Определение спряжения и личных окончаний глаголов + карточки-тренажеры #

Разноспрягаемые глаголы

Ряд гла­го­лов рус­ско­го язы­ка (чтить, бежать, хотеть и пр.) не отно­сим ни к пер­во­му, ни ко вто­ро­му спря­же­нию. В их пара­диг­ме име­ют­ся окон­ча­ния как пер­во­го, так и вто­ро­го спря­же­ния. Рассмотрим, как изме­ня­ет­ся по лицам и чис­лам гла­гол «бежать»:

  • 1 лицо  я бегу́ — мы бежи́м
  • 2 лицо  ты бежи́шь — вы бежи́те
  • 3 лицо  он бежи́т — они бегу́т.

Все лич­ные фор­мы сло­ва име­ют окон­ча­ния вто­ро­го спря­же­ния. Форма 3 лица мно­же­ствен­но­го чис­ла отли­ча­ет­ся удар­ным окон­ча­ни­ем, как у гла­го­ла пер­во­го спряжения.

Такие гла­го­лы назы­ва­ют разноспрягаемыми.

Упомянем так­же гла­го­лы «есть» и «дать», кото­рые сохра­ни­ли древ­нюю пара­диг­му спряжения.

  • 1 лицо я ем — мы едим
  • 2 лицо ты ешь — вы едите
  • 3 лицо он ест — они едят

Вывод

Спряжение гла­го­ла мож­но опре­де­лить по его лич­ным окон­ча­ни­ям, если они удар­ные, напри­мер как у сло­ва «гореть»:

  • 1 лицо я горю́ — мы гори́м
  • 2 лицо ты гори́шь — вы гори́те
  • 3 лицо он гори́т — они горя́т

Хотя неопре­де­лен­ная фор­ма это­го гла­го­ла закан­чи­ва­ет­ся на -е-ть, все же он явля­ет­ся гла­го­лом вто­ро­го спря­же­ния в соот­вет­ствии с его удар­ны­ми лич­ны­ми окончаниями.

Если же лич­ные окон­ча­ния гла­го­ла без­удар­ные, то спря­же­ние гла­го­ла выяс­ним по неопре­де­лен­ной форме.

Для это­го пред­при­мем сле­ду­ю­щие шаги:

  • поста­вим иссле­ду­е­мый гла­гол в неопре­де­лен­ную форму;
  • выяс­ним, какая глас­ная (суф­фикс) сто­ит перед окон­ча­ни­ем -ть (выкро-и-ть, залат-а-ть);
  • опре­де­лим пер­вое или вто­рое спряжение.

Видеоурок «Спряжение глаголов в русском языке. Глаголы исключения 1 и 2 спряжения»

Скачать ста­тью: PDF

Рубинчик Людмила Ивановна

Определение спряжения глаголов с безударными окончаниями: таблица

Но если с теми глаголами, окончания которых ударные, еще разобраться не сложно, то безударные окончания в таких случаях могут поставить и школьника, и взрослого в тупик. Чтобы такого не произошло, необходимо от нужного глагола образовать его неопределенную форму, а затем, проанализировав суффикс образовавшегося глагола, уже определить тип его спряжения.

Если кто-то забыл, как трансформировать глагол в неопределенную форму, напоминаем. Эта форма глагола всегда отвечает на вопрос «Что делать?» или «Что сделать?». Приведем пример: гуляет – гулять, бреет – брить, любит – любить и т.д.

То есть вначале нужно глагол перетрансформировать в инфинитив (неопределенную его форму), определить, какая буква стоит перед суффиксной частицей «-ть»: «е» или «и», и тогда уже определить тип спряжения.

Стоит отметить, что безударные личные окончания глаголов и глагольных форм могут также иметь исключения из общегопринятого правила. Поэтому отметим сразу, какие глаголы представлены 1-ым, а какие 2-ым спряжением.

Итак, к глаголам 1-го спряжения относят

  • глаголы, у которых в инфинитиве имеется суффикс «-еть» (однако здесь имеются исключения, 7 глаголов, о которых мы скажем немного позже);
  • глаголы, имеющий суффикс «-ать» (здесь тоже есть свои исключения, а именно 2 глагола с таким суффиксом, которые относят ко 2-му спряжению, о них мы тоже скажем немного позже);
  • три глагола с суффиксом «-ить»: стелить, брить и зиждиться;
  • все глаголы, у которых имеется суффикс «-оть», «-уть», «-ть» и прочие (например, обуть, молоть, колоть и т.д.)

Глаголы 2-го спряжения в русском языке представлены следующими:

  • все глаголы, у которых имеется суффикс «-ить», кроме стелить, брить и зиждиться;
  • семь глаголов с окончанием 1-го спряжения «-еть», которые считаются исключением: вертеть, видеть, зависеть, обидеть, ненавидеть, смотреть, терпеть;
  • четыре глагола, с суффиксом «-ать»: гнать, дышать, держать, слышать.

Как правильно определить спряжение – три простых шага

Делаете ли вы уроки с ребенком, пишете ли деловое письмо, готовитесь ли к выступлению и оформляете презентацию – вам необходимо уметь правильно определять спряжение. Ведь от спряжения зависит, какое окончание писать в личных формах глаголов. Вы, конечно, помните, что в окончаниях глаголов 1 спряжения пишется Е, второго – И. Если путаете, то легко запомнить такую картинку:

Нет никакой сложности, определить спряжение глагола с ударным окончанием в личной форме. Видишь, под ударением Е – 1 спряжение, И – 2 спряжение. Например, кладЕшь – 1 спряжение, сидИшь – 2 спряжение.

Сложнее обстоит дело у глаголов с безударными личными окончаниями. У таких глаголов спряжение определяется по инфинитиву (начальной форме). Чтобы найти начальную форму глагола, просто задайте вопрос: что делать / что сделать?

Примеры глаголов в начальной форме: спать, сидеть, ждать.

Здесь нужно запомнить, что ко второму спряжению относятся:

все глаголы на –ить (кроме брить, стелить),

7 глаголов на –еть: вертеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть,

4 глагола на –ать: гнать, держать, слышать, дышать.

Проще всего запомнить так:

Дышать, слышать, ненавидеть,

Все остальные глаголы относятся к первому спряжению, кроме разноспрягаемых. Да-да, есть еще и такие, но их всего два: хотеть и бежать (плюс, конечно, все приставочные производные от них: прибежать, захотеть, перехотеть и так далее).

Особенность этих глаголов в том, что в разных формах они имеют окончания и первого, и второго спряжений.

«Хотеть» в единственном числе спрягается как глагол первого типа (хочешь, хочет), а во множественном как глагол 2 спряжения (хотят, хотим).

«Бежать» в 3 лице множественного числа имеет окончание –ут (первого спряжения), в остальных случаях – окончания 2 спряжения.

И еще один секрет. Если вы определяете спряжение глагола с приставкой ВЫ, то ее нужно ВЫбросить, так как она перетягивает ударение на себя.

Например: выгорит – горит. Окончание ударное, слышим и пишем И.

Еще раз приведем алгоритм определения спряжения (важно не пропускать первый пункт!):

  • Поставьте глагол в личную форму (например, в сочетании с местоимением ОН), проверьте, попадает ли окончание под ударение. Если есть приставка ВЫ – отбросьте ее. Если окончание не ударное, то переходите ко второму пункту.
  • Поставьте глагол в начальную форму (отвечает на вопросы что делать / что сделать?)
  • Проверьте, не входит ли он в список 11 глаголов, не является ли разноспрягаемым.

Например, вам нужно определить спряжение глагола: «покупать». Первым делом, поставьте глагол в личную форму и проверьте, не является ли окончание ударным.

Внимание! Часто вы забываете проверить окончание на ударность в личной форме глагола и сразу переходите ко второму пункту. Это в основном и приводит к ошибкам в определении спряжения

В личной форме окончание не под ударением – поставьте глагол в начальную форму:

Глагол на –ать, но он не входит в список «гнать, держать, слышать, дышать» и не является разноспрягаемым, значит, это глагол 1 спряжения.

Итак, научиться правильно определять спряжение несложно, нужно только помнить, что на первом этапе необходимо ставить глагол в личную форму, не забывать про разноспрягаемые глаголы и коварную приставку ВЫ-.

Теперь вы знаете, как определить спряжение глаголов в русском языке.

Статья была полезной? Ставьте лайк, делитесь в соцсетях, подписывайтесь на канал.

Источник статьи:

Таблица лиц глагола в русском языке

У глагола в русском языке обозначено три разновидности лица, они могут определяться как в единственном, так и во множественном числах. Каждое сочетание этих двух признаков имеет свое значение.

Разобраться в этих значениях поможет таблица:

Ед. ч. Мн. ч.
1-е л. Непосредственная соотнесенность названного действия с говорящим (субъектом речи):я найду клад, я читаю роман. Соотнесенность действия с определенной группой лиц, включая говорящего:мы дышим воздухом, мы читаем роман.
2-е л. Соотнесенность названного действия к собеседнику:ты найдешь клад, ты купишь конфет. Соотнесенность действия с определенной группой лиц, включая собеседника:вы рассказываете, вы купите пирожных.
3-е л. Соотнесенность названного действия с объектом (существом/предметом), не участвующим в речи:он найдет клад, она идет в школу. Соотнесенность действия с группой лиц или предметов, не участвующих в речи:они идут в театр, они получат приз.

1 лицо глагола

Форма 1 лица гла­го­ла обо­зна­ча­ет, что дей­ствие совер­ша­ет или будет совер­шать сам гово­ря­щий само­сто­я­тель­но или вме­сте с дру­ги­ми участ­ни­ка­ми дей­ствия. Формы 1 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла соот­но­сят­ся с место­име­ни­я­ми «я» и «мы» и отве­ча­ют на вопро­сы:

  • я что делаю? что сде­лаю?
  • мы что дела­ем? что сде­ла­ем?

Глаголы в фор­ме 1 лица име­ют харак­тер­ные лич­ные окон­ча­ния:

  • ед. ч. -у/-ю
  • мн. ч. —ем (I спр.), -им (II спр.)

Понаблюдаем, как обра­зу­ют­ся фор­мы 1 лица насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида «гово­рить» и гла­го­ла совер­шен­но­го вида «при­ве­сти»:

  • я говорю, буду гово­рить — мы говорим, будем гово­рить;
  • я при­веду — мы при­ведём.

2 лицо глагола

Форма 2 лица гла­го­ла обо­зна­ча­ет, что дей­ствие совер­ша­ет собе­сед­ник гово­ря­ще­го. Грамматические фор­мы 2 лица соот­но­сят­ся с место­име­ни­я­ми «ты» и «вы» и отве­ча­ют на вопро­сы:

  • ты что дела­ешь? что сде­ла­ешь?
  • вы что дела­е­те? что сде­ла­е­те?

Глаголы в фор­ме 2 лица име­ют лич­ные окон­ча­ния, напи­са­ние кото­рых с бук­вой «е» или «и» зави­сит от при­над­леж­но­сти гла­го­ла к пер­во­му или вто­ро­му спря­же­нию:

  • ед. ч. -ешь (I спр.) -ишь (II спр.)
  • мн. ч.-ете (I спр.), -ите (II спр.)

Посмотрим, как обра­зу­ют­ся фор­мы 2 лица насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни:

  • ты говоришь, будешь гово­рить — вы говорите, будете гово­рить;
  • ты при­ведешь — вы при­ведёте.

Формы 2 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла име­ют гла­го­лы в пове­ли­тель­ном накло­не­нии, кото­рые отве­ча­ют на вопро­сы:

  • ты что делай? сде­лай?
  • вы что делай­те? сде­лай­те?

Формы 2 лица един­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­са -и- или нуле­во­го суф­фик­са:

  • ты (что делай?) говори, (что сде­лай?) при­веди;
  • ты (что делай?) сядь  , (что сде­лай?) набрось  .

Формы 2 лица мно­же­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния име­ют пост­фикс -те:

  • вы (что делай­те?) гово­рите;
  • вы (что сде­лай­те?) при­ве­дите.

3 лицо глагола

Форма 3 лица гла­го­ла пока­зы­ва­ет, что дей­ствие при­над­ле­жит тому, о ком или о чём ведет­ся речь. Формы 3 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла соот­но­сят­ся с место­име­ни­я­ми «он», «она», «оно», «они» и отве­ча­ют на вопро­сы:

  • он, она, оно что дела­ет? что сде­ла­ет?
  • они что дела­ют? что сде­ла­ют?

Глаголы в фор­ме 3 лица име­ют харак­тер­ные лич­ные окон­ча­ния:

  • ед. ч.-ет (I  спр.), -ит (II спр.)
  • мн. ч.-ут/-ют (I спр.), -ат/-ят(II спр.).

Образуем фор­мы 3 лица гла­го­лов насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни:

  • он, она, оно говорит, будет гово­рить — они говорят, будут гово­рить;
  • он, она, оно при­ведет — они при­ведут.

Примеры определения 1-ого спряжения по безударным окончаниям

Если перед вами слово, ударение которого не падает на окончание, то какое следует применять правило? Спряжение глаголов включает в себя множество нюансов. И для того чтобы грамотно написать необходимый текст, следует знать их все.

Рассмотрим, как определяется спряжение глаголов, окончание которых занимает безударное положение:

  • Рисует (что делает?) – это глагол несовершенного вида. Довольно много учеников пишут его с ошибкой, вместо окончания -ет ставя -ит (рисуит). Но это неверно. Для того чтобы правильно написать данное слово, следует поставить его в неопределенную форму: рисует — (что делать?) рисовать.
  • Скажет (что сделает?) – это глагол совершенного вида. При его написании также легко совершить ошибку, вместо окончания -ет поставив -ит (скажит). Чтобы определить, какую гласную следует использовать в последнем слоге, данное слово необходимо аналогичным образом преобразовать в инфинитив: скажет — (что сделать?) сказать.

Итак, что дает нам такое правило русского языка? Спряжение глаголов в данном случае зависит от их начальной формы. Таким образом, если инфинитив оканчивается на -ять, -еть, -уть, -ать, -оть или -ыть, то проверяемое слово относится к первому спряжению. Соответственно, личные окончание у данных слов будут следующими: -ет, -ешь, -ете, -ем, -ют, -ут. Также возможны -ю и -у.

Определение спряжения глаголов с безударными окончаниями: таблица

Но если с теми глаголами, окончания которых ударные, еще разобраться не сложно, то безударные окончания в таких случаях могут поставить и школьника, и взрослого в тупик. Чтобы такого не произошло, необходимо от нужного глагола образовать его неопределенную форму, а затем, проанализировав суффикс образовавшегося глагола, уже определить тип его спряжения.

Если кто-то забыл, как трансформировать глагол в неопределенную форму, напоминаем. Эта форма глагола всегда отвечает на вопрос «Что делать?» или «Что сделать?». Приведем пример: гуляет – гулять, бреет – брить, любит – любить и т.д.

То есть вначале нужно глагол перетрансформировать в инфинитив (неопределенную его форму), определить, какая буква стоит перед суффиксной частицей «-ть»: «е» или «и», и тогда уже определить тип спряжения.

Стоит отметить, что безударные личные окончания глаголов и глагольных форм могут также иметь исключения из общегопринятого правила. Поэтому отметим сразу, какие глаголы представлены 1-ым, а какие 2-ым спряжением.

Итак, к глаголам 1-го спряжения относят

  • глаголы, у которых в инфинитиве имеется суффикс «-еть» (однако здесь имеются исключения, 7 глаголов, о которых мы скажем немного позже);
  • глаголы, имеющий суффикс «-ать» (здесь тоже есть свои исключения, а именно 2 глагола с таким суффиксом, которые относят ко 2-му спряжению, о них мы тоже скажем немного позже);
  • три глагола с суффиксом «-ить»: стелить, брить и зиждиться;
  • все глаголы, у которых имеется суффикс «-оть», «-уть», «-ть» и прочие (например, обуть, молоть, колоть и т.д.)

Глаголы 2-го спряжения в русском языке представлены следующими:

  • все глаголы, у которых имеется суффикс «-ить», кроме стелить, брить и зиждиться;
  • семь глаголов с окончанием 1-го спряжения «-еть», которые считаются исключением: вертеть, видеть, зависеть, обидеть, ненавидеть, смотреть, терпеть;
  • четыре глагола, с суффиксом «-ать»: гнать, дышать, держать, слышать.

Спряжение глаголов в русском языке: таблица-памятка с примерами

Школа ― удивительное место, где ежедневно дети развиваются во всех направлениях: от естественнонаучного до классического гуманитарного. И уже к четвёртому классу, то есть к концу младшей – началу средней школы они должны отлично разбираться в словообразовании.

Тем более, что в языке возможно словоизменение по самым разным грамматическим свойствам, от времён до родов. Учителя на занятиях дают знания про спряжение глаголов в русском языке. А ребята с помощью этой статьи смогут использовать таблицы-памятки для успешной систематизации учебного материала или его самостоятельного изучения.

Категория спряжения

Что вообще такое спряжение глаголов? Само по себе «спрягать» означает «сочетать» или «соединять». Если объяснять максимально доступными, несложными словами, то спряжением называется своеобразная и при этом имеющая свои закономерности система, в соответствии с которой происходит словообразование.

Ученики 5-го класса должны знать, что всего можно выделить изменение глаголов двух видов ― первого и второго. Для того, чтобы научиться их определять, нужно выучить некоторые базовые правила. Без них изучать эту тему дальше нет никакого смысла.

Правило первое

Глаголы 2-го спряжения обычно заканчиваются на «-ить». Тут есть два исключения: «брить» и «стелить». По приобретаемым личным окончаниям их относят к первому типу.

Правило второе

Инфинитив глаголов первого спряжения заканчивается на «-ать/еть», «-уть/ють», «-ыть/ять», «-ть». Как вы уже знаете, к этой же группе принято относить исключения из правила №1. Глаголы второго спряжения включают 7 слов, имеющих окончание «-еть», и четвёрку, оканчивающуюся на «-ать».

Для того, чтобы было проще выучить эти одиннадцать слов, можно воспользоваться удобной иллюстрацией, расположенной ниже. Заучив этот рифмованный текст, школьники забудут о проблемах с запоминанием исключений:

Ударные окончания

Как определить спряжение по ударному окончанию ― это первый момент, с которым дети столкнутся на уроках по теме «Спряжение глаголов». Для того, чтобы в них разобраться, надо попробовать изменить слова так, как показано в схеме:

Определяем спряжение глаголов с безударными личными окончаниями

Группу легко распознать по неопределенной форме, отвечающей на вопрос «что делать?», «что сделать?». Младшеклассники уже понимают, что речь тут идёт об инфинитиве. В случае с безударными окончаниями, нужно внимательно посмотреть также на суффикс данной формы.

Определяем спряжение на примере таких глаголов, как «читать», «блестеть»:

Разноспрягаемые слова

Глаголы, изменяемые по правилам, но при этом имеющие окончания 1 и 2 спряжений, называют разноспрягаемыми. В эту группу входит ограниченное число слов, среди которых – «хотеть» и «бежать». Полный список включает в себя также слова, являющиеся производными от основных: захотеть, перехотеть, забежать, добежать, убежать и так далее:

Важно различать разноспрягаемые слова и те, у которых особая система окончаний. Вне стандартных правил изменения стоят глаголы «есть» и «дать», которые, хотя и изменяются иначе, но не являются при этом разноспрягаемыми

Их окончания вообще нельзя отнести к какому-либо спряжений из двух имеющихся:

Таблица спряжения глаголов

С помощью удобных таблиц пятиклассник сможет структурировать полученные в школе материалы и полноценно осознать тему. Под звёздочкой располагаются те слова, которые называются исключениями:

1 СПРЯЖЕНИЕ: ПРИМЕРЫ ГЛАГОЛОВ
Число Я, мы Ты, вы Он, она, оно, они
Единственное Танцую Брею Танцуешь Бреешь Танцует Бреет
Множественное Танцуем Бреем Танцуете Бреете Танцуют Бреют
2 СПРЯЖЕНИЕ: ПРИМЕРЫ ГЛАГОЛОВ
Число Я, мы Ты, вы Он, она, оно, они
Единственное Клею Верчу Клеишь Вертишь Клеит Вертит
Множественное Клеим Вертим Клеите Вертите Клеят Вертят

Применяя в учёбе таблицы для определения первого и второго спряжения глаголов, списки, иллюстрации, школьники легче усваивают материал.

Эти знания, несомненно, пригодятся в старшей школе, на различных конкурсах, специализированных олимпиадах по языку. Кроме того, ребёнок научится самостоятельно выстраивать процесс обучения, использовать наглядные пособия для выполнения домашних и дополнительных упражнений.

Прочитайте и переведите текст

А потом слушайте и слушайте, пока не будете четко на слух определять знакомые слова.

It seems that my life is always full of activities and stuff, so I never have much time for myself.

All my days from Monday to Friday are alike. That’s what we call “daily routine” when the same things are alike from day to day.

I usually get up at 8 AM and that’s quite early for me, I prefer to get up later.

Then I make my bed, wash my face, brush my teeth, and get dressed. After that I go to the kitchen to have breakfast which is usually cereals with milk. I prefer something light, just a cup of tea and a sandwich.

Then I go to work, where I spend half of the day. However I really enjoy this time, I get knowledge and meet my colleagues. I come back home at 2 or 3 PM and always have a serious meal for lunch because I’m extremely hungry. After work sometimes I go shopping or just walk around the town for a while.

After dinner I have a rest about an hour. I can listen to music, watch TV or something like that. Then I do some other stuff like cleaning my room or anything else.

In the evenings I usually wash the floor and vacuum. I can’t say I’m excited about it, but I simply need to do it in order to keep my house clean.

When I finally have free time I go for a walk with my new friends here in the USA or just stay at home and read books in English.

My day ends at 10 or 11 PM. This is the time when I go to bed in order to get up early and start everything again the next morning.

So this is my daily routine during the week. On the weekends it is a different story, I like to sleep longer and do whatever I want to do. I have a lot of time for myself. I go for trips with my friends or visit relatives. I think weekends are much better than weekdays.

Прослушать ответы

Вторая группа АВ (глаголы первого спряжения группа 2)

Глаголов в этой группе совсем немного, они очень похожи на глаголы группы А, ударение также на втором слоге от
конца
и всегда заканчиваются на в инфинитиве.

Но окончание у этих глаголов немного отличается от предыдущей группы. Глаголы, входящие в эту группу, лучше сразу
запомнить, в любом случае, их немного:

πάω идти, ехать, лететь
λέω сказать
ακούω слушать, слышать
τρώω есть
κλαίω плакать
φταίω быть виноватым

Чтобы проспрягать глагол, нужно заменить окончание на соответствующее местоимению
окончание.

πάω (идти, ехать)
Εγώ πάω Я иду
Εσύ πάς Ты идешь
Αυτός / αυτή / αυτό πάει Он / она / оно идет
Εμείς πάμε Мы идем
Εσείς πάτε Вы идете
Αυτοί / αυτές / αυτά πάνε Они идут

И давайте сразу запомним несколько полезных сочетаний:

πάω με το αυτοκίνητο ехать на машине
πάω με το αεροπλάνο лететь на самолете
πάω με το πλοίο плыть на корабле
πάω με τα πόδια идти пешком

Πάμε στην ξενάγηση σήμερα το μεσημέρι. – Мы едем на экскурсию сегодня днем.
(σήμερα το μεσημέρι – сегодня днем)
Ο καιρός φταίει για την ακύρωση της πτήσης. – Погода виновата в отмене рейса.
(η ακύρωση – отмена, η πτήση – рейс)Τρως θαλασσινά προϊόντα; – Ты ешь морские продукты? (τα θαλασσινά προϊόντα – морские продукты)Ακούτε την αγγελία; – Вы слышите объявление? (η
αγγελία – объявление)

Полная таблица для запоминания правила

Таблица спряжений глаголов в виде схемы содержит в сокращённом виде то, о чём говорилось выше.

I спряжение II спряжение.
1. Глаголы-исключения на -ить: брить, стелить, зиждиться 1. Глаголы на –ить.
2. Глаголы на –ать. 2. Глаголы-исключения на –ать: гнать, дышать, слышать, держать.
3. Глаголы на –еть. 3. Глаголы-исключения на –еть: смотреть, видеть, ненавидеть. зависеть, терпеть, обидеть, вертеть.
4. Глаголы на –оть, -уть, -ыть, и т.д.
Окончания: Ед.ч Мн.ч. 1 л . –у, -ю 1 л . -ем 2 л . –ешь 2 л . -ете 3 л . – ет 3 л . – ут (-ют) Окончания: Ед.ч Мн.ч. 1 л . –у, -ю 1 л . -им 2 л . –ишь 2 л . -ите 3 л . – ит 3 л . – ат (-ят)

Особенности спряжения разноспрягаемых глаголов

Недаром о русском языке говорят, что он «велик и могуч», и что он является самым сложным в изучении языком. И рассматриваемая тема как раз является прямым тому подтверждением. Например, потому, что существует категория глаголов, которая сразу относится и к первому и второму спряжению одновременно.

Например, глагол «Хотеть». В единственном числе третьего лица он относится к 1-му спряжению (он/она – хочет), а во множественном третьего лица – ко 2-му (они – хотят). Такие глаголы являются исключениями из общепринятых правил и их следует запомнить наизусть: хотеть, чтить, бежать, брезжить.

Еще в русском языке имеется категория глаголов, которые имеют особую систему формирования окончания, например, «есть», «дать» и их производные формы. Их тоже следует запомнить.

Определение спряжения глаголов по личным окончаниям: таблица

Чтобы правильно и грамотно писать, необходимо запомнить простое правило, согласно которому глаголы и разделятся на два типа.

К глаголам первого спряжения относят такие глаголы, у которых при их изменении по лицам и числам преобладают окончания на «е». У глаголов второго спряжения при их изменении в окончаниях преобладает бука «и».

Порой при написании таких слов люди делают досадные ошибки, что негативно сказывается не только на их уровне знания родного языка, но и также влияют на общий имидж.

Согласитесь, если директор какой-либо солидной фирмы, накладывая свою резолюцию на заявление подчиненного, вдруг напишет «Оформеть очередной отпуск», то его авторитет перед подчиненными очень сильно пошатнется

Поэтому школьникам следует уже сейчас уделять вопросам изучения родного языка большое внимание и терпение

Чтобы правильно определить тип спряжения и убедиться, какая буква пишется в суффиксе того или иного глагола, нужно определить, на какой слог падает ударение в этом слове, т.е. убедиться, окончание глагола ударное или безударное.

Как правило, с ударными окончаниями проблем не возникает и даже малограмотному человеку понятно, какую букву «е» или «и» нужно написать в суффиксе.

Первый способ, который позволяет определить тип спряжения, определяется по ударному окончанию самого глагола. Чтобы понять, к какому типу принадлежит тот или иной глагол, его достаточно просклонять по числам и лицам.

Иногда человека может сбить с толку приставка «вы» к глаголу, ведь если она есть, то ударением всегда падает именно на нее, и школьник может перепутать простой глагол с ударным окончанием с безударным глаголом. Чтобы такого не происходило, приставку следует отбросить и рассматривать глагол без нее. Например, выгорит – горит – глагол 2-го спряжения.

Приведем пример

Глагол «Несут»

Сразу определяем ударность иди безударность окончания, у этого глагола окончание ударное, поэтому мы можем его произменять по лицам и числам.

Это означает, что требуемый глагол необходимо произменять, по единственному и множественному числам, применяя к ним местоимения я/мы, ты/вы, он/она /они.

Итак, я – несу, мы – несем, ты – несешь, вы – несете, он/она – несет, они – несут.

Окончания при спряжении глагола такие: -у, -ем, -ешь, -ете, -ет, -ут. Значит это глагол первого спряжения. Вряд ли кто-то после этого захочет написать что-то вроде «он рисуит на асфальте…» или что-то в этом роде.

Глагол «Купить»

У этого глагола окончание тоже ударное, поэтому мы можем его проспрягать по лицам и числам.

Итак, я – куплю, мы – купим, ты – купишь, вы – купите, он/она – купит, они – купят.

Окончания при спряжении глагола такие: -ю, -им, -ишь, -ите, -ит, -ят. Значит это глагол второго спряжения.

Как определить спряжение глагола?

Чтобы определить спряжение глагола, прежде всего, поставим его в неопределённую форму.

Напомним: в неопределённой форме (она по-другому называется инфинитивом) глагол отвечает на вопрос что делать? или что сделать? — смотреть, искать, нести, беречь, надеяться и т.п.)

Смотрим, на что оканчивается глагол. К примеру, глагол смотреть оканчивается на -еть, искать — на -ать, нести — на -ти, беречь — на -чь, надеяться — на -ять (постфикс -ся отбрасываем) и т.д.

А вот, собственно говоря, само правило.

Ко второму спряжению относятся:

— все глаголы, оканчивающиеся в инфинитиве на -ИТЬ, кроме трёх — брить, стелить, зиждиться; 

— 11 глаголов-исключений, которые оканчиваются на -ЕТЬ и -АТЬ (их нужно запомнить!) — 

К первому спряжению относятся

все остальные глаголы, включая глаголы-исключения брить, стелить, зиждиться. 

Примечание. Этот способ определения спряжения подходит только для глаголов, у которых на личное окончание не падает ударение.

Не пытайтесь определять по неопределённой форме спряжение глаголов с ударными личными окончаниями.

Во-первых в этом нет необходимости, так как гласные под ударением слышатся чётко, а значит для их правильного написания в окончаниях глаголов правило применять не требуется.

Во-вторых, определяя по инфинитиву спряжение глаголов с ударными личными окончаниями, вы рискуете запутаться: глагол лететь, например, оканчивается в неопределённой форме на -ЕТЬ (а если применить к нему правило, то окажется, что он первого спряжения). Однако личные формы глагола лететь имеют все окончания второго спряжения (летим, летишь, летите, летит, летят). Следовательно, и относить этот глагол нужно ко второму спряжению.

Спряжение глаголов с ударными личными окончаниями определяется по самим окончаниям, а не по неопределённой форме!

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий