Орфографический анализ. задание 5 огэ

↑ Правописание корней

Чередующиеся гласные в корне

КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕ А//О:гар/гор, зар/зор, клан/клон, твар/твор, плав/плов, лаг/лож, кас/кос, скак/скоч, раст/рос/ращ, равн/ровн, мак/мок

  • Гар/гор, клан/клон, твар/твор – без ударения пишем О.
  • Зар/зор, плав/плов – без ударения пишем А
  • Кас/кос, лаг/лож  – написание зависит от суффикса А если есть суффикс А, то пишем А.
  • Раст/рос/ращ, скак/скоч – написание зависит от конечных согласных в корне.
  • Равн/ровн, мак/мок – написание зависит от значения.

МАКМОКРАВНРОВНКОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ Е//И: бер/бир, блест/блист, дер/дир, мер/мир, пер/пир, тер/тир, жег/жиг, стел/стил, чет/чит, им/ин//А(Я)

Все корни с чередованием Е//И, кроме ИМ/ИН, зависят от последующего суффикса: если есть суффикс А после корня, то пишем И.

Исключения:

Орфографический разбор на примерах

К примеру, в учебнике дано предложение: “Скош..(н, нн)ая тр..ва лежит ровными р..дами”. Необходимо в соответствии с нормами правописания русского языка верно вставить буквы в слова и объяснить, почему именно так (произвести орфографический разбор слов). Следуя вышеприведенной схеме, отвечаем следующее:

  • слово “скошенная” – причастие, орфограмма присутствует в суффиксе;
  • слово “скошенная” является страдательным причастием, примененным в прошедшем времени, а “нн” пишется в таких словах, если для их образования послужили глаголы совершенного вида (скосить – что сделать?), также – раскрашенный, написанный;
  • суффикс — еннпишется в тех причастиях, что образованы от глаголов:
    • основа которых (неизменяемая часть слова, отделенная от формообразующего суффикса и окончания) оканчивается на согласный;
    • оканчивающихся на —ить, —еть;
  • слова “трава” и “рядами” имеют в корне слова безударную гласную, которая проверяется постановкой слова под ударение: “трава” ставится во множественное число – “травы”, а слово “рядами” – в единственное число и именительный падеж “ряд”.

Разберем еще один пример: “Апрельский дождь прошел впервые и освежил все вокруг”. Здесь, в отличие от первого примера, орфограммы не обозначены – их нужно найти.

  • “дождь” – орфограмма находится в парном согласном на конце и проверяется постановкой слова так, чтобы проверяемая буква звучала ясно и четко (в нашем случае это “дожди”);
  • “прошел”:
    • для буквы “о” – приставки не изменяются вне зависимости от их произношения (приставка про- есть, пра- – нет);
    • для буквы “е” – если в корне под ударением после шипящих слышится звук “о”, то пишется “е” (“прошедший”, “обжег”, “черточка”);
  • “освежил”:
    • для буквы “о” – та же орфограмма, что и для приставки в слове “прошел” (приставка о- есть, а – нет);
    • для буквы “е” – гласная в корне безударная, подбираем проверочное слово под ударением (“свежий”);
    • для буквы “и” – правописание “жи, ши”;
  • “вокруг”:
    • для буквы “о” – правильное написание приставок (приставка во- есть, ва- – нет);
    • для буквы “г” – изменяем слово так, чтобы согласная на конце звучала четко и ясно (“в круге”);
    • производный предлог “вокруг” пишется слитно, так как образован от наречия.

Верное понимание и применение орфограмм является одним из залогов правописания в частности и грамотности в целом.

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

Следует различать предлоги, союзы и частицы.

Предлоги ставят последующее слово в нужный падеж, соединяют слова в предложении.

Союзы соединяют однородные члены или предложения в составе сложного.

Частицы добавляют оттенок смысла слову или создают форму повелительного, условного наклонения, будущего времени глаголов.

Cлова ЗА(ТО), ТАК(ЖЕ), ТО(ЖЕ), ЧТО(БЫ), ОТТОГО ЧТО, ПОТОМУ ЧТО пишутся как слитно, так и раздельно.

Если это союз и его можно заменить другими союзами то пиши слитно. 

Зато (= но; однако) — Мы устали, зато всё сделали.

Также (=и; тоже) —  Купите также словарь.

Тоже (=и; также) – Я тоже пойду в кино.

Чтобы (=для того чтобы) – Чтобы много знать, надо упорно учиться.

Оттого что (= потому что) – Я проснулась, оттого что в окно светило солнце.

Примеры: Я тоже (также пойду в кино. Чтобы (для того чтобы) много знать, надо много читать.

  • Частицы БЫ,  Б, ЛИ, ЖЕ  пишутся РАЗДЕЛЬНО. 
  • Частицы ТО, ЛИБО, НИБУДЬ, ТАКИ, КА, КОЕ пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС

!!!Частицы можно убрать, без изменения смысла, но если это части союзов и др. частей речи, то убрать их не получится.Пример: Что я ни спросил, мне отказали.  =Что я ни просил, мне отказывали.

Я уехала, чтобы получить высшее образование (нельзя убрать «БЫ»)

Запомни!  Союз ТО ЕСТЬ пишется РАЗДЕЛЬНО 

Производные предлоги В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ, В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, В ОТЛИЧИЕ (в конце может быть И, если это не просто предлог, а сочетание предлога с существительным) 

В течение дня. В течении реки.

Пишутся всегда РАЗДЕЛЬНО производные предлоги: считая, за счёт, в силу, в смысле, по мере, по поводу, в виде, за исключением, в меру, в течение, в продолжение, в отличие, в заключение, в связи.

 Предлоги НЕСМОТРЯ НА и НЕВЗИРАЯ НА пишутся в два слова, а если перед нами

( несмотря на трудности (вопреки им), мы не сдавались)

НЕ + деепричастие НЕ СМОТРЯ НА и НЕ ВЗИРАЯ НА, то пишем в три слова Не смотря под ноги   (что делая?) смотря)

(Несмотря на обстоятельства (вопреки им).

Примечание: предлоги (благодаря, согласно, вопреки) требуют дательного падежа существительного: благодаря решению, вопреки предсказаниям, согласно предписанию.

  • Следует различать сочетания со словом «ВИД»: ИМЕТЬ В ВИДУ (В+ существительное «вид»), ВВИДУ непогоды (предлог синонимичный «из-за»), В ВИДЕ (В+ существительное «вид»: в виде исключения)
  •  Слова (В)ВИДУ, (В)МЕСТО, (В)РОДЕ, (В)СЛЕДСТВИЕ, (НА)ПОДОБИЕ, (НА)СЧЕТ, (С)ВЕРХ, (В)СЛЕД, (НА)ВСТРЕЧУ пишем СЛИТНО, если это предлоги, то их можно заменить другими предлогами). Если перед нами предлог + существительное, то надо писать раздельно. 

Как проверить: попытайтесь вставить слово.

Примеры: Поговорить насчет дела= о деле. Положить деньги на (свой) счет.  Она вроде пришла. Изменяется в(женском) роде, числе и падеже. Идти на (что?) встречу. Идти на (какую?)интересную встречу

Сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ПО-НАД, ПО — ЗА пишутся черед дефис. 

ПОЛ с существительными можно написать

СЛИТНО, если существительное начинается на согласную (полпомидора).

Через ДЕФИС, если существительное начинается на Л (пол-лимона), прописную букву (пол-России) и гласную (пол-апельсина).

РАЗДЕЛЬНО, если между ПОЛ и существительным есть еще прилагательное (пол чайной ложки)Исключение: поллитровка

 Большинство наречий в русском языке пишутся СЛИТНО. Через дефис пишем, если есть приставки ПО, В, ВО в сочетании с суффиксами ОМУ, ЕМУ, ЫХ, ИХ, И (По – своему, во – первых, в – десятых).

Орфографический анализ. Задание 5 ОГЭ. Теория.Скачать

Орфографический анализ. Практика.Скачать

Образец орфографического анализа слова

  • Гроза. Подчеркиваем букву «о». Орфограмма: проверяемые безударные гласные в корне слова. Проверочное слово: «грозы», в котором нужная гласная оказывается в сильной позиции (под ударением).
  • Рассматривать. Подчеркиваем букву «с». Орфограмма: правописание приставок на -з/-с. На конце приставки на -з/-с перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква «с».

Что мы узнали?

Орфографический анализ слова – это умение оценивать каждый звук в слове, то есть различать, в какой позиции он стоит: в сильной или слабой. Орфографический анализ, который может проводиться и письменно, и устно, связан не только со знанием орфографических правил, но и с умением правильно применить правило, найти причину написания. Орфографический анализ выполняется по плану: записать слово; подчеркнуть орфограмму; назвать орфограмму и определить условия ее выбора. Чтобы правильно определить орфограмму, нужно уметь определять часть речи и часть слова, в которой находится орфограмма, так как все орфограммы условно делятся на зависимые от части речи и зависимые от морфемы.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

    Укажите неверное утверждение.

    • Орфографический анализ слова – это умение оценивать каждый звук в слове, то есть различать, в какой позиции он стоит: в сильной или слабой
    • Орфографический анализ связан не только со знанием всех орфографических правил, но и с умением правильно применить правило, найти причину того или иного написания слова
    • Орфографический разбор слова может проводиться только устно
    • Если орфограмма проверяемая, то нужно привести проверочное слово

Начать тест(новая вкладка)

↑ Правописание приставок

Правописание приставок на ..З и ..С

Написание приставок, оканчивающихся на …З и …С (без/бес, воз/вос, вз/вс, из/ис, низ/нис, раз/рас, через/черес и др.) зависит от глухости/звонкости последующего согласного: если после приставки следует звонкий звук, пишем З, если глухой – пишем С.

Примеры:!!!Обратите внимание

  • приставка С не чередуется (сделать)
  • приставка ПРА пишется в словах со значением «предок» (праязык)
  • ВЗ/ВС не делится на две приставки, а зависит от глухости/звонкости последующей согласной (взбежать, вскрикнуть)

Правописание приставок ПРЕ и ПРИ

ПРЕ/ПРИПРЕ 

  • в значении «Очень» (премудрый)
  • в значении приставки «ПЕРЕ» (пресечь)

ПРИ

  • приближение, присоединение, прибавление (пришить, прибавить)
  • неполнота действия (приоткрыть)
  • близость (пригородный)
  • и другие. (приучить, приручить)

Слова с ПРЕ/ПРИ,приоритет, преамбула, президент, премьера, прерогатива, претендент и много других слов.

↑ Употребление мягкого и твердого знаков

Ь  Ъ Ь, и Ъ Мягкий знак

  • для обозначения мягкости согласного звука, после шипящих в существительных 3 склонения, 
  • после шипящих в глаголах 2 лица, после шипящих в глаголах повелительного наклонения 
  • и после шипящих в наречиях (кроме УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ), 
  • а также внутри слова (не после приставки) перед Е,Ё,И,Ю,Я, в том числе в иноязычных словах (медальон, почтальон и т.д.)

Примеры: Твердый знак

  • для обозначения твердости согласной после приставок на согласную (в том числе иноязычных) перед буквами Е,Ё,Ю,Я, 
  • а также в сложных словах с первой частью двух, трех, четырех перед Е,Ё,Ю,Я.

Примеры:

Раздел 4. Орфографический разбор предложения

1. Установите тип правила, который необходимо исполь­зовать для проверки правописания слова:

1) правописание гласных; 2) правописание согласных; 3) употребление ъ и ь; 4) употребление прописных букв; 5) слитные, дефисные, раздельные написания.

2. Если речь идёт о первом типе правил (правописание гласных), установите, в какой морфеме находится данная гласная (корень, приставка, суффикс, окончание; гласная между корнями в сложном слове; разграничение не и ни):

гласная в корне может быть проверяемая, непроверяемая, чередующаяся (см. п. 2.3); особые группы правил существуют для правописания гласных после шипящих и ц (см. п. 1.12; 1.13), а также – для правописания и и ы после приставок на согласную (см. п. 1.9);

гласная в приставке может быть неизменяемой, с чередованием о и а, смысловой – пре- и при- (см. п. 1.9, 2.6);

правописание гласной в суффиксе зависит от того, к какой части речи принадлежит слово (см. п. 3.2.5; 3.3.5; 3.5.2; 3.8.3); особую группу правил составляет правописание гласных в суффиксах после шипящих и ц (см. п. 1.12; 1.13);

правописание гласной в окончании зависит от того, к какой части речи принадлежит слово (см. п. 3.2.4; 3.3.3; 3.4.2; 3.6.2; 3.7.2; 3.8.3); особую группу правил составляет правописание гласных в окончаниях после шипящих и ц (см. п. 1.12; 1.13);

правописание гласной между корнями в сложном слове зависит от того, соединительная ли это гласная, суффикс или окончание – в сложных числительных (см. п. 2.8; 3.4.2);

разграничение не и ни в неопределённых и отрицательных местоимениях и наречиях зависит от ударения; в других случаях – от значения не и ни (см. п. 3.6.2; 3.10.3).

3. Если речь идёт о втором типе правил (правописание согласных), установите, в какой морфеме находится данная согласная:

согласная в корне может быть непроизносимой, двойной, парной – звонкой и глухой, на стыке корня и суффикса (см. п. 1.15; 2.4);

согласная в приставке может быть неизменяемой, двойной – на стыке приставки и корня, с чередованием конечных з и с (см. п. 1.15; 2.6);

правописание согласных в суффиксе зависит от части речи слова (см. п. 3.2.5; 3.3.5; 3.5.2; 3.7.2; 3.8.3).

4. Если речь идёт о третьем типе правил (употребление ъ и ь), установите роль и место ъ и ь (см. п. 1.11).

5. Если речь идёт о четвёртом типе правил (употребление прописной буквы), установите, собственным или нарицательным является данное слово (см. п. 3.2.1).

6. Пятый тип правил (слитное, дефисное, раздельное написание слов) включает комплекс правил: правописание сложных слов (см. п. 2.8; 2.14), правописание местоимений и местоименных наречий (см. п. 3.6.2), правописание наречий (см. п. 3.5.2), правописание предлогов, союзов и частиц (см. п. 3.10.1; 3.10.2; 3.10.3), правописание не и ни (см. п. 3.10.3).

Порядок орфографического разбора слова

Следуя нижеприведенным действиям, вы правильно выполните орфографическое рассмотрение слова и обязательно получите хорошую оценку. Данный материал пригодится и родителям, занимающимся со своими детьми и помогающим им с выполнением домашних заданий. Ведь, чтобы суметь помочь ребенку, самим родителям необходимо сначала изучить и понять тему.

Нужно увидеть орфограмму

Первым делом, разбирая слово, необходимо увидеть в нем орфограмму. Звуковая и письменная речь очень сильно отличаются друг от друга – многие слова пишутся совсем не так, как воспринимаются на слух. Например, мы говорим “шаг”, а слышим “шак”. Без знания орфограмм некоторые так и напишут, как услышат. А можно применить правило и поставить “шаг” во множественное число – “шаги”. После выяснения правильной буквы смело пишите слово. Или “гора” (слышим “гара”) – образуем множественное число “горы” и пишем правильно. Один и тот же слышимый нами звук может отображаться на письме другой буквой, например:

  • слышим “и”, а пишем “и” – “пила”ла, или “е” – “песок” сок, “я” – “мясной” сной, “а” – часы сы, “э” – “экскаватор” кскаватор;
  • слышим , а пишем “краб”, или – “купаться”, – “считать”.

Поэтому самым правильным будет не писать на слух, а немного подумать и применить орфограмму.

После обнаружения орфограммы в слове нужно подобрать правило, которое поможет верно написать нужную букву. Система правильного написания слов в русском языке базируется на трех принципах:

  • морфемный разбор слова (по составу);
  • использование чередующихся гласных и согласных;
  • принцип, основанный на историческом или традиционном написании слов (здесь главными советчиками выступают словари).

В школах рекомендуется заучивать орфограммы наизусть, как таблицу умножения. Этому могут помочь интересные стихи, позволяющие легко и быстро запомнить орфограмму, например:

Но важно не просто заучивать орфограммы, а еще и понимать, в каких словах они применяются, чтобы при письме, когда сомневаешься в корректности написания слова, проверять себя при помощи правил. Одно из неоспоримых выражений гласит, что нужно больше читать, причем не современные книги, где нередки ошибки, а классику в старых изданиях, где о неправильном написании не могло быть и речи

Этот способ позволит не только приятно провести время с лучшим другом – книгой, но и значительно поднимет уровень грамотности книголюба. Потом при письме у школьника или студента меньше времени уйдет на подбор и применение орфограмм.

Подобрать нужное правило

Основа любого орфографического правила – определение части речи и состава проверяемого слова. Для того, чтобы определить состав слова, нужно произвести его морфемный разбор. В ходе действий условными обозначениями выделяются: окончание, суффикс, корень и приставка. Это нужно для того, чтобы узнать, какую орфограмму следует применить. Ведь, если необходимо проверить правильность написания буквы в приставке, к ней нельзя применять орфограмму для корня, и наоборот. Установить часть речи поможет постановка вопроса к слову или выяснение того, что же обозначается данным словом.

Итак, мы подошли к собственно орфографическому разбору слова. Он осуществляется по следующей схеме:

  • контрольное слово выписывается отдельно и прочитывается вслух;
  • вставляются буквы, пропущенные в слове, или раскрываются скобки;
  • место в слове, где присутствует орфограмма, подчеркивается, а морфема, в которой она находится, выделяется условным обозначением;
  • орфограмма называется вместе со всеми своими признаками: какое место она занимает в слове и почему появилась, возможно ли подобрать проверочное слово, также в письменном либо устном виде объясняются условия ее правописания;

указывается проверочное слово (если оно существует), где звук будет звучать более явно и сильно, или структура которого идентична рассматриваемому слову (одинаковые грамматическая форма и морфема), приводятся примеры других слов с этой же орфограммой.

Следуя этой схеме, вы дадите правильный ответ преподавателю и грамотно сделаете орфографический разбор.

Синтаксический разбор простого предложения

Схема разбора простого
предложения

1.Сделать графический 
разбор предложения: выделить 
грамматическую основу
, указать 
способ выражения подлежащего, 
тип сказуемого и способ его 
выражения;  подчеркнуть второстепенные
члены предложения, указать их разряды
и способы выражения.

2.Указать вид предложения 
по цели высказывания (повествовательное, 
вопросительное, побудительное).

3.Определить вид 
предложения по эмоциональной 
окраске (восклицательное или 
невосклицательное).

4.Указать тип предложения 
по количеству главных членов
(двусотавное или односоставное); для односоставных
предложений определить разновидность
(определённо-личное, неопределённо-личное,
безличное, назывное).

5.Охарактеризовать 
предложение по наличию-отсутствию 
второстепенных членов (распространённое 
или нераспространённое).

6.Охарактеризовать 
предложение с точки зрения 
наличия-отсутствия структурно необходимых 
членов предложения (полное или 
неполное); если неполное, указать, 
какой член предложения пропущен.

7.Указать, является 
предложение осложнённым (чем 
осложнено: однородными, обособленными 
членами предложения, вводными 
словами, обращениями) или неосложнённым.

Примечание. При разборе
части сложного предложения как простого
характеристику по цели высказывания
и эмоциональной окраске следует опустить;
достаточно указать, что это простое предложение
в составе сложного.

Образец
разбора простого
предложения

Наше 
священное ремесло
существует тысячи
лет (А. Ахматова).

Предложение повествовательное,
невосклицательное, двусоставное, распространённое,
полное, неосложнённое.

Главные члены: ремесло
— подлежащее, выражено существительным;
существует
— простое глагольное
сказуемое, выражено глаголом.

Второстепенные члены:
ремесло (какое?) наше

— согласованное определение, выражено
местоимением; (какое?)
священное
— согласованное определение,
выражено прилагательным; существует
(как долго?) тысячи лет

— обстоятельство времени, выражено цельным
словосочетанием.

Куда 
мне деться в
этом январе? (О. Мандельштам)

Предложение вопросительное,
невосклицательное, односоставное, безличное,
распространенное, полное, неосложнённое.

Главный член: деться
— простое глагольное сказуемое, выражено
инфинитивом.

Второстепенные члены:
деться (куда?) куда

— обстоятельство места, выражено местоименным
наречием; деться (кому?)
мне
— косвенное дополнение, выражено
местоимением; деться (когда?)
в январе
— обстоятельство времени,
выражено существительным с предлогом;
в январе (каком?) этом

— согласованное определение, выражено
местоимением.
 

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий