Необходимость и нюансы составления анализа научной статьи

SWOT анализ — 4-х шаговая инструкция

Для большей наглядности, разделим процесс SWOT анализа по шагам, каждый из которых представлен несколькими вопросами. Ответы на эти вопросы и есть, по сути, процесс проведения SWOT анализа. И так.

Шаг 1 — Сканирование бизнес окружения

В данном шаге, осматривая наше бизнес окружение, мы должны определить факторы, которые влияют или могут влиять на наш бизнес. Все факторы можно будет разделить на внутренние и внешние. Для того, чтобы определить эти факторы, ответьте на следующие вопросы:

1. Какие юридические факторы (законы и иные регулятивные нормы) влияют (или могут влиять) на мой бизнес?

2. Какие экологические факторы влияют (или могут влиять) на мой бизнес?

3. Какие политические факторы влияют (или могут влиять) на мой бизнес?

4. Какие экономические факторы влияют (или могут влиять) на мой бизнес?

5. Какие географические факторы влияют (или могут влиять) на мой бизнес?

6. Какие социальные факторы влияют (или могут влиять) на мой бизнес?

7. Какие технологические факторы влияют (или могут влиять) на мой бизнес?

8. Какие культурные факторы влияют (или могут влиять) на мой бизнес?

9. Какие рыночные факторы влияют (или могут влиять) на мой бизнес?

Ответы на первые 9 вопросов дают вам информацию о внешних факторах, т.е., о тех воздействиях на ваш бизнес, которые есть в вашем окружении независимо от существования вашего бизнеса. Все эти вопросы, так или иначе, стоит себе задать, чтобы полностью понимать, что может оказать какое-либо влияние на ваш бизнес. Конечно, разные факторы будут иметь разное влияние в разных бизнес сферах, но это вы как раз и поймете, отвечая на данные вопросы.

10. Влияет ли (либо может ли влиять) на мой бизнес фактор конкуренции?

11. Влияет ли (либо может ли влиять) на мой бизнес фактор менеджмента и управления бизнесом?

12. Влияет ли (либо может ли влиять) на мой бизнес фактор выбранной бизнес стратегии?

13. Влияет ли (либо может ли влиять) на мой бизнес фактор структуры бизнеса?

14. Влияет ли (либо может ли влиять) на мой бизнес фактор сотрудников?

15. Влияет ли (либо может ли влиять) на мой бизнес фактор поставленных бизнес целей?

16. Влияет ли (либо может ли влиять) на мой бизнес фактор лидерства?

17. Влияет ли (либо может ли влиять) на мой бизнес фактор оперативного управления?

18. Влияет ли (либо может ли влиять) на мой бизнес фактор технологии в бизнесе?

Ответы на вопросы с 10 по 18 дадут вам информацию о том, какие факторы, связанные с появлением на рынке вашего бизнеса, окажут в целом. Перечень может быть не исчерпывающим, тут многое зависит от сферы деятельности, но это основные моменты.

И так, ответив на вышеуказанные вопросы, у вас будет почти полный набор факторов, от которых в той или иной степени зависит ваш бизнес. Далее следует их проанализировать и вынести правильные для себя выводы. В этой связи переходим к следующему шагу нашей инструкции, как делать SWOT анализ.

Шаг 2. Анализ бизнес окружения

В данном шаге SWOT анализа мы должны более подробно разобрать все перечисленные выше факторы и понять, что они для нас и нашего бизнеса собственно представляют. Сделаем это, как вы догадываетесь, через несколько вопросов. Вот они:

19. Какие юридические факторы для нашего бизнеса могут быть угрозой, а какие возможностью?

20. Какие политические факторы для нашего бизнеса могут быть угрозой, а какие возможностью?

Каждый ученик задает вопрос: как делать анализ текста, когда приходит время выполнять такое задание. Первое, с чего стоит начать — составить план. А далее, следуя по шагам, проанализировать предложенный текст. На самом деле, ничего сложного.

Разговорное повествование

Предложения этого стиля предполагают применение повседневной бытовой лексики, использование простых выражений повествующего. В тексте разговорного стиля практически отсутствуют термины и различные иностранные слова, но используются строки с эмоциональной окраской: фамильярность, неодобрительность, ирония и т. д. Признаками разговорного стиля являются наличие простонародных словоформ (прикупить, денежка, очкастый и т. д.), наличие междометий, а также восклицаний (Ой, Тьфу-ты!, Ах). Здесь используются неполные предложения, нечеткое выражение некоторых фраз (Здрасьте).

Пример лексического анализа текста

Как неожиданно и ярко…

(Ф.И.Тютчев)

Лирическое произведение написано Ф.И.Тютчевым в 1865 г.

  1. Стиль текста – художественный. 
  2. Произведение относится к пейзажной лирике, поэт с восхищением описывает красивое природное явление – радугу. Стихотворение представляет собой философское размышление о том, что все в жизни рано или поздно проходит
  3. Ключевые слова и выражения, передающие тему и идею текста: «воздушная арка», «в минутном торжестве», «полнеба обхватила», «радужное виденье», «лови мгновенье», «уйдет всецело».
  4. Художественно-изобразительные средства: 
    • эпитеты: «влажной синеве», «неожиданно и ярко», «воздушная арка», «минутное тортво», «радужном виденье»;
    • метафоры: «воздвиглась арка»; слово «арка» употреблено в переносном значении, основывается на внешнем сходстве с радугой
    • олицетворения: «за облака вошла», «полнеба обхватила», «в высоте изнемогла». Эпитеты и метафоры автором используются для передачи эмоционального состояния восторга и восхищения радугой, олицетворения позволяют создать еще более яркий образ.
  5. Стилистические фигуры: 
    • инверсия: «воздушная воздвиглась арка»;
    • риторический вопрос: «Еще минута, две – и что ж?»;
    • повтор: «Лови его – лови скорей!»
  6. В данном тексте в качестве синонимов используются слова: «вонзила», «вошла».

    Лексическое значение слова «вонзить» — воткнуть что-нибудь острое.

    Лексическое значение слова «вошла» — попасть внутрь чего-нибудь.

    В тексте есть контекстные антонимы: «воздвиглась» (т.е. появилась) – «побледнело» (в значении «исчезло»).

  7. Чтобы создать настроение торжественности и особенности момента поэт использует высокую книжную лексику: «нега», «изнемогла», «очей», «виденье».

    Лексические значения:

    Нега – состояние полного удовлетворения, спокойствия.

    Изнемогла – ослабла, потеряла силу.

    Очи – глаза.

    Виденье – возникшее в воображении, легкое и чуть уловимое. 

    Такую же роль выполняет слово «торжество», употребленное в значении «чувство радости и удовлетворения»

Смотри также:

  • Лексическое значение слова
  • Лексический анализ слова
  • Синонимы. Антонимы. Омонимы
  • Группы слов по происхождению и употреблению

Требования к наполнению

При анализе статьи лингвист учитывает уровень профессионализма автора. Его показатели — стиль написания, манера подачи материала, грамотность. Опытный специалист непременно проверяет контент на отсутствие плагиата. В этом помогают специальные программы, выявляющие процент уникальности. Также изучается обоснованность экспериментов, насколько они применимы на практике.

Научные материалы рассматриваются с позиции ООД — ориентировочной основы действия, которая представляет систему репрезентаций о целях, методах и условиях внедрения.

Необходимо составить план и четко придерживаться структуры:

  1. Название, данные автора, место публикации.
  2. Актуальность проведенных опытов.
  3. Наличие новизны.
  4. Жанр.
  5. Грамотный литературный обзор источников.
  6. Методологический подход.
  7. Практическая и теоретическая значимость работы.
  8. Аргументированные выводы.

Авторство и место публикации

Чтобы правильно оценить научный труд, аналитику необходимо досконально изучить текст, перепроверить представленные источники, которыми пользовались при написании.

В этом блоке обязательно должны быть указаны:

  1. Информация об авторе: паспортные данные, место работы, ученая степень.
  2. Список прошлых публикаций.
  3. Заголовок.

Актуальность исследования

Здесь учитывается степень востребованности темы в научном или современном обществе. Если она слишком устарела, то интереса для читателя уже не представляет. Исключение — подача материала с учетом новых открытий или фактов.

Если востребованность устарела, то интереса уже не будет.

В блоке должны быть представлены:

Аргументы в пользу важности изысканий.
Подтверждение перспективности темы.
Доказательства практической значимости или применения исследования.
Обоснованные предположения, которые подтверждают, насколько отражена выбранная тема в разных источниках.

Новизна

Это весомый показатель как в научном, так и публицистическом материале, поскольку читатель обращает внимание на факты, которых прежде не знал. В науке они демонстрируются в виде нового:

В науке они демонстрируются в виде нового:

  • знания, незамеченного раньше;
  • аспекта распространенной информации;
  • метода для практического применения;
  • создания модели или процесса;
  • средства, которое поможет совершить прорыв.

Жанр

Здесь оценивается, соответствует ли материал требованиям к оформлению и изложению.

Аналитики при проверке ориентируются на такие параметры:

  1. Наличие громоздких словесных конструкций.
  2. Грамотное использование терминов.
  3. Внедрение схемы тезисов и аргументов.
  4. Анализ количества цитат и их соответствие теме.
  5. Логическую связь между блоками.

Качество обзора литературы

В научном мире специалисты, анализирующие контент, обращают внимание на список материалов, который был использован при написании работы. Оценивают, насколько представленные данные редкие или устаревшие, являются ли они объективными и точными

В блоке также приводят:

  • мнения экспертов;
  • отчеты о проведенных испытаниях;
  • результаты опросов;
  • документально подтвержденные сведения.

Эти аспекты определяют уровень информативности контента, что играет большую роль при общей оценке работы.

Репрезентативность фактов

Этот термин можно расшифровать как представительность, когда аналитик рассматривает, можно ли обобщать результаты исследования по выборке. Изучается качество источников, на которые опирался автор, соответствие контента заявленной теме, точность данных экспериментов и опросов.

Теоретическая/практическая значимость

Этот блок определяет, насколько важен представленный материал для ученого мира или общественности. Опытные аналитики рекомендуют ориентироваться на разработанные вопросы. Если ответы на них положительные, то и контент получит высокую оценку.

Предлагается для анализа такой перечень:

  1. Дает ли статья новые знания.
  2. Где можно применить результаты исследований.
  3. Какая практическая польза от представленных теоретических разработок.
  4. Проводились ли апробации.

Аргументированность выводов

Обоснованные итоги дает только всестороннее изучение темы со ссылками на труды мэтров в выбранной области. Если информации не хватает для создания крепкой базы, тогда текст нуждается в доработке.

Представленные утверждения должны быть:

  • весомыми и научно обоснованными;
  • с подтверждением в проверенных источниках;
  • с анализом ситуации и использованных ресурсов;
  • с подтверждением или опровержением представленных гипотез.

Самое главное аргументы должны быть: весомыми и научно обоснованными.

Что делать нельзя

Писать текст исключительно для поисковых роботов нельзя. Машины ориентируются на читателей, стараются быстро найти для них наиболее полезную статью, а вебмастерам дают подсказки как такую публикацию написать.

Не стоит употреблять ключевые слова часто, использовать их везде. Поисковику достаточно один раз увидеть, а дальше он сам достроит картину публикации, затем проанализирует поведение читателей на этой странице и решит стоит ли показывать ее большему количеству людей.

Частое использование ключей может привести к переспаму. Вас выкинут далеко за пределы первой страницы выдачи.

Конкурировать с запросами высокой частотности новичку сложновато. Это царство известных ресурсов. Могут потребоваться не только знания и умения, но и деньги на приобретение ссылок, которые добавят вес сайту и конкретной странице.

Правила и нюансы составления

Чтобы сделать качественный анализ, специалист должен свободно ориентироваться в изучаемом направлении, опираясь в исследованиях не на личное мнение, а на разработанные критерии.

Далее изучение проводится поэтапно. Для анализа используется схема, позволяющая проверить такие моменты:

  1. Соответствует ли заголовок изложенному в тексте материалу.
  2. Приводятся ли факты, опросы, мнения экспертов, которые определяют уровень информативности.
  3. Насколько последовательно изложена проблема, прописаны ли итоги, прослеживается ли логическая цепь в порядке изложения.
  4. В полной ли мере раскрыта тема. Если автор отмечает, что недосказанность оставлена специально, чтобы подтолкнуть к размышлениям, то аналитик должен этот момент отразить при проведении анализа.
  5. Соответствует ли язык, которым написан текст, заявленному стилю.
  6. Не перенасыщен ли контент сложными терминами или просторечными выражениями, которые недопустимы в научной работе.

Разбор прозы и поэзии

Анализ стихов и прозы несколько отличается. В первом случае больше внимания уделяется сюжету, во втором — действующим лицам.

План для разбора стихов:

  1. Автор, название, история написания. Если есть информация о том, кому посвящено произведение, то указать и это.
  2. Жанр и литературное направление. Доказать на примерах.
  3. Главная идея и тема.
  4. Размер и используемые рифмы (тип).
  5. Какие тропы использовал автор.
  6. Фонетика стихотворения.
  7. Специфика лексики.
  8. Описание главного лирического героя.
  9. Какие эмоции, чувства, настроения автор хотел передать читателю.
  10. Личное отношение к произведению.

План для разбора прозы:

  1. Автор, название, условия и история создания.
  2. Направление и жанр.
  3. Главная идея и тема.
  4. Действующие персонажи. Краткая характеристика на каждого.
  5. Описание сюжета (композиция, линия).
  6. Отношение автора к тому и тем, кого он описывает.
  7. Анализ речи, которой написано произведение (строение предложений, приемы).
  8. Описание личного отношения читателя к произведению.

В зависимости от требований учебного заведения план анализа может отличаться. Рекомендуется заранее обговорить с педагогом, какой план можно и нужно использовать.

Источник статьи: http://nauka.club/pomoshch-studentu/analiz-teksta.html

Пример семантического анализа текста

Давайте разберем показатели на примере анализа текста по семантическому анализатору от Адвего. Первые несколько строк — количество знаков с пробелами и без, количество слов, уникальных и значимых слов — не так важны. Важны следующие показатели:

  • Вода — 67,7%;
  • Классическая тошнота документа — 4,12%;
  • Академическая тошнота документа — 8,7%;
  • Семантическое ядро;
  • Частота слов в семантическом ядре.

Давайте остановимся на каждом показателе подробнее.

Водность текста

Семантический анализатор Адвего показывает самую высокую водность — на других сервисах при проверке нашего текста она 44% и 5%. Показатель водности — это соотношение незначимых слов к общему количеству слов. Чем больше в тексте стоп-слов, не несущих смысловой нагрузки, тем выше процент воды.

Слова, которые сервис считает «водой», выводятся в отдельной таблице «Стоп-слова». Чаще всего в нее попадают предлоги и местоимения. Кстати, нормальный показатель, упомянутый в описании семантического анализа по Адвего — 55-75%. Значит, в нашем тексте уровень воды нормальный.

Это интересно: Как повысить уникальность текста

Классическая тошнота документа

Она рассчитывается по самому частотному слову, как квадратный корень из количества его вхождений. Другие сервисы проверки используют подобный алгоритм, поэтому их «тошноту» можно приравнять к показателю «классическая тошнота» на Адвего.

Определенные нормы по классической тошноте в описании анализатора не указаны. Создатели лишь рассказали, что она зависит от длины текста — например, для статьи длиной в 20 000 символов тошнота 5% нормальная, а для заметки в 1 000 символов — слишком высокая. Многие агентства и SEO-специалисты придерживаются мнения, что тошнота не должна быть выше 4-6%.

Академическая тошнота текста

Она определяется как соотношение самых частотных и значимых слов ко всему тексту. Саму формулу подсчета не раскрывают.

В описании указано, что нормальный процент академической тошноты — 5-15%. Это косвенно подтверждено самим Яндексом: в его блоге привели пример переоптимизированного текста, и академическая тошнота этой заметки составила 19%. На практике многие SEO-специалисты требуют писать статьи с тошнотой не больше 10%.

Семантическое ядро

Блок семантического ядра показывает самые часто встречающиеся слова в тексте. Именно они задают тематику материала. Поэтому на первом месте должны быть слова, релевантные теме — иначе поисковая система не поймет, о чем вы пишете, и понизит сайт в выдаче или вообще не будет показывать страницу по нужным ключевым словосочетаниям.

В нашем примере в семантическом ядре на первом месте стоит слово «вебинар». Понятно, что статья о вебинарах — это подтверждают следующие позиции ядра из тематических слов.

Частота слов в семантическом ядре

Этот показатель рассчитывается по самым распространенным в тексте словам. Чем выше процент — тем чаще встречается слово. Этот показатель тесно связан с процентом самой тошноты.

В описании семантического анализа Адвего нет рекомендуемых параметров. Многие SEO-специалисты и агентства требуют не превышать показатель в 3-4%. А в переоптимизированной заметке Яндекса максимальная частота слова в семантическом ядре превысила 8%.

В Istio.com также показывают семантическое ядро, а в анализаторе Miratext.ru его заменяет облако слов. Самые часто встречающиеся слова написаны крупным шрифтом. Семантический анализ Miratext.ru такжп показывает качество текста по Ципфа. Точный алгоритм анализа по Ципфа неизвестен, но его создатели утверждают, что он проверяет «естественность» текста, а нормальный показатель начинается от 50%. Проверка нашего текста на анализаторе выдала показатель в 34%. А при проверке на самом сервисе Ципфа — 77%. Поэтому на эту строчку при проверке на Miratext.ru можно не обращать внимания — цифры не совпадают.

Как доработать текст

Если показатели вашего текста не совпадают с рекомендуемыми параметрами, его желательно доработать. Сделать это просто, и мы подготовили небольшую шпаргалку:

  • Если «вода» высокая, удалите малозначимые слова и словосочетания, переформулируйте предложения так, чтобы в них встречалось меньше предлогов; если показатель низкий, разбавьте текст или не трогайте его
  • Если классическая тошнота высокая, удалите несколько вхождений самого часто встречающегося слова, если низкая — добавьте вхождения ключевых слов
  • Если академическая тошнота текста высокая, удалите несколько вхождений ключевых слов, если низкая — добавьте вхождения главного ключа
  • Если в семантическом ядре находятся нетематические слова, добавьте в текст вхождения ключей и других тематических слов
  • Если частота слов в семантическом ядре слишком высокая, удалите несколько вхождений

Не забывайте о том, что в первую очередь текст должен нравиться людям. Поэтому не стоит воспринимать семантический анализ текста как истину в последней инстанции — даже далеко не идеальные в плане SEO статьи попадают в топ. Например, в первой в выдаче по запросу «что такое инфляция» статье показатель воды по Адвего приближается к верхней планке, составляет 72,6%.

А на странице со второго места показатель академической тошноты превышает рекомендованную многими SEO-специалистами отметку в 10%, а частота слова в семантическом ядре превысила 5%.

Если текст интересный, полезный, структурированный, но немного не соответствует рекомендуемым показателям, можете оставить все как есть.

Пример стилистического анализа

На что смотреть при анализе контента в соцсетях

План характеристики персонажа

Во вступлении необходимо определить место персонажа в общей системе образов данного произведения. Главная часть включает в себя прежде всего его характеристику и указание социального типа, материального и общественного положения. Подробно рассматривается внешний облик и не менее обстоятельно — его мировосприятие, мировоззрение, круг интересов, привычки, склонности.

Обязательное исследование характера деятельности и основных устремлений персонажа весьма способствует полному раскрытию образа. Также рассматривается его влияние на окружающий мир — все виды воздействия.

Следующий этап — анализ героя произведения в области чувств. То есть как он относится к окружающим, его внутренние переживания. Анализируется и отношение автора к данному персонажу. Каким образом личность выявляется в произведении. Дана ли характеристика самим автором напрямую, или он сделал это с помощью портрета, предыстории, посредством других персонажей, через поступки исследуемого или его речевую характеристику, с использованием окружающей обстановки или соседей. Заканчивается же анализ произведения обозначением проблемы в обществе, которая привела художника к созданию именно такого образа. Знакомство с персонажем получится достаточно близким и познавательным, если путешествие по тексту провести интересно.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Онлайн-сервисы для сбора статистики по контенту в соцсетях

Пример

Как делать анализ текста представленного отрывка? Ниже приведен пример:

Следует разобрать его по шагам, чтобы увидеть заложенный смысл.

  1. Мысль автора – показать и рассказать об участниках охоты, а с другой стороны продемонстрировать величие природы.
  2. Тип и стиль – это художественное произведение, а точнее повествование с элементами описания.
  3. Средства связи и художественные средства – союзы (и, но), наречия (долго, крепко, вдали). Основной прием – антитеза, т.е. когда идет противопоставление – глаголы (выскочишь, помчишься и осадишь, замирает), прилагательные (отчаянный, бешенный и мертвый). Также встречаются эпитеты, метафоры, градации.
  4. Синтаксические особенности – используются простые предложения, которые также входят в состав сложных, распространены определения и обстоятельства.
  5. Орфографические особенности – безударные гласные в корне (копыта, долина), чередующиеся гласные в корне (замирают, выскочишь).

На олимпиаде по литературе участнику предлагается провести целостный анализ текста – прозаического или поэтического (по выбору). Мы остановимся на прозаическом тексте. Оценивается уровень сформированности умений анализировать текст, привлекая для этого все имеющиеся знания по языку и литературе. Обычно в задании предлагаются вопросы, на которые может ориентироваться ученик, но он имеет право выбрать свой путь анализа произведения, главное – он должен создать цельный, связный, объединённый общим замыслом аналитический текст. Важным моментом анализа является понимание учеником смысла произведения, его тематики и проблематики, и того, каким образом, с помощью каких средств автор раскрывает этот смысл. То есть мы опять подчёркиваем, что произведение анализируется в единстве формы и содержания.

Как составить план анализа текста

Текст при анализе рассматривается на различных уровнях, порядок их совершенно свободно может варьироваться и задаваться спецификой данного конкретного случая. Но в любом случае необходимо ориентироваться в основных признаках текста, типах речи и её стилях. Для этого предлагается сначала определить следующие параметры.

  • Тип речи данного текста.
  • Композиция с указанием количества смысловых частей и микротем в них.
  • Характер связи в тексте — связь параллельная или цепная.
  • Какими средствами осуществляются связи грамматические и лексические.
  • Стиль речи текста — публицистический, научно-популярный, официально-деловой, художественный, разговорный, которым пользуется автор текста.
  • Тема текста и какими языковыми средствами обеспечивается её единство.
  • Основная мысль (идея) текста.

План выполнения

Не обязательно описывать все структурные уровни текста, важнее сосредоточиться на характеристике его основных элементов, которые помогли автору более полно и ярко раскрыть содержание, реализовать замысел. Поэтому в работе ценится не обилие терминов, а точность и уместность их использования. С точки зрения содержания текста необходимо говорить о его теме, идее, проблеме, позиции автора, системе образов

При анализе формы произведения обращаем внимание на композицию, средства художественной выразительности, размышляя над тем, чего достигает автор их употреблением

В результате анализа должен получиться связный текст, в котором будут рассмотрены все особенности содержания и речевого оформления анализируемого текста. Существует множество примерных планов и рекомендаций к целостному анализу текста. Сразу следует заметить, что нет единого обязательного плана, на рекомендации можно ориентироваться, но подходить к ним творчески, помня о том, что любой анализ индивидуален и показывает именно ваше восприятие и понимание текста.

Итак, останавливаясь на анализе прозаического текста как задании олимпиады по литературе. Тогда с точки зрения содержания мы должны остановиться на основной теме, идее, проблеме, затронутой автором, рассмотреть систему образов, определить позицию автора. С точки зрения формы анализируем построение текста, то есть его композицию, находим средства художественной выразительности и определяем их роль в данном тексте.

Также на олимпиаде возможен анализ лирического произведения, с которым вы также можете ознакомиться.

Для примера проанализируем отрывок из повести Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

Анализ: два направления

Эти направления достаточно автономны и рассматривают тексты под абсолютно разным углом зрения — литературоведчески и лингвистически. Первый случай изучает жанровую принадлежность произведения, его тему, идею, образную систему, композицию и специфику хронотопа. Во втором рассматривается текст с точки зрения языка: его художественные средства, тропы (эпитеты, метафоры), к сожалению, часто без связи с содержанием и без понимания функций, только как украшения, помогающие автору ярче выразиться. Ещё более странным выглядит поуровневый разбор текста школьниками и студентами, от которого разрушается целостность произведения и эстетическое его восприятие, а всю художественность убивает как раз комплексный анализ текста.

Пример: «У стихотворения тонкая интонационная, синтаксическая и звуковая структура в размере пятистопного ямба, где ударения падают на все 2-й, 4-й, 6-й и 10-й слоги, после каждого четвёртого — явная долгая пауза.» Так же и далее: лексика, фонетика, морфология, стилистические моменты, синтаксис… И все это о чудесном и трогательнейшем стихотворении «Я вас любил». Что в душе останется после такого разбора, не охладеет ли душа к поэзии? Именно потому и необходимо гармоничное соединение лингвистического, литературоведческого и культурно-исторического в том, что предполагает филологический комплексный анализ текста. Пример интерпретации должен приводить к осмыслению, порождать определённый результат. Сначала получается глубоко субъективное впечатление после прочтения, затем происходит трансформация впечатления в понимание и приближение к авторскому посылу. Вот где находятся настоящие знания. Если, кроме ямбов, знаний не прибавилось, напрасен был весь этот многоумный комплексный анализ текста. Пример недостижения цели — не более.

Как правильно сделать анализ стихотворения

Когда вы делаете анализ стиха впервые, план необходимых действий может ввести в ступор. Однако, паниковать не стоит. Внимательно прочитав произведение, сложностей в его анализе не должно возникнуть.

Уединитесь в тихой, спокойной комнате

Очень важно, чтобы вам никто не мешал и ничто не отвлекало от произведения. Прочитайте его раз

Затем прочтите снова. Если вам встретятся незнакомые слова или словосочетания, найдите их значение в словаре. Хорошей идеей станет запасание ручкой и блокнотом. Если перед вами копия стиха, можно выделять незнакомые и впечатляющие моменты с помощью маркера. Прочитав произведение несколько раз, спросите сами себя: «О чем оно?», «Кто главный герой стихотворения, какой он – позитивный или негативный, чем обусловлены его действия?». Поразмышляйте, что автор хотел донести к читателю, создавая этот стих. Сделайте несколько заметок о наиболее ярких героях и ситуациях, об эмоциях, пронзающих каждую строку. Прочитайте произведение еще раз, только уже вслух. Не забывайте при чтении о всех стоящих знаках пунктуации, делайте паузу там, где нужно, а не в конце каждого рядка. Попробуйте определить ритм стиха
Обратите внимание на последние буквы каждой строки: совпадают ли они. Если да, то в каком порядке: по парам, через одну или через несколько

Очень полезно знать биографию автора, хотя бы самые важные периоды и изменения в его жизни. Возможно, именно знание жизненного пути, взглядов и убеждений автора поможет вам раскрыть суть его произведения.

При необходимости прочитайте произведение еще несколько раз, только уже про себя. Затем все свои мысли выложите по такому плану.

Видео к материалу

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Средства выразительности морфологии

В научном стиле преобладают существительные, часто среднего рода (образование, свойство), отглагольные существительные, а глаголы находятся в значении обобщённом или отвлечённом (проблема состоит в том, приводит к общему знаменателю и тому подобное), широко употребляется форма несовершенного вида глаголов, не используются многозначные слова в тексте, зато много местоимений третьего лица. В публицистическом тексте много глаголов повелительного наклонения и возвратных, часто используются существительные в родительном падеже как несогласованные определения (страны дальнего зарубежья, голос мира и так далее).

Художественный текст отличается насыщенностью глаголами для интенсивности и динамичности действия, используется безглагольность, внеличностный и вневременной характер придаёт наличие инфинитивов, огромное количество причастий для образного описания предмета и его признаков в динамике, категории падежей используются для повышения экспрессии (с творительным — живописность, например: петь соловушкой) употребляются краткие прилагательные, неопределённые местоимения для отдаления событий, а личные и притяжательные для передачи взволнованности или искренности. Официально-деловой стиль использует другие приемы построения текста. Не допускает формы глаголов и личных местоимений первого и второго лица, а в третьем лице они звучат в неопределённом значении. Употребляются собирательные существительные, в кодексах и уставах положены глаголы несовершенного вида, а в протоколах — совершенного.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Как сделать анализ стиха

Вам понадобится

Текст стихотворения, лист бумаги, ручка

Инструкция

Напишите имя и дату рождения автора, название стихотворения и дату его написания. Если требуется, укажите несколько событий из биографии поэта, которые повлияли на создание анализируемого стихотворения.

Помимо темы, иногда требуется определить также идею или главную мысль произведения. Подумайте, что именно хотел донести поэт до читателя, какое «послание» кроется в его словах. Основная мысль отражает отношение поэта к написанному, она является ключевым фактором для истинного понимания литературного произведения. Если автор произведения затронул сразу несколько проблем, перечислите их и выделите одну в качестве главной проблемы.

Укажите особенности образа лирического героя. Желательно не пропускать этот пункт в анализе стихотворения. Помните, что в любом произведении присутствует авторское «Я».

План анализа стихотворения

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий