Как научить ребёнка делить слова на слоги: самые быстрые и эффективные способы

Основные виды слогов в английском языке

Как и для русского языка, для английского характерно деление слогов (syllable) на ударные (падает ударение) и безударные (не падает ударение)

Однако для языка британцев это имеет большую важность, чем для нашего, потому что всего шесть гласных букв английского языка передают целых двадцать четыре звука — каждая буква имеет четыре варианта прочтения и именно тип ударного слога определяет, какой звук будет передавать буква в данном случае

Слоги в английском разделяются на шесть видов:

1) Закрытый (closed) – оканчивается на согласный (за исключением «r»).

В таком слоге гласный звук читается кратко, ярким примером является всем хорошо известное слово «dog», состоящее из одного закрытого слога.

2) Открытый (open) — как и в русском, слог заканчивается на гласную, и она читается так же, как и представлена в алфавите. Например, слово «ze-ro» состоит из двух открытых слогов.

3) С непроизносимой «e» (silent-e) — данная буква не произносится, хотя и создает слог. Главная ее роль — это придание главной гласной слова более длинного звучания: «smi-le» — два слога, с одной произносимой гласной. Некоторые языковеды этот вид объединяют с предыдущим.

4) С ударной гласной и «r» (r-controlled) – в данном слоге согласная «r» не читается, но сигнализирует, что гласный перед ней будет долгим: «warm» .

5) С группой гласных (vowel team) – такой слог состоит из нескольких гласных, которые чаще всего произносятся как один длинный звук и означают один слог («clean»), иногда как короткий («bread»), а иногда даже два звука («boy»). Данный тип обусловлен особенностями английского языка и не имеет аналогов в русском.

6) С согласным и «le» (consonant+le) – данный тип слога можно выделять только в многосложных словах, например, «little». При произношении «e» становится глухим, поэтому иногда этот вид не выделяется как отдельный, а объединяется с silent-e.

Для запоминания всех видов слогов английского языка используют мнемоническое слово «CLOVER».

Лишние слоги

В современных языках не все слова являются, так ска­зать, в чистом виде «сыном земли» или «сыном воды (неба)». В одних случаях из одних слов могут выпадать отдельные элементы, а в других случаях термины могут обрастать но­выми слогами. Как мы видели выше, определять дополни­тельные слоги в топонимических терминах не так сложно. Однако к некоторым словам могут «прилипать» совершенно лишние слоги, которые в состоянии изменить до неузнавае­мости первоначальную картину. Хотя, впрочем, следует под­черкнуть, что эта мысль верна только с теоретической точки зрения. Каждое слово близко и дорого нам именно своей утвердившейся в сознании формой и содержанием, какими бы лишними или дополнительными элементами оно ни обла­дало. Татарские баш — «голова», малай — «мальчик» в русском употребляются в вице башка, малайка. Для русского башка и малайка кажутся более «правильными», чем баш и малай.

В одном из эскимосских языков, имаклинском, заимство­ванные из русского чай, сахар, палатка произносятся как сайукъ, сакъар-икъ, палаткъакъ. В этих словах конечные — укъ, -икъ, -къ — лишние. Повторяем: теоретически, а для са­мого имаклинского языка—вполне нормальные.

В татарском кук—»небо» конечное согласное к также ка­жется лишним, т. к. слог ку и так означает «небо». По пра­вилам слогового метода, ку-к— «сын неба» или «земля». Как же так? Ничего не поделаешь, так вот. Это предупреждает нас, что в каждом конкретном случае возможны и такие толкования, которые могут не соответствовать общим нор­мам. Мы еще вернемся к этому кук в другой главе этой кни­ги и постараемся подробнее объяснить, почему случилось такое.

Здесь следует вспомнить суб, сув, суг, суй — «вода» в род­ственных татарскому языках. Основа этих слов, конечно, су, а конечные -б, -в, -гъ, -й, по-видимому, лишние.

Азбука по слогам

Слог имеет огромное практическое значение при обучении детей чтению. С самого начала ученики изучают буквы и слоги, которые из них можно комбинировать. А впоследствии из слогов дети учатся постепенно строить слова. Сначала детей обучают читать слова из простых открытых слогов — «ма», «мо», «му» и подобных, а вскоре задачу усложняют. Большинство букварей и методических пособий, посвященных данному вопросу, построены именно по этой методике.

Само по себе понятие «слог» является еще не до конца изученным предметом лингвистики. При этом его практическое значение сложно переоценить. Ведь эта маленькая частичка слова помогает не только обучиться чтению и правилам письма, но и помогает понять многие грамматические правила. Не стоит также забывать, что, благодаря слогу, существует поэзия. Ведь основные системы создания рифм основываются как раз на свойствах этой крошечной фонетико-фонологической единицы. И хотя существует масса теорий и исследований, посвященных ему, вопрос о том, что такое слог, остается открытым.

Полезные советы

Дополнительные слоги

На картах Исландии, Швеции, Финляндии находим тер­мины, имеющие по шесть-семь, даже более слогов. Что это за длинные слова? Можно ли понять их значения, не загля­дывая в словари?

Выше мы упомянули, что в названиях рек Исландии име­ются дополнительные слоги, означающие воду. В названиях озер в Швеции также имеются стандартные слоги на конце слов. Например, озера Вастенъяуре, Мавасъяуре. В этих названиях конечное яуре, по-видимому, означает «озеро». Это яуре можно разбивать двояким образом: йа-уре и йау- ре.

Который из них правильнее? Обратимся к другим при­мерам. На татарском «озеро» — кул (ку-л — «воды сын»), монгольском нуур (ну ур — «воды сын») . В Финляндии в названиях озер в конце терминов имеются слоги йар-ви. На­пример, озеро Илисуолиярви. На уровне слогов ар-ви — так­же «сын воды». И шведское йауре, по-видимому, следует расчленять в виде йау-ре. Кстати, дополнительные слоги со значением «вода» в названиях рек Исландии как раз образо­ваны по модели йау. Исландцы, как известно, являются вы­ходцами из Скандинавии.

В татарском и родственных языках на конце названий рек также имеются дополнительные слоги в виде сай, чай, шай со значением «вода». Такие же окончания в виде сай, чай… имеются и в названиях рек Юго-Восточной Азии. На­пример, река Бангсай в Таиланде, река Бангфай в Лаосе.

Дополнительные слоги с дополнительной информацией имеются и в названиях сел и городов. В Германии названия городов часто оканчиваются на стандартные дорф — «село, деревня», штадт, бург — «город».

Все это, вместо взятое, напоминает нам, что любые сло­ва, будь то географические, топонимические и иные терми­ны, могут иметь дополнительные слоги с дополнительной информацией о принадлежности слова-основы к тому или иному разряду лексем.

Как правильно делить слова на слоги?

Слова делят на фоне­ти­че­ские сло­ги в соот­вет­ствии с коли­че­ством глас­ных зву­ков. В сло­ве содер­жит­ся столь­ко сло­гов, сколь­ко в нем зву­чит глас­ных. Один глас­ный звук в окру­же­нии соглас­ных созда­ет одно­слож­ное сло­во, кото­рое не делит­ся на слоги:

  • сом
  • крот
  • вальс
  • брод

Чтобы мож­но было раз­де­лить сло­во на сло­ги, в нем долж­но быть не менее двух глас­ных зву­ков, кото­рые обра­зу­ют дву­слож­ные сло­ва:

  • ё-жик
  • до-мик
  • са-лат
  • кро-лик

Если сонор­ный соглас­ный нахо­дит­ся меж­ду дву­мя глас­ны­ми, то он отхо­дит к сле­ду­ю­ще­му слогу:

  • во-рон
  • ку-лон
  • ко-рысть
  • кла-ня-ться (-ться зву­чит как )

При деле­нии на сло­ги учи­ты­ва­ем, что слог закан­чи­ва­ет­ся глас­ным, а груп­па после­ду­ю­щих шум­ных соглас­ных в соче­та­нии с сонор­ным зву­ком или без него отхо­дит на гра­ни­це сло­го­раз­де­ла к сле­ду­ю­ще­му фоне­ти­че­ско­му слогу:

  • но-чник
  • кро-вля
  • про-бка
  • со-зда-ни-е

Только непар­ные звон­кие соглас­ные  в сере­дине сло­ва могут закрыть слог:

  • ал-фа-вит
  • строй-ка
  • квар-тал
  • лан-ды-ше-вый
  • бе-сшум-ный

Если в сло­ве име­ют­ся оди­на­ко­вые соглас­ные, то они начи­на­ют сле­ду­ю­щий фоне­ти­че­ский слог:

  • про-гра-мма 
  • те-нни-сный
  • кро-ссо-вки
  • па-ра-ллель

Это деле­ние на сло­ги фоне­ти­че­ское, кото­рое не сов­па­да­ет с орфо­гра­фи­че­ским пере­но­сом слов с двой­ны­ми согласными.

