Есть ли окончание у неизменяемых существительных

Содержание

  1. Что такое несклоняемые существительные?
  2. Особенности несклоняемых существительных

Бонус

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

  1. 1. Игорь Проскуренко 279
  2. 2. Сергей Наумов 258
  3. 3. Igor S 244
  4. 4. Даниил Васильев 215
  5. 5. aleqsandr sagrishvili 149
  6. 6. Михаил Азрапкин 142
  7. 7. Ульяна Потапкина 136
  8. 8. Александр С 124
  9. 9. Алсу Сакаева 118
  10. 10. Der Pro 113
  1. 1. Кристина Волосочева 19,120
  2. 2. Ekaterina 18,721
  3. 3. Юлия Бронникова 18,580
  4. 4. Darth Vader 17,856
  5. 5. Алина Сайбель 16,787
  6. 6. Мария Николаевна 15,775
  7. 7. Лариса Самодурова 15,735
  8. 8. Игорь Проскуренко 15,483
  9. 9. Liza 15,165
  10. 10. TorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Источник статьи: http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/nesklonyaemye-suschestvitelnye

Как писать неизменяемые приставки

Неизменяемые приставки пишутся всегда одинаково. Это морфемы, форма которых не зависит ни от чего.

Одна и та же приставка может иметь разное значение; допустим, приставка за- в слове «заречье» имеет значение «по ту сторону», а в слове «заплакать» – значение «начать».

Вот примеры неизменяемых приставок:

В- (во-) – вскочить;

Вне- – внедорожник;

Вы- – выбежать

До- – досказать;

За- – завертеться;

Меж- – межинститутский;

Между- – международный;

На- – намазать;

Над- – надстройка;

О- – осмотреться;

От- – отскочить;

Об- (обо-) – обойти;

По- – пошутить;

Под- (подо-) – подъем;

После- – послевкусие;

Пред- – предзнаменование;

Пере- – перепрыгнуть;

Про- – проснуться;

Пра- – прабабушка;

С- (со-) – сломать;

Сверх- – сверхъестественный;

У- – уловка.

Конспект урока по русскому языку «Неизменяемые слова», 2 класс

Верзилина Светлана Михайловна

МБОУ СОШ №81», 2 «В» класс

Ознакомление со словами, форма которых не меняетс

1) обучающая: отрабатывать умения изменять форму слова, находить и выделять окончания, в том числе нулевые, работая по алгоритму;

2) развивающая : развивать речевое умение и творческие способности учащихся; формирование умения анализировать звучащую речь; развивать память, логическое мышление, воображение;

3) воспитательная: воспитывать интерес к родному языку; воспитывать положительные качества личности учеников: активность, аккуратность; воспитывать навыки самостоятельной работы, умение сотрудничать, работать в паре.

Урок усвоения новых знаний

Предметные: отрабатывать умение отличать слова с нулевым окончанием от неизменяемых слов; выделать окончание в словах

Познавательные осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; владеть общим приемом решения предложенных задач; осуществлять построение рассуждений, строить логическое рассуждение; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; формировать умение определять цель деятельности на уроке; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать свои достижения на уроке; формулировать выводы из коллективного обсуждения; работать по плану; принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

Коммуникативные формировать умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу; проявлять творческие способности.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, познавательную активность в учебном процессе; развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог; доброжелательное отношение к людям; формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Русский язык (С.В

Иванов, А.О. Евдокимова и др.), 2 класс, 1 часть

Русский язык (С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.), 2 класс, 1 часть.

презентация, мультимедийная доска, экран, доска, раздаточный материал ( карточки с заданиями)

Как определить число и падеж

Число неизменяемых имён существительных без согласованного зависимого слова определить невозможно: как в единственном числе – кимоно, так и во множественном числе – кимоно. Сравните: японское кимоно – шелковые кимоно.

Чтобы определить падеж, нужно задать соответствующий вопрос. В этом случае необходимо знать падежные вопросы.

  • в вагоне отдельное (кто? что?) купе – И. п.;
  • нет свободного (кого? чего?) купе – Р. П.;
  • подхожу (к кому? чему?) к купе – Д. п.;
  • вижу (кого? что?) купе – В. п.;
  • вагон с плацкартным (с кем? чем?) купе – Т. п.;
  • напишу (о ком? о чём?) о купе – П. п.

Непостоянные признаки неизменяемых существительных не имеют формального выражения, а потому категорию числа, падежную форму нельзы определить вне словосочетания.

Примерами неизменяемых слов могут служить любые слова неизменяемых частей речи, например наречия и деепричастия. Приведём примеры имён существительных, которые не изменяются по падежам, числам, то есть не склоняются (не имеют окончания). Список содержит только наиболее популярные примеры неизменяемых слов, а не все возможные.

  • адажио
  • алиби
  • аллегретто
  • аллегри (лотерея)
  • аллегро (муз.)
  • альпари
  • ара
  • арпеджио
  • ассорти
  • ателье
  • атташе
  • барокко
  • бенгали
  • бигуди
  • биде
  • бикини
  • бильбоке
  • бистро
  • бланманже
  • болеро
  • бордо
  • бра
  • браво
  • бренди
  • боржоми
  • брокколи
  • брутто
  • буги-вуги
  • бунгало
  • буржуа
  • буриме
  • бюро
  • варьете
  • вето
  • видео
  • визави
  • виски
  • врио
  • галифе
  • гало
  • гестапо
  • гетто
  • глясе
  • гофре
  • граве
  • гран-при
  • граффити
  • гризли
  • гуппи
  • гуру
  • декольте
  • денди
  • депо
  • дефиле
  • дзюдо
  • динамо
  • динго
  • диско
  • домино
  • досье
  • драже
  • жалюзи
  • желе
  • жюри
  • зеро
  • индиго
  • инкогнито
  • интервью
  • кабальеро
  • кабаре
  • казино
  • какаду
  • како
  • камикадзе
  • канапе
  • карате
  • карго
  • каре (стрижка)
  • каско
  • караоке
  • кашпо
  • кафе
  • кенгуру
  • киви
  • кино
  • клише
  • колибри
  • комильфо
  • коммандос
  • конфетти
  • кофе
  • кредо
  • крем-брюле
  • крупье
  • купе
  • лассо
  • леди
  • лечо
  • либидо
  • либретто
  • лобби
  • лото
  • лье
  • магнето
  • мадам
  • мадемуазель
  • макраме
  • манго
  • мартини
  • мафиози
  • мачете
  • маэстро
  • меню
  • месье
  • метро
  • миди
  • микадо
  • миледи
  • мини
  • мисс
  • миссис
  • монпансье
  • монтекристо
  • мотто
  • мулине
  • неглиже
  • нейтрино
  • паблисити
  • падре
  • пальто
  • памперо
  • панно
  • папье-маше
  • пари (спор)
  • паспарту
  • патио
  • пезо
  • пенальти
  • пенсне
  • песо
  • пианино
  • пиано
  • плато
  • плацебо
  • плиссе
  • поло
  • полупальто
  • пони
  • пончо
  • попурри
  • портмоне
  • портье
  • пресс-атташе
  • престо
  • промилле
  • протеже
  • пьеро
  • пюре
  • рагу
  • радио
  • ралли
  • рандеву
  • ранчо
  • реле
  • реверси
  • ревю
  • регби
  • резюме
  • ретро
  • рефери
  • ризотто
  • родео
  • рококо
  • рондо
  • сабо
  • сальдо
  • салями
  • самбо
  • сафари
  • сельпо
  • селфи
  • сконто
  • солано
  • соло
  • сопрано
  • спагетти
  • статус-кво
  • стерео
  • суфле
  • суши
  • табло
  • табу
  • такси
  • танго
  • тире
  • торнадо
  • трико
  • трио
  • трюмо
  • турне
  • факсимиле
  • фиаско
  • фигаро
  • филе
  • фламинго
  • фойе
  • фортепиано
  • фото
  • фугато
  • фуэте
  • хаки
  • каракири
  • харчо
  • хачапури
  • хинкали
  • хиппи
  • хобби
  • хокку
  • цеце
  • цунами
  • шапито
  • шасси
  • шимпанзе
  • шоссе
  • шоу
  • экарте
  • электрик (цвет)
  • электрино
  • эльдорадо
  • эмбарго
  • эскимо
  • эссе
  • яко
  • янки

Смотрите примеры слов с разными морфемами:

Или подберите нужные слова с необходимыми частями слова через поиск слов по морфемам.

В русском языке есть неизменяемые слова. Это такие слова, у которых нет форм.

Прежде всего следует назвать междометия и служебные слова: предлоги, союзы и частицы.Из самостоятельных частей речи не изменяются наречия и деепричастия.

Гласные в конце наречий и деепричастий не окончания, а суффиксы. У наречий и деепричастий окончаний не бывает.

хорош о , плох о , слев а , прям о , направ о .

Примеры деепричастий:

гуля я , чита я , дума я , люб я , зна я , смотр я .

Если ты учишься по учебнику авторов, которые выделяют часть речи: категория состояния, то и эти слова неизменяемые. Подробнее о словах категории состояния см.: Как устроен наш язык. Глава 15. Морфология. Категория состояния.

Особого внимания заслуживают несклоняемые существительные и прилагательные.Это небольшие группы слов. Все они иностранцы, т.е. заимствованные слова. Хотя они используются в русском языке, но стоят особняком, ведут себя не по-русски: не изменяются, как другие существительные и прилагательные.

Примеры неизменяемых существительных:

метро , пальто , кашне , фортепьяно , шимпанзе , Токио .

Примеры неизменяемых прилагательных:

беж , меланж , хаки , мини , макси .

Поскольку такие существительные и прилагательные не изменяются, то окончаний у них нет, гласные в конце слов относятся к основе.

Какие слова не имеют окончания?

Не име­ют окон­ча­ния неиз­ме­ня­е­мые сло­ва. Приведем при­ме­ры слов, при­над­ле­жа­щих к раз­ным частям речи, кото­рые не име­ют окон­ча­ний.

Исходя из утвер­жде­ния, что окон­ча­ние — это сло­во­из­ме­ни­тель­ная мор­фе­ма, сде­ла­ем вывод, что в рус­ском язы­ке неиз­ме­ня­е­мые сло­ва не име­ют окон­ча­ний.

Рассмотрим подроб­но, сло­ва каких частей речи или их фор­мы не име­ют окон­ча­ний и при­ве­дем при­ме­ры слов без окон­ча­ний:

1. заим­ство­ван­ные нескло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные

неко­то­рые рус­ские слож­но­со­кра­щен­ные нескло­ня­е­мые сло­ва, напри­мер:

  • зав­ка­фед­рой (спро­сил у зав­ка­фед­рой, встре­тил­ся с зав­ка­фед­рой, вспо­ми­наю о зав­ка­фед­рой);
  • горо­но (встре­ти­лись у горо­но, позво­ни­ла в горо­но, справ­люсь о рабо­те горо­но);
  • аббре­ви­а­ту­ры — ВДНХ, МГУ, ГАИ, ООН, НАТО и др.;

2. нескло­ня­е­мые при­ла­га­тель­ные

4. слу­жеб­ные части речи (части­цы, пред­ло­ги, сою­зы) и меж­до­ме­тия.

Не име­ют окон­ча­ний неиз­ме­ня­е­мые фор­мы неко­то­рых частей речи:

2. фор­ма про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­ных, напри­мер:

  • кра­си­вый — кра­сив ее ;
  • креп­кий — крепч е , покрепч е ;
  • силь­ный — сильн ее ;

3. фор­ма про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни наре­чия, напри­мер:

  • креп­ко — креп­че, покреп­че (дер­жать);
  • быст­ро — быст­рее (бежать);
  • силь­но — силь­нее (уда­рить);
  • пло­хо — хуже (чув­ство­вать себя)

Все осталь­ные сло­ва в рус­ском язы­ке явля­ют­ся изме­ня­е­мы­ми и, соот­вет­ствен­но, име­ют в сво­ем соста­ве сло­во­из­ме­ни­тель­ную мор­фе­му — окон­ча­ние:

  • дерев о — вет­ви дерев а ;
  • лек­ци я — на лек­ци и ;
  • сол­нечн ый день — мно­го сол­нечн ых дней;
  • перв ый подъ­езд — у перв ого подъ­ез­да;
  • гуля ем — гуля ете .

Перечисленные неиз­ме­ня­е­мые сло­ва научим­ся отли­чать от слов и их форм, име­ю­щих нуле­вое окон­ча­ние в мор­фем­ном соста­ве. Изменив сло­во по родам, чис­лам, паде­жам или лицам, мож­но выявить в его соста­ве мате­ри­аль­но обо­зна­чен­ное окон­ча­ние, напри­мер:

  • мост — стро­и­тель­ство мост а ;
  • живо­пись — направ­ле­ние живо­пис и ;
  • поставь на пол­ку.

Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/sostav-slova/okonchanie/kakie-slova-ne-imeyut-okonchaniya.html

Виды подчинительной связи слов в словосочетании

В словосочетании одно слово подчинено другому, подчинение имеет три разновидности синтаксических связей: согласование, управление, примыкание.

Согласование — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово находится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное: фиолетовый цвет, фиолетового цвета и т. д. При изменении формы главного слова соответственно изменяется и форма зависимого слова.

  • Главным словом при согласовании является сущ. или другая часть речи в значении су­ществительного, а зависимым — прилагатель­ное, причастие, порядковое числительное, местоиме­ние: красивые глаза, строящийся дом, второй день.
  • Грамматическим средством связи является окон­чание зависимого слова: новая книга, вчерашнее событие.
  • Согласуются с главным словом также существительные, являющиеся согласованными приложе­ниями (специалист-бетонщик, специалиста-бетонщика), количественные и собирательные числитель­ные в косвенных (кроме винительного) падежах (трех берез, трем березам, обоим медвежатам, обоими медвежатами; но три березы – управление.

Управление — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово находится при главном в форме определенного косвенного падежа: ехать на рыбалку, изучение материала и т. д. При изменении главного слова зависимое не изменяется, а остается в той же форме: пригласить друзей, при­глашу друзей, пригласили друзей и т. д.

В роли главного слова при управлении могут выступать различные части речи, а в роли зависимого — существительное (или другая часть речи в значении существительного), местоиме­ние, числительное: запрягать лошадь, ярче солнца, юбка в горошек, лечить больного, приехать ко мне, прибавить к трем, три стула.

Управление бывает предложным и бес­предложным.

  • При предложном управлении грам­матическими средствами связи являются окончание зависимого слова и предлог: подойти к дому, соглашение о мире.
  • При беспредложном управлении сред­ством грамматической связи выступает только окон­чание зависимого слова: найти книгу, похвалиться покупкой.

Примыкание — это такой вид подчинительной связи, при котором к главному слову присоединя­ется по смыслу зависимое, являющееся неизменяе­мым: постоянно торопиться, бежать быстрее, очень интересно, приказ наступать.

В роли главного слова могут выступать разные части речи, а в роли зависимого – только те части речи и формы, которые являются неизменяе­мыми: наречие, деепричастие в роли наречия, инфи­нитив, форма сравнительной степени прилагательно­го: читать вслух, трудиться не переставая, попро­сим спеть, девушки постарше.

Несклоняемые существительные

В русском языке есть несклоняемые (неизменяемые) существительные (т. е. не имеющие склонения) – какао, метро, авокадо, пальто, кино, эскимо, кенгуру, кофе, купе, меню и другие. Несклонеямыми называют имена существительные, которые имеют одинаковую форму во всех падежах и числах.

Например: купил авокадо (В. п.) – авокадо (И. п.) растет на дереве – достал косточку из авокадо (Р. п.)

У несклоняемых существительных нет окончаний!

Например: авокадо , кофе , кино

У несклоняемых существительных нет категории числа. Поэтому, их количество показывают:

  • окончания связанных с ними слов (как правило, это прилагательные) – зелен ое авокадо – зелен ые авокадо
  • количественные числительные – одно авокадо – четыре авокадо

Неизменяемые существительные чаще всего среднего рода: кафе, такси, эскимо и другие.

К мужскому роду относятся неизменяемые существительные:

  • названия лиц мужского пола: денди, маэстро, портье ;
  • названия животных и птиц: шимпанзе, какаду, колибри, кенгуру, пони, фламинго ;
  • слова: кофе, шампунь, пенальти и др.

К женскому роду относятся:

  • названия лиц женского пола: мадам, леди ;
  • слова кольраби, авеню .

У несклоняемых существительных – географических названий – род определяется по определяющему их слову:

Калахари – пустыня – женский род

Тбилиси – город – мужской род

Онтарио – озеро – средний род

Источник статьи: http://budu5.com/manual/chapter/43

Трудные случаи

Чаще всего затруднения вызывает правописание приставки с-. Это неизменяемая приставка, приставки з не бывает. Однако ее иногда путают с приставками, оканчивающимися на З и С (рас-/раз- и др.).

Но надо ещё помнить, что есть слова, в которых частью корня является буква з: здесь, здешний, здравствуйте, здоровье, здание, ни зги.

Случаются ошибки и при употреблении приставок про- и пра-. Приставка пра- имеет только одно значение – давнего предка. Праязык – предок языка, прабабушка – мама бабушки и т.п.

Иногда бывает непросто отличить слова с приставкой от слов без нее или правильно понять, какая приставка в данном конкретном слове. Чтобы не было ошибок, необходимо выделить в слове корень и приставку

Особенно важно определить морфемный состав слова в том случае, если на стыке корня и приставки может быть удвоенная согласная

Например, сравним: подержанный и поддержка, вводить и водить, подделка (фальшивка) и поделка (изделие).

А вот «утроенной» согласной в русском языке быть не может, поэтому в слове «рассориться» получается два «с», хотя рас- и ссориться в сумме должны бы дать три.

Что мы узнали?

Неизменяемые приставки всегда пишутся одинаково вне зависимости от окружения. Это относится и к приставке с-, которая пишется только так, а приставки з не бывает (в словах здесь, здание и т.п. з – часть корня). Надо запомнить приставку пра- в значении «предок» («прабабушка»). Чтобы не ошибиться, необходимо определить морфемный состав слова.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

    Неизменяемыми называют приставки

    • Которые всегда пишутся одинаково
    • Которые зависят от части речи
    • Которые зависят от соседнего согласного
    • Нет правильного ответа

Начать тест(новая вкладка)

Виды связи слов в словосочетании — это… Что такое виды связи слов в словосочетании?

Неизменяемые существительные: правила, примеры

Правило о неизменяемости заимствованных слов при употреблении их в устной и письменной речи было сформулировано ещё в XIX в. Однако продолжали склонять эти слова ещё до начала XX в. В послереволюционный период склоняемость таких слов полностью исчезла, только иногда употреблялась в просторечной форме. Неизменяемые существительные преимущественно заимствованы из разных языков (лото – франц., интервью – англ., болеро – испан.), хотя много и исконно русских (завкафедрой, комроты, ГАИ). Знание особенностей и правильное употребление этих слов говорит об образованности и владении языком.

Определение и особенности

Часть речи представляет собой группу слов, имеющих одинаковые морфологические и синтаксические признаки. Как правило, во всех мировых языках противопоставляются имя, обозначающее нечто, связанное с предметом, и глагол, обозначающий действие.

Главное условие определения слов в одну часть речи – наличие у них общего грамматического значения. Так, для существительных общим грамматическим значением будет значение предмета (окно, небо, человек). Для прилагательного – признак предмета (белый, высокий, добрый). Для глагола – значение действия (открыть, смотреть, ходить). Общими для каждой части речи морфологическими признаками являются род, падеж, число, лицо, склонение, время, спряжение или неизменяемость. Слова, входящие в одну часть речи, выполняют одинаковую роль в словосочетании (является главным или зависимым) и предложении (является главным или второстепенным членом предложения), т. е. имеют одинаковые синтаксические признаки.

Самостоятельные (значимые) и служебные

Части речи в русском языке разделяют на самостоятельные (значимые) и служебные.

Самостоятельные части речи в русском языке представляют собой слова, обозначающие предметы, их признаки и действие. К ним возможно задать вопрос, а в предложении они являются его членами. Выделяют следующие самостоятельные части речи в русском языке:

— имя существительное, отвечающее на вопрос «Кто?», «Что?» (ребенок, дом);

— глагол, отвечающий на вопрос «Что делать?», «Что сделать?» (воспитывать, построить);

— имя прилагательное, отвечающее на вопрос «Какой?», «Чей?» (маленький, кошкин);

— имя числительное, отвечающее на вопрос «Сколько?», «Который?» (семь, семеро, седьмой);

— наречие, отвечающее на вопрос «Как?», «Когда?», «Где?» и т. п. (быстро, сегодня, далеко);

— местоимение, отвечающее на вопрос «Кто?», «Какой?», «Сколько?», «Как?» и т. п. (он, такой, столько, так)

— причастие, отвечающее на вопрос «Какой?», «Что делающий?», «Что сделавший?» (играющий, поднявший)

— деепричастие, отвечающее на вопрос «Как?», «Что делая?», «Что сделав?» (рисуя, разрушив).

Стоит отметить, что определенная группа ученых считает причастия и деепричастия особыми формами глагола и не выделяют их в отдельную часть речи.

В отличие от самостоятельных частей речи, служебные слова не могут называть предмет, признак или действие, а способны только обозначать отношения между ними. К ним невозможно задать вопрос, и они не могут являться членами предложения. С их помощью самостоятельные слова соединяются друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Служебными частями речи являются предлог (с, по, от и т. д.), союз (и, а, если, так как и т. д.), частица (ли, бы, не, даже и т. д.).

Особую роль играют междометия. Они призваны выражать человеческие чувства и эмоции (эх, ай, ой и т. д.) и при этом не могут называть предметы, признаки и действия или обозначать отношения между ними.

Предварительный просмотр:

Русский язык 2 класс

Тема. Изменение слов-названий предметов по вопросам. Неизменяемые слова-названия предметов.

Цель урока: совершенствовать умение определять род слов- названий предметов

Обучающие: систематизировать умение находить слова-названия предметы в тексте и определять род;

Коррекционные: продолжить формировать умение обобщать и систематизировать знания о корне, об основе, о неизменяемых словах- названиях предметов..

Воспитательные: в оспитывать самостоятельность и самоконтроль.

Тип урока: комбинированный Суть инновации : урок проводится с использованием ИКТ.

Оборудование: ноутбук, слайды, тетрадь

I. Организация урока. Разминка под музыку.

2. Чтение эпиграфа о русском языке. Беседа

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник

Если ты нуждаешься в твёрдой опоре-

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он переводник.

Если штурмуешь познания кручи-

Выучи русский язык!

поля-по*ле (проверяемый безуд. гл.) снежки-снежок (парный соглас. зв.) конфеты-непроверяемое безуд. гласн.

Книга-книгой, а мозгами двигай!

4. Книга, учебник – изменение слов – названий предметов по вопросам- проверка по слайду.

5. Решение кроссворда.(по горизонтали: библиотека. мебель, обед, петух, кровать; по вертикали : метро)

— фонетический разбор слов ( сколько букв, сколько звуков?)

7. Работа в пословицах. Перенести подходящую картинку в пустое место.

Доброе слово и кошке приятно. Два медведя в одной берлоге не живут. Одна ласточка не делает весны. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Цыплят по осени считают.. Яйца курицу не учат. Яблоко от яблони недалеко падает. Хлеб всему голова.

— Письмо пропущенных слов в тетради, вставка в начальную форму, определение рода.

Физкульминутка для глаз

9. Чтение рассказа о медведе.

-письмо выделенных слов по вопросам.

Подойду к кому? медведю

Говорю о ком? о медведе

— Выделение окончания и основы.

10.Какой овощ варят в мундире? (по горизонтали – яблоко, груша, помидор, огурец, морковь; по вертикали – картофель)

11.Что лежит в пенале у школьника? (по горизонтали – ручка, портфель, пенал, книга; по вертикали – карандаш).

как определяем род? ( работаем со словарем или со словом нет).

14. Пиктограмма (игра- онлайн).

15. Подведение итога. Что мы узнали? Что мы запомнили?

16. Оценивание знаний обучающихся.

Урок окончен. Спасибо!

Синтаксис. Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании

Конспект по русскому языку на тему «Неизменяемые слова 3 класс УМК Школа России»

Муниципальное бюджетное образовательное

Тема: «Неизменяемые слова»

3 класс УМК Школа России

учитель начальных классов

Тема: «Неизменяемые слова»

3 класс УМК Школа России

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по усвоению неизменяемых слов.

Задачи: предметные – содействовать развитию умений отличать неизменяемые слова от изменяемых; развитию скорописи письма, закреплению правил красивого письма обогащению и активизации словаря учащихся; внимательного отношения к слову.

Планируемые результаты: Личностные УУД : способствовать формированию внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе, ориентации на понимание предложений и оценок учителей и товарищей, оценки одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД: способствовать формированию УУД: регулятивных – принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами, выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане; познавательных – пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе, строить сообщение в устной форме, находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; коммуникативных – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, умение договариваться и приходить к общему решению.

Оборудование урока: учебник «Русский язык» 3 класс УМК Школа России, презентация к уроку.

1. Организационный момент

2. Минутка чистописания

3. Актуализация знаний

4. Выдвигаем проблему

5. Первичное закрепление

6. Рефлексия деятельности( итог урока)

7. Домашнее задание.

Сядьте ровно, все в порядке?

И какой сегодня день,

Все запишут нам не лень!

— Букву, которую мы сегодня будем писать вы определите сами, расшифровав данную запись: слайд

Актуализация знаний Выдвигаем проблему

— Что объединяет эти слова?

— Они отвечают на вопрос «Кто?», это животные, это имена существительные

— Молодцы! Выделите окончания в словах.

– Давайте вспомним, как надо выделять окончания в словах. ( Изменю форму слова по вопросам)

— Почему возникли трудности?

— В словах кенгуру, пони, шимпанзе мы не можем отметить окончание они не изменяются. слайд

( кенгуру, нет кенгуру, много кенгуру.)

Данные слова не изменяются, значит у них нет окончания

-Какова тема урока? Неизменяемые слова.

— Какие ещё неизменяемые слова вы знаете?

— Важно ли знать какие слова неизменяемые, почему?

— Да, чтобы правильно говорить, чтобы не смешить людей.

— Послушайте стих. найдите неизменяемые слова

Как то рано по-утру

С другом сели мы в метру

Фильм смотреть о кенгуре

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне

Без кашна и без пальты.

Любит кины детвора,

Если в кинах кенгура,

Ходит, бродит по шоссу,

Носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафю зашел

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Жаль что кончилось оно

В гардероб пора бежать,

Будут польта выдавать.

Игра «в слова»: « Не попадись в ловушку». Распредели слова в 2 столбика: в первом столбике в словах есть окончание, во втором – нет. слайд

Месяц, такси, облако, пони, моряк, кенгуру, метро, лодка.

– Почему слова записаны в разные столбики?

Работа по учебнику упр. 189 стр. 98

— Среди неизменяемых слов есть словарное слово разгадайте ребус слайд шоссе

— Работа со схемами слов. Подобрать слова к данным схемам.

— Игра «Назови слово» упр. 187 стр.98

Рефлексия деятельности( итог урока)

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий