. Спряжение является грамматическим признаком постоянного характера. Преображение осуществляется по признаку лица, числа, а также времени. Глагол изменяется с позиции настоящего и будущего времени.
Преобразование окончаний зачастую не создают трудностей для учащихся. Отсутствуют сомнения в корректном написании. В таких случаях глагольное окончание является ударной частью. Однако при отсутствии ударения в морфеме становится очевидной проблема правописания.
Чтобы не ошибиться в верном написании окончания, следует провести проверку. Используется правило со следующим алгоритмом действий:
- Слово, вызывающее сомнения в правописании, ставится в начальную форму. Цель – определение буквосочетаний, на которые оно заканчивается. Образуется инфинитив, или неопределенная (начальная) форма. Среди возможных вариантов буквосочетаний перед –ть принято выделять такие гласные звуки, как «а», «ы», «и», «у», «е», «я», «о». Исходя из выявленной буквы, осуществляется следующий этап проверки.
- В том случае, если перед буквосочетанием –ть находится «и», тогда определяется глагол, относящийся ко 2 спряжению. Иные варианты буквосочетаний определяют 1 спряжение.
Рассмотрим пример определения глагольного окончания. Возьмем глаголы 1 спряжения «нарисовать», «прорасти».
В результате их изменения получаем следующие варианты:
- 1 лицо – нарисую, прорасту, нарисуем, прорастем,
- 2 лицо – нарисуешь, прорастешь, нарисуете, прорастете,
- 3 лицо – нарисует, прорастет, нарисуют, прорастут.
В качестве примеров 2 спряжения возьмем глаголы «доготовить», «закупить», «придержать». В ходе их изменения получаем следующие варианты:
- 1 лицо – доготовлю, закуплю, придержу, доготовим, закупим, придержим,
- 2 лицо – доготовишь, закупишь, придержишь, доготовите, закупите, придержите,
- 3 лицо – доготовит, закупит, придержит, доготовят, закупят, придержат.
Результаты проверки временами связаны с возникновением трудностей. Суть проблемы заключается в наличии исключений. Их особенность состоит в неподчинении существующим законам русского языка. Вне зависимости от регламента проверки и основ правописания остается неясным, как правильно отображать в письменном варианте глагольные окончания.
Рифмованные стихотворения “Глаголы – исключения” ( 4 класс)
Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”
для дошкольников и учеников 1–11 классов
II спряжения:Гнать, дышать, держать, обидеть.Слышать, видеть, ненавидеть,И зависеть, и терпеть, а еще смотреть, вертеть.
I спряжения:Ко второму же спряженью,отнесем мы без сомненьявсе глаголы чтона – ИТЬ , исключаяБРИТЬ, СТЕЛИТЬ.
Выберите книгу со скидкой:
Музыкальные инструменты (плакат)
Ваш голос: Секреты вокального мастерства
Спортсмен, музыкант, поэт, математик? Как выявить и развить способности вашего ребенка (обложка с клапанами)
Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.
Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.
Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.
Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.
Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.
Русско-английский словарик в картинках для начальной школы
ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
VI Международный дистанционный конкурс «Старт»
- 16 предметов
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Наградные и подарки
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
Вам будут интересны эти курсы:
Приставки пре- и при-
Это труднейшие приставки в русском языке. Понимание смысла слов – залог их правильного написания. О правописании обеих приставок существует целых шесть правил.
Но, как известно, в большинстве случаев есть слова, не попадающие под правило. В случае с пре- и при- получается ситуация, когда объяснить смысл приставки в том или ином слове трудно или невозможно. Такие слова надо запоминать.
Неясен смысл приставки при- в словах:
- прибедняться,
- приветствие,
- привык,
- приловчиться,
- приедаться,
- призрачный.
Есть и такие слова, где смысл приставки пре- неясен:
- преследование,
- пренебрежение,
- презрение,
- прельщение,
- пресыщение.
Также бывает путаница, когда у одного из слов с приставкой пре- смысл приставки «неполное, неоконченное действие». И наоборот, в двух словах с при, а именно прискорбный и причудливый, смысл объясняется как «очень печальный», «очень затейливый».
Случаи противоречий
При отсутствии ударения в части личных окончаний могут возникать противоречивые ситуации. Для уточнения спряжения требуется образовать инфинитив. Неопределенная форма позволит выявить окончание.
Вариативность глаголов целесообразно представить в следующем виде:
Глаголы 1 спряжения. В инфинитивном варианте оканчиваются на –еть, –ать
Принимается во внимание факт наличия 4 глаголов-исключений на –ить. Представлены 3 глаголами, образующими группу исключений с подобным окончанием
К данной категории относятся: зиждиться, брить, стелить. Сюда же относятся слова на –оть, -ть, -уть. Допускаются прочие варианты окончаний. Примерами выступают: размолоть, прополоть, разуть. Глаголы 2 спряжения. Имеют суффиксальную часть –ить. Подразумевают наличие суффиксальной части –еть, характерной для 7 глаголов. К данной категории относятся: терпеть, ненавидеть, видеть, зависеть, вертеть, обидеть, смотреть. Среди исключений и 4 глагола на –ать: слышать, дышать, держать, гнать.
При рассмотрении глаголов-исключений 1 и 2 спряжения, а также их неподчинения общепринятому правилу не следует забывать о наличии разноспрягаемой категории глаголов: бежать, хотеть, чтить. Также выделяются их производные. Для них характерно частичное спряжение по обоим типам.
Существует глаголы с окончаниями, которые соответствуют особой системе определения. К данной категории относятся: дать, есть. Также допускается выделение в этой группе производных от них. Им присуще отсутствие принадлежности к какому-либо спряжению. Это позволяет их тоже относить к числу исключений из правил.
Глаголы 1 спряжения
Определяются по буквам, которые стоят перед -ть в суффиксах: а, о, у (ну), е, я.
- а-ть – покупать, собирать;
- о-ть – колоть, полоть;
- у (ну)-ть – тонуть, подкапнуть;
- е-ть – реветь, потеть;
- я-ть – веять, сочинять.
Проспрягаем глагол «покупать»:
предложения на английском языке с фразовыми глаголами
Число | Лицо | 1 спряжение | |
Окончания | Примеры | ||
Единственное | 1 (я) | -у, -ю | покупаю |
2 (ты) | -ёшь, -ешь | покупаешь | |
3 (он, она, оно) | -ёт, -ет | покупает | |
Множественное | 1 (мы) | -ём, -ем | покупаем |
2 (вы) | -ёте, -ете | покупаете | |
3 (они) | -ут, -ют | покупают |
Слово «зиждиться» означает опираться на что-нибудь, основываться на чём-нибудь. «Зыбиться» значит колебаться. Это редкие слова и в современной речи часто не употребляются, но знать их надо.
Слово | Лицо | |||||
1 | 2 | 3 | ||||
ед. ч. | мн. ч. | ед. ч. | мн. ч. | ед. ч. | мн. ч. | |
Брить | брею | бреем | бреешь | бреете | бреет | бреют |
Стелить | стелю | стелем | стелешь | стелете | стелет | стелют |
Зиждиться | зиждюсь | зиждимся | зиждишься | зиждетесь | зиждится | зиждятся |
Зыбиться | зыблюсь | зыблемся | зыблешься | зыблетесь | зыблется | зыблются |
Гласные после Ц: как не ошибиться
Одно из самых несложных и любимых детьми правил грамматики – это выбор буквы и или ы после ц. Алгоритм действий здесь аналогичный тому, который рассматривался в предыдущем правиле.
Первое, что нужно сделать. – определить, в какой морфеме находится затруднительная для нас орфограмма.
В корне после ц нужно писать и: веселый цирк, металлический циркуль, циферблат часов. Лишь несколько лексических единиц не соответствуют данному правилу:
- цыган,
- цыпочки,
- цыпленок,
- цыкнуть (разговорное слово),
- цыц (междометие).
Все их легко запомнить, если сложить в известную всем смешную фразу.
Важно! Этому же правилу подчиняются существительные, оканчивающиеся на –ция: в них ЦИ тоже находится в корне: обратиться в милицию, ценная акция, ароматная акация и т.д. В окончании и суффиксе после ц всегда пишется ы, и из этого пункта правила нет исключения: вкусные огурцы, куницын мех, искусные мастерицы, резвые синицы и т.д
Иначе говоря, все слова на цы пишутся только с буквой Ы
В окончании и суффиксе после ц всегда пишется ы, и из этого пункта правила нет исключения: вкусные огурцы, куницын мех, искусные мастерицы, резвые синицы и т.д. Иначе говоря, все слова на цы пишутся только с буквой Ы.
Шуточные запоминалки по разным предметам
Когда в английских словах для обозначения звука употребляется сочетание « ie » ( chief, thief ), а когда « ei » ( receive, perceive ):
If the letter « C » you spy,Put the « E » before the « I ».If you do not spy the « C »,Put the « I » before the « E ».
I before E except after C , or when sounded like A as in neighbour and weight .
Для запоминания классов звезд: Один Бритый Англичанин Финики Жует, Как Морковь.
Запомнить порядок планет Солнечной системы можно по первым буквам слов во фразе: Мы ведь знаем, мама Юли села утром на пилюли! (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)
Порядок планет Солнечной системы по первым буквам слов: Планеты нетрудно упомнить самому юному малышу, зная Венеру, Меркурий. (прислала Надежда Иванова)
Раз Меркурий, два – Венера,Три – Земля, четыре – Марс,Пять Юпитер, шесть – Сатурн,семь – Уран, за ним – Нептун,И девятая планета под названием Плутон.
О Т о Б РА Л Д ВЕ С о С К и ВО Р – так научил учитель физики и астрономии запомнить порядок знаков Зодиака. Заглавные буквы – начальные буквы знаков Зодиака, строчные буквы воспринимать как вспомогательные:О – ОвенТ – ТелецБ – БлизнецыРА – РакЛ – ЛевД – ДеваВЕ – ВесыС – СкорпионС – СтрелецК – КозерогВО – ВодолейР – Рыбы(прислала Анна Филатова)
Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам.
Медиана – обезьяна, она идет по сторонам и делит стороны пополам.
Пифагоровы штаны во все стороны равны.
Слово ДАМАН указывает, на какой слог падает ударение в трехсложных размерах стиха: ДАктиль – 1-й слог, АМфибрахий – 2-й слог, АНапест – 3-й слог.
Если очень постараться,Можно сразу пи прочесть: Три, четырнадцать, пятнадцать,Девяносто два и шесть.
Пи = Кто и шутя и скоро пожелаетъ пи узнать, число ужъ знаетъ.
Надо только постараться и запомнить всё как есть — три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть.
Что я знаю о кругах? 3,1416
Число ПИ (количество букв в слове соответствует числу): «Это я знаю и помню прекрасно: ПИ лишние знаки мне чужды, напрасны» – 3,14159265358 (прислала Ольга Бирюкова)
Квадратный корень из двух запомнить можно следующим образом:
1,4142135624 = Я Таня, я дура, но я вот нашла корень из двух. (Каждая цифра соответствует количеству букв в слове.)
Формула дифференцирования произведения: d(UV) = U∙dV + V∙dU Чтобы легко запомнить формулу, нас научили заменять правую ее часть фразой: «Удавить – и в воду» .
Как Однажды Жан-Звонарь Головой Свалил Фонарь.
Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны.
Слова склонения на U краткий в старославянском:Имею полдома. На верху мед. А возле дома Сын вола пасет.
Средняя скорость теплового движения частицы v=sqrt(3kT/m) запоминается как три кота на мясо ,(m — масса броуновской частицы, v — ее скорость, k — постоянная Больцмана, T — температура, sqrt — квадратный корень).
Индикатор лакмус красный кислоту укажет ясно! Индикатор лакмус синий — щелочь тут, не стой разиней!
Фенолфталеиновый в щелочах малиновый.
Алюминий, феррум, хром – их валентность равна трем.
Натрий, калий, серебро – одновалентное добро.
Источник статьи: http://gramota.ru/class/memos/?page=2
Как запомнить это несчастное спряжение глаголов
Со школьной скамьи я питал нелюбовь к теме глагольного спряжения. Будучи отъявленным лентяем и обладая природной грамотностью, я не видел причин в том, чтобы разобраться в этой вязкой и нудной теме.
Но! Во-первых, самый лучший способ понять и запомнить что-то – попытаться научить этому другого человека . Во-вторых, если какие-то темы не нравятся, значит, «ты просто не умеешь их готовить».
Итак, как запомнить это несчастное спряжение глаголов?
Трудность состоит в том, что нужно запомнить, во-первых, какие глаголы относятся к I и II спряжению , во-вторых, какие личные окончания имеют эти глаголы в разных формах . А у русского глагола форм очень много.
Начнем со второго пункта. Нам обычно предлагается запомнить множество окончаний.
Для I спряжения: -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют).
Для II спряжения: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).
Сейчас я вычеркну из этого списка всё, что запоминать не обязательно (и даже ни к чему):
Окончание 1 лица единственного числа -у (-ю) одинаково для обоих спряжений, значит, это лишняя информация. Убираем без сожаления.
Безжалостно убираем и все элементы, которые есть в окончаниях обоих спряжений ( -шь, -т, -м, -те ), убираем Ю (т.к. оно обозначает тот же звук, что и У , но после мягкого согласного), убираем Я (по схожей причине), убираем Ё (чередующееся с Е ).
Для I спряжения: Е У Для II спряжения: И А
Теперь осталось запомнить, где какие буквы. Девочка Настя, которая 10 лет назад готовилась к ЕГЭ, сказала, что для нее II-ое спряжение навеки связано с осликом Иа . И это прекрасно: для запоминания нет ничего лучше, чем связать нужную информацию с какой-нибудь чепухой.
Итак, II спряжение – это ослик Иа. А уж первому остаются Е и У.
Далее пытаемся определить спряжение конкретного глагола.
Если окончание ударное, смотрим на гласные буквы. Лететь: лет Ит , лет Ят . Ослик! Значит, второе. Какой восторг!
Пить: пьЁт, пьЮт. Ослика нет. Первое! Ура! Можно исправлять двойку?
Погодите. Е сли окончание безударное, надо запомнить, что ко II спряжению относятся глаголы на –ИТЬ в неопределенной (начальной) форме, или в инфинитиве, что то же самое. Исключения : брить, стелить, зиждиться, зыбиться.
Сюда же, ко II спряжению, относятся 11 глаголов-исключений. Чтобы запомнить их, нужно посмотреть интересный и очень странный фильм «Плюмбум, или Опасная игра» (реж. В. Абдрашитов, 1986). Главный герой фильма постоянно твердит список из этих глаголов: «Гнать, держать, вертеть, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть и зависеть, и терпеть, да ещё дышать, смотреть». Я же еще в школе выучил другую последовательность: «Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть и обидеть, и вертеть, и зависеть, и терпеть». Запомнил потому, что мне виделась в этом какая-то драматическая история страдающей творческой личности.
Итак, смотрим фильм про Плюмбума (это псевдоним главного героя).
Итак, II спряжение – ИТЬ + любимые глаголы Плюмбума. Все остальные (кроме брить, стелить, зиждиться, зыбиться) относятся к I спряжению.
Этого достаточно. Есть еще разноспрягаемые глаголы и глаголы особого спряжения, но это будет уже чересчур. В большинстве случаев достаточно помнить ослика Иа, -ИТЬ и Рв (Плюмбум).
Проверим: колоть . Не на -ИТЬ. Ослика нет. Значит, кол е т, кол ю т .
Источник статьи:
Первое и второе спряжение глаголов
Два важных нюанса отличают глаголы первого спряжения от второго. Правило звучит так: если в начальной форме глагол оканчивается на -ать, -ять, -еть, то во множественном числе в 3 лице окончание ут (-ют), если если в начальной форме глагол оканчивается на ить, то во множественном числе в 3 лице будет окончание ат (-ят).
В обоих глагольных спряжениях есть слова-исключения. В инфинитиве в словах брить и стелить видим и, а во множественном числе пишется окончание ют: бреют, стелют.
Список исключений среди глаголов второго спряжения длиннее.
Это слова:
- терпеть,
- вертеть,
- обидеть,
- ненавидеть,
- смотреть,
- зависеть,
- видеть,
- держать,
- дышать,
- слышать,
- гнать.
В единственном и множественном числе в окончаниях -ешь,-ет, -ем, -ете пишется е. Во множественном числе в 3 лице пишется -ат, ят.
Глаголы-исключения
Задачи урока:
-
Образовательные:
- отработка и закрепление общих понятий (закрепление ранее изученного);
- проговаривание изучаемых алгоритмов (умение выбрать и доказать различными способами написание безударных окончаний глаголов через побуждающий диалог и продуктивное (творческое) задание).
-
Развивающие:
развивать познавательные и творческие способности, умение работать в группах и индивидуально.
-
Воспитательные:
формирование интереса к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность.
Оборудование: план, доска, сигнальные карточки (цветные и карточки спряжений), стихотворные способы запоминания (зрительные опоры), карточки с заданиями.
отв . рить – вaрка; отт . чить – тoчит; отб . жать – бег; отн . сти – нёс.
Чтобы курицу соседки Чисто наголо побрить, Надо бы на табуретке Две салфетки постелить.
10 лёгких способов (иногда в стихах) запомнить правила русского языка
Помните 11 глаголов-исключений, которые относятся ко второму спряжению? Выучить их просто так, без четверостишия и рифмы, как этому учат в школе, непросто. Рифмизация — это один из приёмов мнемоники, техники, которая облегчает запоминание нужной информации. Мы вспомнили десять способов, которые помогут запомнить правила русского языка.
Кажется, запомнить шесть падежей — проще пареной репы: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. Но в начальной школе это не всем даётся легко, поэтому учителя предлагают запомнить их первые буквы так:
Кроме того, что падежи нужно запомнить, хорошо бы ещё уметь правильно склонять слова и не путать дательный падеж с винительным. А с этим проблемы у многих!
С родительным падежом тоже проблем хватает, особенно когда речь идёт о множественном числе. Про апельсины и мандарины можете почитать в нашем выпуске «Грамотности», посвящённом как раз этой теме. А здесь простые способы запомнить ещё некоторые слова:
Ещё одно стихотворение, которое вы (в таком или немного другом виде) наверняка учили в школе. Это 11 глаголов-исключений, которые заканчиваются на -ать и -еть, но при этом относятся ко второму спряжению:
Сразу напомним, что к первому спряжению тоже относятся три глагола-исключения: брить, стелить, зиждиться.
После «ц» буква «ы» пишется в окончаниях и в суффиксе -ын, например: птицы, огурцы, белолицый, сестрицын. В корнях слов после «ц» следует писать букву «и», но тут есть слова-исключения. В школе их обычно советуют запомнить с помощью предложения:
Это боль всех людей. Просто запомните:
То есть глагол «одеть» мы используем, когда говорим о людях или предметах, которые их обозначают (например, кукла). А глагол «надеть» — когда говорим о неодушевлённых предметах (например, надеть шапку).
Раз уж заговорили о боли, давайте разберёмся раз и навсегда. Сомневаетесь, нужен ли мягкий знак в «т (ь)ся»? Просто задайте вопрос к слову: если в самом вопросе мягкий знак есть — значит, он есть и в слове. Попробуем:
Сразу несколько способов запомнить, в каких неопределённых местоимениях дефис нужен, а в каких — нет.
Прилагательные, образованные с помощью суффиксов -ан, -ян, -ин, пишутся с одной буквой «н», кроме трёх слов-исключений: стеклянный, оловянный и деревянный. Детям, возможно, будет легче запомнить с помощью одного из этих стихотворений:
Стихи, которые не помешает заучить и взрослым (если по-другому запомнить, когда писать «также», а когда «так же», не получается).
В этом четверостишии ударение во всех формах обоих слов падает на первый слог:
Источник статьи: http://matveychev-oleg.livejournal.com/9746400.html
Преимущества использования стишков в глаголах исключениях
Основным правилом в русском правописании является то, что главным отличием в окончании глаголов первого, а также второго спряжения выступает характер написания. Поскольку в большей части личных окончаний в первом спряжении нужно писать букву «е», в то время как во втором случае, необходимо писать букву «и». Иногда деткам бывает сложно, справится с такими правилами и выучить необходимые слова, поэтому в таких случаях идеальным помощником станут краткие стишки.
При составлении стихотворений следует учитывать несколько моментов:
- Стих должен быть кратким.
- Все стишки на запоминание должны быть логичными, а не просто набор слов.
- При составлении стишка следует вставлять все слова, которые нужно запомнить.
Чтобы повысить эффект от такого запоминания специалисты настоятельно рекомендуют давать дополнительные ассоциации. К примеру, деткам, у которых хорошо работает зрительная память, вы можете предложить нарисовать картинку, а точнее небольшую иллюстрацию к этим словам.
По словам специалистов, очень важно, какие слова, а также какое их количество вы планируете вписать в текст. К примеру, если для запоминая, вы напишите длинный и трудный стих, в котором будут присутствовать все слова исключения, то:
- во-первых, ребёнок должен будет выучить большой стих;
- во-вторых, ему еще понадобится вспоминать ради каких слов, он учил весь текст.
Правила по написанию окончания глагола исключения нельзя логически объяснить. С ними лучше просто смерится и запомнить. Для этой цели можно использовать различные стихи. Учитывая такое на первый взгляд, незначительное правило в правописании, вы сможете уйти от непредсказуемых конфузов во время общения либо при деловой переписке.
Действующие способы по заучиванию
Как показывает практика запомнить правила по таким словам довольно сложно. Поэтому учителя предлагают своим ученикам различные способы заучивания.
К числу наиболее действующих вариантов по запоминанию слов исключения – глаголов, можно отнести три основных методики:
- Можно нарисовать небольшую картинку, где будет изображено движение, например нескольких человечков.
- Придумать маленький стишок и включить в него слова глаголы-исключения.
- Подбирать необходимые слова так, чтобы в итоге вы смогли их показать.
Доказано, что рифмованные строчки, которые удачно соединены с движением, запоминаются в несколько раз быстрее. Вполне достаточно лишь начать стих, и дети практически сразу вспоминают определенную последовательность слов и в дальнейшем используют их в правописании.
В заключении следует сказать о том, что глагол выступает незаменимой частью речи, поэтому как бы нам не хотелось, его все равно следует выучить.
Он может изменяться по трём основным формам:
- По критериям времени.
- По лицам.
- По числовому порядку.
В качестве исключения из правила в окончании глагола является безударное окончание. Поскольку считается, что их не так уж и трудно понять носителям русского языка.
Чтобы поставить правильную букву в окончании слова, нужно следовать определённым правилам:
- можно попробовать поставить слово в начальную форму, а затем понять на какие буквосочетания они заканчиваются. Если использовать неопределенную форму (простыми словами инфинитив), то перед –ть находятся гласные буквы, на которые можно смело ориентироваться;
- далее можно вспомнить правило в правописании – если в слове перед сочетанием –ть находится буква «и», то это второе спряжение.
Чтобы быстрее разобраться с этим вопросом, лучше всего воспользоваться специальной таблицей глаголов исключения.
Знаете ли вы более просток стишок для заучивания? Поделитесь своими знаниями в ! А также смотрите видео о том, как быстро выучить глаголы исключения.
Ударение в словах
Долго ели тОрты –Не налезли шОрты!
ЗвонИт звонарь,ЗвонЯт в звонок,Чтоб ты запомнить верно смог.
В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!
Баба Фёкла копала свЁклу, а Коко Шанель любила щавЕль (от пользователя varik-varvarik)
Срубили ель, сорвали щавЕль.
Не говори катАлог , а только каталОг . А твОрог ? Можно твОрог , а можно и творОг !
ФенОмен звонИт по средАм,ПринЯв договОр по годАм,Он Отдал экспЕртам эскОртаХодАтайство аэропОрта.
А у нашей МарфыВсе в полоску шАрфы!
Для строителей в моментПривезет шофЁр цемЕнт.
МолЯщий в списки вас включИт,ПонЯвший душу облегчИт.
КорЫсть прокрАлась в квартАл бухгАлтеров.
В чистоте чтоб жил народ, придуман мусоропровОд.
БАрмен поместил в свой блог каталОг и некролОг.
Глаголы-исключения в стихах
Глаголы-исключения следует запомнить наизусть, чтобы не ошибаться в написании их личных окончаний. Предлагаем подборку стихов и запоминалок, чтобы выучить глаголы-исключения. Надеемся, что эти веселые стихи помогут вам легко запомнить список глаголов-исключений второго спряжения, заканчивающихся на -еть и -ать и глаголов первого спряжения, имеющих конечное буквосочетание -ить.
В русском языке несколько глаголов с безударными личными окончаниями получили название глаголы-исключения, так как спрягаются не так, как типичные глаголы первого или второго спряжения.
- глаголы I спряжения, имеющие в конце -ить, — брить, стелить;
- 7 глаголов II спряжения с конечным сочетанием -еть — смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть,терпеть, вертеть, обидеть;
- 4 глагола II спряжения с буквосочетанием -ать — гнать, держать, дышать, слышать.
Выучить их перечень помогут следующие стихи и шуточные запоминалки.
Стихотворная форма глаголов-исключений для запоминания
На основании стихотворного сложения существуют различные варианты стиха для запоминания всех слов-исключений 1 и 2 спряжения, некоторые содержат только глаголы второго спряжения, другие – и второго, и первого. Некоторые также для лучшего запоминания дополнены вспомогательными словами для создания смысловой нагрузки, чтобы ребенку легче было запомнить, поскольку память некоторых лвюдей основывается на восстановлении смысловых связей стихов.
Благодаря благозвучному сочетанию, продиктованному идентичным окончанием слов, обусловленных правилами глагольного словообразования, для стихотворного сложения существуют большие возможности, границы которых устанавливаются только пределом фантазии, эрудированности, заинтересованности в образовательном процессе педагога, родителя или ребенка. Эта форма запоминания отлично работает, поскольку вовлекает ученика в образовательный процесс, представая в виде игры, считалки, а исключения и правил спряжения глаголов обычно заучивают в том возрасте, когда для детей игры остаются намного интереснее учебы.
Впрочем, следует оговорить, заметив, что подобный формат запоминания чего-либо: правил русского и других языков, подготовки к экзаменам и тестированиям, – в принципе работает не только в начальных классах школы. Существуют различные методики тренировки памяти, основывающиеся на различных особенностей человеческого восприятия в принципе и восприятия людей различного эмоционально-психического склада. Что касается упомянутой стихотворной формы, то она хороша, прежде всего, тем, что объединяет в себе наличие рифмы и логической взаимосвязи, поэтому ее можно назвать лучшей методикой заучивания правил о глаголах-исключениях из первого и второго спряжений.
Вообще следует сказать, что существует множество интересных и профессионально составленных методик изучения языков, благодаря которым можно легко и быстро научиться грамотно писать и изъяснять не только на русском, но и на других языках.
Глаголы-исключения
Как показывает практика, для школьников одним из самых сложных правил является написание глаголов. Казалось бы, здесь все просто: в русском языке только два спряжения.
Нужно научиться определять спряжение, и в зависимости от этого писать в окончании нужную букву. Но это правило усложняется большим количеством исключений.
Глаголами 2-го спряжения принято считать те, которые в начальной форме оканчиваются на –ить. Но есть еще 11 слов, которые входят в эту группу и считаются исключениями 2 спряжения. Это всем известные глаголы:
- терпеть (слишком много терпишь),
- вертеть (вертит головой),
- обидеть (обидится из-за пустяка),
- зависеть (зависишь от обстоятельств),
- ненавидеть (ненавидим плохую погоду),
- видеть (плохо видит),
- смотреть (смотришь в разные стороны),
- слышать (слышишь странные звуки),
- дышать (дышит с трудом),
- держать (держит всех в напряжении),
- гнать (гонишь с бешеной скоростью).
К 1-му спряжению считается правильным относить все остальные глаголы, которые не оканчиваются на –ить в начальной форме, а значит, на любые другие сочетания букв. Но и здесь есть слова, не подчиняющиеся правилу. Это знакомые со школьных лет:
- брить (ты не бреешь бороду),
- стелить (мягко стелет, да жестко спать).
К первому же спряжению относится и устаревшее слово «зиждиться», которое уже не употребляется в современной речи.
Важно! Чтобы не допустить ошибки в окончании глагола, нужно хорошо знать не только правило, но и выучить все коварные исключения