Пример словообразовательного разбора глагола

Содержание

  1. Как получаются новые слова?
  2. Способы образования новых слов в русском языке
  3. Как сделать словообразовательный разбор
  4. Примеры
  5. Что мы узнали?

Бонус

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

  1. 1. Сергей Наумов 258
  2. 2. Игорь Проскуренко 219
  3. 3. Даниил Васильев 169
  4. 4. Igor S 150
  5. 5. aleqsandr sagrishvili 149
  6. 6. Ульяна Потапкина 136
  7. 7. Александр С 130
  8. 8. Алсу Сакаева 118
  9. 9. Der Pro 113
  10. 10. Елизавета Анчербак 106
  1. 1. Кристина Волосочева 19,120
  2. 2. Ekaterina 18,721
  3. 3. Юлия Бронникова 18,580
  4. 4. Darth Vader 17,856
  5. 5. Алина Сайбель 16,787
  6. 6. Мария Николаевна 15,775
  7. 7. Лариса Самодурова 15,735
  8. 8. Игорь Проскуренко 15,453
  9. 9. Liza 15,165
  10. 10. TorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Источник статьи: http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/slovoobrazovatelnyy-razbor-slova-primery-6-klass.html

Способ сложения

В нем могут участвовать как полностью слова, так и основа или какая-то ее часть. Слова диван-кровать, ракета-носитель, стол-книжка образованы именно этим способом.

Также сложение основ может проходить с помощью соединительных гласных. Их в русском языке две: о, е. Так появились такие слова как лесостепь, луноход, железобетон.

Еще одни способ сложения – присоединение полной основы к усеченной: полдыни, турпоход, стенгазета.

Новое слово может появиться из словосочетания, сочинительного или подчинительного: мясо-молочный (мясо и молоко – сочинительное), немецко-русский (немецкий и русский – сочинительное); сельскохозяйственный (сельское хозяйство – подчинительное), левобережный (левый берег – подчинительное). Если между словами сочинительная связь – они пишутся через дефис, а если подчинительная – нужно писать слитно.

Это примеры словообразования в русском языке сложных слов.

Порядок разбора

2. Подбери к слову такое парное слово, от которого оно образовано.

Это слово — ближайшее к исходному по форме и по смыслу. Поставь найденное парное слово в начальную форму и определи его основу.

Запомни: 

  • Если искомое слово есть, то его основа – производящая, а основа анализируемого слова – производная.
  • Если слово с производящей основой подобрать невозможно, то основа анализируемого слова – непроизводная. 

4. Определи способ словообразования. 

Вспомни:

   Какие способы словообразования характерны для русского языка?

  • Приставочный: образование слов с помощью приставок: посмотреть ← смотреть, пригород← город, недорого← дорого
  • Суффиксальный: образование слов с помощью суффиксов: вторник← второй,  выдумщик ← выдумать(усечение основы), заборище ← забор
  • Приставочно-суффиксальный: образование слов с помощью приставок и суффиксов: подоконник← окно, втихаря ← тихо (усечение основы), затенить ← тень
  • Бессуффиксальный: золотой ← золото, зелень ← зелёный, нарыв ← нарывать **Некоторые авторы полагают, что в словах золотой, зелень, нарыв и других подобных — нулевой суффикс, и рассматривают их как слова с суффиксальным способом образования. Автор сайта исходя из интересов ребят, придерживается здесь школьной традиции толкования подобных слов. Решающим аргументом для меня является то, что в материалах ЕГЭ, разработанных ФИПИ, они рассматриваются как слова с бессуффиксальным способом образования. Для желающих изучить иную точку зрения можно посоветовать обратиться к «Учебному пособию для старших классов школ гуманитарного профиля» В.А. Багрянцевой, Е.М. Болычевой, И.В. Галактионовой, Л.А. Ждановой, Е.И. Литневской, Е.Б. Степановой (М.: Русский язык. Изд. 2-е. М.: МГУ. 2006).
  • Сложение: соединение частей основ разных слов: лесостепь, диван-кровать
  • Сложение в сочетании с суффиксацией: головоломка, вагоноремонтный
  • Сращение: долгоиграющий, быстрорастворимый
  • Сокращение основы: зав, зам
  • Аббревиация: образование сложносокращённых слов: РФ, МГУ, зарплата, военком
  • Изменение части речи: больной, столовая

Подробнее о способах словообразования см. Как устроен наш язык. Глава 5. Словообразование

5. Укажи, если образование слова сопровождается процессами:

  • чередования гласных
  • чередования согласных
  • чередования с нулём звука
  • усечения производящей основы
  • добавления соединительной гласной 

Словообразовательный разбор слова

Русский язык. Подготовка учащихся к итоговой аттестации: ОГЭ, ЕГЭ. Все классы.

Словообразовательный разбор — выявление, от чего и с помощью чего образовано слово. При словообразовательном разборе устанавливается последовательность присоединения суффисков и приставок в процессе образования нового слова.

Важно помнить о том, формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании. -ть, -ти, нулевой суффикс в форме инфинитива (говори-ть, нес-ти, печь). Для удобства при формообразовании глагола иногда отсекают и -сти, потому что плё-л, но это условно, суффикса -сти в инфинитиве нет. Плести — корень плес-; -л-, нулевой суффикс в формах прошедшего времени: плё-л, пёк-; -и-, нулевой суффикс в формах повелительного наклонения: нес-и, режь-; -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-, -им-, -ем-, -ом-, -нн-, -енн-, -т- в формах причастий: реши-вш-ий, реш-ённ-ый, сши-т-ый, нёс-ш-ий, вед-ом-ый; -а, -я, -вши, -ши, -учи, -ючи в формах деепричастий: сказа-в, сказа-вши, принёс-ши, улыба-я-сь, буд-учи, игра-ючи; -е, -ее, -ше в формах сравнительной степени прилагательных, наречий и слов категории состояния: сильнее, дороже, дальше; -йш-, -айш- в формах превосходной степени: умне-йш-ий, тиш-айш-ий, красиве-йш-ий. Производная основа (слово) — та основа, которая образована от другой основы (слова), последняя называется по отношению к производной — производящей основой

См.: двор →→ двор-ник, син-ий →→ синь, москвич →→ москвич-к-а, бра-ть →→ ото-бра-ть, утренн-ий →→ пред-утренн-ий, ворон-а →→ ворон-ий, копа-ть картофель →→ картофелекопал-к-а.Сама производящая основа может быть производной по отношению к слову предшествующей ступени словообразования.бросать →→ разбросать →→ разбрасывание →→ разбрасывать →→ разбрасываниерыба →→ рыбак →→ рыбачий →→  рыбачить

Производная основа (слово) — та основа, которая образована от другой основы (слова), последняя называется по отношению к производной — производящей основой. См.: двор →→ двор-ник, син-ий →→ синь, москвич →→ москвич-к-а, бра-ть →→ ото-бра-ть, утренн-ий →→ пред-утренн-ий, ворон-а →→ ворон-ий, копа-ть картофель →→ картофелекопал-к-а.Сама производящая основа может быть производной по отношению к слову предшествующей ступени словообразования.бросать →→ разбросать →→ разбрасывание →→ разбрасывать →→ разбрасываниерыба →→ рыбак →→ рыбачий →→  рыбачить

Логика поиска производящего такова: найти в современном языке ближайшее для производного слова производящее в смысловом и формальном отношении. Например, слово понавыписывать имеет своим производящим навыписывать. Хотя, естественно, слово понавыписывать связано и со словом писать. Однако слово писать не является ближайшим в смысловом и формальном отношении к слову понавыписывать.

План словообразовательного разбора

1. Дать толкование лексического значения слова.2. Сравнить состав данного слова с однокоренным.3. Выявить ту часть слова, с помощью которой оно образовано.

Образец словообразовательного разбора

Лисий — имя прилагательное, изменяемая часть речи, изменяется по родам, числам и падежам. Основа слова — лисий, основа производная, так как есть производящая основа, соотносимая с ней структурно и по смыслу. Чтобы это доказать, нужно истолковать лексическое значение: лисий — относящийся к лисе или принадлежащий лисе. Стало быть, производящая основа — лис. Значит, слово образовано суффиксальным способом (при помощи суффикса -ий).

Лисий ←← лис.

Различия между разбором слова по составу и словообразовательным разбором

при-бреж-н-ый при-бреж-н-ый
рас-сме-ёт-ся рассмеётся ←← смеётся

 СЛОВА

уч-и-тель-ств-о учительство ←← учитель
вод-ян-ист-ый водянистый ←← водяной
про-сматр-ива-ть-ся просматриваться ←← просматривать
по-осен-н-ему по-осеннему ←← осеннему
что-нибудь что-нибудь ←← что

Как сделать морфемный разбор слова

Что такое морфемный разбор? Это разложение словоформы на составные части. Он имеет четкую структуру:

  1. Определить часть речи.
  2. Выделить окончание и основу.
  3. Выделить приставку(и) и суффикс(ы).
  4. Выделить корень.

Изучим примеры:

Произведем морфемный анализ слова ограничиться:

Часть речи – глагол. Оконч. -ть указывает на инфинитивную форму. Неизменяемая часть слова -огранич + -ся. Выделяем словообразоват. прист. о-, возвратный суф. -ся, суф. -и-, указывающий на II спряжение. Корень -гранич от слова «граница».

Разберем слово происхождение (вариант 1):

Это существительное ср. р. 2-го скл., на что указывает оконч. -е. Основа -происхождени-. Выделили словобразов. прист. -про- и -ис- (вариант написания прист. -из- перед глухим согласным) и суффикс -ени-, указывающий на действие или состояние. Кор. -хожд-.

Морфемный разбор слова происхождение (вариант 2):

Основная часть та же – -происхождени-. Выделили словобразов. суф. -ени-. В этом слове есть 2 корня: -проис- и -хожд-.

Морфемный разбор слова скоросшиватель:

Это существительное муж. р., 2-го скл., на что указывает нулевое окончание. Основная часть -скоросшиватель-. Выделяем словообразов. прист. -с-, ударный суф. -ва-, отглагольный суф. -тель-, указывающий на название механизмов/профессий. Это сложная лекисическая единица, имеет два корня -скор- и -ши-, соединенные гласной -о.

Внимание! Для морфемного анализа всегда берется словоформа, использованная в данном тексте, независимо от того, в каком падеже/лице/числе оно стоит

Каких ошибок можно избежать, сделав словообразовательный разбор слова по составу?

Словообразовательный разбор поможет вам понять, какая перед вами часть речи, и не сделать ошибку по невнимательности. Например, всем известно правило, что в суффиксах –ан- и –ян- у прилагательных пишется одна буква –н-, а у полных страдательных причастий, образованных от глагола совершенного вида, пишется две буквы -нн-. Если же вы составили словообразовательную цепь, то вам сразу станет понятно, что же за часть речи перед вами, и вы не сделаете глупой ошибки.

Как ни странно, словообразование тесно связано и с пунктуацией. Это опять же касается прилагательных, причастных и деепричастных оборотов. Ведь предпоследние выделяются запятыми, если стоят после определяемого слова, а последние – всегда.

Словообразовательная цепочка поможет вам определить и значение слова, а это, в свою очередь, позволит облачить его в грамотную, стилистически нейтральную конструкцию, органично вписать в текст и искусно обыграть слово. Это очень поможет вам при составление речей для публичного выступления и красивой, уверенной речи в повседневной жизни. Ведь у каждой морфемы есть своя смысловая нагрузка, которую она несёт

И забывать об этой важной роли приставок и суффиксов никак нельзя

Как сделать словообразовательный разбор

Записав разбираемое слово, необходимо выделить его основу (все слово без окончания).

Затем найти «папу» слова – ближайшего предшественника по словообразовательной цепочке. В обоих словах выделить общую часть. Это и будет производящая основа.

За один шаг может прибавиться одна приставка, или один суффикс, или одна приставка и один суффикс; по две приставки или два суффикса прибавиться за один раз не может.

Приведем пример. Представим себе такую словообразовательную цепочку: горох – горош-ин-а – горошин-к-а. «Папой» «горошинки» будет слово «горошина», а не «горох»: к основе «горошин-» прибавился суффикс –к-.

Следующим этапом будет определение аффикса (если он есть), с помощью которого образовано слово.

Последнее – записываем способ образования.

Словообразование с помощью приставок

Еще один весьма популярный способ – префиксация, или приставочный. Заключается он в том, что к основе исходного слова приставляется префикс. Следует помнить о том, что при использовании этого способа производное и производящее слово – одна и та же часть речи.

Рассмотрим, как происходит словообразование. Примеры такие: Словообразовательная цепочка вокзал – вокзальный – привокзальный. От слова вокзал образовалось слово вокзальный суффиксальным способом (участвовал суффикс -н-), далее с помощью приставки при- образовалось слово привокзальный приставочным способом

Обязательно обратим внимание на то, что слова вокзальный и привокзальный – имена прилагательные

Еще одна словообразовательная цепочка: синий – синеть – посинеть. Здесь от основы слова синий суффиксальным способом образовался глагол синеть, а уже от него приставочным – глагол посинеть.

Так же образовались слова: глаголы ходить – уходить (приставка у-); глаголы писать – переписать (приставка пере-); прилагательные модный – сверхмодный (приставка сверх-); существительные бабушка – прабабушка (приставка пра-); наречия лево – налево (приставка на-); местоимения кто – кое-кто (приставка кое-)

Морфологический способ словообразования

Морфологический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния явля­ет­ся основ­ным в обо­га­ще­нии сло­вар­но­го соста­ва рус­ско­го язы­ка. Новые сло­ва обра­зу­ют­ся на базе име­ю­щих­ся про­из­во­дя­щих основ путём соче­та­ния их с раз­лич­ны­ми аффик­са­ми.

Лингвистический тер­мин «аффикс» (лат. affixus — «при­креп­лен­ный») назы­ва­ет часть сло­ва, име­ю­щую грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и видо­из­ме­ня­ю­щую зна­че­ние кор­ня. По место­по­ло­же­нию в сло­ве аффик­сы под­раз­де­ля­ют­ся на

  • пре­фик­сы, или при­став­ки;
  • суф­фик­сы;
  • пост­фик­сы;
  • интер­фик­сы, или соеди­ни­тель­ные глас­ные;
  • флек­сии, или окон­ча­ния.

Отметим, что флек­сии и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы не участ­ву­ют в сло­во­об­ра­зо­ва­нии.

В зави­си­мо­сти от того, с помо­щью какой мор­фе­мы или ком­би­на­ции аффик­сов обра­зо­ва­на новая лек­се­ма, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба сло­во­об­ра­зо­ва­ния:

1. Префиксальный (при­ста­воч­ный) спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния пре­фик­са (при­став­ки) к про­из­во­дя­щей осно­ве:

  • писать → выписать
  • вид →подвид
  • забавный → презабав­ный

2. Суффиксальный спо­соб (суф­фик­са­ция) — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са:

  • нахо­дить → находка
  • цвет (цве­ток) → цветник
  • улы­баться → улыбка

3. Приставочно-суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью двух аффик­сов: при­став­ки и суф­фик­са

  • локоть → подлокотник
  • беседа → собеседник
  • свежий → освежить
  • море → заморский
  • мох → замшеть

4. Нулевая суф­фик­са­ция (без­аф­фикс­ный, бес­суф­фик­саль­ный спо­соб) — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са:

  • взво­дить → взвод
  • при­пе­вать → при­пев
  • свинья → свиной
  • золото → золотой
  • восемь → восьмой

5. Постфиксация — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве пост­фик­сов -то, -либо, -нибудь, -ся:

  • кто → кто-то
  • что → что-нибудь
  • где → где-либо
  • когда → когда-то
  • бро­сать → бро­саться

6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) спо­соб исполь­зу­ет­ся для обра­зо­ва­ния новых слов с помо­щью при­став­ки и пост­фик­са:

  • слу­шать →вслу­шаться
  •  нюхать →принюхаться
  • думать →вдуматься
  • тос­ко­вать →истос­ко­ваться
  • ждать →дождаться

7. Суффиксально-постфиксальный спо­соб — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве одно­вре­мен­но двух аффик­сов: суф­фик­са и пост­фик­са.

  • толпа → толпиться
  • скупой → скупиться
  •  пере­го­во­рить → пере­го­вариваться

8. Сложение — спо­соб обра­зо­ва­ния, при кото­ром про­ис­хо­дит соеди­не­ние

1) двух про­из­во­дя­щих основ в одно сло­во

а) без помо­щи соеди­ни­тель­ной глас­ной (интер­фик­са):

  • кресло-кровать;
  • платье-халат;
  • ракета-носитель;
  • ковёр-самолет;

б) с помо­щью интер­фик­са:

  • север, восток → северо-восток;
  • сухие фрукты  → сухофрук­ты;
  • свод  неба → небосвод;
  • птица, фаб­рика → птицефаб­ри­ка;
  • хра­ни­лище для овощей → овощехра­ни­ли­ще;

2) сло­же­ние усе­чен­ной осно­вы и сло­ва:

  • ветери­нар­ный врач→ вет­врач;
  • туристи­че­ский поход→ тур­по­ход;
  • медицин­ский пункт→ мед­пункт;

3) сло­же­ние усе­чен­ных основ слов:

  • замести­тель председа­те­ля → зам­пред;
  • мотоцикл педаль­ный → мопед;
  • профсоюз­ный комитет → проф­ком;

4) аббре­ви­а­ция — сло­же­ние зву­ков или назва­ний началь­ных букв сло­во­со­че­та­ний:

  • МХАТ
  • ГОЭЛРО
  • ГАИ
  • нэп
  • МИД
  • ОБСЕ

9. Сложносуффиксальный спо­соб — это сло­же­ние про­из­во­дя­щих основ с помо­щью интер­фик­са и с одно­вре­мен­ной суф­фик­са­ци­ей:

  • длинная шерсть + -н- → длинношерст­ный;
  • хлеб, резать + -к- → хлеборез­ка;
  • сам, варить + → самовар;
  • черные брови + → чернобро­вый;
  • каша, варить + → кашевар.

Таблица с примерами

1. Приставочный

текст → подтекстгнать → догнать

2. Суффиксальный

белый → белизнапахать → пахотасотво­рить → сотворение

3. Приставочно-суффиксальный

люди → безлюдныйдолгий → задолгодом → надомник

4. Бессуффиксальный

отды­хать → отдыхзеленый → зелень супруг → супру­га

5. Постфиксальный

какой → какой-нибудьчто → что-тогде → где-либо

6. Сложение: 1) двух основ

2) двух основ + суф­фикс

3) сокра­щен­ных основ

4) началь­ных букв или зву­ков

пожар, опасный → пожа­ро­опас­ныйдиван, кро­вать → диван-кроватьканат, ходить → кана­то­ходецморе, пла­вать → море­пла­вательспециаль­ный корреспон­дент → спец­кор МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, насе­лен­ный → густо­на­се­лен­ный мало, зна­ко­мый → мало­зна­ко­мый

8. Переход из одной части речи в дру­гую

заго­ра­ю­щие (сущ.) — заго­ра­ю­щие (прич.) люди; про­хо­жий (сущ.) — про­хо­жий (прил.) чело­век

Суффикс

Словоизменительные и словообразовательные аффиксы

Русский язык. Подготовка учащихся к итоговой аттестации: ОГЭ, ЕГЭ. Все классы.

По функции в языке все аффиксы делятся на формообразующие и словообразующие, а среди формообразующих выделяются словоизменительные.

Аффикс — вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений. Они не могут самостоятельно образовывать слово — только в сочетании с корнями. Как нам уже известно, аффиксы подразделяются на типы в зависимости от их положения в слове: приставки (префиксы), располагающиеся перед корнем, суффиксы и окончания (флексии), располагающиеся после корня. Суффикс, располагающийся после окончания, получил особое название — постфикс. 

Приставка всегда выполняют словообразующую функцию, то есть участвует именно в производстве нового слова, уточняет смысл корня, передаёт оттенок лексического значения. Например, в глаголах приставки часто обозначают направление движения: прийти — уйти — выйти — подойти. Иногда приставка выражает и грамматическое значение (например, вид у глаголов). 

Морфемы, располагающиеся в слове после корня, подразделяются в зависимости от их функции на суффиксы (имеющие деривационное, то есть словообразовательное значение) и окончания (флексии, имеющие словоизменительное и реляционное, то есть указывающее на связь с другими членами предложения, значение). Суффикс, как правило, выполняет словообразующую функцию, при этом может передавать как лексическое, так и грамматическое значение. Например, в слове прыгнуть  суффикс -ну- выражает грамматическое значение совершенного вида глагола, при этом передаёт также особое значение однократности действия, это одно из частных значение совершенного вида. А суффикс -еньк- в слове беленький выражает именно оттенок лексического значения («уменьшительно-ласкательное» значение, возможно, слабую степень проявления признака), а грамматических не выражает.

Именно суффикс может перевести слово из одной части речи в другую (транспонирующая функция), что наблюдается, например, в следующих словах: лисий (прил.) от лиса (сущ.), синева (сущ.) от синий (прил.), подставка (сущ.) от подставить (гл.), бегом (нареч.) от бег (сущ.), вчерашний (прил.) от вчера (нареч.), десятка (сущ.) от десять (числ.) и во многих других словах.

Более того, в любом случае, когда слово было переведено из одной части речи в другую, мы должны знать — там «поработал» суффикс! И если его не видно «невооружённым глазом», значит, он нулевой.

Возьмём, к примеру, существительное бег. Это существительное называет действие (опредмеченное), следовательно, образовано от глагола бегать/бежать, так же, как пробежка — от глагола пробежаться,  только в слове пробежка суффикс материально выражен (-к-), а в слове бег он выражен нулём звука.

Но бывают и формообразующие суффиксы, например, суффикс -ее в слове быстрее выражает значение сравнительной степени, образуя данную форму имени прилагательного.

Окончания (флексии) — словоизменяющие аффиксы. Традиционное название флексий русского языка — окончания, так как они в основном располагаются в самом конце слов: лис-а, хитр-ая, беж-ит. Иногда возможны исключения — окончания могут располагаться в середине слова в составе сложных числительных, сложных существительных (пят-и-ст-ам, диван-а-кроват-и), после окончаний могут располагаться постфиксы (например, в словах крад-ёт-ся, к-то-то).Некоторые суффиксы могут выполнять словоизменительную функцию, например, суффикс -л-, образующий глагольные формы прошедшего времени (глаголы по временам изменяются, следовательно, значение времени относится к словоизменительным).

Окончание

Основные понятие словообразовательной пары

В языке постоянно образуются новые слова на базе уже имеющихся. Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные.

  1. Производные слова — это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов. Например: прилагательное ночной образовано от существительного ночь; существительное читатель образовано от глагола читать.
  2. Непроизводные слова — это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов — непроизводная: ночь, стол. Например, стол — слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное.

Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже — префикс: брат, ночь, стен‑а, окн‑о.

Например, основа глагола читать (чита-) включает корень чит- и глагольный суффикс ‑а-. Но данное слово не образовано ни от какого другого однокоренного слова. Поэтому слово и его основа являются непроизводными.

Слово, от которого образовано производное слово, называется производящим (или мотивирующим). Например, существительное ночь является производящим (мотивирующим) словом для прилагательного ночной, глагол читать — производящее слово для существительного читатель.

Группа производного слова и производящего слова (производящих слов) образует словообразовательную пару: ночь → ночной; читать → читатель.

Сложные слова имеют две и более производящие основы: семь лет → сем-и-лет-н-ий; носΟ, рогΟ → нос-о-рог.

Производящая основа может включаться в производную как в полном виде (например: за-жиг-а-ть → за-жиг-а-лк‑а), так и в усечённом виде (например: рез-а-ть → рез-к‑а — усекается глагольный суффикс ‑а-).

При образовании производного слова может наблюдаться наложение морфем: одинаковые части конца производящей основы и начала суффикса накладываются друг на друга, в результате устраняются повторы звуков (и букв) на стыке морфем.

Например, в паре: берёз‑а → берез-няк — наложения морфем нет (конечные звуки производящей основы берёз- и суффикса ‑ник не совпадают), а в паре: сосн‑а → сос-няк — конечный согласный производящей основы н (сосн-) и начальный согласный суффикса н (-няк) совпадают и накладываются друг на друга.

Совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования, называют словообразовательным гнездом. Возглавляет словообразовательное гнёздо исходное слово, или вершина словообразовательного гнезда

Словообразовательная пара (производящее слово → производное слово) — это минимальная единица словообразовательного гнезда.

Помимо пары в словообразовательном гнезде можно выделить словообразовательную цепь (или цепочку) — это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями непосредственной производности:

  • соль → солить → засолить → засолка; 
  • соль → соляной → солянка → соляночка; 
  • соль → солить → пересолить → пересаливать → пересаливание.

Члены словообразовательной пары — производные слова (производные основы) и производящие слова (производящие основы) — связаны по значению и формально.

Это интересно: Какие бывают стили текста — определение и примеры.

План разбора и пример

В этом разделе вы сможете увидеть план морфемного разбора и несколько примеров, которые помогут закрепить и усвоить полученный материал. Приступим!

Начинаем морфемный разбор обязательно с выделения окончания (это сделать просто, говорилось ранее в статье: необходимо менять род, падеж, число и так далее). Все, что осталось за пределами окончания – основа слова. Далее переходим к определению корня (для этого необходимо приводить однокоренные слова, а повторяющаяся часть – это и есть корень слова). Только после этого определяемся с приставкой и суффиксами.

Пример: двухэтажный. Это слово имеет два окончания («-ух» и «-ый»). Также слово имеет два корня, так как слово сложное: «дв-» и «этаж-«. Суффикс слова двухэтажный – «н».

Пример: переулок. Окончание у слова нулевое (переулка, переулком). Основа – полностью все слово (переулок). Корень «-ул» (однокоренное слово – улица). Приставка «– пере-«, а суффикс «-ок».

По тому же принципу можно произвести морфемный разбор абсолютно любого слова в русском языке.

Образование слов в английском языке

Так же, как и в русском, происходит словообразование в английском языке. Примеры разберем ниже.

Словообразование с помощью префикса: possible (возможный) – inpossible (невозможный – приставка in); war (война) – prewar (довоенный – приставка pre); to write (писать) – rewrite (переписывать – приставка re). Можно сделать однозначный вывод, что в английском языке лексическое значение производного слова регламентируется значением приставки, то есть, если нам нужно образовать новое слово, достаточно подобрать приставку, подходящую по лексическому значению.

Примеры суффиксального словообразования: to teach (учить)- teacher (учитель). Последнее слово появилось путем присоединения к основе teach- суффикса -er-; free (быть свободным) – freedom (свобода) – слово образовано с помощью суффикса -dom-; power (сила) – powerful (мощный) – образовалось с помощью суффикса -ful-.

Словообразование путем сложения: downtown (центр города) произошло от слияния основ down (низ) и town (город); underground (метро, подполье) слияние основ under (под) и ground (земля); duty-free (магазин беспошлинной торговли) – основы duty (налог) и free (бесплатно, свободно).

Есть в английском языке слова, образованные путем усечения: grandmother – granny (бабушка); subway – sub (метро); mathematics – maths (математика).

Производящая основа слова

Как делать словообразовательный разбор

Словообразовательный разбор слова всегда идет вместе с морфемным. Его целью является выяснение, как образована словоформа.

Словообразовательный разбор ведется по четкому алгоритму:

  1. Слово ставится в начальную форму.
  2. Определяется неизменяемая часть и устанавливается производность.
  3. Для производного подбираются однокоренные слова.
  4. Указывается основа в однокоренных словах.
  5. Указываются словообразовательные морфемы.
  6. Называется способ образования.

Морфемный разбор слов

Сделаем разбор слова сороконожка:

Предложение «Размер тела у сороконожек может составлять до 30 см».

  • Начальная форма – сороконожка (сложное).
  • Основа существительного -сороконожк- –производная.
  • Имеет два корня: -сорок- и -нож-. Однокоренные слова: сорок и ног-а/нож-ка.
  • Соединит. гласная -о-, суффикс -к-.
  • Слияние нескольких основ, суффиксальный.

Словообразовательный разбор слова объездили:

Обратимся к предложению: «Мы объездили полмира».

  • Начальная форма – объездить.
  • Основа глагола -объезди- – производная.
  • Кор. -езд-. Однокоренные слова: объ-езд, объ-езд-ной.
  • Словообразов. прист. -об-, разделительный Ъ, глагольные суф. -и- и -л-.
  • Приставочно-суффиксальный.

Словообразовательный разбор слова наушник:

Предложение: «Наушники перестали работать».

  • Начальная форма – наушник.
  • Основа -наушник- – производная.
  • Корень -уш-. Однокоренные слова: уш-и, ух-о, на-уш-ный.
  • Словообразов. прист. -на-, словообразов. суф. -ник-.
  • Приставочно-суффиксальный.

Словообразовательный анализ слова заметный:

Возьмем предложение: «В ее глазах отразилась чуть заметная улыбка».

  • Начальная форма – заметный (у прилагательных начальной является форма муж. р., ед. ч., Им. п.).
  • Основа -заметн-.
  • Кор. -замет-. Однокоренные слова: замет-ить, замет-но, замеч-ание.
  • Суффикс прилагательного -н-.
  • Суффиксальный.

Словообразовательный разбор слова

Морфемный разбор слова

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий