Синтаксический разбор. образец разбора словосочетания

Синтаксический разбор предложения

Чаще всего учеников, думающих о синтаксическом разборе слова, на самом деле интересует, как разбирать предложение.

Вначале необходимо определить, каким предложение является по цели высказывания: повествовательным, вопросительным или побудительным.

Затем нужно определить, каким предложение является по интонации: восклицательным или невосклицательным.

Нужно понимать, какое предложение: простое или сложное. Если в предложении насчитывается одна грамматическая основа, предложение является простым; если грамматических основ несколько – предложение сложное.

Затем необходимо определить, имеет ли предложение второстепенные члены предложения, то есть определить, распространенное предложение или нераспространенное. Если предложение распространенное, то нужно подчеркнуть второстепенные члены предложения.

Что мы узнали?

Так как синтаксис связан с изучением словосочетаний, простых и сложных предложений, а не слов, понятия «синтаксический разбор слова» не существует. Как правило, под ним учащиеся понимают синтаксический разбор словосочетания или синтаксический разбор предложения. Каждый из этих двух разборов имеет ряд своих особенностей.

  1. Вопрос 1 из 5

Начать тест(новая вкладка)

Приложение II

Образец экзаменационного билета и
практического задания

Вятский государственный гуманитарный
университет

Кафедра русского языка и методики
обучения русскому языку

Государственный экзамен

Экзаменационный билет №

Дисциплина: Русский язык

1.Утрата редуцированных. Следствия
утраты редуцированных.

Отражение падения редуцированных в
современном русском языке.

2.Имя числительное как часть речи
в современном русском языке.

3.Практическая часть. Председатель
ГЭК_______

Преподаватель______________

Вятский государственный гуманитарный
университет

Кафедра русского языка и методики
обучения русскому языку Государственный
экзамен

Экзаменационный билет №

Дисциплина: Русский язык

Я остановился в гостинице, где
останавливаются все приезжие1и где между тем некому3велеть
зажарить фазана и сварить щей, ибо три
инвалида, которым она пору­чена, так
глупыют так пьяны, что от них никакого
толка нельзя добиться (М. Лермонтов).

Выявите результаты праславянской
палатализации в словах
гостинице,
между поручена

Председатель ГЭК_____________

Преподаватель_______________

Приложение III

Требования к дипломным работам по
русскому языку

Дипломная работа должна включатьТитульный лист; Оглавление; Введение;
Реферативную часть; Исследовательскую
часть; Заключение; Спи­сок использованной
литературы; Приложения (если в этом есть
необходи­мость).

Титульный лист
оформляется
всемиединообразно в
соответствии с образцом.Оглавление
должно в точности соответствовать
тексту дипломной работы, быть путеводителем
по этому тексту. ВоВведении формулируются
цели и задачи работы. Дается характеристика
собранного автором конкрет­ного
языкового материала.

При написании реферативной
части
студент должен
продемонстриро­вать умение работать
с научными источниками, т. е. сопоставлять
различные точки зрения, делать выводы
и обобщения, выдвигать рабочие гипотезы,
про­изводить конструктивный критический
анализ специальной литературы.

Исследовательская часть
работ
ы должна быть построенана основе собранного студентом
конкретного языкового материала.
Количественный состав этого материала
определяется характером темы дипломной
работы и частотностью тех лингвистических
фактов, описанию которых посвящена
работа. В исследовательской части
студент должен продемонстрировать
вла­дение теоретическим материалом,
лежащим в основе дипломного сочинения,
умение применять эти знания на практике.

Минимальным требованием к
исследов
ательской частиявляетсяна­личие в нейанализа
фактического материала
с опорой на
словарные дефи­ниции, определенные
классификационные схемы, положения и
выводы, содержащиеся в лингвистических
источниках, в работах междисциплинарного
или общеметодологического характера.
Приветствуются четкие статистиче­ские
характеристики материала.

В Заключенииобобщаются
результаты исследования.

Список использованной литературыдолжен быть отражением лин­гвистической
эрудиции студента и содержать только
те источники, которые проработаны
автором и на которые есть ссылки в тексте
дипломного сочине­ния.

Студент должен владеть основами
научного стиля
изложения мате­риала.

Работа представляется к защите в
компьютерном исполнении. Студент
должен обнаружитьвладение правилами
технического редактирования
тек­ста.

Дипломная работа подаетсянаучному руководителю в завершенном
видене позднее чем за 1 месяц до
защиты.

Оценка, выставляемая за дипломную
работу, определяется в зависимо­сти
от степени выполнения студентом
вышеизложенных требований к ди­пломному
сочинению, а также с учетом того, как
проявил себя студент в ходе защиты.

Во время зашиты студент долженсуметь в течение короткого време­ни
(10-12 мин.)изложить основное содержание
дипломного сочинения,
рас­сказать
о его целях, задачах, актуальности,
новизне, практической значимо­сти.
При этом студент долженобнаружить
умение вычленять в материале главное,
наиболее существенное. Акцент
должен
быть сделанна наблюдени­ях и выводах
автора, сделанных им самостоятельно
в
результате анализа конкретного языкового
материала.

Большое значение имеет также умение
студента говорить грамотно, яс­но и
выразительно, уверенно держаться,
отвечать на вопросы, вступать в дис­куссию.

Синтаксический анализ сложного предложения

1. Из скольких предикативных частей
состоит (двучленное или много­членное).
Пронумеровать все предикативные части,
подчеркнув в каждой главные члены.

2. Указать средства связи предикативных
частей (интонация, союзы, со­юзные
слова).

3. Структурный тип предложения: а)
союзное: сложносочиненное или
сложноподчиненное; б) бессоюзное.

4. В сложносочиненном предложении указать
тип (соединительное, раз­делительное,
сопоставительное, присоединительное).
Начертить схему.

5. В сложноподчиненном предложении
указать главное и придаточное предложения,
установить тип придаточного. Начертить
схему. Для много­членного предложения
установить тип подчинения: последовательное
под­чинение или соподчинение (однородное
или неоднородное).

Что такое словосочетание

Как понятно из самого термина, словосочетание – это сочетание слов, вернее, их грамматическое и смысловое единство, которое более конкретно, чем одно слово, называет предметы, их признаки, количества и действия.

В отличие от предложений, словосочетания не представляют собой законченную мысль. Это своеобразный строительный материал, из которого, собственно, и состоит предложение. Поэтому часто у разных по грамматическому строению словосочетаний смысл оказывается близким. Например, синонимичные словосочетания: идти по берегу – идти берегом – идти вдоль берега, имеют одинаковый смысл, различаясь при этом по строению. А сочетание существительного с существительным в род. п., практически всегда можно заменить на сочетание его с притяжательным прилагательным (платье мамы – мамино платье, нора мыши – мышиная нора и т.п).

Общепризнанным считается факт, что к названной единице речи принадлежат только соединения слов, основанные на подчинительной связи. И в зависимости от того, какой из трех видов связи употреблен, можно определить тип словосочетания.

Простые и сложные

Все словосочетания состоят из главной и зависимой частей. Например, в словосочетании чистая вода главная часть – вода, зависимая – чистая.

По своему составу словосочетания могут быть простыми и сложными. Простое словосочетание – это словосочетание, состоящее из двух знаменательных слов:

мокрые пятна, всегда весёлый, гулять в саду.

Сложное словосочетание – это словосочетание, состоящее из трёх и более знаменательных слов:

гулять в зимнем саду, стол из красного дерева.

Сложное словосочетание образуется путём распространения компонентов простого словосочетания и, следовательно, может быть разделено на простые:

папин стол из красного дерева – папин стол, стол из дерева, из красного дерева.

Как разделять словосочетания в зависимости от главного слова

В зависимости от морфологических свойств главного слова можно различить глагольные (отплыть далеко, сделать дело, снимать с ветки, просить улыбнуться и т.п.) и именные виды словосочетаний.

А именные, в свою очередь, также разделяются на несколько видов:

  • субстантивные (главное слово – существительное), например: план застройки, путешествие вокруг света, второй сорт, котлета по-киевски и т.п.;
  • адъективные (главное слово – прилагательное), например: достойный похвалы, готовый на все, очень честный и др.;
  • количественные (главное слово – числительное), например: два слова, первый среди лучших и т.п.;
  • местоименные (главное слово – местоимение), например: кто-то из домашних, нечто невообразимое и т.п.;
  • наречные (главное слово – наречие), например: вдали от жизни, крайне серьезный и т.п.

Основные правила морфологического разбора

Важно помнить, что непостоянные признаки у прилагательного определяются по слову, которому оно подчиняется. Также следует учитывать, что род у глаголов можно определить только в прошедшем времени единственного числа, а лицо — в настоящем и будущем времени

Для определения синтаксической роли необходимо знать контекст, относящийся к слову. Так, существительное может выступать в качестве подлежащего, дополнения или обстоятельства. Прилагательное, примыкающее к существительным, является определением, а в краткой форме может быть сказуемым. Глагол всегда является сказуемым. Буква ё может менять значение слова, и морфологический разбор будет разным. Например, стёкла (сущ., мн.ч.) и стекла (глаг., пр.в.).

Морфологический разбор слова онлайн поможет не только правильно проанализировать словоформу, но и подготовиться к ЕГЭ или ОГЭ по русскому языку.

Ход урока

II Тема урока. Постановка целей

Приветствие.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.

В этот осенний день рада видеть вас и гостей на уроке.

— Садитесь те, у кого день рождения в октябре!

— Садитесь те, у кого день рождения осенью!

— Садитесь те, кто любит осень!

— Садитесь те, кто сегодня настроен творчески работать на уроке!

Мне очень приятно, что вы все готовы к уроку, и хочу поделиться своим хорошим настроением с вами.

Пусть хорошее настроение не покидает вас, несмотря на то, что всё чаще начинает хмуриться небо, ревёт ветер. На память приходят слова А. С. Пушкина:

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей…

Всё чаще дуют ветры-листодёры, срывают с деревьев весь роскошный наряд. И ложится он золотым ковром, прикрывая родную землю. Вот уже и первый снег припорошил дорожки.

И вдруг устанавливается вёдро: тёплые, ясные, тихие дни. В спокойном воздухе летят, серебрятся длинные паутинки… Воздух прозрачен и чист, дышится легко. Все это мы видим, слышим и радостно на душе от этой красоты. Душа просит песни…

Ролик «Мой район Жамбылский»

— Понравилась вам песня?

— О чем она? (О любви к родному краю)

— Тема сегодняшнего урока тесно связана с темой любви к своей малой Родине. Вы научитесь делать синтаксический разбор словосочетания. Прежде, чем перейти к теме синтаксического разбора словосочетания, повторим то, что вам известно с прошлых уроков.

III Актуализация знаний. Повторение теоретического материала.

1.Терминологический диктант.

а) Два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически (словосочетание)
б) Из каких слов состоит словосочетание (из главного и зависимого)
в) Какова связь между главным и зависимым словом в словосочетании (подчинительная)
г) Подчинительная связь, при которой с изменением формы главного слова изменяются и все формы зависимого слова (согласование)
д) Подчинительная связь, при которой зависимым словом являются неизменяемые слова (примыкание)
е) Образец, по которому строится словосочетание (схема)
ж) Раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний (синтаксис)

Взаимопроверка, результаты озвучиваются.

2. Коллективная работа. (Текст на карточках получает каждый учащийся)
Задание: выписать из предложений словосочетания.

Там, где озера и поля в белом краю берез,
Это родная сторона, мир моих светлых грез
Мой район Жамбылский, здесь моя земля,
Красотой чудесною славится она.
Шепчут нивы хлебные, золотом маня:
«Ты такая милая, Родина моя!»

Какие теоретические знания необходимо применить для выполнения задания?

— Знать определение словосочетания

— Что не является словосочетанием.

Чтобы выделить словосочетание, нужно: найти грамматическую основу предложения, она не является словосочетанием; при помощи вопросов выделить все словосочетания.

Выписанные словосочетания: нивы хлебные, красотою славится, в краю берез.

3. Работа у доски. Записать словосочетание, привести доказательства.

— Ребята, а какого типа словосочетаний не было в выписанных? (Примыкание)

— Придумайте словосочетание с таким видом подчинительной связи, запишите его. (Легко дышится)

4. Самостоятельная работа.

Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия, признаки, но только более точно, так как зависимое слово уточняет смысл главного.

Задание: составьте словосочетания со значением «предмет и его признак», «действие и его признак», «действие и предмет, на который оно направлено», используя слова

истинный, подлинный, талантливый, государственный, преданность, потрясающе, поразительно, замечательно, патриот, традиция, Родина.

Постарайтесь связать словосочетания с темой Родины.

Физминутка

IV. Изучение порядка синтаксического разбора словосочетания

Проецируется на доску. Комментированное чтение. Изучение плана разбора и образцов разбора, разных по типу словосочетаний. 1-2 примера письменно.

— С чем познакомились сегодня на уроке?

— Научились ли вы делать разбор словосочетания?

VIII. Рефлексия

Учащимся раздаются цветные карточки в виде осенних листьев, предлагается записать на них словосочетание, произвести их синтаксический разбор.

Морфологический разбор «словосочетания»

Сделаем морфологический разбор слова «словосочетания». Разбор состоит из 3 пунктов.

  1. Часть речи Часть речи слова словосочетания — имя существительное.
  2. Морфологические признаки
    • Начальная форма: словосочетание (именительный падеж единственного числа);
    • Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение;
    • Непостоянные признаки: родительный падеж, единственное число.
  3. Синтаксическая роль Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.

Примечание. Слово словосочетания имеет различные морфологические признаки в зависимости от контекста словосочетания или предложения, в которое слово входит. Помимо подробного анализа выше возможны ещё 2 варианта морфологических признаков слова словосочетания:

  1. именительный падеж, множественное число, неодушевленное, средний род;
  2. винительный падеж, множественное число, неодушевленное, средний род.

Выберите подходящий разбор для вашего случая.

4528 / Разбор сделан с помощью программы и не всегда может быть правильным. Если вы считаете разбор неверным, то убедитесь, что слово написано без ошибок и опечаток. Или нажмите Ctrl+Enter и сообщите об ошибке. Представленный результат используется вами на свой страх и риск.

Слова с буквой ё пишите через букву ё: стёкла, совершённый и др.

Источник статьи: http://morphologyonline.ru/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Морфологический разбор предложения в тексте

Чтобы сделать морфологический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений? Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки, часть речи и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Символов в тексте

  • Показать все 9
  • Глагол в личной форме 1
  • Существительное 3
  • Предлог 1
  • Наречие 1
  • Союз 1
  • Инфинитив 1
  • Прилагательное 1

Вариант 1:
Часть речи: Глагол в личной форме

Начальная форма: ВСТАВИТЬ

Все характеристики
Вариант 1:
Часть речи: Существительное

Начальная форма: ТЕКСТ

Все характеристики
Вариант 1:
Часть речи: Существительное

Начальная форма: ПОЛ

Все характеристики

Слово может быть разобрано в 4-х вариантах

Вариант 1:
Часть речи: Наречие

Начальная форма: ВЫШЕ

Вариант 2:
Часть речи: Предлог

Начальная форма: ВЫШЕ

Вариант 3:
Часть речи: Существительное

Начальная форма: ВЫША

Все характеристики
Вариант 1:
Часть речи: Инфинитив

Начальная форма: ВЫПОЛНИТЬ

Все характеристики

Вариант 1:
Часть речи: Прилагательное

Начальная форма: синтаксический

Все характеристики
Вариант 1:
Часть речи: Существительное

Начальная форма: РАЗБОР

Самоанализ урока русского языка в 8 «А» классе

Тема: Синтаксический разбор словосочетаний

Тип урока: Обобщение ранее изученного материала

Форма урока: Комбинированный.

Оборудование: Интерактивная доска, карточки в виде осенних листьев, видеоролик.

Цель: формирование навыков синтаксического разбора словосочетания

На уроке решались следующие задачи:

образовательные:

  • повторить и обобщить знания учащихся о словосочетании;
  • закрепить понятия словосочетание, главное и зависимое слово;
  • закрепить знания по видам связи слов в словосочетаниях, их структуре;
  • изучить порядок синтаксического разбора словосочетания;
  • формировать навыки синтаксического разбора словосочетания;

развивающие:

содействовать развитию познавательной активности учащихся, формированию языковой и коммуникативной компетенции;

воспитательные:

  • формировать навыки контроля и самоконтроля;
  • воспитывать патриотизм, любовь к своей малой родине.

Данный урок является завершающим в изучении темы «Словосочетание». При планировании урока были учтены следующие факторы: возраст детей, индивидуальные особенности школь-ников.

На уроке применялись такие методы обучения: словесно-репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, практический, объяснительно-иллюстративный.

На уроке использовались различные формы работы: фронтальная, индивидуальная, само-стоятельная.

На 1 этапе урока была использован психологический настрой к уроку. Проблемный во-прос помог при объяснении нового материала. Таким образом, на уроке были созданы условия для активизации деятельности учащихся.

При изучении нового материала были использованы: мультимедиа-проектор, таблица «Способы связи слов в словосочетании», схема «Синтаксический разбор словосочетания», ра-бота с учебником. Для пробуждения интереса к изучению темы использовались различные приемы и методы: практический, словесно — наглядный, демонстрационный.

Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, чтение, диалог, взаимопроверка.

Закрепление нового материала было дано в форме творческих заданий. Учебно—познавательная деятельность учащихся на уроке была организована в форме индивидуальной работы. За урок учащиеся получили положительные оценки.

Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособно-сти и активности учащихся на уроке.

Проведение физминутки способствовало снятию усталости у учащихся.

На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение с учащимися. Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Все это помогло создать благоприятный психологический климат на уроке.

В конце урока был подведен итог работы над темой, проведена рефлексия, тем самым направив учащихся на обратную связь.

Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения постав-ленных задач и изучения заявленной темы.

Метапредметный подход на уроке осуществлялся путём привлечения знаний учащихся из смежного предмета (литературы).

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий