Содержание
- 1 ↑ Правописание корней
- 2 Орфографический разбор на примерах
- 3 Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи
- 4 Образец орфографического анализа слова
- 5 Что мы узнали?
- 6 Тест по теме
- 7 ↑ Правописание приставок
- 8 ↑ Употребление мягкого и твердого знаков
- 9 Раздел 4. Орфографический разбор предложения
- 10 Порядок орфографического разбора слова
- 11 Синтаксический разбор простого предложения
↑ Правописание корней
Чередующиеся гласные в корне
КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕ А//О:гар/гор, зар/зор, клан/клон, твар/твор, плав/плов, лаг/лож, кас/кос, скак/скоч, раст/рос/ращ, равн/ровн, мак/мок
- Гар/гор, клан/клон, твар/твор – без ударения пишем О.
- Зар/зор, плав/плов – без ударения пишем А
- Кас/кос, лаг/лож – написание зависит от суффикса А если есть суффикс А, то пишем А.
- Раст/рос/ращ, скак/скоч – написание зависит от конечных согласных в корне.
- Равн/ровн, мак/мок – написание зависит от значения.
МАКМОКРАВНРОВНКОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ Е//И: бер/бир, блест/блист, дер/дир, мер/мир, пер/пир, тер/тир, жег/жиг, стел/стил, чет/чит, им/ин//А(Я)
Все корни с чередованием Е//И, кроме ИМ/ИН, зависят от последующего суффикса: если есть суффикс А после корня, то пишем И.
Исключения:
Орфографический разбор на примерах
К примеру, в учебнике дано предложение: “Скош..(н, нн)ая тр..ва лежит ровными р..дами”. Необходимо в соответствии с нормами правописания русского языка верно вставить буквы в слова и объяснить, почему именно так (произвести орфографический разбор слов). Следуя вышеприведенной схеме, отвечаем следующее:
- слово “скошенная” – причастие, орфограмма присутствует в суффиксе;
- слово “скошенная” является страдательным причастием, примененным в прошедшем времени, а “нн” пишется в таких словах, если для их образования послужили глаголы совершенного вида (скосить – что сделать?), также – раскрашенный, написанный;
-
суффикс — еннпишется в тех причастиях, что образованы от глаголов:
- основа которых (неизменяемая часть слова, отделенная от формообразующего суффикса и окончания) оканчивается на согласный;
- оканчивающихся на —ить, —еть;
- слова “трава” и “рядами” имеют в корне слова безударную гласную, которая проверяется постановкой слова под ударение: “трава” ставится во множественное число – “травы”, а слово “рядами” – в единственное число и именительный падеж “ряд”.
Разберем еще один пример: “Апрельский дождь прошел впервые и освежил все вокруг”. Здесь, в отличие от первого примера, орфограммы не обозначены – их нужно найти.
- “дождь” – орфограмма находится в парном согласном на конце и проверяется постановкой слова так, чтобы проверяемая буква звучала ясно и четко (в нашем случае это “дожди”);
-
“прошел”:
- для буквы “о” – приставки не изменяются вне зависимости от их произношения (приставка про- есть, пра- – нет);
- для буквы “е” – если в корне под ударением после шипящих слышится звук “о”, то пишется “е” (“прошедший”, “обжег”, “черточка”);
-
“освежил”:
- для буквы “о” – та же орфограмма, что и для приставки в слове “прошел” (приставка о- есть, а – нет);
- для буквы “е” – гласная в корне безударная, подбираем проверочное слово под ударением (“свежий”);
- для буквы “и” – правописание “жи, ши”;
-
“вокруг”:
- для буквы “о” – правильное написание приставок (приставка во- есть, ва- – нет);
- для буквы “г” – изменяем слово так, чтобы согласная на конце звучала четко и ясно (“в круге”);
- производный предлог “вокруг” пишется слитно, так как образован от наречия.
Верное понимание и применение орфограмм является одним из залогов правописания в частности и грамотности в целом.
Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи
Следует различать предлоги, союзы и частицы.
Предлоги ставят последующее слово в нужный падеж, соединяют слова в предложении.
Союзы соединяют однородные члены или предложения в составе сложного.
Частицы добавляют оттенок смысла слову или создают форму повелительного, условного наклонения, будущего времени глаголов.
Cлова ЗА(ТО), ТАК(ЖЕ), ТО(ЖЕ), ЧТО(БЫ), ОТТОГО ЧТО, ПОТОМУ ЧТО пишутся как слитно, так и раздельно.
Если это союз и его можно заменить другими союзами то пиши слитно.
Зато (= но; однако) — Мы устали, зато всё сделали.
Также (=и; тоже) — Купите также словарь.
Тоже (=и; также) – Я тоже пойду в кино.
Чтобы (=для того чтобы) – Чтобы много знать, надо упорно учиться.
Оттого что (= потому что) – Я проснулась, оттого что в окно светило солнце.
Примеры: Я тоже (также пойду в кино. Чтобы (для того чтобы) много знать, надо много читать.
- Частицы БЫ, Б, ЛИ, ЖЕ пишутся РАЗДЕЛЬНО.
- Частицы ТО, ЛИБО, НИБУДЬ, ТАКИ, КА, КОЕ пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС
!!!Частицы можно убрать, без изменения смысла, но если это части союзов и др. частей речи, то убрать их не получится.Пример: Что я ни спросил, мне отказали. =Что я ни просил, мне отказывали.
Я уехала, чтобы получить высшее образование (нельзя убрать «БЫ»)
Запомни! Союз ТО ЕСТЬ пишется РАЗДЕЛЬНО
Производные предлоги В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ, В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, В ОТЛИЧИЕ (в конце может быть И, если это не просто предлог, а сочетание предлога с существительным)
В течение дня. В течении реки.
Пишутся всегда РАЗДЕЛЬНО производные предлоги: считая, за счёт, в силу, в смысле, по мере, по поводу, в виде, за исключением, в меру, в течение, в продолжение, в отличие, в заключение, в связи.
Предлоги НЕСМОТРЯ НА и НЕВЗИРАЯ НА пишутся в два слова, а если перед нами
( несмотря на трудности (вопреки им), мы не сдавались)
НЕ + деепричастие НЕ СМОТРЯ НА и НЕ ВЗИРАЯ НА, то пишем в три слова Не смотря под ноги (что делая?) смотря)
(Несмотря на обстоятельства (вопреки им).
Примечание: предлоги (благодаря, согласно, вопреки) требуют дательного падежа существительного: благодаря решению, вопреки предсказаниям, согласно предписанию.
- Следует различать сочетания со словом «ВИД»: ИМЕТЬ В ВИДУ (В+ существительное «вид»), ВВИДУ непогоды (предлог синонимичный «из-за»), В ВИДЕ (В+ существительное «вид»: в виде исключения)
- Слова (В)ВИДУ, (В)МЕСТО, (В)РОДЕ, (В)СЛЕДСТВИЕ, (НА)ПОДОБИЕ, (НА)СЧЕТ, (С)ВЕРХ, (В)СЛЕД, (НА)ВСТРЕЧУ пишем СЛИТНО, если это предлоги, то их можно заменить другими предлогами). Если перед нами предлог + существительное, то надо писать раздельно.
Как проверить: попытайтесь вставить слово.
Примеры: Поговорить насчет дела= о деле. Положить деньги на (свой) счет. Она вроде пришла. Изменяется в(женском) роде, числе и падеже. Идти на (что?) встречу. Идти на (какую?)интересную встречу
Сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ПО-НАД, ПО — ЗА пишутся черед дефис.
ПОЛ с существительными можно написать
СЛИТНО, если существительное начинается на согласную (полпомидора).
Через ДЕФИС, если существительное начинается на Л (пол-лимона), прописную букву (пол-России) и гласную (пол-апельсина).
РАЗДЕЛЬНО, если между ПОЛ и существительным есть еще прилагательное (пол чайной ложки)Исключение: поллитровка
Большинство наречий в русском языке пишутся СЛИТНО. Через дефис пишем, если есть приставки ПО, В, ВО в сочетании с суффиксами ОМУ, ЕМУ, ЫХ, ИХ, И (По – своему, во – первых, в – десятых).
Орфографический анализ. Задание 5 ОГЭ. Теория.Скачать
Орфографический анализ. Практика.Скачать
Образец орфографического анализа слова
- Гроза. Подчеркиваем букву «о». Орфограмма: проверяемые безударные гласные в корне слова. Проверочное слово: «грозы», в котором нужная гласная оказывается в сильной позиции (под ударением).
- Рассматривать. Подчеркиваем букву «с». Орфограмма: правописание приставок на -з/-с. На конце приставки на -з/-с перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква «с».
Что мы узнали?
Орфографический анализ слова – это умение оценивать каждый звук в слове, то есть различать, в какой позиции он стоит: в сильной или слабой. Орфографический анализ, который может проводиться и письменно, и устно, связан не только со знанием орфографических правил, но и с умением правильно применить правило, найти причину написания. Орфографический анализ выполняется по плану: записать слово; подчеркнуть орфограмму; назвать орфограмму и определить условия ее выбора. Чтобы правильно определить орфограмму, нужно уметь определять часть речи и часть слова, в которой находится орфограмма, так как все орфограммы условно делятся на зависимые от части речи и зависимые от морфемы.
Тест по теме
-
Вопрос 1 из 5
Укажите неверное утверждение.
- Орфографический анализ слова – это умение оценивать каждый звук в слове, то есть различать, в какой позиции он стоит: в сильной или слабой
- Орфографический анализ связан не только со знанием всех орфографических правил, но и с умением правильно применить правило, найти причину того или иного написания слова
- Орфографический разбор слова может проводиться только устно
- Если орфограмма проверяемая, то нужно привести проверочное слово
Начать тест(новая вкладка)
↑ Правописание приставок
Правописание приставок на ..З и ..С
Написание приставок, оканчивающихся на …З и …С (без/бес, воз/вос, вз/вс, из/ис, низ/нис, раз/рас, через/черес и др.) зависит от глухости/звонкости последующего согласного: если после приставки следует звонкий звук, пишем З, если глухой – пишем С.
Примеры:!!!Обратите внимание
- приставка С не чередуется (сделать)
- приставка ПРА пишется в словах со значением «предок» (праязык)
- ВЗ/ВС не делится на две приставки, а зависит от глухости/звонкости последующей согласной (взбежать, вскрикнуть)
Правописание приставок ПРЕ и ПРИ
ПРЕ/ПРИПРЕ
- в значении «Очень» (премудрый)
- в значении приставки «ПЕРЕ» (пресечь)
ПРИ
- приближение, присоединение, прибавление (пришить, прибавить)
- неполнота действия (приоткрыть)
- близость (пригородный)
- и другие. (приучить, приручить)
Слова с ПРЕ/ПРИ,приоритет, преамбула, президент, премьера, прерогатива, претендент и много других слов.
↑ Употребление мягкого и твердого знаков
Ь Ъ Ь, и Ъ Мягкий знак
- для обозначения мягкости согласного звука, после шипящих в существительных 3 склонения,
- после шипящих в глаголах 2 лица, после шипящих в глаголах повелительного наклонения
- и после шипящих в наречиях (кроме УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ),
- а также внутри слова (не после приставки) перед Е,Ё,И,Ю,Я, в том числе в иноязычных словах (медальон, почтальон и т.д.)
Примеры: Твердый знак
- для обозначения твердости согласной после приставок на согласную (в том числе иноязычных) перед буквами Е,Ё,Ю,Я,
- а также в сложных словах с первой частью двух, трех, четырех перед Е,Ё,Ю,Я.
Примеры:
Раздел 4. Орфографический разбор предложения
1. Установите тип правила, который необходимо использовать для проверки правописания слова:
1) правописание гласных; 2) правописание согласных; 3) употребление ъ и ь; 4) употребление прописных букв; 5) слитные, дефисные, раздельные написания.
2. Если речь идёт о первом типе правил (правописание гласных), установите, в какой морфеме находится данная гласная (корень, приставка, суффикс, окончание; гласная между корнями в сложном слове; разграничение не и ни):
гласная в корне может быть проверяемая, непроверяемая, чередующаяся (см. п. 2.3); особые группы правил существуют для правописания гласных после шипящих и ц (см. п. 1.12; 1.13), а также – для правописания и и ы после приставок на согласную (см. п. 1.9);
гласная в приставке может быть неизменяемой, с чередованием о и а, смысловой – пре- и при- (см. п. 1.9, 2.6);
правописание гласной в суффиксе зависит от того, к какой части речи принадлежит слово (см. п. 3.2.5; 3.3.5; 3.5.2; 3.8.3); особую группу правил составляет правописание гласных в суффиксах после шипящих и ц (см. п. 1.12; 1.13);
правописание гласной в окончании зависит от того, к какой части речи принадлежит слово (см. п. 3.2.4; 3.3.3; 3.4.2; 3.6.2; 3.7.2; 3.8.3); особую группу правил составляет правописание гласных в окончаниях после шипящих и ц (см. п. 1.12; 1.13);
правописание гласной между корнями в сложном слове зависит от того, соединительная ли это гласная, суффикс или окончание – в сложных числительных (см. п. 2.8; 3.4.2);
разграничение не и ни в неопределённых и отрицательных местоимениях и наречиях зависит от ударения; в других случаях – от значения не и ни (см. п. 3.6.2; 3.10.3).
3. Если речь идёт о втором типе правил (правописание согласных), установите, в какой морфеме находится данная согласная:
согласная в корне может быть непроизносимой, двойной, парной – звонкой и глухой, на стыке корня и суффикса (см. п. 1.15; 2.4);
согласная в приставке может быть неизменяемой, двойной – на стыке приставки и корня, с чередованием конечных з и с (см. п. 1.15; 2.6);
правописание согласных в суффиксе зависит от части речи слова (см. п. 3.2.5; 3.3.5; 3.5.2; 3.7.2; 3.8.3).
4. Если речь идёт о третьем типе правил (употребление ъ и ь), установите роль и место ъ и ь (см. п. 1.11).
5. Если речь идёт о четвёртом типе правил (употребление прописной буквы), установите, собственным или нарицательным является данное слово (см. п. 3.2.1).
6. Пятый тип правил (слитное, дефисное, раздельное написание слов) включает комплекс правил: правописание сложных слов (см. п. 2.8; 2.14), правописание местоимений и местоименных наречий (см. п. 3.6.2), правописание наречий (см. п. 3.5.2), правописание предлогов, союзов и частиц (см. п. 3.10.1; 3.10.2; 3.10.3), правописание не и ни (см. п. 3.10.3).
Порядок орфографического разбора слова
Следуя нижеприведенным действиям, вы правильно выполните орфографическое рассмотрение слова и обязательно получите хорошую оценку. Данный материал пригодится и родителям, занимающимся со своими детьми и помогающим им с выполнением домашних заданий. Ведь, чтобы суметь помочь ребенку, самим родителям необходимо сначала изучить и понять тему.
Нужно увидеть орфограмму
Первым делом, разбирая слово, необходимо увидеть в нем орфограмму. Звуковая и письменная речь очень сильно отличаются друг от друга – многие слова пишутся совсем не так, как воспринимаются на слух. Например, мы говорим “шаг”, а слышим “шак”. Без знания орфограмм некоторые так и напишут, как услышат. А можно применить правило и поставить “шаг” во множественное число – “шаги”. После выяснения правильной буквы смело пишите слово. Или “гора” (слышим “гара”) – образуем множественное число “горы” и пишем правильно. Один и тот же слышимый нами звук может отображаться на письме другой буквой, например:
- слышим “и”, а пишем “и” – “пила”ла, или “е” – “песок” сок, “я” – “мясной” сной, “а” – часы сы, “э” – “экскаватор” кскаватор;
- слышим , а пишем “краб”, или – “купаться”, – “считать”.
Поэтому самым правильным будет не писать на слух, а немного подумать и применить орфограмму.
После обнаружения орфограммы в слове нужно подобрать правило, которое поможет верно написать нужную букву. Система правильного написания слов в русском языке базируется на трех принципах:
- морфемный разбор слова (по составу);
- использование чередующихся гласных и согласных;
- принцип, основанный на историческом или традиционном написании слов (здесь главными советчиками выступают словари).
В школах рекомендуется заучивать орфограммы наизусть, как таблицу умножения. Этому могут помочь интересные стихи, позволяющие легко и быстро запомнить орфограмму, например:
Но важно не просто заучивать орфограммы, а еще и понимать, в каких словах они применяются, чтобы при письме, когда сомневаешься в корректности написания слова, проверять себя при помощи правил. Одно из неоспоримых выражений гласит, что нужно больше читать, причем не современные книги, где нередки ошибки, а классику в старых изданиях, где о неправильном написании не могло быть и речи
Этот способ позволит не только приятно провести время с лучшим другом – книгой, но и значительно поднимет уровень грамотности книголюба. Потом при письме у школьника или студента меньше времени уйдет на подбор и применение орфограмм.
Подобрать нужное правило
Основа любого орфографического правила – определение части речи и состава проверяемого слова. Для того, чтобы определить состав слова, нужно произвести его морфемный разбор. В ходе действий условными обозначениями выделяются: окончание, суффикс, корень и приставка. Это нужно для того, чтобы узнать, какую орфограмму следует применить. Ведь, если необходимо проверить правильность написания буквы в приставке, к ней нельзя применять орфограмму для корня, и наоборот. Установить часть речи поможет постановка вопроса к слову или выяснение того, что же обозначается данным словом.
Итак, мы подошли к собственно орфографическому разбору слова. Он осуществляется по следующей схеме:
- контрольное слово выписывается отдельно и прочитывается вслух;
- вставляются буквы, пропущенные в слове, или раскрываются скобки;
- место в слове, где присутствует орфограмма, подчеркивается, а морфема, в которой она находится, выделяется условным обозначением;
- орфограмма называется вместе со всеми своими признаками: какое место она занимает в слове и почему появилась, возможно ли подобрать проверочное слово, также в письменном либо устном виде объясняются условия ее правописания;
указывается проверочное слово (если оно существует), где звук будет звучать более явно и сильно, или структура которого идентична рассматриваемому слову (одинаковые грамматическая форма и морфема), приводятся примеры других слов с этой же орфограммой.
Следуя этой схеме, вы дадите правильный ответ преподавателю и грамотно сделаете орфографический разбор.
Синтаксический разбор простого предложения
Схема разбора простого
предложения
1.Сделать графический
разбор предложения: выделить
грамматическую основу, указать
способ выражения подлежащего,
тип сказуемого и способ его
выражения; подчеркнуть второстепенные
члены предложения, указать их разряды
и способы выражения.
2.Указать вид предложения
по цели высказывания (повествовательное,
вопросительное, побудительное).
3.Определить вид
предложения по эмоциональной
окраске (восклицательное или
невосклицательное).
4.Указать тип предложения
по количеству главных членов
(двусотавное или односоставное); для односоставных
предложений определить разновидность
(определённо-личное, неопределённо-личное,
безличное, назывное).
5.Охарактеризовать
предложение по наличию-отсутствию
второстепенных членов (распространённое
или нераспространённое).
6.Охарактеризовать
предложение с точки зрения
наличия-отсутствия структурно необходимых
членов предложения (полное или
неполное); если неполное, указать,
какой член предложения пропущен.
7.Указать, является
предложение осложнённым (чем
осложнено: однородными, обособленными
членами предложения, вводными
словами, обращениями) или неосложнённым.
Примечание. При разборе
части сложного предложения как простого
характеристику по цели высказывания
и эмоциональной окраске следует опустить;
достаточно указать, что это простое предложение
в составе сложного.
Образец
разбора простого
предложения
Наше
священное ремесло
существует тысячи
лет (А. Ахматова).
Предложение повествовательное,
невосклицательное, двусоставное, распространённое,
полное, неосложнённое.
Главные члены: ремесло
— подлежащее, выражено существительным;
существует — простое глагольное
сказуемое, выражено глаголом.
Второстепенные члены:
ремесло (какое?) наше
— согласованное определение, выражено
местоимением; (какое?)
священное — согласованное определение,
выражено прилагательным; существует
(как долго?) тысячи лет
— обстоятельство времени, выражено цельным
словосочетанием.
Куда
мне деться в
этом январе? (О. Мандельштам)
Предложение вопросительное,
невосклицательное, односоставное, безличное,
распространенное, полное, неосложнённое.
Главный член: деться
— простое глагольное сказуемое, выражено
инфинитивом.
Второстепенные члены:
деться (куда?) куда
— обстоятельство места, выражено местоименным
наречием; деться (кому?)
мне — косвенное дополнение, выражено
местоимением; деться (когда?)
в январе — обстоятельство времени,
выражено существительным с предлогом;
в январе (каком?) этом
— согласованное определение, выражено
местоимением.