Содержание
- 1 Содержание
- 2 Способ сложения
- 3 Порядок разбора
- 4 Словообразовательный разбор слова
- 5 Как сделать морфемный разбор слова
- 6 Каких ошибок можно избежать, сделав словообразовательный разбор слова по составу?
- 7 Как сделать словообразовательный разбор
- 8 Словообразование с помощью приставок
- 9 Морфологический способ словообразования
- 10 Суффикс
- 11 Словоизменительные и словообразовательные аффиксы
- 12 Окончание
- 13 Основные понятие словообразовательной пары
- 14 План разбора и пример
- 15 Образование слов в английском языке
- 16 Производящая основа слова
- 17 Как делать словообразовательный разбор
Содержание
- Как получаются новые слова?
- Способы образования новых слов в русском языке
- Как сделать словообразовательный разбор
- Примеры
- Что мы узнали?
Бонус
По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.
- 1. Сергей Наумов 258
- 2. Игорь Проскуренко 219
- 3. Даниил Васильев 169
- 4. Igor S 150
- 5. aleqsandr sagrishvili 149
- 6. Ульяна Потапкина 136
- 7. Александр С 130
- 8. Алсу Сакаева 118
- 9. Der Pro 113
- 10. Елизавета Анчербак 106
- 1. Кристина Волосочева 19,120
- 2. Ekaterina 18,721
- 3. Юлия Бронникова 18,580
- 4. Darth Vader 17,856
- 5. Алина Сайбель 16,787
- 6. Мария Николаевна 15,775
- 7. Лариса Самодурова 15,735
- 8. Игорь Проскуренко 15,453
- 9. Liza 15,165
- 10. TorkMen 14,876
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Источник статьи: http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/slovoobrazovatelnyy-razbor-slova-primery-6-klass.html
Способ сложения
В нем могут участвовать как полностью слова, так и основа или какая-то ее часть. Слова диван-кровать, ракета-носитель, стол-книжка образованы именно этим способом.
Также сложение основ может проходить с помощью соединительных гласных. Их в русском языке две: о, е. Так появились такие слова как лесостепь, луноход, железобетон.
Еще одни способ сложения – присоединение полной основы к усеченной: полдыни, турпоход, стенгазета.
Новое слово может появиться из словосочетания, сочинительного или подчинительного: мясо-молочный (мясо и молоко – сочинительное), немецко-русский (немецкий и русский – сочинительное); сельскохозяйственный (сельское хозяйство – подчинительное), левобережный (левый берег – подчинительное). Если между словами сочинительная связь – они пишутся через дефис, а если подчинительная – нужно писать слитно.
Это примеры словообразования в русском языке сложных слов.
Порядок разбора
2. Подбери к слову такое парное слово, от которого оно образовано.
Это слово — ближайшее к исходному по форме и по смыслу. Поставь найденное парное слово в начальную форму и определи его основу.
Запомни:
- Если искомое слово есть, то его основа – производящая, а основа анализируемого слова – производная.
- Если слово с производящей основой подобрать невозможно, то основа анализируемого слова – непроизводная.
4. Определи способ словообразования.
Вспомни:
Какие способы словообразования характерны для русского языка?
- Приставочный: образование слов с помощью приставок: посмотреть ← смотреть, пригород← город, недорого← дорого
- Суффиксальный: образование слов с помощью суффиксов: вторник← второй, выдумщик ← выдумать(усечение основы), заборище ← забор
- Приставочно-суффиксальный: образование слов с помощью приставок и суффиксов: подоконник← окно, втихаря ← тихо (усечение основы), затенить ← тень
- Бессуффиксальный: золотой ← золото, зелень ← зелёный, нарыв ← нарывать **Некоторые авторы полагают, что в словах золотой, зелень, нарыв и других подобных — нулевой суффикс, и рассматривают их как слова с суффиксальным способом образования. Автор сайта исходя из интересов ребят, придерживается здесь школьной традиции толкования подобных слов. Решающим аргументом для меня является то, что в материалах ЕГЭ, разработанных ФИПИ, они рассматриваются как слова с бессуффиксальным способом образования. Для желающих изучить иную точку зрения можно посоветовать обратиться к «Учебному пособию для старших классов школ гуманитарного профиля» В.А. Багрянцевой, Е.М. Болычевой, И.В. Галактионовой, Л.А. Ждановой, Е.И. Литневской, Е.Б. Степановой (М.: Русский язык. Изд. 2-е. М.: МГУ. 2006).
- Сложение: соединение частей основ разных слов: лесостепь, диван-кровать
- Сложение в сочетании с суффиксацией: головоломка, вагоноремонтный
- Сращение: долгоиграющий, быстрорастворимый
- Сокращение основы: зав, зам
- Аббревиация: образование сложносокращённых слов: РФ, МГУ, зарплата, военком
- Изменение части речи: больной, столовая
Подробнее о способах словообразования см. Как устроен наш язык. Глава 5. Словообразование
5. Укажи, если образование слова сопровождается процессами:
- чередования гласных
- чередования согласных
- чередования с нулём звука
- усечения производящей основы
- добавления соединительной гласной
Словообразовательный разбор слова
Русский язык. Подготовка учащихся к итоговой аттестации: ОГЭ, ЕГЭ. Все классы.
Словообразовательный разбор — выявление, от чего и с помощью чего образовано слово. При словообразовательном разборе устанавливается последовательность присоединения суффисков и приставок в процессе образования нового слова.
Важно помнить о том, формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании. -ть, -ти, нулевой суффикс в форме инфинитива (говори-ть, нес-ти, печь). Для удобства при формообразовании глагола иногда отсекают и -сти, потому что плё-л, но это условно, суффикса -сти в инфинитиве нет. Плести — корень плес-; -л-, нулевой суффикс в формах прошедшего времени: плё-л, пёк-; -и-, нулевой суффикс в формах повелительного наклонения: нес-и, режь-; -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-, -им-, -ем-, -ом-, -нн-, -енн-, -т- в формах причастий: реши-вш-ий, реш-ённ-ый, сши-т-ый, нёс-ш-ий, вед-ом-ый; -а, -я, -вши, -ши, -учи, -ючи в формах деепричастий: сказа-в, сказа-вши, принёс-ши, улыба-я-сь, буд-учи, игра-ючи; -е, -ее, -ше в формах сравнительной степени прилагательных, наречий и слов категории состояния: сильнее, дороже, дальше; -йш-, -айш- в формах превосходной степени: умне-йш-ий, тиш-айш-ий, красиве-йш-ий. Производная основа (слово) — та основа, которая образована от другой основы (слова), последняя называется по отношению к производной — производящей основой
См.: двор →→ двор-ник, син-ий →→ синь, москвич →→ москвич-к-а, бра-ть →→ ото-бра-ть, утренн-ий →→ пред-утренн-ий, ворон-а →→ ворон-ий, копа-ть картофель →→ картофелекопал-к-а.Сама производящая основа может быть производной по отношению к слову предшествующей ступени словообразования.бросать →→ разбросать →→ разбрасывание →→ разбрасывать →→ разбрасываниерыба →→ рыбак →→ рыбачий →→ рыбачить
Производная основа (слово) — та основа, которая образована от другой основы (слова), последняя называется по отношению к производной — производящей основой. См.: двор →→ двор-ник, син-ий →→ синь, москвич →→ москвич-к-а, бра-ть →→ ото-бра-ть, утренн-ий →→ пред-утренн-ий, ворон-а →→ ворон-ий, копа-ть картофель →→ картофелекопал-к-а.Сама производящая основа может быть производной по отношению к слову предшествующей ступени словообразования.бросать →→ разбросать →→ разбрасывание →→ разбрасывать →→ разбрасываниерыба →→ рыбак →→ рыбачий →→ рыбачить
Логика поиска производящего такова: найти в современном языке ближайшее для производного слова производящее в смысловом и формальном отношении. Например, слово понавыписывать имеет своим производящим навыписывать. Хотя, естественно, слово понавыписывать связано и со словом писать. Однако слово писать не является ближайшим в смысловом и формальном отношении к слову понавыписывать.
План словообразовательного разбора
1. Дать толкование лексического значения слова.2. Сравнить состав данного слова с однокоренным.3. Выявить ту часть слова, с помощью которой оно образовано.
Образец словообразовательного разбора
Лисий — имя прилагательное, изменяемая часть речи, изменяется по родам, числам и падежам. Основа слова — лисий, основа производная, так как есть производящая основа, соотносимая с ней структурно и по смыслу. Чтобы это доказать, нужно истолковать лексическое значение: лисий — относящийся к лисе или принадлежащий лисе. Стало быть, производящая основа — лис. Значит, слово образовано суффиксальным способом (при помощи суффикса -ий).
Лисий ←← лис.
Различия между разбором слова по составу и словообразовательным разбором
при-бреж-н-ый | при-бреж-н-ый |
рас-сме-ёт-ся | рассмеётся ←← смеётся |
СЛОВА
уч-и-тель-ств-о | учительство ←← учитель |
вод-ян-ист-ый | водянистый ←← водяной |
про-сматр-ива-ть-ся | просматриваться ←← просматривать |
по-осен-н-ему | по-осеннему ←← осеннему |
что-нибудь | что-нибудь ←← что |
Как сделать морфемный разбор слова
Что такое морфемный разбор? Это разложение словоформы на составные части. Он имеет четкую структуру:
- Определить часть речи.
- Выделить окончание и основу.
- Выделить приставку(и) и суффикс(ы).
- Выделить корень.
Изучим примеры:
Произведем морфемный анализ слова ограничиться:
Часть речи – глагол. Оконч. -ть указывает на инфинитивную форму. Неизменяемая часть слова -огранич + -ся. Выделяем словообразоват. прист. о-, возвратный суф. -ся, суф. -и-, указывающий на II спряжение. Корень -гранич от слова «граница».
Разберем слово происхождение (вариант 1):
Это существительное ср. р. 2-го скл., на что указывает оконч. -е. Основа -происхождени-. Выделили словобразов. прист. -про- и -ис- (вариант написания прист. -из- перед глухим согласным) и суффикс -ени-, указывающий на действие или состояние. Кор. -хожд-.
Морфемный разбор слова происхождение (вариант 2):
Основная часть та же – -происхождени-. Выделили словобразов. суф. -ени-. В этом слове есть 2 корня: -проис- и -хожд-.
Морфемный разбор слова скоросшиватель:
Это существительное муж. р., 2-го скл., на что указывает нулевое окончание. Основная часть -скоросшиватель-. Выделяем словообразов. прист. -с-, ударный суф. -ва-, отглагольный суф. -тель-, указывающий на название механизмов/профессий. Это сложная лекисическая единица, имеет два корня -скор- и -ши-, соединенные гласной -о.
Внимание! Для морфемного анализа всегда берется словоформа, использованная в данном тексте, независимо от того, в каком падеже/лице/числе оно стоит
Каких ошибок можно избежать, сделав словообразовательный разбор слова по составу?
Словообразовательный разбор поможет вам понять, какая перед вами часть речи, и не сделать ошибку по невнимательности. Например, всем известно правило, что в суффиксах –ан- и –ян- у прилагательных пишется одна буква –н-, а у полных страдательных причастий, образованных от глагола совершенного вида, пишется две буквы -нн-. Если же вы составили словообразовательную цепь, то вам сразу станет понятно, что же за часть речи перед вами, и вы не сделаете глупой ошибки.
Как ни странно, словообразование тесно связано и с пунктуацией. Это опять же касается прилагательных, причастных и деепричастных оборотов. Ведь предпоследние выделяются запятыми, если стоят после определяемого слова, а последние – всегда.
Словообразовательная цепочка поможет вам определить и значение слова, а это, в свою очередь, позволит облачить его в грамотную, стилистически нейтральную конструкцию, органично вписать в текст и искусно обыграть слово. Это очень поможет вам при составление речей для публичного выступления и красивой, уверенной речи в повседневной жизни. Ведь у каждой морфемы есть своя смысловая нагрузка, которую она несёт
И забывать об этой важной роли приставок и суффиксов никак нельзя
Как сделать словообразовательный разбор
Записав разбираемое слово, необходимо выделить его основу (все слово без окончания).
Затем найти «папу» слова – ближайшего предшественника по словообразовательной цепочке. В обоих словах выделить общую часть. Это и будет производящая основа.
За один шаг может прибавиться одна приставка, или один суффикс, или одна приставка и один суффикс; по две приставки или два суффикса прибавиться за один раз не может.
Приведем пример. Представим себе такую словообразовательную цепочку: горох – горош-ин-а – горошин-к-а. «Папой» «горошинки» будет слово «горошина», а не «горох»: к основе «горошин-» прибавился суффикс –к-.
Следующим этапом будет определение аффикса (если он есть), с помощью которого образовано слово.
Последнее – записываем способ образования.
Словообразование с помощью приставок
Еще один весьма популярный способ – префиксация, или приставочный. Заключается он в том, что к основе исходного слова приставляется префикс. Следует помнить о том, что при использовании этого способа производное и производящее слово – одна и та же часть речи.
Рассмотрим, как происходит словообразование. Примеры такие: Словообразовательная цепочка вокзал – вокзальный – привокзальный. От слова вокзал образовалось слово вокзальный суффиксальным способом (участвовал суффикс -н-), далее с помощью приставки при- образовалось слово привокзальный приставочным способом
Обязательно обратим внимание на то, что слова вокзальный и привокзальный – имена прилагательные
Еще одна словообразовательная цепочка: синий – синеть – посинеть. Здесь от основы слова синий суффиксальным способом образовался глагол синеть, а уже от него приставочным – глагол посинеть.
Так же образовались слова: глаголы ходить – уходить (приставка у-); глаголы писать – переписать (приставка пере-); прилагательные модный – сверхмодный (приставка сверх-); существительные бабушка – прабабушка (приставка пра-); наречия лево – налево (приставка на-); местоимения кто – кое-кто (приставка кое-)
Морфологический способ словообразования
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на
- префиксы, или приставки;
- суффиксы;
- постфиксы;
- интерфиксы, или соединительные гласные;
- флексии, или окончания.
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
- писать → выписать
- вид →подвид
- забавный → презабавный
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
- находить → находка
- цвет (цветок) → цветник
- улыбаться → улыбка
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса
- локоть → подлокотник
- беседа → собеседник
- свежий → освежить
- море → заморский
- мох → замшеть
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
- взводить → взвод
- припевать → припев
- свинья → свиной
- золото → золотой
- восемь → восьмой
5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
- кто → кто-то
- что → что-нибудь
- где → где-либо
- когда → когда-то
- бросать → бросаться
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
- слушать →вслушаться
- нюхать →принюхаться
- думать →вдуматься
- тосковать →истосковаться
- ждать →дождаться
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
- толпа → толпиться
- скупой → скупиться
- переговорить → переговариваться
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
- кресло-кровать;
- платье-халат;
- ракета-носитель;
- ковёр-самолет;
б) с помощью интерфикса:
- север, восток → северо-восток;
- сухие фрукты → сухофрукты;
- свод неба → небосвод;
- птица, фабрика → птицефабрика;
- хранилище для овощей → овощехранилище;
2) сложение усеченной основы и слова:
- ветеринарный врач→ ветврач;
- туристический поход→ турпоход;
- медицинский пункт→ медпункт;
3) сложение усеченных основ слов:
- заместитель председателя → зампред;
- мотоцикл педальный → мопед;
- профсоюзный комитет → профком;
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
- МХАТ
- ГОЭЛРО
- ГАИ
- нэп
- МИД
- ОБСЕ
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
- длинная шерсть + -н- → длинношерстный;
- хлеб, резать + -к- → хлеборезка;
- сам, варить + → самовар;
- черные брови + → чернобровый;
- каша, варить + → кашевар.
Таблица с примерами
1. Приставочный |
текст → подтекстгнать → догнать |
2. Суффиксальный |
белый → белизнапахать → пахотасотворить → сотворение |
3. Приставочно-суффиксальный |
люди → безлюдныйдолгий → задолгодом → надомник |
4. Бессуффиксальный |
отдыхать → отдыхзеленый → зелень супруг → супруга |
5. Постфиксальный |
какой → какой-нибудьчто → что-тогде → где-либо |
6. Сложение: 1) двух основ 2) двух основ + суффикс 3) сокращенных основ 4) начальных букв или звуков |
пожар, опасный → пожароопасныйдиван, кровать → диван-кроватьканат, ходить → канатоходецморе, плавать → мореплавательспециальный корреспондент → спецкор МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО |
7. Слияние целых слов |
густо, населенный → густонаселенный мало, знакомый → малознакомый |
8. Переход из одной части речи в другую |
загорающие (сущ.) — загорающие (прич.) люди; прохожий (сущ.) — прохожий (прил.) человек |
Суффикс
Словоизменительные и словообразовательные аффиксы
Русский язык. Подготовка учащихся к итоговой аттестации: ОГЭ, ЕГЭ. Все классы.
По функции в языке все аффиксы делятся на формообразующие и словообразующие, а среди формообразующих выделяются словоизменительные.
Аффикс — вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений. Они не могут самостоятельно образовывать слово — только в сочетании с корнями. Как нам уже известно, аффиксы подразделяются на типы в зависимости от их положения в слове: приставки (префиксы), располагающиеся перед корнем, суффиксы и окончания (флексии), располагающиеся после корня. Суффикс, располагающийся после окончания, получил особое название — постфикс.
Приставка всегда выполняют словообразующую функцию, то есть участвует именно в производстве нового слова, уточняет смысл корня, передаёт оттенок лексического значения. Например, в глаголах приставки часто обозначают направление движения: прийти — уйти — выйти — подойти. Иногда приставка выражает и грамматическое значение (например, вид у глаголов).
Морфемы, располагающиеся в слове после корня, подразделяются в зависимости от их функции на суффиксы (имеющие деривационное, то есть словообразовательное значение) и окончания (флексии, имеющие словоизменительное и реляционное, то есть указывающее на связь с другими членами предложения, значение). Суффикс, как правило, выполняет словообразующую функцию, при этом может передавать как лексическое, так и грамматическое значение. Например, в слове прыгнуть суффикс -ну- выражает грамматическое значение совершенного вида глагола, при этом передаёт также особое значение однократности действия, это одно из частных значение совершенного вида. А суффикс -еньк- в слове беленький выражает именно оттенок лексического значения («уменьшительно-ласкательное» значение, возможно, слабую степень проявления признака), а грамматических не выражает.
Именно суффикс может перевести слово из одной части речи в другую (транспонирующая функция), что наблюдается, например, в следующих словах: лисий (прил.) от лиса (сущ.), синева (сущ.) от синий (прил.), подставка (сущ.) от подставить (гл.), бегом (нареч.) от бег (сущ.), вчерашний (прил.) от вчера (нареч.), десятка (сущ.) от десять (числ.) и во многих других словах.
Более того, в любом случае, когда слово было переведено из одной части речи в другую, мы должны знать — там «поработал» суффикс! И если его не видно «невооружённым глазом», значит, он нулевой.
Возьмём, к примеру, существительное бег. Это существительное называет действие (опредмеченное), следовательно, образовано от глагола бегать/бежать, так же, как пробежка — от глагола пробежаться, только в слове пробежка суффикс материально выражен (-к-), а в слове бег он выражен нулём звука.
Но бывают и формообразующие суффиксы, например, суффикс -ее в слове быстрее выражает значение сравнительной степени, образуя данную форму имени прилагательного.
Окончания (флексии) — словоизменяющие аффиксы. Традиционное название флексий русского языка — окончания, так как они в основном располагаются в самом конце слов: лис-а, хитр-ая, беж-ит. Иногда возможны исключения — окончания могут располагаться в середине слова в составе сложных числительных, сложных существительных (пят-и-ст-ам, диван-а-кроват-и), после окончаний могут располагаться постфиксы (например, в словах крад-ёт-ся, к-то-то).Некоторые суффиксы могут выполнять словоизменительную функцию, например, суффикс -л-, образующий глагольные формы прошедшего времени (глаголы по временам изменяются, следовательно, значение времени относится к словоизменительным).
Окончание
Основные понятие словообразовательной пары
В языке постоянно образуются новые слова на базе уже имеющихся. Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные.
- Производные слова — это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов. Например: прилагательное ночной образовано от существительного ночь; существительное читатель образовано от глагола читать.
- Непроизводные слова — это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов — непроизводная: ночь, стол. Например, стол — слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное.
Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже — префикс: брат, ночь, стен‑а, окн‑о.
Например, основа глагола читать (чита-) включает корень чит- и глагольный суффикс ‑а-. Но данное слово не образовано ни от какого другого однокоренного слова. Поэтому слово и его основа являются непроизводными.
Слово, от которого образовано производное слово, называется производящим (или мотивирующим). Например, существительное ночь является производящим (мотивирующим) словом для прилагательного ночной, глагол читать — производящее слово для существительного читатель.
Группа производного слова и производящего слова (производящих слов) образует словообразовательную пару: ночь → ночной; читать → читатель.
Сложные слова имеют две и более производящие основы: семь лет → сем-и-лет-н-ий; носΟ, рогΟ → нос-о-рог.
Производящая основа может включаться в производную как в полном виде (например: за-жиг-а-ть → за-жиг-а-лк‑а), так и в усечённом виде (например: рез-а-ть → рез-к‑а — усекается глагольный суффикс ‑а-).
При образовании производного слова может наблюдаться наложение морфем: одинаковые части конца производящей основы и начала суффикса накладываются друг на друга, в результате устраняются повторы звуков (и букв) на стыке морфем.
Например, в паре: берёз‑а → берез-няк — наложения морфем нет (конечные звуки производящей основы берёз- и суффикса ‑ник не совпадают), а в паре: сосн‑а → сос-няк — конечный согласный производящей основы н (сосн-) и начальный согласный суффикса н (-няк) совпадают и накладываются друг на друга.
Совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования, называют словообразовательным гнездом. Возглавляет словообразовательное гнёздо исходное слово, или вершина словообразовательного гнезда
Словообразовательная пара (производящее слово → производное слово) — это минимальная единица словообразовательного гнезда.
Помимо пары в словообразовательном гнезде можно выделить словообразовательную цепь (или цепочку) — это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями непосредственной производности:
- соль → солить → засолить → засолка;
- соль → соляной → солянка → соляночка;
- соль → солить → пересолить → пересаливать → пересаливание.
Члены словообразовательной пары — производные слова (производные основы) и производящие слова (производящие основы) — связаны по значению и формально.
Это интересно: Какие бывают стили текста — определение и примеры.
План разбора и пример
В этом разделе вы сможете увидеть план морфемного разбора и несколько примеров, которые помогут закрепить и усвоить полученный материал. Приступим!
Начинаем морфемный разбор обязательно с выделения окончания (это сделать просто, говорилось ранее в статье: необходимо менять род, падеж, число и так далее). Все, что осталось за пределами окончания – основа слова. Далее переходим к определению корня (для этого необходимо приводить однокоренные слова, а повторяющаяся часть – это и есть корень слова). Только после этого определяемся с приставкой и суффиксами.
Пример: двухэтажный. Это слово имеет два окончания («-ух» и «-ый»). Также слово имеет два корня, так как слово сложное: «дв-» и «этаж-«. Суффикс слова двухэтажный – «н».
Пример: переулок. Окончание у слова нулевое (переулка, переулком). Основа – полностью все слово (переулок). Корень «-ул» (однокоренное слово – улица). Приставка «– пере-«, а суффикс «-ок».
По тому же принципу можно произвести морфемный разбор абсолютно любого слова в русском языке.
Образование слов в английском языке
Так же, как и в русском, происходит словообразование в английском языке. Примеры разберем ниже.
Словообразование с помощью префикса: possible (возможный) – inpossible (невозможный – приставка in); war (война) – prewar (довоенный – приставка pre); to write (писать) – rewrite (переписывать – приставка re). Можно сделать однозначный вывод, что в английском языке лексическое значение производного слова регламентируется значением приставки, то есть, если нам нужно образовать новое слово, достаточно подобрать приставку, подходящую по лексическому значению.
Примеры суффиксального словообразования: to teach (учить)- teacher (учитель). Последнее слово появилось путем присоединения к основе teach- суффикса -er-; free (быть свободным) – freedom (свобода) – слово образовано с помощью суффикса -dom-; power (сила) – powerful (мощный) – образовалось с помощью суффикса -ful-.
Словообразование путем сложения: downtown (центр города) произошло от слияния основ down (низ) и town (город); underground (метро, подполье) слияние основ under (под) и ground (земля); duty-free (магазин беспошлинной торговли) – основы duty (налог) и free (бесплатно, свободно).
Есть в английском языке слова, образованные путем усечения: grandmother – granny (бабушка); subway – sub (метро); mathematics – maths (математика).
Производящая основа слова
Как делать словообразовательный разбор
Словообразовательный разбор слова всегда идет вместе с морфемным. Его целью является выяснение, как образована словоформа.
Словообразовательный разбор ведется по четкому алгоритму:
- Слово ставится в начальную форму.
- Определяется неизменяемая часть и устанавливается производность.
- Для производного подбираются однокоренные слова.
- Указывается основа в однокоренных словах.
- Указываются словообразовательные морфемы.
- Называется способ образования.
Морфемный разбор слов
Сделаем разбор слова сороконожка:
Предложение «Размер тела у сороконожек может составлять до 30 см».
- Начальная форма – сороконожка (сложное).
- Основа существительного -сороконожк- –производная.
- Имеет два корня: -сорок- и -нож-. Однокоренные слова: сорок и ног-а/нож-ка.
- Соединит. гласная -о-, суффикс -к-.
- Слияние нескольких основ, суффиксальный.
Словообразовательный разбор слова объездили:
Обратимся к предложению: «Мы объездили полмира».
- Начальная форма – объездить.
- Основа глагола -объезди- – производная.
- Кор. -езд-. Однокоренные слова: объ-езд, объ-езд-ной.
- Словообразов. прист. -об-, разделительный Ъ, глагольные суф. -и- и -л-.
- Приставочно-суффиксальный.
Словообразовательный разбор слова наушник:
Предложение: «Наушники перестали работать».
- Начальная форма – наушник.
- Основа -наушник- – производная.
- Корень -уш-. Однокоренные слова: уш-и, ух-о, на-уш-ный.
- Словообразов. прист. -на-, словообразов. суф. -ник-.
- Приставочно-суффиксальный.
Словообразовательный анализ слова заметный:
Возьмем предложение: «В ее глазах отразилась чуть заметная улыбка».
- Начальная форма – заметный (у прилагательных начальной является форма муж. р., ед. ч., Им. п.).
- Основа -заметн-.
- Кор. -замет-. Однокоренные слова: замет-ить, замет-но, замеч-ание.
- Суффикс прилагательного -н-.
- Суффиксальный.
Словообразовательный разбор слова
Морфемный разбор слова