Буквы «й», «ь», «ъ» при­над­ле­жат сло­гу, после кото­ро­го пишутся:

  • рей-ка
  • хлопь-я
  • отъ-езд
  • подъ-ём-ный

Укажем поря­док деле­ния слов на сло­ги с помо­щью сле­ду­ю­ще­го алгоритма.

Онлайн-сервисы определения слогов

Для того, чтобы вы не тратили большое количество времени на изучение правил определения и нахождения слога, в сети Интернет, были созданы специальные сайты. Посетив их, вы сможете легко разбить слово по слогам, в соответствии с правилами по русскому языку.

Одним из таких онлайн сервисов является Slogi.su. Это один из самых удобных и быстрых сервисов, который поможет вам поделить любое слово на слоги. Вы можете ввести слово в любом роде, падеже, числе и сервис точно справится с заданием. Сервис использует разделение слов по современным правилам, которые действую на сегодняшний день в школах и других учебных заведениях. Если существует разница между делением двух школ, то вы получите дополнительные пояснения к примеру.

Сервис имеет 2 вида деления слов на слоги – разделение одного слова и деление предложения или текста. В первом блоке, разделение слова на слог, вы сможете определить слога слова, для этого:

  1. Введите слово в форму.
  2. Нажмите кнопку «По слогам».
  3. После этого вы сможете увидеть результат под формой, где будут слога приведены через дефис.
  4. Еще ниже вы увидите количество слогов, которые предоставлены в виде ссылки. Если нажать на нее вы попадаете в окно, где перечислены все слога и количество букв в них. Здесь же вы сможете найти все слова, которые имеют такое же количество слогов, однокоренные с искомым словом, а также синонимы. Для их поиска достаточно нажать соответствующую ссылку.

Второй способ разделения всего предложения или словосочетания находится ниже в том же окне, что и деление по словам. Этот способ разделения слов по слогам будет уместен, если вам нужно разделить слова для песни в караоке или подготовить текст сказки для утренника в детский сад для детей. Разделить слова для лучшего усвоения русского языка иностранцами и т.д. Этот способ работает также просто, как и первый.

  1. Введите в поле предложение, текст, словосочетание.
  2. Нажмите кнопку ниже «Разделить на слоги».
  3. В этом же окне вы увидите ваш текст со словами уже разбитыми на слоги.

Опустив страницу в самый низ, вы сможете увидеть блок подборки слов и слогов. Здесь вам предоставлены различные слова со слогами от 1 до 9. Слова с определенными слогами (для получения слова с определенным слогом – выберите один из предоставленных). А также слова, которые чаще всего искали на этом сервисе.

Книги по теме

дЕКЕМХЕ МЮ ЯКНЦХ ДКЪ ДНЬЙНКЭМХЙНБ

йЮПРНВЙХ ЯН ЯКНЦЮЛХ

сДНАМН ХЯОНКЭГНБЮРЭ АНКЭЬСЧ ЙЮЯЯС ЯКНЦНБ. б ЙЮПЛЮЬЙХ БЯРЮБКЪЧР МЕНАУНДХЛШЕ АСЙБШ, ОНКСВЮЪ Б ПЕГСКЭРЮРЕ ЯКНЦХ. йЮПРНВЙХ ЛНФМН ОПХНАПЕЯРХ Б ЙНЛОКЕЙРЕ, Ю ЛНФМН ХГЦНРНБХРЭ ЯЮЛХЛ. нЯНАШИ ХМРЕПЕЯ С ЛЮКШЬЮ БШГНБСР ЙЮПРНВЙХ, ХГЦНРНБКЕММШЕ ЯНБЛЕЯРМН. дЕКЕМХЕ ЯКНБЮ МЮ ЯКНЦХ ДКЪ ДНЬЙНКЭМХЙНБ СЯБЮХБЮЕРЯЪ КЕЦВЕ, ЕЯКХ ЦПЮЛНРМН Х ХМРЕПЕЯМН НПЦЮМХГНБЮРЭ ГЮМЪРХЪ.

сОПЮФМЕМХЪ Я ЙЮПРНВЙЮЛХ

1. бГПНЯКШИ ОНЙЮГШБЮЕР ЯКНЦ аю, ОПЕДКЮЦЮЕР ПЕА╦МЙС ОПНВХРЮРЭ Х НРБЕРХРЭ МЮ БНОПНЯ, ЯКНБН КХ ЩРН. щРН МЕ ЯКНБН, ОНЯЙНКЭЙС МХВЕЦН МЕ НАНГМЮВЮЕР. гЮРЕЛ АЕП╦РЯЪ ЯКНЦ пюм. еЦН РЮЙФЕ ВХРЮЧР Х БШЪЯМЪЧР, ВРН ЯКНБНЛ ЩРЮ ЙНМЯРПСЙЖХЪ МЕ ЪБКЪЕРЯЪ. дЮКЕЕ БГПНЯКШИ ЙКЮД╦Р ПЪДНЛ ЯКНЦХ аю Х пюм. лЮКШЬ ВХРЮЕР ЯКНЦХ, Х ОНКСВЮЕРЯЪ ЯКНБН «АЮПЮМ». оНКЕГМН ДНОНКМХРЭ ГЮДЮМХЕ ЯННРБЕРЯРБСЧЫЕИ ЙЮПРХМЙНИ.

2. пЕА╦МЙС БШДЮЧР МЕВ╦РМНЕ ЙНКХВЕЯРБН ЯКНЦНБ МЮ ЙЮПРНВЙЮУ – РЮЙ, ВРНАШ ЛХМХЛСЛ ВЕРШПЕ ХГ МХУ ЛНЦКХ ЯНЕДХМХРЭЯЪ Б ЯКНБЮ. мЮВХМЮРЭ ЯРНХР Я ОЪРХ ЙЮПРНВЕЙ. оПХЛЕП – ме, ан, йнь, йю, пс. яМЮВЮКЮ ДНЬЙНКЭМХЙ ВХРЮЕР ЯКНЦХ. оНРНЛ БГПНЯКШИ АЕП╦Р ЯКНЦ, Я ЙНРНПНЦН МЮВХМЮЕРЯЪ КЧАНЕ ХГ ЯКНБ, Х ОПЕДКЮЦЮЕР ОНДНАПЮРЭ ЯКНЦС «ОНРЕПЪБЬЕЦНЯЪ ДПСЦЮ».

3. бГПНЯКШИ ГЮПЮМЕЕ ЦНРНБХР МЕЯЙНКЭЙН ЯКНБ. нМ МЮГШБЮЕР МЮВЮКН ЯКНБЮ, ПЕА╦МНЙ ДНКФЕМ МЮИРХ ОПНДНКФЕМХЕ МЮ ЙЮПРНВЙЮУ. мЮВХМЮРЭ МЮДН Я ДБСУ-РП╦У ЯКНЦНБ, ВРНАШ ЛЮКШЬ МЕ ГЮОСРЮКЯЪ. нАПЮРМШИ БЮПХЮМР – БГПНЯКШИ ОНЙЮГШБЮЕР ЯКНЦ МЮ ЙЮПРНВЙЕ, Ю ДНЬЙНКЭМХЙ ДНДСЛШБЮЕР НЙНМВЮМХЕ.

4. бГПНЯКШИ БШЙКЮДШБЮЕР ДБЮ ЯКНБЮ ОПХ ОНЛНЫХ ЯКНЦНБ, ОПХВЕЛ ЯКНЦХ ОЕПЕОСРЮМШ: йнь-аю, пш-йю. пЕА╦МЙС ОПЕДКЮЦЮЕРЯЪ БЕПМСРЭ «ГЮАКСДХБЬХЕЯЪ» ЯКНЦХ Б ЯБНХ ЯКНБЮ.

дХДЮЙРХВЕЯЙХЕ ХЦПШ

1. бГПНЯКШИ ОХЬЕР МЮ КХЯРНВЙЕ ЯКНЦХ, ЙНПНРЙХЕ ЯКНБЮ Х ЯНВЕРЮМХЪ ЯНЦКЮЯМШУ (опя, ою, йнр, йх, йхр, йнь Х Р. Д.). лЮКШЬС ОПЕДКЮЦЮЕРЯЪ МЮИРХ ЯКНЦХ Х ГЮЙПЮЯХРЭ ХУ ГЕК╦МШЛ ЙЮПЮМДЮЬНЛ. вРНАШ ПЮГМННАПЮГХРЭ ХЦПС, ЛНФМН ОПЕДКНФХРЭ МЮИРХ ЯКНБЮ.

2. хЦПЮ Я ЛЪВХЙНЛ. бГПНЯКШИ МЮГШБЮЕР ЯКНЦ – пс – Х АПНЯЮЕР ЛЪВХЙ. пЕА╦МНЙ КНБХР Х ОПХДСЛШБЮЕР ОПНДНКФЕМХЕ.

3. мЮ ОНКНЯЙЮУ АСЛЮЦХ МЮОХЯЮРЭ ЯКНБЮ. дНЬЙНКЭМХЙ ВХРЮЕР ХУ, ГЮРЕЛ БЛЕЯРЕ ЯН БГПНЯКШЛ ДЕКХР МЮ ЯКНЦХ. оНЯКЕ ЯКНБН ПЮГПЕГЮЕРЯЪ МНФМХЖЮЛХ ОН ЯКНЦЮЛ. бЮПХЮМР ГЮДЮМХЪ – ЯНАПЮРЭ ХГ МЮПЕГЮММШУ ЯКНЦНБ ЯКНБЮ НАПЮРМН.

4. нРУКНОШБЮМХЕ ЯКНЦНБ. щРН ХГБЕЯРМШИ Х ДЕИЯРБЕММШИ ЛЕРНД ДКЪ НАСВЕМХЪ ЯКНЦНДЕКЕМХЧ. мЮ ЙЮФДШИ ЯКНЦ МСФМН УКНОЮРЭ Б КЮДНМХ ХКХ РНОЮРЭ МНЦНИ. дКЪ ЮЙРХБМШУ ДЕРЕИ ЛНФМН ДЕКХРЭ ЯКНБЮ МЮ ЯКНЦХ Я ОНЛНЫЭЧ ОПШФЙНБ. рЮЙФЕ ЛНФЕР ОПШЦЮРЭ КЧАХЛЮЪ ХЦПСЬЙЮ ХКХ ЛЪВХЙ.

5. бГПНЯКШИ МЮГШБЮЕР ЯКНБН ХГ НДМНЦН ЯКНЦЮ: ЙНР, ЯНЛ, ЬЮП, КХЯР. пЕАЕМНЙ ДНКФЕМ МЮГБЮРЭ ЯКНБН Б СЛЕМЭЬХРЕКЭМН-КЮЯЙЮРЕКЭМНИ ТНПЛЕ: ЙНРХЙ, ЬЮПХЙ, КХЯРХЙ. оПХ ЩРНЛ МСФМН НОПЕДЕКЪРЭ ЙНКХВЕЯРБН ЯКНЦНБ Б ЯКНБЕ Я ОНЛНЫЭЧ КЮДНМХ ОНД ОНДАНПНДЙНЛ ХКХ НРУКНОШБЮМХЪ.

хЦПШ МЮ ЯКНЦНБСЧ ЯРПСЙРСПС ЯКНБЮ ДКЪ ДЕРЕИ БШГШБЮЧР ОНБШЬЕММШИ ХМРЕПЕЯ Х ЯОНЯНАЯРБСЧР ГЮЙПЕОКЕМХЧ ЛЮРЕПХЮКЮ.

рПЕМЮФ╦ПШ

яСЫЕЯРБСЧР ОПНЦПЮЛЛШ, ЮДЮОРХПНБЮММШЕ ОНД ДНЬЙНКЭМХЙНБ Х ЛКЮДЬХУ ЬЙНКЭМХЙНБ, ДКЪ РПЕМХПНБЙХ МЮБШЙЮ ДЕКЕМХЪ МЮ ЯКНЦХ. хУ ЛНФМН ОПХНАПЕЯРХ Б ЛЮЦЮГХМЮУ, МЕЙНРНПШЕ ЯЙЮВЮРЭ. яЮЛШЛХ ОПНЯРШЛХ ЛНФМН ОНКЭГНБЮРЭЯЪ Б ПЕФХЛЕ НМКЮИМ.

гЮДЮМХЪ Б РПЕМЮФ╦ПЮУ НАШВМН ОНУНФХ МЮ СОПЮФМЕМХЪ Я ЙЮПРНВЙЮЛХ. яКНЦХ ЛНФМН ДБХЦЮРЭ ЛШЬЙНИ, ЯНЯРЮБКЪРЭ ХГ МХУ ЯКНБЮ, БШАХПЮРЭ ЛЕФДС ЯКНЦНЛ Х ЯКНБНЛ Х Р. Д.

рПЕМЮФ╦ПШ КСВЬЕ МЕ ХЯОНКЭГНБЮРЭ МЮ МЮВЮКЭМНЛ ЩРЮОЕ НАСВЕМХЪ. сЛЕЯРМЕЕ БЙКЧВХРЭ ХУ Б ГЮМЪРХЪ, ЙНЦДЮ ПЕА╦МНЙ АСДЕР В╦РЙН ОНМХЛЮРЭ ОПХМЖХО ДЕКЕМХЪ МЮ ЯКНЦХ.

рПЕМЮФ╦П «дЕКХЛ ЯКНБЮ МЮ ЯКНЦХ ДКЪ ДЕРЕИ» ОНЛНФЕР ПЮГМННАПЮГХРЭ ГЮМЪРХЪ Я ДНЬЙНКЭМХЙНЛ Х ГЮЙПЕОХРЭ ОНКСВЕММШЕ ГМЮМХЪ.

Задания на перенос слов 1 класс

1. Спиши. Раздели слова на слоги.

Чудесный день! В море дельфин. Ольга любит дельфинов. Хорошо с ними играть!

Слово хорошо раздели для переноса всеми возможными способами.

Наступил апрель. По реке плывут льдины. Стали петь птицы. Небо высокое и голубое.

Слово высокое раздели для переноса всеми возможными способами.

К доктору пришли больные. Это были медведь, чайка и маленький олень. Доктор стал их лечить.

Слово маленький раздели для переноса всеми возможными способами.

Коля и Миша играют. У Коли конь. Он большой. У Миши олень. Он маленький. Мальчикам весело.

Слово мальчикам раздели для переноса всеми возможными способами.

Пришла зима. Выпал пушистый снег. Хороши белые снежинки. У Миши санки. А у Клавы лыжи. Они идут в парк.

Слово снежинки раздели для переноса всеми возможными способами.

Мальчик и девочка часто бегают в лес. Там они ищут шишки, рвут щавель. В лесу весело поют птички. В дупле живёт ручная белка.

Слово девочка раздели для переноса всеми возможными способами.

Дети часто ходили в рощу. Весной там цвели душистые ландыши. А летом дети видели пушистый хвост лисы. Сегодня им встретился заяц. У него длинные уши.

Слово душистые раздели для переноса всеми возможными способами.

В глубине еловой густой кроны сидела на гнезде ворона. Она таилась от других птиц. Ворона была тише воды, ниже травы. Она боялась оставить гнездо и остудить на утреннем морозе яйца.

Слово таилась раздели для переноса всеми возможными способами.

2. Перепиши, разделяя слова на слоги и для переноса.

Школа, ящерица, дружба, читайте, чайка, ручейки, улица, курица, девочка, муравей, маяк, слушайте, юла, птичка, принесла, клетка, комната, растение, окно, заяц, узоры, яблоко, урожай, увидели.

4. Подчеркни слова, которые нельзя перенести.

  • Якорь, книга, шёл, кошка, майка, узор, аист, дуб, строитель, зверь, тетрадь, стул,яма, чиж, олень.
  • Учитель, плед, ложка, ежи, вилка, ёлочка, карандаш, ужин, май, усы, слой, уж, азбука, мёд.
  • Чайка, мост, яблоко, цветы, юла, океан, Оля, ягода, куст, Алёна, поезда, пост, Ирина, душ, лей.
  • Юля, мяч, Игорь, луч, лес, улей, клён, чай, Марина, брат, слойка, стройка, лейка, ёжик, отец.

5. Раздели слоги для переноса всеми возможными способами.

  • Карандаш______________________________
  • Петрушка______________________________
  • Пушинка_______________________________
  • Кукуруза_______________________________
  • Лужайка_______________________________
  • Заморозки______________________________
  • Каракатица_____________________________
  • Макароны______________________________
  • Сильные_______________________________
  • Пожалуйста____________________________
  • Строитель______________________________
  • Океан__________________________________
  • Увидела________________________________

5.  Раздели слова на слоги на группы по числу слогов.

Ночной, ель, большой, деревня, ясень, вершина, спина, страна, паруса,  уголь, волна, площадка, крольчата, смельчак, день, сторожка, селёдка, голубка, бежит, дрожит, тень, чайник, конь, арка, солнышко, январь.

7. Измени слова так, чтобы их можно было перенести.

  • Клён______________________________
  • Столб_____________________________
  • Лист______________________________
  • Пень______________________________
  • Гриб______________________________
  • Стол______________________________
  • Крот______________________________
  • Дуб_______________________________
  • Мышь_____________________________
  • Конь______________________________
  • Кот_______________________________
  • Куст______________________________
  • Страх_____________________________
  • Мак_______________________________
  • Снег______________________________
  • Дед_______________________________
  • Лёд_______________________________
  • Мороз_____________________________

«Новые» правила деления слов на слоги в русском языке (Московская школа. Литневская Е. И. Русский язык: Краткий теоретический курс для школьников. М., 2006)

Слогораздел по «новым» правилам проходит в месте наибольшего спада звучности. В любом НЕначальном слоге звучность нарастает от начала слога к его вершине. Самые звучные — это гласные, затем идут по порядку сонорные, звонкие и шумные согласные. Последний слог может быть закрытым, то есть звучность в нем нарастает и спадает.

1. В слове столько слогов, сколько гласных; два гласных не могут находиться в пределах одного слога.

Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка.  Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок — о-бо-док; страна — стра-на; ночник — но-чник; миниатюра — ми-ни-а-тю-ра. 

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

• Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.• Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.• Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй — закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий — закрытый).• В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.• В середине слова закрытые слоги могут образовывать непарные звонкие согласные , , , , , , , , (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.

4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить . Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.

То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук ; поэтому деление на слоги будет — у-е-зжать, а деление слова для переноса — уез-жать.

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться. Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук . При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.

5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:

• два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;

• два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный. Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка. То есть если после сонорного согласного следует парный по глухости / звонкости согласный, граница слогов проходит между ними. Пример: Спар-так. 

• если после й следует любой другой согласный, граница слогов проходит между ними: лай-ка, лай-нер. Дело в том, что й по звучности считается близкой к гласным.

Мобильные приложения и тренажеры

Если кроху невозможно усадить за книги, они не любят играть с кубиками, карточками с буквами, используйте интерактивные тренажеры для обучения чтению. Их можно скачать в планшет, мобильный телефон (айфон и андроид), играть дома или в дороге.

Лунтик. Учимся читать!

С любимыми мультяшными героями ребенок научится узнавать буквы, складывать их в слоги, читать слова. Приложение подойдет как годовалым малышам, так и будущим первоклассникам. Программа разбита на 10 уровней: 4 самых простых и 6 сложнее.

Говорящая азбука

Дошкольник выучит алфавит с помощью песенок и пластилиновых помощников. Яркая анимация, веселые игры делают уроки занимательными, нескучными.

Учимся читать по слогам

Приложение рассчитано на детсадовцев 5–7 лет, знающих буквы. Методика обучения основана на программе Зайцева. Пользователи составляют слова из складов, карточек с буквами и слогами. С помощью простых игр, занимательных заданий будущий школьник быстро учится читать, делить слова на части.

Азбука для детей! Учим алфавит!

Буквы прячутся в цветных коробочках с картинками. Задача — поймать их и сложить слово. Игра рассчитана на малышей с 2–3 лет в режиме «Учим буквы», и дошкольников 4–7 лет — в блоке «Читаем по слогам». Приложение получило массу положительных отзывов от родителей.

Учим буквы весело!

Программа полезна детсадовцам, незнакомым с алфавитом. Игры разбиты на три части. В первой ребенок по картинкам знакомится с буквами, учится их произносить, узнавать. Во второй — закрепляет полученные знания, составляет слова. В третьей — его ждут умные раскраски, любимые персонажи мультиков. Раскрашивать картинки нужно с помощью букв.

С помощью игр на компьютере даже слабый ребенок сможет выучить алфавит, научится прочитывать слоги, слова, предложения. Кроме учебных упражнений на образовательном сайте есть масса заданий на развитие внимания, памяти, скорости реакции.

Игры для ознакомления детей со слогами

Поиграйте с ребёнком в такие простые игры:

«Друзья». Используйте для этой игры вырезанные из бумаги карточки с буквами или магнитную азбуку. Расскажите, что буквы ищут своих друзей, а когда находят, обнимаются. Покажите, как навстречу друг к другу бегут буквы «Н» и «А», как они обнимаются. Произнесите при этом слог «НА». Покажите другие примеры. Помогите ребёнку самому составить пары из букв (слоги).
«Найди друзей»

Когда гуляете с ребёнком, обращайте внимание на афиши, рекламные объявления, вывески. Ищите буквы, которые дружат

Пусть малыш учится находить как можно больше слогов.
«Перестановка». Учитесь менять слоги местами в словах так, чтоб получались новые слова. Сразу при обучении этой игре используйте наглядные материалы: слоги, написанные на бумаге или выложенные из магнитной азбуки. Со временем можно учить ребёнка проделывать задание на слух. Примеры слов: сос-на, бан-ка, вес-на, ни-тка, ши-на, ло-жа, чай-ка, ра-но, сы-ро, ска-ла, ды-ра, лы-жи.

«Фантазёры». Игра для тех, кто уже хорошо усвоил понятие слога. Ребёнок должен сам придумывать слова, содержащие столько слогов, сколько скажет (покажет с помощью пальцев, магнитных цифр, палочек, прохлопает, простучит и т. д.) взрослый.
«Путаница». Для этой игры подготовьте заранее карточки с напечатанным и написанными на них слогами. С их помощью выкладывайте слова, но слоги меняйте местами (ло-мо-ко — молоко, рень-ва-е — варенье, ла-пи — пила и т.п.). Пусть сын или дочь догадается, в каком порядке их следует расставить. Со временем можно учиться проделывать это упражнение на слух.
«Новичок». Называете пары слов, отличающиеся друг от друга каким-то слогом. Ребёнок должен определить, какой слог появился или изменился во втором слове. Например: рука — ру-баш-ка, корка — кор-зин-ка, розы — мо-розы, мушка — кор-мушка, ребёнок — же-ребёнок.

Ответы на частые вопросы

Теории слога

Существует целых четыре теории, пытающиеся объяснить, что такое слог.

  • Теория выдоха. Одна из самых древних. Согласно ей, количество слогов в слове равно количеству выдохов, делающихся при его произношении.
  • Акустическая теория. Она подразумевает, что слог – это сочетание звуков с большой и меньшей громкостью. Гласный — более громкий, поэтому он способен как самостоятельно формировать слог, так и притягивать к себе согласные, как менее громкие звуки.
  • Артикуляторная теория. В этой теории слог преподносится как результат мышечного напряжения, которое возрастает к гласному и спадает по направлению к согласному.
  • Динамическая теория. Объясняет слог как комплексное явление, на которое влияет ряд факторов, перечисленных в предыдущих теориях.

Стоит отметить, что каждая из вышеизложенных теорий имеет свои недостатки, впрочем, как и достоинства, и ни одна из них полностью так и не смогла охарактеризовать природу понятия «слог».

Тест на готовность

Принципы переноса слов по слогам в английском языке

Как известно, основной особенностью данного языка является то, что большинство слов в нем пишутся не согласно четким правилам, а по традиции. Поэтому исключений зачастую больше, чем самих правил. Тот же принцип распространяется и на правило деления на слоги. Поскольку официальных указаний по этому поводу в грамматике английского языка нет, то все ориентируются на примеры переноса слов, записанные в известных словарях.

Большинство современных словарей английского языка предлагают переносить слова согласно фонетическому принципу, то есть, опираясь на деление слов на слоги. Правило данное допускает изменение места переноса, при изменении произношения: «bi-o-lo-gi-cal», но «bi-ol-o-gist». Подобная нестабильность не позволяет сформулировать четкое правило переноса суффиксов и префиксов английского языка. В частности одни из самых распространенных суффиксов «ed» и «ing», которые чаще всего переносятся, однако в некоторых случаях неотделимы. Из-за этой путаницы и нюансов, большинство онлайн-сервисов вообще не переносят английские слова.

Несмотря на все это, можно выделить несколько общих принципов, которые помогут сориентироваться, как перенести то или иное английское слово.

1) Если буквосочетание гласная+согласная+гласная звучит как один слог, то оно так и будет переноситься (особенно характерно для немой «е»): «cake».

2) Если после гласной с кратким звучанием стоят несколько согласных, то перенос производится после первой из них: «his-torical».

3) Перенос суффикс «ing», осуществляется по тому же принципу, что и при слогоделении.

4) При гласных дифтонгах и длинных гласных на конце слога, перенос производится сразу после них : «sea-son»

5) Перенос ставится после краткой гласной (если после нее стоит одна согласная или диграфы «ch», «sh», «th», «wh», «ph»): «per-il».

6) В большинстве случаев префиксы и суффиксы в английских совах при переносе отделяются: «me-morial».

7) Сложные слова переносятся так же, как и делятся на слоги – по составляющим их основам.

8) Омонимы (слова с разным значением, но одинаковым написанием) могут переноситься по-разному, в зависимости от значения, поэтому необходимо быть внимательными: «re-cord», но «rec-ord».

Как для русского, так и для английского языка слоги имеют огромное значение. Правила деления на слоги и перенос слов для них во многом очень схожи между собой, хотя и имеют ряд отличий, обусловленных особенностями каждого. Стоит отметить, что, зная основные правила, понимая их природу и особенности, можно во многих случаях по аналогии переносить их и на другой язык.

Perenosslov.ru поможет переносить слово с одной строки в другую

Как тренировать ребенка

Игры и упражнения

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий