Информационные технологии и связь. можно ли сделать карьеру в it?

Применение информационных технологий в образовании: почему необходимо

Применение информационных технологий в образовании на сегодняшний день необходимо каждому без исключения вовлеченному или просто соприкасающемуся с образовательным процессом человеку.

Это касается учеников, их родителей, преподавателей и всего рабочего состава любого образовательного учреждения.

Применение ИТ в образовании повышает уровень организации образовательного процесса

Вот лишь некоторые возможные преимущества применения информационных технологий, которые способствуют большему удобству и доступности учебного и рабочего процесса, а также более эффективной их организации:

  • электронные материалы онлайн;
  • возможность быстрого доступа к образовательной информации;
  • программированное обучение;
  • дистанционное обучение;
  • электронные базы, содержащие оценки, расписание, напоминания;
  • доступ родителей к оценкам ребенка и возможность регулярного контроля;
  • возможность проведения разных видов контрольных работ для учеников и студентов;
  • возможность проведения психолого-педагогических тестирований для преподавателей;
  • возможность финансовых расчетов;
  • равный доступ всех к информации и информационным ресурсам;
  • возможность быстро и своевременно оповещать всех учеников и работников образовательных учреждений о важных новостях и чрезвычайных событиях;
  • использование экспертных управляющих систем;
  • концентрация всей необходимой информации об учреждении в одной базе данных.

Использование информационных технологий качественно повышает уровень организации образовательного процесса.

Особенно ощутимую пользу применение их приносит главным участникам данного процесса – преподавателям и учащимся.

Основные особенности информационных технологий

 Информационная
технология является основной составляющей
информационной системы организационного
управления, непосредственно связана с
особенностями функционирования
предприятия или организации. Выбор
стратегии организации автоматизированной
информационной технологии определяется
следующими факторами:

— областью
функционирования предприятия или
организации;

— типом предприятия
или организации;

— производственно-хозяйственной
или иной деятельностью;

— принятой моделью
управления организацией или предприятием;

— новыми задачами в
управлении;

— существующей
информационной инфраструктурой и т.д.

Основополагающим
фактором для построения информационной
технологии с привязкой ее к принятой
модели управления и существующей
информационной инфраструктуре является
область функционирования экономического
объекта, в соответствии с которой
организации можно разделить на группы,
представленные в табл.4.1. На формирование
технологии обработки информации
оказывает влияние тип организации. В
организациях различного типа, в
зависимости от требований к решению
задач управления экономическим объектом,
формируется технологический процесс
обработки информации. При внедрении
информационных систем организационного
управления и технологий основными
критериями являются также величина
организации и область ее функционирования.
С учетом этих критериев делается выбор
программно-аппаратного обеспечения
информационной технологии решения
конкретных функциональных задач, на
основе которых принимаются соответствующие
управленческие решения.

Виды информационных технологий

Все информационные технологии можно поделить на базовые и прикладные.

Базовые ИТ

Это все созданные технологии, которые люди используют для тех или иных целей. К ним относят:

  1. Телекоммуникационные технологии: например, сотовая связь и компьютерная сеть.
  2. Технологии работы с текстом: например, такие, которые позволяют распознать речь и превратить её в текст.
  3. Технологии работы с графикой: с помощью которых мы работаем с изображениями.
  4. Мультимедиатехнологии: такие, которые позволяют работать со звуком, изображением, текстом и видео в одно и то же время.
  5. Технологии баз данных: позволяют проводить любые операции с данными для их хранения, изменения, передачи и т.д.
  6. Интернет-технологии: электронная почта, Всемирная паутина, чаты и т.д.
  7. Технологии Интранет: для обмена информацией внутри одной компании.
  8. Технологии программного обеспечения: используют для разработки программного обеспечения.
  9. Серверные технологии: имеют целью соединять клиентов с сервером.
  10. Технологии защиты информации: которые создают для предотвращения утечки информации.
  11. Технологии искусственного интеллекта: задача — научить машину мыслить.

Читайте подробнее про Искусственный интеллект.

Прикладные ИТ

Это такие технологии, которые используют в каких-либо отдельных сферах деятельности, например, образовании, экономике, энергетике и многих других.

ИТ в образовании

В образовании такие технологии могут использоваться для получения знаний (например, если обеспечить доступ в Интернет), для накопления знаний (в виде создания единой базы данных, которой могут пользоваться учащиеся и преподаватели).

ИТ могут применяться также для управления всем учебным процессом, для хранения информации (об оценках, списке учащихся и т.д.) и для обеспечения связи между учебным сообществом.

В образовании могут использоваться различное программное обеспечение, мультимедийные технологии, технологии дистанционного образования и проверки знаний (тестовые технологии).

ИТ в экономике

В экономике ИТ используются для обработки информации и превращении её в достоверную и полезную, которую можно использовать для достижения рыночных целей. Например:

  • технологии управления бизнес-процессами (технологии, которые анализируют финансовое состояние предприятия, определяют потребности, производят учёт и анализ товаров и др.);
  • технологии защиты, хранения и обработки данных (хранилища, технологии кодирования и др.);
  • экспертные системы (выдают логическое решение какой-либо проблемы на базе накопленных экспертных знаний);
  • справочно-правовые системы (например, Консультант Плюс, Гарант);
  • корпоративные системы управления предприятиями. Сюда относятся технологии, которые планируют ресурсы (окончательное планирование ресурсов — Finite Resource Planning), управляют поставками и продажами (управление цепочками поставок — Supply Chain Managment и модуль автоматизации продаж — Sales Force Automation), контролируют данные (управление данными об изделии — Product Data Managment), а также финансовая бухгалтерия, системы управления инвестициями и др.;
  • технологии поддержки стратегического корпоративного планирования (технологии для поиска управленческих решений в проектах).

ИТ в энергетике

Энергетическое предприятие представляет собой большую сеть структурных единиц со своей информационной системой.

Среди технологий, которые применяют энергетические компании:

  • автоматизированные системы контроля и учёта электроэнергии,
  • биллинговые системы (для выставления счетов),
  • телефонная сеть,
  • Интернет,
  • интранет,
  • системы управления производством продукции,
  • системы хранения данных и их резервного копирования,
  • интеллектуальные сети энергоснабжения (сети, которые используют ИТ для эффективной передачи электроэнергии, устранения неполадок, повышения устойчивости поставок и т.д.).

Читайте подробнее про Всемирную паутину. Узнайте также про Свойства информации.

?‍? Плюсы и минусы для учеников

Преимуществами применения информационных технологий в школьной практике являются:

  1. Освоение школьниками компьютерных технологий, без которых невозможно представить их сознательную жизнь.
  2. Более простое усвоение школьной программы, благодаря мультимедийности.
  3. Повышение успеваемости.
  4. Возможность получения доступа к образовательным программам, когда школьник болеет.
  5. Возможность регулирования темпов обучения с учетом индивидуальных и познавательных особенностей школьника.
  6. Развитие гибкости мышления, навыков целеполагания, самообразования и самодисциплины.

Минусы внедрения информационных технологий для школьников могут состоять в следующем:

  1. Они могут выступать отвлекающим фактором для учеников. Исследования показывают, что смартфоны и гаджеты отвлекают детей от учебного процесса. Хотя монотонные уроки без какого-либо цифрового оборудования так же не способствуют концентрации внимания.
  2. Технологии отрицательно влияют на коммуникативные навыки учащихся и их социальное взаимодействие. У детей, которые постоянно «сидят» в гаджетах, снижается способность к живому общению. Отсутствие речевой активности и практики в формулировании и высказывании личного мнения, влияние клипового мышления может отрицательно повлиять на навыки самостоятельного мышления.
  3. Технологии могут провоцировать учеников уклоняться от самостоятельного выполнения заданий (например, они могут просто скопировать реферат из сети).
  4. Не все ученики имеют равный доступ к технологическим ресурсам. Не всем школьникам родители могут купить планшет, смартфон, ноутбук.
  5. Информация в сети не всегда качественная и проверенная. Неотфильтрованная информация может нанести психологический урон ребенку.
  6. Увеличение нагрузки на глаза учеников.

Цифровая образовательная среда
Читать

Навигатор дополнительного образования
Подробнее

Видеонаблюдение в школе
Смотреть

Статистика по России

Услуги

Электронная почта

Основная статья: Электронная почта

Технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых «письма» или «электронные письма») по распределённой (в том числе глобальной) компьютерной сети. Электронная почта по составу элементов и принципу работы практически повторяет систему обычной (бумажной) почты, заимствуя как термины (почта, письмо, конверт, вложение, ящик, доставка и другие), так и характерные особенности — простоту использования, задержки передачи сообщений, достаточную надёжность и в то же время отсутствие гарантии доставки. Достоинствами электронной почты являются: легко воспринимаемые и запоминаемые человеком адреса вида имя_пользователя@имя_домена (например, somebody@example.com); возможность передачи как простого текста, так и форматированного, а также произвольных файлов; независимость серверов (в общем случае они обращаются друг к другу непосредственно); достаточно высокая надёжность доставки сообщения; простота использования человеком и программами. Недостатки электронной почты: наличие такого явления, как спам (массовые рекламные и вирусные рассылки); теоретическая невозможность гарантированной доставки конкретного письма; возможные задержки доставки сообщения (до нескольких суток); ограничения на размер одного сообщения и на общий размер сообщений в почтовом ящике (персональные для пользователей).

Поисковая система

Основная статья: Поисковая система

  •  — 83,87 %;
  • Yahoo! — 6,20 %;
  • Baidu — 4,22 %;
  • Bing — 3,69 %;
  • Yandex — 1,7 %;
  • Ask — 0,57 %;
  • AOL — 0,36 %.

Разбор

Итак, на концептуальном уровне базовой технологии информационных систем задается идеология предварительно автоматизированного решения стоящих задач. Необходимо иметь в виду, что типовая последовательность может быть представлена в форме алгоритма. Начальным этапом выступает постановка задачи. Если данная задача относится к автоматизированному управлению, то она считается совокупностью взаимосвязанных алгоритмов, обеспечивающих управление. Под ПЗ следует понимать содержательную характеристику задачи: целевое назначение, экономико-математическую модель и методику решения, а также информационную и функциональную взаимосвязь с иными задачами. Документально, то есть в методических материалах, оформляется «Постановка задачи и алгоритм решения». На данной стадии предельно важна корректность характеристики с точки зрения обозначенных критериев.

Следующим этапом служит формализация задачи. Здесь актуальна разработка математической модели. Если последняя установлена, следующая стадия — алгоритмизация задачи. Под алгоритмом следует рассматривать процесс преобразования данных исходного типа в искомый результат за определенное число шагов.

Осуществление алгоритма на базе конкретных вычислительных инструментов реализуется на стадии программирования задачи. Это достаточно объемная задача, но она реализуется обычно на базовом программном обеспечении информационных технологий. Если есть программа, то осуществляется решение задач и, конечно же, получение конкретных показателей для данных входного типа и принятых ограничений.

Далее следует не что иное, как анализ решения. Здесь можно уточнить модель формализации задач. Стоит отметить, что самыми творческими, сложными и объемными считаются стадии постановки и формализации задач. Под понятием первоначальной задачи скрывается глубокое понимание происходящих в предметной области процессов.

В условиях рассматриваемой технологии под глобальной задачей следует понимать разработку модели предметной области. В процессе реализации ИТ зачастую можно встретить плохо формализуемые задачи. Здесь на помощь приходят системы экспертного плана. В их основу заложены знания ведущих экспертов в предметной сфере. Разработчик таких систем собирает все существующие методы формализации определенной задачи. Пользователь же является получателем вариантов решения. Данный процесс именуется автоматизированием проектирования ИТ.

Классификация (виды) информационных технологий

В настоящее время существует несколько признаков, по которым происходит классификация информационных технологий.

В их числе:

  1. способ реализации в АИС (автоматизированных информационных системах);
  2. степень охвата задач управления;
  3. классы технологических операций;
  4. тип пользовательского интерфейса (все, что мы видим на экране компьютера, планшета, смартфона);
  5. варианты использования сетей электронно-вычислительных машин;
  6. предметная область;
  7. и другие.

Пройдемся подробнее по большинству из указанных выше признаков.

Классификация по способу реализации ИТ

По способу реализации информационные системы можно поделить на следующие виды:

  1. Традиционные. Существовали до того, как компьютерные технологии стали популярными. Их главной задачей было снижение трудоемкости пользователей и помощь с реализацией сложных задач.
  2. Современные. Главная задача — обеспечить эффективное управление в режиме реального времени.

Классификация по степени охвата задач управления

Говоря о степени охвата задач управления, можно выделить несколько видов IT:

  1. электронную обработку данных;
  2. автоматизацию функций управления;
  3. поддержку принятия решений;
  4. электронный офис;
  5. экспертную поддержку.

Классификация по видам выполняемых технических операций

ИТ делятся на такие виды, как:

  1. работа с текстовым и табличным процессорами, графическими объектами;
  2. системы управления базами данных;
  3. гипертекстовые и мультимедийные системы (в частности, компьютерная графика).

Виды ИТ по типу пользовательского интерфейса

Вот несколько видов информационных технологий согласно этой классификации:

  1. пакетная — исключает влияние пользователей на обработку данных в автоматическом режиме;
  2. диалоговая — дает возможность пользователю взаимодействовать с информационными ресурсами практически без ограничений;
  3. сетевая — предоставляет средства доступа к распределенным информационным и вычислительным ресурсам;
  4. интегрированная — объединение различных типов ИТ в единую систему.

Классификация по обслуживаемым предметным областям

Согласно обслуживаемым предметным областям, информационные технологии имеют разную классификацию. Это настолько большой вид, что для его полного описания нужно создать целую статью.

Например, только в экономике можно выделить бухгалтерский учет, страховую, налоговую деятельность и многое другое.

Информационные технологии (ИТ)

Существует множество определений информационных технологий. Одно из наиболее общеупотребительных дано международной организацией по развитию науки и культуры ЮНЕСКО: ИТ — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Замечание 1

ИТ охватывает все области передачи, хранения и восприятия информации, в том числе докомпьютерные (например, организация бумажных архивов, картотек). В настоящее время ИТ всё чаще ассоциируют именно с компьютерными технологиями.

Рисунок 2. Библиотечный каталог — пример докомпьютерной информационной технологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Наиболее важные отрасли ИТ:

  • информатика — формирование общих принципов хранения и обработки информации;
  • производство вычислительной техники, ее компонентов и смежного оборудования;
  • создание программ для компьютеров. Часто выделяют как отдельную отрасль веб-разработку — создание сайтов для Всемирной паутины;
  • управление данными — добыча, обработка, поиск, хранение; в настоящее время в отдельную отрасль выделяют обработку сверхбольших объемов данных — BigData;
  • информационная безопасность — противодействие потере информации в результате стихийных бедствий или действий злоумышленников;
  • криптография — комплекс дисциплин, связанных с шифрованием информации;
  • системное администрирование — технологии поддержания информационных систем в работоспособном состоянии;
  • предоставление Интернет-сервисов (социальные сети, хостинг, VPN, электронная почта);
  • искусственный интеллект.

Информационные технологии продолжают бурно развиваться. В последние годы одним из наиболее быстро растущих направлений становятся криптовалюты и проекты, связанные с блокчейн — способом распределенного хранения данных, позволяющего достоверно гарантировать те или иные факты, от проведенных финансовых сделок до производства товаров и услуг.

Свойства информационных технологий

Основными характеристиками ИТ являются:

  1. Целесообразность. ИТ-технологии приносят пользу науке, обществу, повышая эффективность труда, обучения.
  2. Наличие структуры и компонентов. Последние представляют собой содержание процессов передачи, обмена, обработки информации. Под структурой понимают внутреннюю организацию взаимодействия компонентов.
  3. Целостность. IT-технологии решают задачи посредством взаимодействия компонентов, каждому из которых в отдельности выполнять их не свойственно.
  4. Реализация во времени. Эта область постоянно совершенствуется, развивается, модифицируется, ее структура дополняется новыми компонентами.

Прикладные технологии

Основной задачей прикладных технологий считается рациональная организация какого-то информационного процесса. Реализуется это посредством адаптации к конкретному использованию одной или целого ряда типовых информационных технологий, которые позволяют наилучшим образом осуществить отдельные фрагменты всего процесса. Так, ключевыми научными проблемами в сфере исследования прикладных технологий выступают следующие:

  1. Разработка методик анализа, оптимизации и синтеза прикладных инф. технологий.
  2. Разработка теории проектирования инф. технологий разных видов и разнородного практического назначения.
  3. Разработка методов сравнительной оценки разных вариантов создания информационных технологий в количественном плане.
  4. Формирование требований к аппаратно-программным инструментам автоматизации процессов осуществления информационных технологий.

История

Этапы развития информационных технологий

Подход ЮНЕСКО

Сфера IT-технологий была четко определена и в терминологии, одобренной ЮНЕСКО. В соответствии с таким подходом, под ИТ принято понимать дисциплины, связанные между собой и касающиеся техники, науки, инженерии. Они помогают сделать труд максимально эффективным. В рамках этой области исследуются новые методики повышения результативности всех задач и рабочих процессов. В первую очередь область ИТ направлена на улучшение условий труда занятых обработкой информационных баз людей, а также занимается вопросами, связанными с обеспечением сохранности данных. ИТ предполагает применение наиболее современных организационных методов, технических возможностей, позволяющих обеспечить взаимодействие между персоналом и оборудованием. ИТ – это практическое применение техники и возможностей. Также это комплекс социальных проблем, связанных с аспектами культуры и экономики.

Информация и информационные технологии – довольно сложная для осознания и применения область. Для работы в ней специалистов необходимо предварительно подготовить. Придется вложить немалые средства и в приобретение техники. Внедрение подходов ИТ на предприятии предполагает сперва математическое обеспечение и моделирование, создание баз для хранения информации, решений, промежуточных сведений.

Что такое ИТ-деятельность

Компьютеризация управления по современным аспектам считается главной, основанной на использовании компьютерных технологий.

ИТ-деятельность — это многомерный процесс:

  • подготовка соответственной технической и технологической базы (с внедрением новейших технологий и передовых коммуникационных средств);
  • организация и популяризация услуг;
  • разработка приспособления информативного обслуживания и формирование успешной управляющей концепции;
  • внедрение и применение современных форм, методов и средств исполнения работы в управлении, а еще формирование значимых материальных, промышленных, координационных, экономических и других условий.

Описание специальности

Информационные системы и технологии, кем работать, не все знают. Профессионал по инфосистемам может начать собственную карьеру с работы системного администратора на предприятии, который занимается внедрением и сопровождением инфосистем.

Возможности айти специалиста можно классифицировать как:

  • знание функционирования передовых ИС и IT-технологии;
  • проведение анализа технических средств;
  • новое сбережение базы данных;
  • знание языков, техники программирования, передовых способов испытания информационных систем офиса;
  • умение работы с новой информацией: сбор, обработка, тестирование журнала.

Учебные учреждения

Наилучшим университетом для обучения в области информативных технологий признается Московский технический институт связи и информатики. Диплом об образовании данного учебного заведения признан в Российской Федерации и во всем мире, а профессию специалиста в нем можно приобрести по пятнадцати программам на факультете в своей отрасли.

Плюсы и минусы профессии

При неизменном развитии технологий в любом случае появляется проблема информационной безопасности. На всех предприятиях необходимы специалисты с особыми способностями и в ИТ-сфере.

Преимущества профессии:

  1. Высокая заработная оплата.
  2. Нужные коммуникативные связи и знакомства в коммерциале.

К минусам относится:

  1. Надобность неоднократных комментариев базисных вещей операторам, не имеющим особых познаний в области информационных технологий.
  2. Вероятны частые командировки.

История

Термин «информационные технологии» в его современном смысле впервые появился в статье 1958 года, опубликованной в Harvard Business Review; авторы Гарольд Дж. Ливитт и Томас Л. Уислер прокомментировали, что «у новой технологии еще нет единого установленного имени. Мы будем называть это информационными технологиями (ИТ)»[источник не указан 333 дня]. Их определение состоит из трех категорий: методов обработки, применения статистических и математических методов для принятия решений и моделирования мышления более высокого порядка с помощью компьютерных программ.

Информационные технологии начали активно развиваться с 1960-х годов, вместе с появлением и развитием первых информационных систем (ИС).

Компания IBM выпустила первый жёсткий диск в 1956 году, в качестве компонента компьютерной системы 305 RAMAC. Большинство цифровых данных сегодня по-прежнему сохраняется магнитно на жёстких дисках или оптически на носителях, таких как компакт-диски. До 2002 большинство информации хранилось на аналоговых устройствах, но в том году цифровая ёмкость превысила аналоговое устройство впервые. По состоянию на 2007, почти 94 % данных, хранящихся во всем мире, сохранилась в цифровом виде: 52 % на жёстких дисках, 28 % на оптических устройств и 11 % на цифровой магнитной ленте. Было подсчитано, что в мире ёмкость для хранения информации на электронных устройствах выросла с менее чем 3 эксабайт в 1986 году до 295 экзабайт в 2007 году, увеличиваясь вдвое примерно каждые 3 года.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий