Содержание
- 1 Содержание
- 2 Как писать неизменяемые приставки
- 3 Конспект урока по русскому языку «Неизменяемые слова», 2 класс
- 4 Как определить число и падеж
- 5 Какие слова не имеют окончания?
- 6 Виды подчинительной связи слов в словосочетании
- 7 Несклоняемые существительные
- 8 Трудные случаи
- 9 Что мы узнали?
- 10 Тест по теме
- 11 Виды связи слов в словосочетании — это… Что такое виды связи слов в словосочетании?
- 12 Неизменяемые существительные: правила, примеры
- 13 Определение и особенности
- 14 Самостоятельные (значимые) и служебные
- 15 Предварительный просмотр:
- 16 Синтаксис. Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании
- 17 Конспект по русскому языку на тему «Неизменяемые слова 3 класс УМК Школа России»
Содержание
- Что такое несклоняемые существительные?
- Особенности несклоняемых существительных
Бонус
По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.
- 1. Игорь Проскуренко 279
- 2. Сергей Наумов 258
- 3. Igor S 244
- 4. Даниил Васильев 215
- 5. aleqsandr sagrishvili 149
- 6. Михаил Азрапкин 142
- 7. Ульяна Потапкина 136
- 8. Александр С 124
- 9. Алсу Сакаева 118
- 10. Der Pro 113
- 1. Кристина Волосочева 19,120
- 2. Ekaterina 18,721
- 3. Юлия Бронникова 18,580
- 4. Darth Vader 17,856
- 5. Алина Сайбель 16,787
- 6. Мария Николаевна 15,775
- 7. Лариса Самодурова 15,735
- 8. Игорь Проскуренко 15,483
- 9. Liza 15,165
- 10. TorkMen 14,876
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Источник статьи: http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/nesklonyaemye-suschestvitelnye
Как писать неизменяемые приставки
Неизменяемые приставки пишутся всегда одинаково. Это морфемы, форма которых не зависит ни от чего.
Одна и та же приставка может иметь разное значение; допустим, приставка за- в слове «заречье» имеет значение «по ту сторону», а в слове «заплакать» – значение «начать».
Вот примеры неизменяемых приставок:
В- (во-) – вскочить;
Вне- – внедорожник;
Вы- – выбежать
До- – досказать;
За- – завертеться;
Меж- – межинститутский;
Между- – международный;
На- – намазать;
Над- – надстройка;
О- – осмотреться;
От- – отскочить;
Об- (обо-) – обойти;
По- – пошутить;
Под- (подо-) – подъем;
После- – послевкусие;
Пред- – предзнаменование;
Пере- – перепрыгнуть;
Про- – проснуться;
Пра- – прабабушка;
С- (со-) – сломать;
Сверх- – сверхъестественный;
У- – уловка.
Конспект урока по русскому языку «Неизменяемые слова», 2 класс
Верзилина Светлана Михайловна
МБОУ СОШ №81», 2 «В» класс
Ознакомление со словами, форма которых не меняетс
1) обучающая: отрабатывать умения изменять форму слова, находить и выделять окончания, в том числе нулевые, работая по алгоритму;
2) развивающая : развивать речевое умение и творческие способности учащихся; формирование умения анализировать звучащую речь; развивать память, логическое мышление, воображение;
3) воспитательная: воспитывать интерес к родному языку; воспитывать положительные качества личности учеников: активность, аккуратность; воспитывать навыки самостоятельной работы, умение сотрудничать, работать в паре.
Урок усвоения новых знаний
Предметные: отрабатывать умение отличать слова с нулевым окончанием от неизменяемых слов; выделать окончание в словах
Познавательные осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; владеть общим приемом решения предложенных задач; осуществлять построение рассуждений, строить логическое рассуждение; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; формировать умение определять цель деятельности на уроке; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать свои достижения на уроке; формулировать выводы из коллективного обсуждения; работать по плану; принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
Коммуникативные формировать умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу; проявлять творческие способности.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, познавательную активность в учебном процессе; развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог; доброжелательное отношение к людям; формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Русский язык (С.В
Иванов, А.О. Евдокимова и др.), 2 класс, 1 часть
Русский язык (С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.), 2 класс, 1 часть.
презентация, мультимедийная доска, экран, доска, раздаточный материал ( карточки с заданиями)
Как определить число и падеж
Число неизменяемых имён существительных без согласованного зависимого слова определить невозможно: как в единственном числе – кимоно, так и во множественном числе – кимоно. Сравните: японское кимоно – шелковые кимоно.
Чтобы определить падеж, нужно задать соответствующий вопрос. В этом случае необходимо знать падежные вопросы.
- в вагоне отдельное (кто? что?) купе – И. п.;
- нет свободного (кого? чего?) купе – Р. П.;
- подхожу (к кому? чему?) к купе – Д. п.;
- вижу (кого? что?) купе – В. п.;
- вагон с плацкартным (с кем? чем?) купе – Т. п.;
- напишу (о ком? о чём?) о купе – П. п.
Непостоянные признаки неизменяемых существительных не имеют формального выражения, а потому категорию числа, падежную форму нельзы определить вне словосочетания.
Примерами неизменяемых слов могут служить любые слова неизменяемых частей речи, например наречия и деепричастия. Приведём примеры имён существительных, которые не изменяются по падежам, числам, то есть не склоняются (не имеют окончания). Список содержит только наиболее популярные примеры неизменяемых слов, а не все возможные.
- адажио
- алиби
- аллегретто
- аллегри (лотерея)
- аллегро (муз.)
- альпари
- ара
- арпеджио
- ассорти
- ателье
- атташе
- барокко
- бенгали
- бигуди
- биде
- бикини
- бильбоке
- бистро
- бланманже
- болеро
- бордо
- бра
- браво
- бренди
- боржоми
- брокколи
- брутто
- буги-вуги
- бунгало
- буржуа
- буриме
- бюро
- варьете
- вето
- видео
- визави
- виски
- врио
- галифе
- гало
- гестапо
- гетто
- глясе
- гофре
- граве
- гран-при
- граффити
- гризли
- гуппи
- гуру
- декольте
- денди
- депо
- дефиле
- дзюдо
- динамо
- динго
- диско
- домино
- досье
- драже
- жалюзи
- желе
- жюри
- зеро
- индиго
- инкогнито
- интервью
- кабальеро
- кабаре
- казино
- какаду
- како
- камикадзе
- канапе
- карате
- карго
- каре (стрижка)
- каско
- караоке
- кашпо
- кафе
- кенгуру
- киви
- кино
- клише
- колибри
- комильфо
- коммандос
- конфетти
- кофе
- кредо
- крем-брюле
- крупье
- купе
- лассо
- леди
- лечо
- либидо
- либретто
- лобби
- лото
- лье
- магнето
- мадам
- мадемуазель
- макраме
- манго
- мартини
- мафиози
- мачете
- маэстро
- меню
- месье
- метро
- миди
- микадо
- миледи
- мини
- мисс
- миссис
- монпансье
- монтекристо
- мотто
- мулине
- неглиже
- нейтрино
- паблисити
- падре
- пальто
- памперо
- панно
- папье-маше
- пари (спор)
- паспарту
- патио
- пезо
- пенальти
- пенсне
- песо
- пианино
- пиано
- плато
- плацебо
- плиссе
- поло
- полупальто
- пони
- пончо
- попурри
- портмоне
- портье
- пресс-атташе
- престо
- промилле
- протеже
- пьеро
- пюре
- рагу
- радио
- ралли
- рандеву
- ранчо
- реле
- реверси
- ревю
- регби
- резюме
- ретро
- рефери
- ризотто
- родео
- рококо
- рондо
- сабо
- сальдо
- салями
- самбо
- сафари
- сельпо
- селфи
- сконто
- солано
- соло
- сопрано
- спагетти
- статус-кво
- стерео
- суфле
- суши
- табло
- табу
- такси
- танго
- тире
- торнадо
- трико
- трио
- трюмо
- турне
- факсимиле
- фиаско
- фигаро
- филе
- фламинго
- фойе
- фортепиано
- фото
- фугато
- фуэте
- хаки
- каракири
- харчо
- хачапури
- хинкали
- хиппи
- хобби
- хокку
- цеце
- цунами
- шапито
- шасси
- шимпанзе
- шоссе
- шоу
- экарте
- электрик (цвет)
- электрино
- эльдорадо
- эмбарго
- эскимо
- эссе
- яко
- янки
Смотрите примеры слов с разными морфемами:
Или подберите нужные слова с необходимыми частями слова через поиск слов по морфемам.
В русском языке есть неизменяемые слова. Это такие слова, у которых нет форм.
Прежде всего следует назвать междометия и служебные слова: предлоги, союзы и частицы.Из самостоятельных частей речи не изменяются наречия и деепричастия.
Гласные в конце наречий и деепричастий не окончания, а суффиксы. У наречий и деепричастий окончаний не бывает.
хорош о , плох о , слев а , прям о , направ о .
Примеры деепричастий:
гуля я , чита я , дума я , люб я , зна я , смотр я .
Если ты учишься по учебнику авторов, которые выделяют часть речи: категория состояния, то и эти слова неизменяемые. Подробнее о словах категории состояния см.: Как устроен наш язык. Глава 15. Морфология. Категория состояния.
Особого внимания заслуживают несклоняемые существительные и прилагательные.Это небольшие группы слов. Все они иностранцы, т.е. заимствованные слова. Хотя они используются в русском языке, но стоят особняком, ведут себя не по-русски: не изменяются, как другие существительные и прилагательные.
Примеры неизменяемых существительных:
метро , пальто , кашне , фортепьяно , шимпанзе , Токио .
Примеры неизменяемых прилагательных:
беж , меланж , хаки , мини , макси .
Поскольку такие существительные и прилагательные не изменяются, то окончаний у них нет, гласные в конце слов относятся к основе.
Какие слова не имеют окончания?
Не имеют окончания неизменяемые слова. Приведем примеры слов, принадлежащих к разным частям речи, которые не имеют окончаний.
Исходя из утверждения, что окончание — это словоизменительная морфема, сделаем вывод, что в русском языке неизменяемые слова не имеют окончаний.
Рассмотрим подробно, слова каких частей речи или их формы не имеют окончаний и приведем примеры слов без окончаний:
1. заимствованные несклоняемые существительные
некоторые русские сложносокращенные несклоняемые слова, например:
- завкафедрой (спросил у завкафедрой, встретился с завкафедрой, вспоминаю о завкафедрой);
- гороно (встретились у гороно, позвонила в гороно, справлюсь о работе гороно);
- аббревиатуры — ВДНХ, МГУ, ГАИ, ООН, НАТО и др.;
2. несклоняемые прилагательные
4. служебные части речи (частицы, предлоги, союзы) и междометия.
Не имеют окончаний неизменяемые формы некоторых частей речи:
2. форма простой сравнительной степени прилагательных, например:
- красивый — красив ее ;
- крепкий — крепч е , покрепч е ;
- сильный — сильн ее ;
3. форма простой сравнительной степени наречия, например:
- крепко — крепче, покрепче (держать);
- быстро — быстрее (бежать);
- сильно — сильнее (ударить);
- плохо — хуже (чувствовать себя)
Все остальные слова в русском языке являются изменяемыми и, соответственно, имеют в своем составе словоизменительную морфему — окончание:
- дерев о — ветви дерев а ;
- лекци я — на лекци и ;
- солнечн ый день — много солнечн ых дней;
- перв ый подъезд — у перв ого подъезда;
- гуля ем — гуля ете .
Перечисленные неизменяемые слова научимся отличать от слов и их форм, имеющих нулевое окончание в морфемном составе. Изменив слово по родам, числам, падежам или лицам, можно выявить в его составе материально обозначенное окончание, например:
- мост — строительство мост а ;
- живопись — направление живопис и ;
- поставь на полку.
Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/sostav-slova/okonchanie/kakie-slova-ne-imeyut-okonchaniya.html
Виды подчинительной связи слов в словосочетании
В словосочетании одно слово подчинено другому, подчинение имеет три разновидности синтаксических связей: согласование, управление, примыкание.
Согласование — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово находится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное: фиолетовый цвет, фиолетового цвета и т. д. При изменении формы главного слова соответственно изменяется и форма зависимого слова.
- Главным словом при согласовании является сущ. или другая часть речи в значении существительного, а зависимым — прилагательное, причастие, порядковое числительное, местоимение: красивые глаза, строящийся дом, второй день.
- Грамматическим средством связи является окончание зависимого слова: новая книга, вчерашнее событие.
- Согласуются с главным словом также существительные, являющиеся согласованными приложениями (специалист-бетонщик, специалиста-бетонщика), количественные и собирательные числительные в косвенных (кроме винительного) падежах (трех берез, трем березам, обоим медвежатам, обоими медвежатами; но три березы – управление.
Управление — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово находится при главном в форме определенного косвенного падежа: ехать на рыбалку, изучение материала и т. д. При изменении главного слова зависимое не изменяется, а остается в той же форме: пригласить друзей, приглашу друзей, пригласили друзей и т. д.
В роли главного слова при управлении могут выступать различные части речи, а в роли зависимого — существительное (или другая часть речи в значении существительного), местоимение, числительное: запрягать лошадь, ярче солнца, юбка в горошек, лечить больного, приехать ко мне, прибавить к трем, три стула.
Управление бывает предложным и беспредложным.
- При предложном управлении грамматическими средствами связи являются окончание зависимого слова и предлог: подойти к дому, соглашение о мире.
- При беспредложном управлении средством грамматической связи выступает только окончание зависимого слова: найти книгу, похвалиться покупкой.
Примыкание — это такой вид подчинительной связи, при котором к главному слову присоединяется по смыслу зависимое, являющееся неизменяемым: постоянно торопиться, бежать быстрее, очень интересно, приказ наступать.
В роли главного слова могут выступать разные части речи, а в роли зависимого – только те части речи и формы, которые являются неизменяемыми: наречие, деепричастие в роли наречия, инфинитив, форма сравнительной степени прилагательного: читать вслух, трудиться не переставая, попросим спеть, девушки постарше.
Несклоняемые существительные
В русском языке есть несклоняемые (неизменяемые) существительные (т. е. не имеющие склонения) – какао, метро, авокадо, пальто, кино, эскимо, кенгуру, кофе, купе, меню и другие. Несклонеямыми называют имена существительные, которые имеют одинаковую форму во всех падежах и числах.
Например: купил авокадо (В. п.) – авокадо (И. п.) растет на дереве – достал косточку из авокадо (Р. п.)
У несклоняемых существительных нет окончаний!
Например: авокадо , кофе , кино
У несклоняемых существительных нет категории числа. Поэтому, их количество показывают:
- окончания связанных с ними слов (как правило, это прилагательные) – зелен ое авокадо – зелен ые авокадо
- количественные числительные – одно авокадо – четыре авокадо
Неизменяемые существительные чаще всего среднего рода: кафе, такси, эскимо и другие.
К мужскому роду относятся неизменяемые существительные:
- названия лиц мужского пола: денди, маэстро, портье ;
- названия животных и птиц: шимпанзе, какаду, колибри, кенгуру, пони, фламинго ;
- слова: кофе, шампунь, пенальти и др.
К женскому роду относятся:
- названия лиц женского пола: мадам, леди ;
- слова кольраби, авеню .
У несклоняемых существительных – географических названий – род определяется по определяющему их слову:
Калахари – пустыня – женский род
Тбилиси – город – мужской род
Онтарио – озеро – средний род
Источник статьи: http://budu5.com/manual/chapter/43
Трудные случаи
Чаще всего затруднения вызывает правописание приставки с-. Это неизменяемая приставка, приставки з не бывает. Однако ее иногда путают с приставками, оканчивающимися на З и С (рас-/раз- и др.).
Но надо ещё помнить, что есть слова, в которых частью корня является буква з: здесь, здешний, здравствуйте, здоровье, здание, ни зги.
Случаются ошибки и при употреблении приставок про- и пра-. Приставка пра- имеет только одно значение – давнего предка. Праязык – предок языка, прабабушка – мама бабушки и т.п.
Иногда бывает непросто отличить слова с приставкой от слов без нее или правильно понять, какая приставка в данном конкретном слове. Чтобы не было ошибок, необходимо выделить в слове корень и приставку
Особенно важно определить морфемный состав слова в том случае, если на стыке корня и приставки может быть удвоенная согласная
Например, сравним: подержанный и поддержка, вводить и водить, подделка (фальшивка) и поделка (изделие).
А вот «утроенной» согласной в русском языке быть не может, поэтому в слове «рассориться» получается два «с», хотя рас- и ссориться в сумме должны бы дать три.
Что мы узнали?
Неизменяемые приставки всегда пишутся одинаково вне зависимости от окружения. Это относится и к приставке с-, которая пишется только так, а приставки з не бывает (в словах здесь, здание и т.п. з – часть корня). Надо запомнить приставку пра- в значении «предок» («прабабушка»). Чтобы не ошибиться, необходимо определить морфемный состав слова.
Тест по теме
-
Вопрос 1 из 5
Неизменяемыми называют приставки
- Которые всегда пишутся одинаково
- Которые зависят от части речи
- Которые зависят от соседнего согласного
- Нет правильного ответа
Начать тест(новая вкладка)
Виды связи слов в словосочетании — это… Что такое виды связи слов в словосочетании?
Неизменяемые существительные: правила, примеры
Правило о неизменяемости заимствованных слов при употреблении их в устной и письменной речи было сформулировано ещё в XIX в. Однако продолжали склонять эти слова ещё до начала XX в. В послереволюционный период склоняемость таких слов полностью исчезла, только иногда употреблялась в просторечной форме. Неизменяемые существительные преимущественно заимствованы из разных языков (лото – франц., интервью – англ., болеро – испан.), хотя много и исконно русских (завкафедрой, комроты, ГАИ). Знание особенностей и правильное употребление этих слов говорит об образованности и владении языком.
Определение и особенности
Часть речи представляет собой группу слов, имеющих одинаковые морфологические и синтаксические признаки. Как правило, во всех мировых языках противопоставляются имя, обозначающее нечто, связанное с предметом, и глагол, обозначающий действие.
Главное условие определения слов в одну часть речи – наличие у них общего грамматического значения. Так, для существительных общим грамматическим значением будет значение предмета (окно, небо, человек). Для прилагательного – признак предмета (белый, высокий, добрый). Для глагола – значение действия (открыть, смотреть, ходить). Общими для каждой части речи морфологическими признаками являются род, падеж, число, лицо, склонение, время, спряжение или неизменяемость. Слова, входящие в одну часть речи, выполняют одинаковую роль в словосочетании (является главным или зависимым) и предложении (является главным или второстепенным членом предложения), т. е. имеют одинаковые синтаксические признаки.
Самостоятельные (значимые) и служебные
Части речи в русском языке разделяют на самостоятельные (значимые) и служебные.
Самостоятельные части речи в русском языке представляют собой слова, обозначающие предметы, их признаки и действие. К ним возможно задать вопрос, а в предложении они являются его членами. Выделяют следующие самостоятельные части речи в русском языке:
— имя существительное, отвечающее на вопрос «Кто?», «Что?» (ребенок, дом);
— глагол, отвечающий на вопрос «Что делать?», «Что сделать?» (воспитывать, построить);
— имя прилагательное, отвечающее на вопрос «Какой?», «Чей?» (маленький, кошкин);
— имя числительное, отвечающее на вопрос «Сколько?», «Который?» (семь, семеро, седьмой);
— наречие, отвечающее на вопрос «Как?», «Когда?», «Где?» и т. п. (быстро, сегодня, далеко);
— местоимение, отвечающее на вопрос «Кто?», «Какой?», «Сколько?», «Как?» и т. п. (он, такой, столько, так)
— причастие, отвечающее на вопрос «Какой?», «Что делающий?», «Что сделавший?» (играющий, поднявший)
— деепричастие, отвечающее на вопрос «Как?», «Что делая?», «Что сделав?» (рисуя, разрушив).
Стоит отметить, что определенная группа ученых считает причастия и деепричастия особыми формами глагола и не выделяют их в отдельную часть речи.
В отличие от самостоятельных частей речи, служебные слова не могут называть предмет, признак или действие, а способны только обозначать отношения между ними. К ним невозможно задать вопрос, и они не могут являться членами предложения. С их помощью самостоятельные слова соединяются друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Служебными частями речи являются предлог (с, по, от и т. д.), союз (и, а, если, так как и т. д.), частица (ли, бы, не, даже и т. д.).
Особую роль играют междометия. Они призваны выражать человеческие чувства и эмоции (эх, ай, ой и т. д.) и при этом не могут называть предметы, признаки и действия или обозначать отношения между ними.
Предварительный просмотр:
Русский язык 2 класс
Тема. Изменение слов-названий предметов по вопросам. Неизменяемые слова-названия предметов.
Цель урока: совершенствовать умение определять род слов- названий предметов
Обучающие: систематизировать умение находить слова-названия предметы в тексте и определять род;
Коррекционные: продолжить формировать умение обобщать и систематизировать знания о корне, об основе, о неизменяемых словах- названиях предметов..
Воспитательные: в оспитывать самостоятельность и самоконтроль.
Тип урока: комбинированный Суть инновации : урок проводится с использованием ИКТ.
Оборудование: ноутбук, слайды, тетрадь
I. Организация урока. Разминка под музыку.
2. Чтение эпиграфа о русском языке. Беседа
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник
Если ты нуждаешься в твёрдой опоре-
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он переводник.
Если штурмуешь познания кручи-
Выучи русский язык!
поля-по*ле (проверяемый безуд. гл.) снежки-снежок (парный соглас. зв.) конфеты-непроверяемое безуд. гласн.
Книга-книгой, а мозгами двигай!
4. Книга, учебник – изменение слов – названий предметов по вопросам- проверка по слайду.
5. Решение кроссворда.(по горизонтали: библиотека. мебель, обед, петух, кровать; по вертикали : метро)
— фонетический разбор слов ( сколько букв, сколько звуков?)
7. Работа в пословицах. Перенести подходящую картинку в пустое место.
Доброе слово и кошке приятно. Два медведя в одной берлоге не живут. Одна ласточка не делает весны. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Цыплят по осени считают.. Яйца курицу не учат. Яблоко от яблони недалеко падает. Хлеб всему голова.
— Письмо пропущенных слов в тетради, вставка в начальную форму, определение рода.
Физкульминутка для глаз
9. Чтение рассказа о медведе.
-письмо выделенных слов по вопросам.
Подойду к кому? медведю
Говорю о ком? о медведе
— Выделение окончания и основы.
10.Какой овощ варят в мундире? (по горизонтали – яблоко, груша, помидор, огурец, морковь; по вертикали – картофель)
11.Что лежит в пенале у школьника? (по горизонтали – ручка, портфель, пенал, книга; по вертикали – карандаш).
как определяем род? ( работаем со словарем или со словом нет).
14. Пиктограмма (игра- онлайн).
15. Подведение итога. Что мы узнали? Что мы запомнили?
16. Оценивание знаний обучающихся.
Урок окончен. Спасибо!
Синтаксис. Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании
Конспект по русскому языку на тему «Неизменяемые слова 3 класс УМК Школа России»
Муниципальное бюджетное образовательное
Тема: «Неизменяемые слова»
3 класс УМК Школа России
учитель начальных классов
Тема: «Неизменяемые слова»
3 класс УМК Школа России
Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по усвоению неизменяемых слов.
Задачи: предметные – содействовать развитию умений отличать неизменяемые слова от изменяемых; развитию скорописи письма, закреплению правил красивого письма обогащению и активизации словаря учащихся; внимательного отношения к слову.
Планируемые результаты: Личностные УУД : способствовать формированию внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе, ориентации на понимание предложений и оценок учителей и товарищей, оценки одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД: способствовать формированию УУД: регулятивных – принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами, выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане; познавательных – пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе, строить сообщение в устной форме, находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; коммуникативных – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, умение договариваться и приходить к общему решению.
Оборудование урока: учебник «Русский язык» 3 класс УМК Школа России, презентация к уроку.
1. Организационный момент
2. Минутка чистописания
3. Актуализация знаний
4. Выдвигаем проблему
5. Первичное закрепление
6. Рефлексия деятельности( итог урока)
7. Домашнее задание.
Сядьте ровно, все в порядке?
И какой сегодня день,
Все запишут нам не лень!
— Букву, которую мы сегодня будем писать вы определите сами, расшифровав данную запись: слайд
Актуализация знаний Выдвигаем проблему
— Что объединяет эти слова?
— Они отвечают на вопрос «Кто?», это животные, это имена существительные
— Молодцы! Выделите окончания в словах.
– Давайте вспомним, как надо выделять окончания в словах. ( Изменю форму слова по вопросам)
— Почему возникли трудности?
— В словах кенгуру, пони, шимпанзе мы не можем отметить окончание они не изменяются. слайд
( кенгуру, нет кенгуру, много кенгуру.)
Данные слова не изменяются, значит у них нет окончания
-Какова тема урока? Неизменяемые слова.
— Какие ещё неизменяемые слова вы знаете?
— Важно ли знать какие слова неизменяемые, почему?
— Да, чтобы правильно говорить, чтобы не смешить людей.
— Послушайте стих. найдите неизменяемые слова
Как то рано по-утру
С другом сели мы в метру
Фильм смотреть о кенгуре
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне
Без кашна и без пальты.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит, бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафю зашел
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Жаль что кончилось оно
В гардероб пора бежать,
Будут польта выдавать.
Игра «в слова»: « Не попадись в ловушку». Распредели слова в 2 столбика: в первом столбике в словах есть окончание, во втором – нет. слайд
Месяц, такси, облако, пони, моряк, кенгуру, метро, лодка.
– Почему слова записаны в разные столбики?
Работа по учебнику упр. 189 стр. 98
— Среди неизменяемых слов есть словарное слово разгадайте ребус слайд шоссе
— Работа со схемами слов. Подобрать слова к данным схемам.
— Игра «Назови слово» упр. 187 стр.98
Рефлексия деятельности( итог урока)