Содержание
- 1 Переходная и непереходная форма глагола: как определить переходность глагола?
- 2 Возвратная и невозвратная форма глагола: что это такое, как определить возвратность в русском языке?
- 3 Особенности морфемного анализа слова
- 4 Нулевое окончание в морфемном составе слов
- 5 Окончания глаголов: как их определить
- 6 Глаголы совершенного и несовершенного вида: как определить?
- 7 Классификация морфем
- 8 Окончание -а/-я или -ы/-и?
- 9 Что представляет собой окончание?
- 10 Правописание падежных окончаний имен существительных
- 11 Как отличить суффикс от окончания 3 класс: у глагола, существительного, прилагательного, с примерами
- 12 Вопрос ставится к причастию от главного слова
- 13 3 склонение существительных
- 14 Какие бывают окончания
- 15 Окончания существительных
Переходная и непереходная форма глагола: как определить переходность глагола?
Переходная и непереходная форма глагола
Некоторые вариации русских глаголов распространенного вида подразумевают дополнение прямого вида. Глаголы бывают переходными и непереходными. О чем же здесь речь, что это за формы? Как определить переходность глагола?
- Имеет место в предложениях прямое дополнение.
- С его помощью глагол может взаимодействовать с существительными, не требуя предлога и т.д.
- Также может обозначаться объект действия.
Пример:
- Пойти на концерт
- Есть доширак (прямое дополнение)
- Расти как на дрожжах
- Стоять под окном (непрямое дополнение)
Непереходные глаголы можно идентифицировать по значению и способам того, как можно ими оперировать.
Переходные глаголы подразумевают активность либо его влияние. Оно касается предметов и лиц. Аспект можно рассматривать как некий переход. Форма в данном случае беспредложная. Возможно существительное в винительном падеже.
Если есть отрицательная форма глагола, то падеж всегда родительный, как и тогда, когда речь идет о какой-то детали объекта: приглашать (кого?), испытывать (кого, что?) и т.д.
О чем еще говорят данные языковые условия?
- Происхождение чего-либо: написать стихотворение, вырубить лес.
- Восприятие каких-то аспектов: страдать от голода и холода, слышать скрипы и стоны, ощущать тепло.
- Влияние на объект, которое в корне не меняет его: благодарить братьев, гладить собаку, приветствовать сослуживцев.
- Отношение к человеку или любому живому и неживому существу: обожать кофе, ненавидеть соседа.
Имеются и те части речи, которые обозначают чьи-то поступки, однако действие не распространяется на прямой объект и в нем не нуждается. Такие глаголы не взаимодействуют с существительными в винительном падеже: возлегать на кушетке, обедать с сестрой, радоваться новому дню, преподавать в ВУЗе, удобно устроиться в микроавтобусе.
Нередко речь идет о лексическом сочетании, отображающем:
- Состояние эмоций и психики, место расположении в пространстве и прочее: притулиться, хандрить, расстроиться.
- Движение и существование: быть, казаться, являться.
- Склонности и опыт: учительствовать, бедствовать, попрошайничать.
Признаки переходности глагола:
- Управляет существительными и местоимениями в падежах родительном и винительном без наличия предлога: исследовать машину, не принимать спиртное.
- Непереходным глаголам нужен предлог: «перескочить» из автобуса в такси, подраться из-за девушки.
- Возвратные глаголы почти всегда лишены переходного свойства: дом строится, люди влюбляются, ученики готовятся.
Далее еще больше правил и примеров.
Возвратная и невозвратная форма глагола: что это такое, как определить возвратность в русском языке?
Возвратная и невозвратная форма глагола
Возвратностью называется языковое явление, в котором участвует направление, состояние либо действие. Спряжение применимо практически для всех данных слов. Они имеют префиксы -ся/-сь. Что такое возвратность хорошо видно на примерах:
- Паша умылся, соседка разговорилась — возвратные глаголы русского языка
- Щенок поиграл с мячиком и убежал в дом, сегодня шел дождь — невозвратные глаголы
Как определить возвратность?
Стоит обращать внимание и на значение.
Именно постфиксы -ся/-сь отличают возвратные глаголы от невозвратных: щенок кусается, ткань мнется и т.д.
Возвратные и невозвратные глаголы предполагают спрягаемые формы, добавляются постфиксы -ся/-сь. Рассматриваются и вариации разного свойства. Вот примеры, как определить в русском языке:
- Вчера с неба спускался снег, а сегодня сухо.
- Ипполит наскоро собрался.
- Шура заболталась со своей кузиной.
Как правило, возвратные глаголы отображают прямую активность, которая проецируется на субъект (на говорящего, делающего и т. д.):
- Одеваться, мыться — собственная активность личности
- Мириться, сходиться, расходиться — действие между парой индивидов
- Печалиться, огорчаться — эмоциональная грань человека
- Этот котенок царапается, это растение колется — постоянное свойство
- Смеркается, лопается — действие без одушевленных участников
Окончания возвратных глаголов
Возвратные глаголы легко определить по постфиксам. Если возвратный постфикс есть, значит, глагол возвратный. Речь идет о постфиксах:
- -ся – имеет место, если основа глагола кончается на согласный — укрылся, взобраться
- -сь – внедряется, если основа глагола оканчивается на гласный — поднялось, разлилась
Глаголы возвратного типа могут быть:
- Производными от невозвратных: целовать – целоваться, судить – судиться
- Непроизводными возвратными глаголами: улыбаться, смеяться, гордиться
Окончания невозвратных глаголов
Невозвратные глаголы бывают как переходного, так и не переходного типа, они отображают:
- Действие, направленное на субъект — читать журнал, собирать пазл.
- Состояние, положение в пространстве, разнонаправленное действие и др. — ходить, стоять, думать, мечтать.
У невозвратных глаголов отсутствуют постфиксы -ся/-сь.
Особенности морфемного анализа слова
Окончание — единственная изменяемая часть в слове. Все остальные морфемы составляют вместе его основу. При морфемном анализе, пожалуй, легче всего выявить в слове именно окончание, поскольку для этого достаточно лишь немного видоизменить слово.
Небольшие трудности, которые могли возникнуть при правильном определении окончания — это отличить слова, у которых нулевое окончание, а также слова вообще без окончания. Поскольку в данной статье было выяснено, что такое нулевое окончание, то при анализе данная морфема не составит никаких сложностей.
Особенность наречия в русском языке такова, что эта часть речи не меняются по числам, родам и падежам. Кроме того, наречия не имеют окончаний – роль конечной части слова выполняют суффиксы. В статье описаны правила написания конечных суффиксов наречий с примерами.
Нулевое окончание в морфемном составе слов
У некоторых изменяемых слов или их форм окончание не выражается в виде букв или звуков и графически обозначается пустым квадратиком:
- двор
- помощь
- стоять у афиш
- скромен
Это материально не выраженное окончание называется нулевым. Что значит нулевое окончание?
Определение
Нулевое окончание — это изменяемая значимая часть слова, служащая для образования форм слов, не выраженная буквами или звуками.
Такое окончание, существующее в слове или в какой-либо его форме, проявляется в других формах, но уже обозначенное буквами. Сравним:
- круг — круга, кругом
- весь — вся, всё, все
- отвечал — отвечала, отвечало, отвечали.
Нулевое окончание имеют формы существительных, прилагательных, глаголов и др. изменяемых частей речи.
Нулевое окончание у существительных
Рассмотрим, какие формы существительных имеют нулевую словоизменительную морфему. Перечислим их:
1. существительные мужского рода 2 склонения в форме им. п., ед. ч.
- иней
- солярий
- ковбой
- молодец
2. существительные женского рода 3 склонения в форме им. п., ед. ч.
- пустошь
- полночь
- молодёжь
- карусель
3. существительные в форме р. п. мн. ч.
- скамь — пять скамей
- верховь — верховий
- лужа — много луж
- крыльцо — мимо крылец
Нулевое окончание у прилагательных
Качественные прилагательные в краткой форме мужского рода имеют материально не выраженное окончание, которое можно выявить при сравнении с другими краткими формами:
- тесный — мир тесен, одежда тесна
- заботливый — отец заботлив, мама заботлива
- доверчивый — зверек доверчив, девочка доверчива
Укажем эту нулевую морфему в составе притяжательных прилагательных с суффиксами -ин-, -ов-, -ий- в форме мужского рода:
- дедов сад — дедова трубка
- барсучий жир — барсучья лапка
- Серёжин — Серёжина книжка
- Иванов день — Иванова избушка.
Нулевое окончание у числительных
Количественные числительные «один», «миллион», «миллиард» и т.д. имеют нулевую морфему.
Сравним:
- один дом — одна лента, одно сообщение
- миллион друзей — с миллионом новостей
- миллиард звезд — без миллиарда человек.
Нулевое окончание у глаголов
Глаголы имеют нулевую морфему:
1. в форме мужского рода прошедшего времени изъявительного наклонения
- он позвал — она позвала
- брат учился — сестра училась
2. в формах повелительного наклонения
- встань — встаньте
- нарежь — нарежьте
- подбрось — подбросьте
3. в форме мужского рода условного наклонения
- наклеил бы — наклеила бы
- отправил бы — отправила бы.
Окончания глаголов: как их определить
Являясь одним из главных членов предложения, глагол может изменяться, «приноравливаясь» к остальным словам. И тут на первое место выходит понятие о том, как определить окончание глагола. Оно зависит от спряжения. В русском языке два спряжения: I и II. У глаголов I спряжения слова заканчиваются на -у, -ю, -ем, -ет, -ешь, -ут, -ют, -ете. Возьмем глагол «думать» и проспрягаем его: думаЮ, думаЕМ, думаЕТ, думаЕШЬ, думаЮТ, думаЕТЕ. И лишь 11 глаголов входят в исключение. Их просто надо запомнить, чтобы правильно определять окончания: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть.
Если у глаголов окончания -у, -ю, -ит, -ишь, -им, -ат, -ят, -ите, то они относятся ко II спряжению. Например, шучУ, шутИТ, шутИШЬ, шутИМ, шутЯТ, шутИТЕ. Определить окончание глагола легко, если окончание является ударным. В остальных случаях приходится глагол спрягать. Но не все глаголы соответствуют I и II спряжению. Есть и разноспрягаемые глаголы: бежать, хотеть и брезжить. Окончания этих глаголов подходят как к I, так и ко II спряжению: бегУ – бежИШЬ – бежИТ, но бежИМ – бежИТЕ – бегУТ; хочУ – хочЕШЬ, но хотИМ – хотИТЕ – хотЯТ. Если глагол повелительного наклонения, окончание всегда как у II спряжения: -ИТЕ. Надо запомнить глаголы — класть – ездить – ехать: с окончаниями в повелительном наклонении они так выглядят: клади – положите – поезжайте.
Глаголы совершенного и несовершенного вида: как определить?
Глаголы совершенного и несовершенного вида
Видом глагола называется характер протекания действия относительно временных отрезков, отношение внутреннего предела и действия, возможность ограничить либо лишить границы действие. Как определить глаголы совершенного и несовершенного вида? Ответ:
- Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?». Они отображают активность, ограниченную пределом в тот или иной момент, либо же речь идет о законченности и результате: «что сделать?» — «купить», «что сделать?» — ответить.
- Глаголы несовершенного вида не имеют временных отрезков. Допустим: «что делать?» — «читать» — «Человек может долго читать одну книгу, если его никто не лимитирует во времени».
Определить достаточно просто. Во-первых, глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос: «что делать?», «что делает?», «что делали?», а совершенного «что сделают?», «что сделали?». В совершенном виде всегда есть определенность и некие рамки. К примеру:
- Антон читает (несовершенный вид)
- Дети дочитали произведение до конца (совершенный вид)
Также, чтобы определить вид, можно подставить слово «буду»:
- Буду петь – несовершенный вид
- А вот к глаголу «спеть» нельзя поставить слово «буду» – значит, это совершенный вид
В совершенном виде еще добавляются приставки. Слово «готовить» — несовершенный вид, «приготовить» — совершенный:
«Мне нужно приготовить обед» — в определенное время, до определенного временного периода, или «Я люблю готовить» — в целом, отношение к процессу.
Ниже еще больше полезной лингвистической информации. Читайте далее.
Классификация морфем
Корни и аффиксы
Морфемы подразделяются на два основных типа — корневые
(корни
) и аффиксальные
(аффиксы
) .
Корень
— основная значимая часть слова. Корень является обязательной частью любого слова — не существует слов без корня (кроме редких вторичных образований с утраченным корнем типа русского «вы-ну-ть (префикс-суффикс-окончание)»). Корневые морфемы могут образовывать слово как в сопровождении аффиксов, так и самостоятельно.
Аффикс
— вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений. Аффиксы не могут самостоятельно образовывать слово — только в сочетании с корнями. Аффиксы, в отличие от некоторых корней (как, например, какаду
), не бывают единичными, встречающимися только в каком-то одном слове.
Классификация аффиксов
Аффиксы подразделяются на типы в зависимости от их положения в слове. Наиболее распространены в языках мира два типа аффиксов — префиксы
, располагающиеся перед корнем, и постфиксы
, располагающиеся после корня. Традиционное название префиксов русского языка — приставки
. Префикс уточняет смысл корня, передаёт лексическое значение, иногда выражает и грамматическое значение (напр., вид у глаголов).
В зависимости от выражаемого значения постфиксы подразделяются на суффиксы
(имеющие деривационное, то есть словообразовательное значение) и флексии
(имеющие реляционное, то есть указывающее на связь с другими членами предложения, значение). Суффикс передаёт и лексическое, и (чаще) грамматическое значение; может перевести слово из одной части речи в другую (транспонирующая функция). Флексии — словоизменяющие аффиксы. Традиционное название флексий русского языка — окончания
, так как они в основном располагаются в самом конце слов.
Есть языки (тюркские, угро-финские), в которых отсутствуют префиксы, а все грамматические отношения выражаются постфиксами. В некоторых других языках — например, суахили семья банту , (Центральная Африка) — используются префиксы и почти не употребляются постфиксы. В индоевропейских языках , к которым принадлежит русский язык , используются и префиксы, и постфиксы, но с явным перевесом в сторону последних.
Помимо префиксов и постфиксов, встречаются аффиксы и иных типов:
-
интерфиксы
— служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи корней в сложных словах (например, лоб-о
-тряс
); -
конфиксы
— комбинации префикса с постфиксом, которые всегда действуют совместно, окружая корень (как, например, в немецком слове ge
-lob-t
— «хваленый»); -
инфиксы
— аффиксы, вставляемые в середину корня; служат для выражения нового грамматического значения; встречаются во многих австронезийских языках (например, в тагальском : s
um
ulat
«писать», ср. sulat
«письмо»); -
трансфиксы
— аффиксы, которые, разрывая корень, состоящий из одних согласных, сами разрываются и служат «прослойкой» гласных среди согласных, определяя грамматическое значение слова (встречаются в семитских языках, в частности, в арабском). В арабском языке очень мало гласных, их всего 3, так как язык консонантный:
Akbar
Kabir
Kibar
Окончание -а/-я или -ы/-и?
Особое внимание следует обратить на образование форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода второго склонения. Именительному падежу множественного числа этих существительных характерны как окончания -а/-я, так и -ы/-и. Чтобы не ошибаться в выборе окончаний, рассмотрим некоторые особенности образования этих форм.
Окончание -а/-я
Именительный падеж существительных множественного числа второго склонения образуется с помощью ударного окончания -а/-я:
1. у ряда односложных слов
- рог — рога́
- сорт — сорта́
- век — века́
- бег — бега́;
- том — тома́;
- стог — стога́
- шёлк — шелка́
В этой грамматической форме отметим безударное окончание -ы/-и в односложных словах с фиксированным ударением на первом слоге:
- бант — ба́нты
- торт — то́рты
- шарф — ша́рфы
- склад — скла́ды
- лифт — ли́фты
- шприц — шпри́цы
2. у двусложных слов с ударным гласным первого слога
- но́мер — номера́
- же́мчуг — жемчуга́
- ла́герь — лагеря́
- бу́фер — буфера́
- по́езд — поезда́
- го́род — города́
- ве́чер — вечера́
- по́вар — повара́
- па́спорт — паспорта́
- погреб — погреба́
- о́стров — острова́
- сто́рож — сторожа́
- ку́пол — купола́
- ма́стер — мастера́
- те́рем — терема́
- я́корь — якоря́
3. названия некоторых парных предметов:
- глаз — глаза́
- рукав — рукава́
- бок — бока́
- берег — берега́
4. одушевленные имена существительные с конечным сочетанием -ор/-тор:
- директор — директора́
- профессор — профессора́
- доктор — доктора́
Окончание -ы/-и
Грамматические формы именительного падежа существительных множественного числа с окончанием -ы/-и принадлежат книжному стилю речи. Это окончание имеют
1. существительные с ударным конечным гласным основы:
- водопрово́д — водопрово́ды
- догово́р — догово́ры (форма «договора» является разговорной);
- пригово́р — пригово́ры
- парохо́д — парохо́ды
- забо́р — забо́ры
- лазаре́т — лазаре́ты
2. трёхсложные и многосложные слова с фиксированным ударным гласным в середине:
- камерди́нер — камерди́неры
- апте́карь — апте́кари
- бухга́лтер — бухга́лтеры
3. заимствованные слова французского происхождения на -ер/-ёр с ударным последним гласным основы:
- актёр — актёры
- гастролёр — гастролёры
- гримёр — гримёры
- режиссёр — режиссёры
- шофёр — шофёры
- инжене́р — инжене́ры
4. слова, заимствованные из латинского языка, с конечным -тор:
- а́втор — а́вторы
- ле́ктор — ле́кторы
- коммента́тор — коммента́торы
- ре́ктор — ре́кторы
- реда́ктор — реда́кторы
- констру́ктор — констру́кторы
- ску́льптор — ску́льпторы
- инду́ктор — инду́кторы
- рефле́ктор — рефле́кторы
- рефрижера́тор — рефрижера́торы
У ряда существительных мужского рода выбор окончания именительного падежа множественного числа обусловлен лексическим значением:
- зуб — зубы — зубья (расчёски, бороны);
- корпус — корпусы (туловища) — корпуса (завода);
- лист — листы (бумаги) — листья (растений);
- мех — мехи (мешок) — меха (пушнина);
- пропуск — пропуски (слов) — пропуска (документы);
- образ — образы ( в искусстве) — образа (иконы);
- хлеб — хлебы (в печи) — хлеба (злаки);
- тон — тоны (звуки) — тона (цвета).
Некоторые существительные имеют специфичные формы именительного падежа множественного числа.
Названия детёнышей животных и птиц, грибов, заканчивающихся на -онок/-ёнок в форме единственного числа, образуются с помощью суффикса -ат-/-ят- и окончания -а:
- телёнок — телята
- ежонок — ежата
- совёнок — совята
- скворчонок — скворчата
- опёнок — опята
- маслёнок — маслята
Для существительных с конечным -анин/-янин характерно усечение основы и окончание -е:
- землянин — земляне
- россиянин — россияне
- крестьянин — крестьяне
- афинянин — афиняне
- горожанин — горожане
- гражданин — граждане
- смолянин — смоляне
Ряд существительных имеют форму только множественного числа:
- ножницы
- проводы
- хлопоты
- выборы
- качели
- белила
- румяна
- перила
и пр.
Что представляет собой окончание?
Окончание — это одна из морфем, которая указывает на связь этого слова с другими словами в одном словосочетании или же в предложении. Окончание чаще всего находится в конце предложения, но существуют и некоторые исключения. Их мы затронем чуть позже. Окончания в отличие от остальных морфем не влияют на значение слова, поскольку не являются словообразующими. Именно благодаря ему можно определить род, падеж, число и лицо данного слова. Например, в слове «материкА» окончание -а указывает, что данное слово в единственном числе, родительного падежа и мужского рода, а в слове «думаЕТ» окончание -ет говорит, что данная конструкция третьего лица единственного числа.
Правописание падежных окончаний имен существительных
Падежные окончания существительных представлены системой окончаний (флексий), указывающих на грамматическое отношение существительных к другим словам в предложениях и словосочетаниях. Падежные окончания зависят от числа, рода, склонения и одушевленности (неодушевленности) существительного. Особенности правописания падежных окончаний имен существительных изучаются в 4 классе.
Падежные окончания существительных в единственном числе
Падежные окончания существительных представлены в таблице с примерами:
Падеж | I склонение | II склонение | III склонение | |||
окончания | примеры | окончания | примеры | окончания | примеры | |
Именительный | -а, -я | вода, юноша, земля | [], -о, -е | человек, дом, окно, конь | [] | ночь, ложь, дочь |
Родительный | -ы, -и | воды, юноши, земли | -а, -я | человека, дома, окна, коня | -и | ночи, лжи, дочери |
Дательный | -е | воде, юноше, земле | -у, -ю | человеку, дому, окну, коню | -и | ночи, лжи, дочери |
Винительный | -у, -ю | воду, юношу, землю | [],-а, -я, -о, -е | человека, дом, окно, коня | [] | ночь, ложь, дочь |
Творительный | -ой (-ою), -ей (-ею) |
водой, юношей, землей | -ом, -ем | человеком, домом, окном, конём | -ью | ночью, ложью, дочерью |
Предложный | -е | о воде, о юноше, о земле | -е, -и | о человеке, о доме, об окне, о коне | -и | о ночи, о лжи, о дочери |
Падежные окончания существительных во множественном числе
Падеж | I склонение | II склонение | III склонение | |||
окончания | примеры | окончания | примеры | окончания | примеры | |
Именительный | -ы, -и | горы,
дороги, дяди |
-а, -я, -ы, -и | озера, столы, кони, ученики | -и | степи, печи, лани |
Родительный | [], | гор,
дорог, дядь |
-ов, -ей, [] | озер, столов, коней, учеников | -ей | степей, печей, ланей |
Дательный | -ам, -ям | горам,
дорогам, дядям |
-ам, -ям | озерам, столам, коням, ученикам | -ям, -ам | степям, печам, ланям |
Винительный | -ы, -и, [] | горы,
дороги, дядь |
-а, -я, -ы, -и, ей, -ов | озера, столы, коней, учеников | -и, -ей | степи, печи, ланей |
Творительный | -ами, -ями | горами,
дорогами, дядями |
-ами, -ями | озерами, столами, конями, учениками | -ами, ями | степями, печами, ланями |
Предложный | -ах, -ях | о горах,
о дорогах, о дядях |
-ах, -ях | об озерах, о столах, о конях, об учениках | -ах, -ях | о степях, о печах, о ланях |
Как отличить суффикс от окончания 3 класс: у глагола, существительного, прилагательного, с примерами
Суффиксы
В процессе обучения ученики запоминают, какие бывают суффиксы, так как эта часть слова всегда неизменяемая. Но именно в третьем классе ребенку еще сложно понять, что такое суффикс, какие бывают суффиксы и чем они отличаются от окончания.
Чтобы отличить окончание от суффикса, следует понять то, что окончание — это морфема, которая изменяется в зависимости от падежей и чисел. Если поставить к слову другой вопрос, то оно изменится. Например:
- Стол, стола, столу, столе, столом
- Стул, стула, стуле, стулу, стулом
- Одеяло, одеяла, одеялом, одеялу
- Ваш, вашего, вашему
Суффикс служит для образования слова и он не изменяется в зависимости от построения предложения, как окончание. Однако некоторые чередования суффиксов все-таки могут быть.
К примеру, стар-ушк-а — стар-ушеч-ий.
Суффикс может изменяться и зависит это от словоформы:
Цвет-ок, цвет-очек, цвет-ик,
То есть если нужно в предложении поставить другую словоформу, тогда мы должны изменить суффикс:
- Учитель любит свою работу.
- Учительский кабинет находится на третьем этаже.
- Учительство — это любимое дело в жизни Ирины Ивановны.
Суффиксы
Различные степени прилагательных — морфемы:
Быстрее, дороже, глубже, старше
Прошедшее глагольное время:
Ушел, узнал, пришел, нашел
Повелительное глагольное наклонение:
Веди, бери, уходи
Многие морфемы у имен существительных показывают число — мн. и ед.:
- Граждане — гражданин
- Сын — сыновья
- Утята — утенок
Существуют суффикс-морфемы, указывающие на косвенный падеж имени существительного:
- Мать — матери
- Время — времени
Не всегда они будут стоять перед окончанием. В русском языке встречаются случаи, когда это словообразовательное значение стоит после окончания.
- В глаголах повелительного наклонения во мн. числе: идемте, услышьте
- Возвратный суффикс: моется, училась
- Неопределенные местоимения (пишутся через дефис!): какой-то, какой-либо
Иногда при выделении такого словообразовательного значения возникает у ребенка путаница, если в слове несколько суффиксов. Читайте далее.
Вопрос ставится к причастию от главного слова
Чтобы правильно написать гласные в окончаниях причастий, необходимо правильно поставить вопрос. Для постановки вопроса нужно найти главное слово, которое имеет значение действующего лица или предмета, испытывающего действие со стороны другого предмета.
предмет, испытывающий действие со стороны другого предмета
котом (что он сделал?) запрыгнул
из чашки (что с ней сделал?) опрокинул
Таким образом, получится следующее:
Из чашки, опрокинут… котом, запрыгнувш… на стол, пролилось молоко.
Окончания причастий можно узнать только по тому вопросу, который поставлен от главного слова.
3 склонение существительных
Третье склонение составляют существительные женского рода с мягкой основой и с основой на шипящий (ж, ч, ш, щ), обозначенные мягким знаком, с нулевым окончанием:
- льняная ткань
- долгая болезнь
- непроходимая грязь
- далекая пустошь
- густая рожь
- наша помощь
- острая горечь.
Особенностью склонения этих существительных является чаще всего безударное окончание -и в трех падежах: родительном, дательном и предложном.
Понаблюдаем:
- и. п. (что?) ве́тошь
- р. п. край (чего?) ве́тоши
- д. п. тянусь (к чему?) к ве́тоши
- в. п. беру (что?) ве́тошь
- т. п. протрем ( чем?) ве́тошью
- п. п. нуждаемся (в чём?) в ве́тоши
Рассмотрим, какие падежные окончания имеют существительные трех склонений в формах множественного числа.
Окончания падежей существительных в форме множественного числа
Падеж | I склонение | II склонение | III склонение | |||
Ок-ния | Примеры | Ок-ния | Примеры | Ок-ния | Примеры | |
И. п. | -ы, -и | травы
деревни тёти |
-а, -я, -ы, -и | болота
моря стволы школьники |
-и | новости
но́чи ры́си |
Р. п. | трав
дереве́нь тёть |
-ов, -ей, | болот
стволов морей школьников |
-ей | новостей
ночей рысей |
|
Д. п. | -ам, -ям | травам
деревням тётям |
-ам, -ям | болотам
стволам морям школьникам |
-ям, -ам | новостям
ночам рысям |
В. п. | -ы, -и, | травы
деревни тёть |
-а, -я, -ы, -и, ей, -ов | болота
моря стволы гвозди коней школьников |
-и, -ей | новости
ночи рысей |
Т. п. | -ами, -ями | травами
деревнями тётями |
-ами, -ями | болотами
стволами морями школьниками |
-ами, -ями | новостями
ночами рысями |
П. п. | -ах, -ях | о травах
о деревнях о тётях |
-ах, -ях | о болотах
на стволах о морях о школьниках |
-ах, -ях | о новостях
о ночах о рысях |
Какие бывают окончания
- падежные;
- двойные;
- нулевые.
Отсутствие окончаний
Не многим известно, но существуют отдельные ответвления слов, не имеющих окончания и слова с нулевым окончанием. Обычно объяснимо подобное явление тем, что данные слова были заимствованы из других языков.
И при переходе попросту утратили окончания. Нулевое окончание характерно для таких частей речи, как: несклоняемые формы имени прилагательного (маренго, бордо, хаки), неизменяемые слова , неизменяемые формы имени существительного (пальто, кофе, кафе), наречия (направо, налево, красиво), а также категория состояния (грустно, радостно, больно).
Полностью отсутствует окончание в слове: неопределенная форма глагола (бранить, браниться), деепричастия (наслаждаясь, играясь), формы сравнительной степени имен прилагательных, наречий, слов состояний (милее, добрее, веселее).
Нулевое окончание
К сожалению, запутаться в данной теме довольно просто. Нередко и у взрослых возникают ошибки в определение нулевого окончания, да даже просто правильного окончания.
Путание нулевого окончания и его отсутствия считается очень грубой ошибкой, за которую вы несомненно потеряете баллы на предстоящей экзаменационной работе. И получится, что все усердия уйдут в воздух. Старайтесь запомнить все основные моменты, даже если кажется, что они вам не пригодятся
Крайне важно не путать полное отсутствие окончания в слове и нулевое окончание
Чтобы понять, к какому разряду относится какое-либо слово, необходимо попробовать изменить его, просклонять. Если, воспользовавшись этим способом, вы, например, обнаружили окончание «е» в какой-либо падежной форме, значит, данной слово относится к группе «слова с нулевым окончанием».
Если же после разбора оно так и осталось неизменным, следовательно, окончание полностью отсутствует. Старайтесь быть предельно внимательными, когда дело касается этой темы!
Расположение внутри слова
Навряд ли вам приходилось сталкиваться с явлением, когда оно располагается внутри слова, но оно также имеет место. Более привычное дело, когда оно находится в самом конце. К тому же большинство слов именно так и сформировано.
Сегодня мы познакомимся со сложными числительными, имеющими целых два корня. Их совсем несложно выявить: от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот. Необходимо также отметить, что в двух последних вариациях представлены слова с нулевым окончанием.
Разумеется, крайне непривычно встречать окончание в середине слова. Но забывать про них ни в коем случае нельзя, поскольку, если вдруг аналогичные слова встретятся на экзамене, вы просто растеряетесь. И это совершенно нормальная реакция, так как тема серединных окончаний обычно игнорируется учителями по непонятным причинам.
Так что ваша задача — лишь запомнить, что и такие случаи возможны. И спокойно действовать на работе, не волнуясь, не переживая.
Важным моментом также является склонение данных числительных. Когда вы изменяете падежную форму, задействуются оба окончания. И не всегда они совпадают друг с другом. Это тоже стоит отложить в голове на будущее.
Двойное окончание в слове
Как мы поняли из выше сказанного, существуют слова с двойным окончанием. Но кроме тех, что уже были разобраны, есть и другие, которые следует рассмотреть. Иначе есть вероятность того, что вам придется разбирать их уже самостоятельно, без чьей-либо помощи. Ими являются сложные существительные.
В данном случае, когда дело касается изменений, затрагиваются окончания обоих частей слова. К таким словам относятся: вагон-ресторан, кресло-качалка, школа-интернат.
И если вы попробуете изменить их, заметите, что изменения влекут за собой обе части слова. Разумеется, это касается не всех сложных слов. У некоторых все же изменяется только одна часть, поскольку у другой попросту отсутствует окончание в слове.
Таким образом, окончание — это формообразующая морфема, которая выражает грамматические значения слова (род, лицо, число, падеж), а не лексические значения как словообразовательные морфемы. От формообразующих суффиксов окончание отличается характером выражаемого им грамматического значения.
Не все слова имеют окончание. Оно есть только у изменяемых слов. Бывает, что окончание у слова есть, но его не видно и не слышно, т.е. оно не выражено буквами и звуками — это нулевое окончание. Кроме того, окончание не всегда стоит в конце слова. В слове может быть два окончания. Иногда, чтобы выделить окончание приходится использовать фонетическую транскрипцию.
Окончания существительных
Существительные изменяются по числам и по падежам. Это называется склонением.
Падежи существительных
Именительный | Кто? Что? |
Родительный | Кого? Чего? |
Дательный | Кому? Чему? |
Винительный | Кого? Что? |
Творительный | Кем? Чем? |
Предложный | О ком? О чём? |
К нему относятся существительные женского и мужского рода, которые в начальной форме (именительном падеже) имеют окончания -а , -я , например: кошка, баня, дядя, дедушка.
И.п. | речк а |
Р.п. | речк и |
Д.п. | речк е |
В.п. | речк у |
Т.п. | речк ой |
П.п. | о речк е |
В родительном падеже существительных первого склонения всегда пишется окончание -и , в дательном и предложном -е .
К нему относятся существительные мужского рода, которые в начальной форме имеют нулевое окончание, и среднего рода с окончаниями (в н.ф.) -о , -е , например: берег, конь, окно, поле.
И.п. | конь, окн о |
Р.п. | кон я , окн а |
Д.п. | кон ю , окн у |
В.п. | кон я , окн о |
Т.п. | кон ём , окн ом |
П.п. | о кон е , в окн е |
В предложном падеже существительных второго склонения всегда пишется окончание -е .
К нему относятся существительные женского рода, оканчивающиеся (в н.ф.) на -ь , например: лошадь, пристань, вещь, гордость.
И.п. | ткань |
Р.п. | ткан и |
Д.п. | ткан и |
В.п. | ткань |
Т.п. | ткань ю |
П.п. | о ткан и |
В родительном, дательном и предложном падежах существительных третьего склонения всегда пишется окончание -и .
Существительные женского рода, оканчивающиеся (в н.ф.) на -ия , мужского рода — на -ий , среднего рода — на -ие , склоняются особым образом.
Подлежащее выражено местоимением и существительным
И.п. | истори я , гений, здани е |
Р.п. | истори и , гени я , здани я |
Д.п. | истори и , гени ю , здани ю |
В.п. | истори ю , гени я , здани е |
Т.п. | истори ей , гени ем , здани ем |
П.п. | об истори и , о гени и , о здани и |
Также особо склоняются 10 существительных среднего рода, оканчивающхся (в н.ф.) на -мя : знамя, вымя, стремя, бремя, темя, племя, пламя, семя, время, имя, и слово ” путь “.
И.п. | знам я , путь |
Р.п. | знамен и , пут и |
Д.п. | знамен и , пут и |
В.п. | знам я , путь |
Т.п. | знамен ем , пут ём |
П.п. | о знамен и , о пут и |
В родительном, дательном и предложном падежах существительных на -мя , пишется окончание -и .
В родительном, дательном и предложном падежах существительных на -ия пишется окончание -и .
В предложном падеже существительных мужского рода на -ий и среднего рода на -ие пишется окончание -и .
Источник статьи: http://www.rusyaz-online.ru/pravila/okonchanija-sush