Содержание
- 1 ↑ Несогласованное определение. Примеры
- 2 Понятие о предложении
- 3 Признаки сказуемого
- 4 В каких отношениях находятся подлежащее и сказуемое?
- 5 Чем может быть выражено подлежащее?
- 6 Как может быть выражено подлежащее
- 7 Правило встречается в следующих упражнениях:
- 8 Второстепенные члены предложения и их особенности
- 9 Что мы узнали?
- 10 Тест по теме
- 11 Схема сложного предложения
- 12 Знаки препинания при однородных членах
- 13 Вопросительное предложение
- 14 Схема простого предложения
- 15 Признаки и грамматическая основа предложения
↑ Несогласованное определение. Примеры
Несогласованное определение связывается с определяемым словом по способу управления (падежные и предложно-падежные формы существительного) или примыкания (некоторые притяжательные местоимения, несклоняемые прилагательные, наречия, инфинитив).
Примеры несогласованных определений:
- Современный индивид не существует в среде (какой?) общения и принятия решений;
- Наибольший исторический интерес — к временам (каким?) Полоцкого княжества;
- (Чьи?) Ее (Грузии) власти не исключают возможности встречи;
- Брюки (какие?) клеш вновь входят в моду;
- Прогулка (какая?) верхом закончилась в местном ОВД
- Идея (какая?) оформить документы в Федеральной регистрационной палате не пришла в голову новоявленным крестьянам.
Значения несогласованного определения:
- Субъект или носитель признака (возвращение героя (герой вернулся), синева неба (небо синее) – героя и неба – это определения
- Принадлежность (меч героя, пиджак отца, котлы с военных судов, апельсины из Африки)
- Отношение целого к части (ножка стула, воротник шинели)
- Коллектив (оркестр музыкантов)
- Материал (ларец красного дерева, дом из камня, арка из рябины (сделан/ изготовлен/ построен из)
- Содержание, содержимое предмета (книга о земле/ о красоте, ванна с водой)
- Производитель действия (скип колес, пение птиц)
- Специализация, более узкое, ограниченное значение (охотник на волков)
- Отсутствие чего-либо у предмета, выделяемое из массы подобного (вино без запаха, морская вода без соли), Наличие чего-либо (человек в военной шинели, дама в шубе, человек с бородой)
- Признак, характеризующий нахождение предмета в пространстве (тумбочка напротив двери, у косяка в кухню стояла девушка)
- Предназначение, для кого, для чего (памятник Крылову, тетрадь для записей)
- Признак, устанавливаемый при помощи сравнения с предметом (шляпа котелком)
Определения с обстоятельственным значением
- Место (дом на горе/ за рекой)
- Исходная/конечная точка движения (спуск с горы, подъем на гору)
- Направление (лестница на чердак)
- Время (бег по утрам)
- Цель (поездка за грибами)
- Причина (опоздание из-за пробок)
Несогласованные определения выражаются:
Существительными в косвенном падеже с предлогами и без предлогов (костюм в полоску, рекомендация врача, ткань на костюм, чашка без ручки, состав президиума, книжка с картинками, крыша дома, жители Москвы)
- Притяжательными местоимениями его, ее, их (их дом, ее шарф, его вопрос)
- Наречием (поворот направо, кофе по-турецки)
- Неизменяемыми прилагательными (вес брутто, цвет хаки)
- Сравнительной степенью прилагательного (кофе погорячее)
- Инфинитивом (желание остаться)
- Количественным числительным в именительном падеже (Дом семь)
- Цельным (нечленимым) словосочетанием (спортсмен высокого роста, товары высшего сорта, человек исключительного благородства, фильмы тридцатых годов, шкатулка ручной работы).
нечленимым словосочетанием
сочетания существительного в родительном падеже с согласованным с ним количественным числительным:
Мальчик лет пятнадцати, кудрявый и краснощекий, сидел кучером и с трудом удерживал сытого пегого жеребца (Т.);
сочетания существительного с прилагательным в творительном падеже:
Ему сразу понравился этот здоровый, добродушный парень с ребячьими светлыми глазами (М. Г.), — Вот оно, значит, как случается, — произнес старый николаевский солдат с ноздреватым носом (Пауст.).
Синтаксически не членимы словосочетания, состоящие из имен прилагательного и существительного в родительном падеже, в которых невозможно отделить имя прилагательное, поскольку именно в нем заключается обозначение разграничительного признака.
Из лодки вышел человек среднего роста (Л.); На нем было коротенькое пальто бронзового цвета и черный картуз (Т.); Застегнул крючки бекеши, надвинул на брови солдатскую искусственного каракуля папаху (А.Н
Т.); Три дня кряду мое внимание привлекала эта коренастая фигура и лицо восточного типа (М. Г.); Это были муж, жена, их мальчик лет семи необыкновенной красоты (Фед.); Мальчикам близкого мне возраста было по тринадцати лет (Паст.) среднего роста, бронзового цвета, искусственного каракуля, восточного типа, необыкновенной красоты, близкого возраста
Понятие о предложении
Науке о языке известны принципиально различные подходы к изучению предложения как синтаксической единицы. Сопоставление разных попыток дать определение предложения выявляет две основные тенденции:
- Попытки определить предложение с помощью понятий нелингвистических (логических, логико-психологических);
- Стремление найти чисто лингвистические критерии в подходе к предложению.
Представитель логического направления Ф.И. Буслаев определял предложение как «суждение, выраженное словами», полагая, что в языке находят свое точное отражение и выражение логические категории и отношения.
Представитель психологического направления А. А. Потебня, исходя из утверждения, что «грамматическое предложение вовсе не тождественно и не параллельно с логическим суждением», рассматривал предложение как выражение в словах психологического суждения, т. е. соединения двух представлений, образующих сложное представление.
Основоположник формально-грамматического направления ф. Ф. Фортунатов рассматривал предложение как один из видов словосочетания: «Среди грамматических словосочетаний, употребляющихся в полных предложениях в речи, господствующими являются в русском языке те именно словосочетания, которые мы вправе назвать грамматическими предложениями, так как они заключают в себе как части грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое».
Представителями этого направления члены предложения определялись с морфологической точки зрения, т. е. характеризовались как части речи.
В. В. Виноградов, выступая против «морфологизма» в синтаксисе, в основу определения предложения кладет структурно-семантический принцип: «Предложение — это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли».
Предложение — минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или отдельное слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли.
Предложение относительно логического суждения — не тождественно ему. Предложение может выражать вопрос, побуждение и т. д., соотносительные не с двучленным суждением, а с другими формами мышления.
Отражая деятельность интеллекта, предложение служит также для выражения эмоций и волеизъявлений, входящих в сферы чувства и воли.
Признаки сказуемого
Сказуемое — главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? Отговорила роща золотая (С. Есенин).
Грамматическое значение сказуемого выражается глаголом в форме одного из наклонений:
- изъявительное: Лошадёнка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина (А. Чехов). Толпа напоминала тёмный вал океана (М. Горький).
- условное: Таких две жизни за одну, но только полную тревог, я променял бы, если б мог (М. Лермонтов).
- повелительное: Не биди того, что отмечталось, Не волний того, что не сбылось… (С. Есенин)
Сказуемое может быть простым и составным.
Простое глагольное сказуемое
Сказуемое, выраженное глаголом в каком-либо наклонении, называется простым глагольным сказуемым. В нем лексическое и грамматическое значение выражается одним словом. Например:
1) По утрам крыши обрастали блестящей бахромой из ледяных сосулек.
2) С Ручьевой горы сбегает много ключей и ручейков.
3) Птички-синички будут петь о весне и счастье. (По Д. Мамину-Сибиряку)
В этих предложениях глаголы-сказуемые имеют формы изъявительного наклонения прошедшего, настоящего и будущего сложного времени.
4) Старик вернулся бы в свою избушку — сказуемое выражено глаголом в условном наклонении.
5) Ах, замолчите, мне дурно сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении. (По Д. Мамину-Сибиряку)
Это интересно: Женский, мужской, средний и общий род существительных.
Составное глагольное сказуемое
Составным глагольным сказуемым называется сказуемое, состоящее из вспомогательного глагола в каком-либо наклонении, и глагола в неопределенной форме, в котором заключено его лексическое значение. Например:
Мальчик стал сбивчиво рассказывать о случившемся. Не могли бы вы помочь нам?
Вспомогательные глаголы лишь указывают начало, конец, возможность, желательность, продолжительность действия, обозначенного глаголом в неопределённой форме.
Схема составного глагольного сказуемого такова: вспомогательный глагол (начать, принимать, перестать, уметь, решать, собраться, стараться, стать, кончить, мочь, желать, хотеть, продолжить) + неопределённая форма глагола: Он старался казаться молодым. Мери перестала плакать.
Сочетания некоторых кратких прилагательных (рад, должен, намерен, обязан, готов, способен и др.) и глагола-связки быть в форме одного из наклонений могут выступать в роли связки составного глагольного сказуемого:
Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели. Печорин был бы рад изменить свою жизнь. Окружающие обязаны были понять мятежный характер героя.
Составное именное сказуемое
Составное именное сказуемое — это сказуемое, которое состоит из глагола-связки (быть, есть) и именной части.
Необходимо отличать глагол-связку быть от глагола быть (в значении иметься, находиться, посещать, существовать и т.д.). Например: У меня был друг. Это были запасы нефти. Я был в США.
В настоящем времени глагол-связка быть не употребляется: День хорош. Он умница.
Глаголы казаться, делаться, остаться, стать, являться, считаться, представляться могут быть глаголами-связками:
Ребенок становится умнее день ото дня. Гостья делалась все веселее. Андрей считался лучшим в классе.
Это интересно: Что такое склонение в русском языке — примеры.
В каких отношениях находятся подлежащее и сказуемое?
Главные члены предложения составляют пару, связанную особой связью, которую филологи называют предикативной. Она чем-то напоминает согласование, ведь подлежащее и сказуемое стоят в одном и том же числе, а если есть возможность, то и в том же роде (род можно определить не во всех случаях, а только если это единственное число, а сказуемое выражено прилагательным, причастием, местоимением, порядковым числительным, глаголом в прошедшем времени).
Необходимо следить за тем, чтобы подлежащее и сказуемое были согласованы; ошибка в согласовании главных членов – это грамматическая ошибка, за нее снижают отметку, уж не говоря о том, что предложение с отсутствием согласования очень трудно понять.
Например, подлежащим в предложении является аббревиатура – МГУ. В какой форме должно стоять сказуемое – глагол в прошедшем времени? В русском языке есть правило, что аббревиатура того же рода, что и главное слово в сочетании. МГУ – это Московский Государственный университет; главное слово – университет, мужской род. Значит, и слово МГУ мужского рода. Ставим глагол в форму мужского рода: «МГУ стал для героя вторым домом» (а не «стало», например).
Чем может быть выражено подлежащее?
Главные члены предложения (подлежащее, сказуемое) могут быть выражены разными частями речи.
Если подлежащее выражено именной частью речи, оно может стоять только в именительном падеже.
Чаще всего подлежащее – это существительное, реже синтаксически неделимое сочетание (Новый год, например) или местоимение. В роли подлежащего может выступать местоимение почти любого разряда (категорически нет – только возвратное, ведь у него нет формы именительного падежа). В качестве примера рассмотрим предложение «В гости пришел Иван, который вчера вернулся из Казани». Это сложное предложение, его схема , ( – = ). В первой части предложения говорится про Ивана, это подлежащее, оно выражено существительным. Во второй части предложения говорится тоже об Иване, это он приехал из Казани, но слова «Иван» в этой части нет. Вместо него местоимение «который», оно и является подлежащим.
А еще подлежащее может быть выражено сочетанием количественного числительного с существительным, инфинитивом и т.д.
Как может быть выражено подлежащее
Подлежащее — это субъект, то, о чем говориться в предложении. Чаще всего это существительное или местоимение.
Если подлежащее выражено именной частью речи, оно обязательно стоит в именительном падеже.
Это самые простые варианты подлежащих, их могут находить уже ученики 3 класса, когда рассматриваются простейшие предложения, в которых грамматическая основа — это существительное и глагол.
Однако, подлежащее может быть выражено также синтаксически неделимым сочетанием (анютины глазки), сочетанием количественного числительного и существительного (три девицы), инфинитивом глагола (Жить —Родине служить).
Правило встречается в следующих упражнениях:
2 класс
Упражнение 40,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 5,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 74,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 201,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 106,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 12,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 17,
Полякова, Учебник, часть 1
3 класс
Упражнение 39,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 32,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 19,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 67,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 228,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 47,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 105,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 141,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 169,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 2,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
4 класс
Упражнение 60,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 64,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 68,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 75,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 118,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 169,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 76,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 157,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 51,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 94,
Полякова, Учебник, часть 2
5 класс
Упражнение 189,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 449,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 450,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 453,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 456,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 460,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 461,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 462,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 463,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 749,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
6 класс
Упражнение 506,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 574,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 583,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
7 класс
Упражнение 505,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 442,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 121,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 158,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 286,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 295,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 296,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 299,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 315,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 97,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 276,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 328,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Второстепенные члены предложения и их особенности
Второстепенные члены предложения – это все слова, кроме подлежащего и сказуемого, которые в него входят. К каждому из них можно задать вопрос либо от подлежащего, либо от сказуемого. Чтобы было проще понять, что за второстепенный член предложения и какой вопрос к нему задается, можно рисовать стрелочки от главных членов к другим словам в предложении.
Слова, у которых нет собственного значения, то есть предлоги, союзы и частицы, не могут являться ни главными, ни второстепенными членами предложения и при разборе никак не подчеркиваются. Но они могут входить в состав членов предложения (предлоги, частицы).
Таблица второстепенных членов предложения поможет в них разобраться.
Название второстепенного члена |
Функция второстепенного члена |
Вопросы, которые к нему задаются |
Чем он выражается |
Дополнение |
Обозначает предмет |
Все вопросы косвенных падежей |
В основном, существительными, иногда – местоимением, всегда в косвенном падеже |
Определение |
Обозначает признак этого предмета |
Какой? Чей? – в разных падежах и лицах |
Прилагательным, реже – существительным с предлогом |
Обстоятельство |
Обозначает время, место или способ действия |
Где? Как? Откуда? Куда? Зачем? Почему? |
Наречиями, а также существительными в косвенном падеже |
Второстепенные члены предложения также имеют свои типы подчеркивания при разборе. Так, для выделения дополнения используется пунктир, определение нужно подчеркивать волнистой линией, а обстоятельство – чередованием точки и тире.
Что мы узнали?
В предложении есть основа, куда входят два главных члена: подлежащее, которое чаще всего выражается существительным, и сказуемое, которое чаще всего выражается глаголом. Если в предложении, кроме основы, есть другие слова, оно называется распространенным. Всего есть три второстепенных члена предложения: определение, обстоятельство и дополнение. Они отвечают на разные вопросы, которые задаются от подлежащего или сказуемого. Для наглядности при разборе все члены предложения подчеркиваются по-разному.
Тест по теме
-
Вопрос 1 из 5
Назовите главные члены предложения.
- определение, обстоятельство, подлежащее
- определение, обстоятельство, дополнение
- сказуемое, обстоятельство, подлежащее
- сказуемое, подлежащее
Начать тест(новая вкладка)
Схема сложного предложения
В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.
Вот сложносочиненное предложение с союзом “а”:
Настя шла, а туман застилал ей дорогу.
,а .
А вот сложносочиненное предложение с союзом “и”:
Снег падал, и ветер усилился.
,и .
Сложносочиненное бессоюзное:
Снег падал, темнело.
,.
В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное – в квадратных скобках, зависимое – в круглых:
Насте рассказали, что ее ждет испытание.
,(что…).
Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:
Насте рассказали, что ее ждет испытание, которое определит ее жизнь.
,(что…),(которое…).
Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле “какое испытание” – это второй уровень вложенности. Сначала “что ждет” – “испытание”. Потом “какое” – “которое определит”:
,
(что…),
(которое…).
Но не всегда несколько придаточных предложений означают, что они все на разных уровнях. Два придаточных могут быть второстепенными по отношению к главному, но абсолютно равны между собой:
Когда Петя подошел, Настя прищурилась, чтобы лучше рассмотреть его.
(когда…),,(чтобы…).
Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.
Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.
Оба придаточных относятся к “Настя прищурилась” – уточняют зачем и когда она это сделала. А не одно придаточное уточняет другое придаточное. Оба равноправны, так как каждое уточняет главное:
,
(когда…), (чтобы…).
Знаки препинания при однородных членах
Запятая не ставится:
- Если между однородными членами стоит одиночный, неповторяющийся соединительный или разделительный союз и, или, да (в значении и), либо:
Она купила платье и туфли.
.Он принесёт торт либо печенье.
.Она купила платье, туфли и сумочку.
. - Перед союзом, который объединяет однородные члены в пары:
Мы купили книги и тетради, карандаши и краски.
. - В устойчивых сочетаниях:
ни то ни сё,
и так и сяк,
ни рыба ни мясо,
ни свет ни заря
и т. п.
Запятые ставятся только между однородными членами. Перед первым однородным членом и после последнего однородного члена запятые не ставятся.
Запятая ставится:
- Если между однородными членами нет союзов:
Дерево выросло высокое, крепкое, устойчивое.
. - Если однородные члены разделены повторяющимися союзами:
Дерево выросло высокое, и крепкое, и устойчивое.
.Дерево выросло и высокое, и крепкое, и устойчивое.
. - Перед союзами а, но, да (в значении но):
Дерево выросло высокое, но крепкое.
. - Перед второй частью двойных союзов:
Дерево выросло как высокое, так и крепкое.
. - Перед союзом да и, обозначающим добавление к сказанному раньше:
Она хорошо пела, да и играла отлично.
. - Между парами однородных членов, соединённых союзами:
Она пела и танцевала, флиртовала и смеялась.
.
Между распространёнными однородными членами предложения, особенно если внутри хотя бы одного из них есть запятые, ставится точка с запятой. Например:
Волк поглядывал на бледные сугробы, возвышавшиеся в гуще леса; прислушивался к доносящимся откуда-то звукам; лениво подёргивал ушами и завывал угрюмую песнь.
Вопросительное предложение
Вопросительное предложение — это предложение, заключающее в себе вопрос о чем-либо неизвестном говорящему:
- Отгорела ли наша рябина, осыпаясь под белым окном? (С. Есенин);
- Как мне поступить, Петр Егорович? (А . Островский);
- Печорин! Давно ли здесь? (М. Лермонтов).
Средствами выражения вопроса являются:
1) вопросительная интонация — повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса, например:
Вы на Западном фронте были? (К. Симонов) (ср.: Вы на Западном
фронте были?; Вы на Западном фронте были?);
2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос):
Хотите воды со льдом? (В. Вересаев);
3) вопросительные слова — вопросительные частицы, наречия, местоимения:
Не лучше ли тебе отстать от них самому? (А . Пушкин);
Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память? (М . Лермонтов);
Зачем мы здесь стоим? (А. Чехов).
Общевопросительные и частновопросительные предложения
Вопросительные предложения в зависимости от типа заключенного в них вопроса и предполагаемого ответа делятся на общевопросительные и частновопросительные.
Общевопросительные предложения направлены на получение информации о ситуации в целом. Ответом на них будет «да» или «нет»:
Вам хочется скинуть туфли, снять рубашку — и так пройтись по селу? (В. Шукшин);
Есть ли у тебя дома деревья? (Ю. Куранов);
Ты спросишь, как его зовут? (Ю. Куранов).
Частновопросительные предложения требуют ответа о деятеле, о признаке, о тех или иных обстоятельствах, то есть они требуют в ответе сообщения новой информации:
«Ты отчего такой задумчивый?» — спросил мальчик;
Кто по речке плывет? Кто песню поет?;
Хорошее у тебя пиво, Меланья Васильевна. Как ты его варишь? (В. Шукшин).
По своему характеру вопросительные предложения делятся на следующие разряды:
- Собственно вопросительные предложения. Они заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ.
В этих предложениях выражается стремление говорящего выяснить что-либо для него неизвестное:К чему опять ты мрачный взор мохнатой шапкой закрываешь? (М. Лермонтов);Что же это за люди, что за типы? (В. Белинский);Далеко ли вы отсюда живете? (А. Пушкин); - Вопросительно-утвердительные предложения. Будучи обращенными к собеседнику, они требуют лишь подтверждения того, что высказано в самом вопросе:Ты ли деревенским, ты ль крестьянским не был? (С. Есенин);Ну кто из нас весне не рад? (А. Жаров);Не твоих ли звуков сладость вдохновляла в те года? Не твоя ли, Пушкин, радость окрыляла нас тогда? (А. Блок);
- Вопросительно-отрицательные предложения. Они заключают в себе отрицание того, о чем спрашивается:Родимая! Ну как заснуть в метель? (С. Есенин);Но тебя я разве позабуду? (С. Есенин);Дак на кой же шут тогда из себя жилы тянуть столько лет? (В. Шукшин);
- Вопросительно-побудительные предложения. Они заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса:«Вы прекратите орать?» — опять спросила Софья Ивановна (В. Шукшин);«Давай попробуем кровь?» — предложил сын (В. Шукшин);«Молока не выпьете на дорогу?» — сказал Яков (М. Горький);
-
Вопросительно-риторические предложения. Они содержат утверждение или отрицание. Эти предложения не требуют ответа, так как он заключен в самом вопросе; употребляются они как средство выразительности:Желанья…Что пользы напрасно и вечно желать? (М. Лермонтов);Но кто проникнет в глубину морей и в сердце, где тоска, но нет страстей? (М. Лермонтов);Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? (И. Тургенев).По существу, к вопросительно-риторическим относятся и встречные вопросы (ответ в форме вопроса):
«Скажите, Степан, вы женились по любви?» — спросила Маша.«Какая у нас в деревне любовь?» — ответил Степан и усмехнулся (А. Чехов).
Схема простого предложения
А теперь вернемся к простым предложениям. Начнем с самого простого:
Настя шла.
.
Это простое предложение, проще некуда. Нераспространенное, так как в нем есть только подлежащее и сказуемое. Двусоставное, так как оба – и подлежащее, и сказуемое – есть.
Вот это уже распространенное предложение, так как помимо главных членов, есть второстепенный член:
Настя шла домой.
.
Приведу также примеры односоставных предложения. В них присутствует только один член – либо подлежащее, либо сказуемое. Первое предложение – назывное, главный член – подлежащее:
Снег.
.
Вот безличное односоставное предложение, где главный член – сказуемое:
Вечереет.
.
Вот определенно-личное предложение, в котором главный член – сказуемое.
Желаю тебе добра.
.
Но все эти детали (безличное, неопределенно-личное) в школе запоминать не надо, главное указать подлежащее со сказуемым. Что такое односоставные предложения вообще-то проходят в каком-то классе, но безличные они или неопределенно-личные, по-моему, уже не проходят.
Бывают еще простые и сложные сказуемые. Простое:
Настя собиралась домой.
.
Далее сложное глагольное. Здесь глагол один – “собиралась идти”. Не дайте ввести себя в заблуждение двумя словами, из которых он состоит:
Настя собиралась идти домой.
.
И сложное именное:
Настя рада быть полезной.
.
Схемы с обращениями и вводными словами
Настя, иди уже домой!
!
В схеме обращения обозначаются O и обособляются вертикальными черточками. Обращения не являются членами предложения, потому и обособляются черточками. Они могут быть расположены в любом месте предложения. В схему обычно переносятся стоящие при них знаки препинания.
Пожалуйста, Настя, иди уже домой!
!
Вводные слова тоже не являются членами предложения и обособляются вертикальными линиями. Обозначаются они ВВ:
Кажется, Насте пора домой.
.
Схемы с причастными и деепричастными оборотами
“Выйдя из дома” – деепричастный оборот ДО:
Выйдя из дома, Настя внезапно остановилась.
.
“постепенно сгущавшийся” – причастный оборот ПО:
Туман, постепенно сгущавшийся, делал передвижение Насти трудным.
.
Крестиком тут обозначено главное слово “туман”. Туман какой? Постепенно сгущавшийся. От него задается вопрос, потому это главное слово.
Деепричастный оборот может стоять в любом месте:
Настя, выйдя из дома, внезапно остановилась.
.
Схемы с прямой речью
В таких схемах обозначаются границы, прямая речь, слова автора и стоящие при них знаки препинания. Например:
“Настя, или домой!” – громко сказал кто-то.
«»- .
Кто-то сказал: “Настя, или домой!”.
:«»
Кто-то сказал: “Настя, или домой!” – и Петя не возразил.
:«» – .
Признаки и грамматическая основа предложения
Предложение является минимальной единицей высказывания. В предложениях слова связаны между собой синтаксическими связями. Следовательно, предложения можно определить как цепочки синтаксически связанных слов.
Благодаря этому даже в тексте без знаков препинания (например, в памятниках древнерусской письменности) можно догадаться, где кончается одно предложение и начинается другое.
Отличительные признаки предложения:
- Предложение — это высказывание о чём-либо в виде сообщения, вопроса или побуждения.
- Предложение — основная единица общения.
- Предложение обладает интонационной и смысловой законченностью.
- Предложение имеет определённое строение (структуру). Его ядром является грамматическая основа.
- Предложение обладает лексическим и грамматическим значением.
Лексическое значение предложения — это его конкретное содержание. Зима выдалась снежной и морозной.
Грамматическое значение предложения — это общее значение предложений одинакового строения, отвлечённое от их конкретного содержания.
- Она отправилась на экскурсию (лицо и его действие).
- Путники замерзли и устали (лицо и его состояние).
По смыслу и интонации предложения бывают повествовательные (содержат сообщение), вопросительные (содержат вопрос), восклицательные (произносятся с сильным чувством, с восклицанием), побудительные (побуждают к действию), например: Золотая Москва всех лучше. Тебе смешно? А какие звёзды! Подымай меч выше! (По И. Шмелеву)
По наличию второстепенных членов как односоставные, так и двусоставные предложения могут быть нераспространёнными (нет второстепенных членов) и распространёнными (второстепенные члены есть), например: Я дремлю (простое двусоставное нераспространённое предл.). На стеклах лед нарос буграми (простое двусоставное распространённое предл.).
По наличию или частичному отсутствию членов предложения предложения могут быть полными и неполными, например: В холодном зале таинственно дремлет ёлка (полное предложение). Стакан — копейка (неполное предл., выпущено сказуемое стоит). (По И. Шмелеву)
По строению грамматической основы простые предложения делятся на двусоставные (с двумя главными членами) и односоставные (с одним главным членом): Гремят трубы в сенях. Пахнет натертыми полами, мастикой, ёлкой. Вот мороз! (По И. Шмелеву)
Это интересно: Когда перед И ставится запятая в предложении.
По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (две или несколько основ, связанных друг с другом по смыслу, интонационно и с помощью лексических средств). Например: Наше Рождество подходит издалека (простое предл.). Под иконой поют священники, и огромный дьякон вскрикивает так страшно, что у меня вздрагивает в груди (сложное предл.). (По И. Шмелеву)
Отличие предложения от словосочетания
Предложение — это всегда законченная мысль, в отличие от словосочетания, которое представляет собой лишь один какой-то фрагмент предложения и не является относительно законченным сообщением. Предложение:
- имеет грамматическую основу, состоящую из одного или двух главных членов;
- характеризуется интонационной и смысловой законченностью;
- служит для сообщения, побуждения, вопроса, а также может быть восклицательным.