Как определить грамматическую основу предложения?

Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.

Пример. В предложении

Озорной щенок любопытно разглядывал новую игрушку

подлежащее  щенок  и сказуемое  разглядывал; второстепенные члены предложения:  озорной, любопытно, новую, игрушку.

  • Слово  озорной  поясняет подлежащее  щенок, показывая какой щенок разглядывал.
  • Слово  любопытно  поясняет сказуемое  разглядывал  и показывает, как разглядывал щенок.
  • Слово  игрушку  поясняет сказуемое  разглядывал  и показывает, что разглядывал щенок.
  • Слово  новую  поясняет второстепенный член предложения  игрушку  и показывает, какую игрушку разглядывал щенок.

Отношение членов предложения друг к другу можно изобразить такой схемой:

Любой второстепенный член зависит от какого-либо другого слова в предложении, а подлежащее и сказуемое ни от каких других слов не зависят и являются таким образом основой всего предложения. Подлежащее и сказуемое и без второстепенных членов могут составить предложение.

Второстепенные члены предложения в зависимости от того, как они поясняют другие члены предложения, делятся на определения, дополнения и обстоятельства.

Находим подлежащее. Вопросы КТО? или ЧТО?

Подлежащее — это главный член предложения, грамматически независимый.

В типичном предложении это предмет (в широком смысле), о котором идет речь в предложении. Это слово, стоящее в именительном падеже. Чаще всего это имя существительное или местоимение, отвечающее на вопросы: Кто? или Что?

Примеры:

  • Волк вышел из лесу (О чем или о чем идет речь в предложении? О волке, то есть ставим вопрос: Кто? Волк. Существительное).
  • Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Кто? Собака. Существительное).
  • Я улыбнулась и пошла вперед. (Кто? Я. Местоимение).

Существуют некоторые случаи, когда подлежащее выражено иными способами (не существительным и не местоимением):

Иные способы выражения подлежащего  Примеры
Имя числительное (количественное и собирательное) в роли существительного Трое вышли из леса.
Имя прилагательное в роли существительного Сытый голодному не товарищ.
Причастие в роли существительного Отдыхающие весело проводили время. Дорогу осилит идущий.
Наречие Завтра обязательно наступит.
Междометие Далече грянуло ура.
Словосочетание Мы с друзьями выехали раньше. Немало школьников участвовало в конкурсе.
Неопределенная форма глагола Сочинять — моя стихия.

Находим сказуемое. Вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ?

Какие бывают сказуемые?

Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на вопрос, который задается к нему от подлежащего: Что делает предмет?

Но при соответствующем выражении подлежащего (см. таблицу выше) это могут быть и другие вопросы: Что такое предмет?, Каков предмет) и т.п.

Примеры:

  • Волк вышел из лесу (Задаем вопрос от действующего лица, от подлежащего: волк что сделал? Вышел — это сказуемое, выраженное глаголом).
  • Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Собака что сделала? Выскочила).
  • Я улыбнулась и пошла вперед. (Я что сделала — улыбнулась и пошла).

Сказуемые в русском языке бывают трех типов:

  • Простое глагольное (один глагол). Пример: Волк вышел.
  • Составное глагольное (вспомогательный глагол + инфинитив). Пример: Я хочу есть. Я должен поехать в Суздаль (по сути два глагола в сказуемом).
  • Составное именное (глагол-связка + именная часть). Пример: Я буду учителем (по сути глагол и другая часть речи в сказуемом).

Сложные случаи в определении сказуемых

Ситуация 1. Часто проблемы с определением сказуемого возникают в ситуации, когда простое глагольное сказуемое выражено не одним словом. Пример: Сегодня ты будешь обедать не один (= пообедаешь).

В данном предложении сказуемое будешь обедать — простое глагольное, оно выражено двумя словами по той причине, что это составная форма будущего времени.

Ситуация 2. Я пришел в затруднение, выполняя эту работу(= затруднился). Сказуемое выражено фразеологизмом.

Ситуация 3. Другой трудный случай — это предложения, в которых составное сказуемое представлено формой краткого причастия. Пример: Двери всегда открыты.

Ошибка в определении типа сказуемого может быть связана с неверным определением части речи (следует отличать от глагола краткое причастие). На самом деле в данном предложении сказуемое составное именное, а не простое глагольное, как может показаться.

Почему составное, если выражено одним словом? Потому, что в форме настоящего времени у глагола связка нулевая. Если поставить сказуемое в форму прошедшего или будущего времени, то она проявится. Сравните. Двери всегда будут открыты. Двери всегда были открыты.

Ситуация 4. Подобная ошибка может возникнуть и в случае выражения именной части составного именного сказуемого существительным или наречием.

Пример. Наша изба — вторая с краю. (Сравните: Наша изба была вторая с краю).

Даша замужем Сашей (Сравните: Даша была замужем за Сашей).

Помните, что частью составного сказуемого являются слова можно, нужно, нельзя.

Определение основы в односоставных предложениях

В назывных предложениях основа будет представлена подлежащим.

Пример: Зимнее утро.

В неопределенно-личных предложениях есть только сказуемое. Подлежащее не выражено, но оно понятно.

Пример: Люблю грозу в начале мая.

Самый сложный случай выражения основы в безличных предложениях. Чаще всего это как раз различные виды составных именных сказуемых.

Примеры: Мне нужно действовать. В доме тепло. Мне грустно. Уюта нет, покоя нет.

Если не формировать навык определения основы предложения в младших классах, то это приведет к трудностям при анализе односоставных и сложных предложений в 8-9 классах. Если же постепенно нарабатывать это умение методом усложнения, то все проблемы будут разрешены.

Как найти грамматическую основу

Навыки в поиске грамматической основы помогут учащемуся быстрее и правильнее расставить знаки препинания и определить его смысл.

Чтобы верно определить грамматическую основу для начала хорошо прочитайте предложение целиком и постарайтесь вникнуть в его суть. Условно разделите предложение на несколько частей по смыслу. Затем переходите к определению подлежащего

Обратите внимание, что некоторые предложения его не содержат. В таком случае поиск грамматической основы начинается и заканчивается поиском сказуемого

Если же перед вами предложение с двумя составными частями, то сразу же переходите к определению подлежащего. Тут нужно быть предельно внимательным, так как от определения подлежащего будет зависеть правильность определения грамматической основы целиком.

Затем переходите к определению сказуемого. Для этого задайте вопрос от подлежащего. Сказуемое характеризует действие предмета, его свойство и т.д.

Грамматические основы простых предложений: примеры и схемы

В каждом простом предложении есть то, что является его ядром, то есть такие члены предложения, вокруг которых группируются все остальные. Этим ядром и является грамматическая основа, то есть подлежащее и сказуемое или только один из этих членов предложения. Как раз ориентируясь на то, сколько членов входит в грамматическую основу, и выделяют двусоставные (подлежащее + сказуемое) и односоставные (только подлежащее или только сказуемое) предложения. Это классификация, основанная на грамматической основе.

Итак, грамматическая основа – это основная часть предложения, которая состоит из подлежащего и сказуемого в двусоставном предложении и только одного из этих главных членов в односоставном.

Найти грамматическую основу несложно – для начала нужно выяснить, о чем (или о ком) в нем ведется речь. Это делается с помощью вопросов кто или что. После этого нужно выяснить, что делает предмет или лицо в высказывании с помощью соответствующих вопросов – и грамматическая основа будет найдена.

Подлежащее и сказуемое выражаются разными частями речи, поэтому грамматические основы простых предложений могут иметь разный вид. Например, сказуемое может быть не только простым, то есть выраженным одиночным глаголом, но и сложным, когда в нем есть глагол-связка и основная часть, которая бывает как глагольной, так и именной.

Чтобы научиться правильно выделять грамматическую основу, используют следующую схему. Сначала нужно найти слово или слова выражающие действие, потом – слова, которые обозначают лицо, которое это действие совершило. Таким образом и выделяется грамматическая основа, состоящая из производителя действия и собственно действия.

Составление схемы обычно начинается с поиска выражающих действие слов потому, что односоставных глагольных предложений больше, чем именных.

Вот примеры грамматических основ простых предложений, которые помогут лучше понять вышесказанное.

Солнце вставало из-за горы лениво и медленно. Какие слова в данном случае выражают действие? Это глагол “вставало”, к которому можно задать вопрос “что делало?”. Есть в предложении и производитель действия – солнце. Таким образом грамматическая основа этой синтаксической единицы состоит из подлежащего и сказуемого.

Вот еще один пример: Нельзя гладить кота против шерсти. Словом, выражающим действие, в данном предложении является глагол “гладить”, к которому можно задать вопрос “что делать?”. А вот производителя действия в нем нет: существительное “кот” является тем, на что это действие направлено. Таким образом это простое односоставное предложение.

Что мы узнали?

Грамматическая основа простого предложения – это некое ядро, которое состоит из двух главных членов (подлежащего и сказуемого) или только одного. В зависимости от того, сколько главных членов входит в грамматическую основу, простые предложения бывают двусоставными и односоставными. Выделение грамматической основы начинается с поиска слова или слов, которые выражают действие, после чего нужно найти производителя действия, если он имеется. Это поможет составить схему грамматической основы и дать характеристику предложению.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

    Что такое грамматическая основа предложения?

    • это второстепенные члены предложения
    • это главные члены предложения
    • это подлежащее и определение
    • это глагол и сказуемое

Начать тест(новая вкладка)

20.

Формулировка задания:

Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой:(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней.

Правильный ответ: 3

Комментарий:
1-я основа — Анна Федотовна прикрыла глаза, прислушалась; 2-я — душа молчала; 3-я — голос не звучал.

Задание 11
связано с заданием 8
ОГЭ по русскому язык, в котором требуется выписать грамматическую основу. Поэтому вам следует для начала повторить
(ссылка откроется в новом окне). Учитывая специфику задания 11, главная ваша задача — посчитать количество основ в предложении. Поэтому в данной статье более детально рассмотрим теоретический материал.

Что нужно знать:

Подлежащее

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

— это главный член предложения, обозначающий предмет, действие или признак которого выражается сказуемым, и отвечающий на вопросы «кто?», «что?». Можно задать вопрос, который вам поможет в любой ситуации: «Кто (или что) совершает действие?» При разборе предложения подлежащее подчеркивается одной чертой.

Чаще всего подлежащее выражено существительным или личным местоимением в именительном падеже (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они).

Пример:

Книга лежала на столе. В этом предложении подлежащее — книга
. Она лежала на столе. В этом предложении подлежащее — она
.

В роли подлежащего может выступать:

1. любая часть речи, употребленная в значении существительного:
Умный
в гору не пойдет, умный
гору обойдет
(прилагательное в значении существительного). Уснувший
не заметил, что поезд уехал в депо

(причастие в значении существительного) Навстречу ему шли трое


(числительное).

2. неопределенная форма глагола:
Наблюдать
за птицами — любимое занятие нашего кота.

3. местоимения других разрядов (относительно-вопросительные, определительные, указательные) в именительном падеже:
Кто
накормит кота? Нельзя не любить кота, который
живет в нашем доме.

Подлежащее, выраженное словосочетанием

Подлежащее может быть выражено цельным по значению словосочетанием
:

1. именем собственным:
С первого взгляда Мария Сергеевна
ему не понравилась
, Черное море
прекрасно
;

2. устойчивым сочетанием слов:
Гадкий утёнок
на самом деле был лебедем
. Железная дорога
идет вдоль берега Черного моря;

3. фразеологизмом:
Медвежья услуга
в виде шпаргалки, подброшенной товарищем, помешала ему сдать экзамен с первого раза;

4. сочетанием числительного с существительным в родительном падеже:
На скамейке сидели три старика

;

5. сочетанием существительного, имеющего количественное значение (большинство, ряд, часть и т.д.), с существительным в родительном падеже:
Часть класса
поехала на экскурсию;

6. сочетанием прилагательного, числительного или местоимения в именительном падеже и существительного в родительном падеже с предлогом из:
Каждый из нас
хотел стать отличником
;

7. сочетанием неопределенного местоимения с прилагательным
: В каждом из нас есть что-то особенное
;

8. сочетанием существительного или местоимения в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом с:

Мы с Тамарой
ходим парой. (А. Барто)

Во всех этих случаях подлежащее — это все словосочетание целиком, а не отдельные слова в его составе.

Примечание

1.

Следует отличать существительные в винительном падеже (они отвечают на вопросы «кого?», «что?» и являются зависимыми словами, выполняя в предложении роль дополнений) от существительных в именительном падеже (отвечают на вопросы «кто?», «что?» и выполняют роль подлежащего).

Пример:

Ветер колышет колос
. В данном предложении два слова отвечают на вопрос «что?»: ветер и колос. Но подлежащим является только слово ветер, потому что оно соотносится со сказуемым, следовательно, стоит в именительном падеже. А слово колос является дополнением. Все новое
интересует молодежь

. Подлежащее здесь «все новое», так как его действие — интересует. А слово молодежь является дополнением.

2.

Бывают предложения, в которых нет подлежащего. Это двусоставные неполные или односоставные предложения.

Пример:

Откуда-то подуло
. Мне дали возможность
исправить двойку.

Сказуемое

СКАЗУЕМОЕ

— это главный член предложения, обозначающий действие или признак подлежащего и отвечающий на вопросы «что делает?» или «что э
то такое?». При разборе предложения сказуемое подчеркивается двумя чертами.

Пример:

Ребята подчеркнули сказуемое двумя чертами

В школе изучается три вида сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное.

Полнота предложения

Неполные части сложноподчиненного предложения

В сложноподчинённых предложениях одна из частей часто бывает неполной.

Неполным называется такое предложение, в котором пропущено необходимое для понимания смысла слово; часто это один из главных членов. От односоставных неполные отличаются тем, что для понимания коммуникативной цели предложения пропущенные слова необходимы, но восстановить их невозможно, поэтому вне контекста оно непонятно.

Часть сложного предложения, как правило, становится понятной из минимального контекста, то есть из всего целиком сложного предложения. Приведем пример: «Я думал, что уже опоздал». В первой, главной, части грамматическая основа двусоставная – «я думал»; в придаточной части мы видим неполную основу «опоздал». Пропущено подлежащее «я». В данном случае это сделано для того, чтобы избежать тавтологии, то есть необоснованного повторения одного и того же слова. Из контекста понятно, что иметь в виду «я опоздал».

Такой прием называется эллипсис.

Что мы узнали?

Сложноподчинённые предложения – это такие, в которых одна часть главная, а другая придаточная. Она присоединена с помощью подчинительного союза или союзного слова. Грамматические основы частей сложноподчинённого предложения могут быть как двусоставными, так и односоставными или неполными. Неполные части бывают свойственны сложноподчиненным предложениям: подлежащее в них может пропускаться из соображений исключения необоснованного повтора. В придаточных предложениях, присоединенных союзным словом, выраженным относительным местоимением, это союзное слово может являться одновременно подлежащим.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

Начать тест(новая вкладка)

Однородные члены предложения. Как это мешает?

Ситуацию с определением типа предложения могут осложнять однородные сказуемые в одном из простых предложений. А то и в обоих предложениях в составе сложного!

Сравните. 1)  Осень наступила1, и полили дожди ². 2) Шумели и метались ветры1, и лили дожди. 2

Первое сложное предложение имеет две обычные основы, а во втором первое предложение осложнено двумя однородными сказуемыми. Чтобы не ошибиться, нужно внимательно смотреть, к какому подлежащему относится каждое из сказуемых: ветры (что делали?) шумели и метались. А дожди (что делали?) лили. Значит, первые два сказуемых относятся к основе первого предложения, а третье — к основе второго предложения. А всё предложение будет сложным.

Грамматическая основа предложения

Чтобы не ошибаться в постановке знаков препинания, необходимо понимать структуру предложения, то есть уметь быстро находить грамматическую основу. Именно об этом наша статья.

Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое; это смысловой центр фразы. Именно в нем заключен основной смысл, который необходимо передать. В большинстве случаев грамматическая основа самостоятельна: если исключить все второстепенные члены, суть предложения все равно будет понятна.

Это и грамматический центр, ведь именно сказуемое связывает предложение со временем и реальностью.

В двусоставном предложении грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого. Подлежащее называет то, о чем говорится в предложении, а сказуемое – то, что нам сообщается о подлежащем.

В 3 классе на уроках русского языка, изучая эту тему, проходят наиболее простой и распространенный вид грамматической основы, когда подлежащее выражено существительным или местоимением, а сказуемое – глаголом в личной форме.

Подлежащее может выражаться существительным или местоимением, инфинитивом, сочетанием существительного с количественным числительным (два брата), синтаксически неделимым сочетанием (детский сад) и т.д.

Различают три вида сказуемых:

  • в простом глагольном сказуемое – глагол в любой форме, кроме инфинитива;
  • в составном глагольном инфинитив смыслового глагола и вспомогательный глагол (модальный или фазовый) либо краткое прилагательное с модальным значением – для выражения грамматического смысла;
  • в составном именном глагол-связка “быть” (или “полусвязка” казаться, стать и т.д.) и именная часть, которая может выражаться чем угодно, кроме глагола в личной форме или деепричастия.

Если подлежащее и сказуемое выражены существительными, числительными или инфинитивами (в любом комплекте), то между ними часто ставится тире; из правила есть исключения. Вот пример схемы грамматической основы предложения с тире: ̲ ― это ̳ .

Запятая между подлежащим и сказуемым стоять не может; разве что там два выделительных знака, но тогда их обязательно два!

В односоставном предложении грамматическая основа состоит только из сказуемого или (редко) только из подлежащего.

Иногда можно встретить мнение, что это не подлежащее и не сказуемое, а особый член предложения.

Выделяют несколько видов односоставных предложений в зависимости от того, чем выражен главный член.

В распространенных предложениях, кроме грамматической основы, есть еще второстепенные члены: дополнения, определения, обстоятельства. В нераспространенном есть только грамматическая основа.

Грамматическая основа – это ядро предложения, его грамматической структуры и смысла. Вид предложения зависит от количества главных членов в основе: если основа из двух членов, предложение двусоставное, из одного – односоставное.

В распространенном предложении есть еще второстепенные члены, в нераспространенном – только одна грамматическая основа. Главные члены могут быть выражены многими частями речи или сочетаниями. В зависимости от этого определяют вид сказуемого.

Между подлежащим и сказуемым может стоять тире, но не запятая.

Примеры

Чтобы ещё лучше разобраться в сути темы, приведем несколько примеров.

  1. Облака закрыли солнце.
    В этом простом примере определить грамматическую основу не так и сложно. Подлежащим является слово «облака». Оно отвечает на вопрос «что?». Сказуемым является глагол «закрыли», которое отвечает на вопрос «что сделали?». Таким образом, грамматическая основа – это словосочетание «облака закрыли».
  2. Моя тётя спешила на работу.
    В данном случае подлежащее «моя тётя», а глагол «спешила». Таким образом, грамматическая основа это «моя тётя спешила»
  3. Меня так учили.
    В данном случае подлежащего в основе нет, здесь имеется только сказуемое «учили». Оно и будет являться грамматической основой.

Грамматическая основа – это ядро предложения, правильное определение которой позволит верно определить остальные члены предложения, правильно расставить знаки препинания и определить смысл текста.

Живой единицей связной речи является предложение. Именно в нём проявляется главная функция языка, одного из основных средств общения людей, помогающего им обмениваться мыслями. Каждое предложение заключает в себе высказывание о каком-либо предмете или явлении. Во всех этих синтаксических конструкциях выделяется грамматическая основа, то есть предикативный центр. Он включает в себя главные члены предложения, а именно — подлежащее и сказуемое. Например: Яшка совсем заскучал
(Ю. Казаков). Грамматическая основа предложения — Яшка заскучал
(подлежащее + сказуемое). Или: Над рекой стелется туман
. Тут грамматическая основа состоит из сказуемого стелется
и подлежащего туман
. А теперь пора разобраться в том, по каким признакам определять слова, составляющие предикативное ядро.

Грамматическая основа — подлежащее и сказуемое

Для того чтобы уметь правильно определять центр предложения, необходимо выяснить, собственно, что такое подлежащее, а что — сказуемое. Итак, оба они — главные члены предложения. Подлежащее называет предмет речи. Оно, как правило, отвечает на вопросы: «кто?» или «что?». Сказуемое же называет то, что происходит в предложении с подлежащим (то есть, какое действие совершает предмет речи). Подлежащее в большинстве случаев представлено существительным или местоимением, а сказуемое — глаголом. Например: Ученики вернулись
(существительное + глагол). Или: Они вернулись
(местоимение + глагол). Но в качестве грамматической основы могут выступать и другие части речи. Например: Мир прекрасен
(существительное + краткое прилагательное). Подберёзовик — это гриб
(существительное + существительное).

Односоставные и двусоставные предложения

Не во всех этих синтаксических конструкциях можно выделить оба главных члена. Бывает, что грамматическая основа предложения состоит только из подлежащего или, наоборот, включает в свой состав только сказуемое. Например, как в следующих случаях: Пообедали. Стало смеркаться
(И.А. Бунин). В обоих случаях грамматические центры представлены только сказуемыми. А вот другой пример: Кругом тишина
(А.П. Чехов). Тут, напротив, из главных членов предложения только подлежащее. Предложения с подлежащим и сказуемым называются двусоставными. А те, в которых представлен только один главный член — односоставными.

Предложения с одной или несколькими грамматическими основами

В зависимости от количества предикативных центров можно выделить следующие типы предложений: простые и сложные. В сложных конструкциях таких центров несколько (два и более). В простых же выделяется одна грамматическая основа. Примеры простых предложений: Блеснула молния
. Загремел гром
. Мы идём в кино
. А вот сложные предложения с несколькими предикативными центрами: Блеснула молния, и полил дождь. Мы идём в кино, а малышей ведут в цирк
. Как видите, сложное предложение состоит из нескольких простых, которые могут быть связаны интонацией, союзами, а на письме обычно отделяются друг от друга с помощью знаков препинания (чаще всего запятыми). Необходимо уметь выделять грамматическую основу в предложении, чтобы правильно определить его тип, расставить знаки препинания и определить тему высказывания.

В составе грамматической основы выделяют подлежащее и сказуемое
. Если предложение состоит из одного главного члена, то это только подлежащее или сказуемое. Предложений без основы не бывает (за исключением неполных)!

Сервисы для разбора предложения по составу онлайн

В связи с богатством грамматических конструкций, и сложностью создания мощного сетевого инструмента для синтаксического анализа текста, представленные в сети сервисы (коих немного) имеют довольно слабые возможности для проведения полноценного синтаксического разбора предложений. Тем не менее, я бы выделил следующие ресурсы:

Seosin.ru(-)

Среди русскоязычных ресурсов для проведения семантического анализа онлайн (de facto они практически не представлены) я бы выделил сервис seosin.ru. Он позволяет определять синтаксические и морфологические ошибки, демонстрирует общую ассоциативность текста, выполняет другие виды анализа. К сожалению, сервис не всегда работает стабильно, в его работе часто наблюдаются дисфункции.

  1. Для работы с данным сервисом перейдите на сайт seosin.
  2. Введите в соответствующее окно ваше предложение, и нажмите на «Анализировать».

Lexisrex.com

Любителям английского языка в синтаксическом анализе может помочь мощный лингвистический ресурс lexisrex.com. Его возможности позволяют проводить анализ предложения по его членам. При этом на данном сайте также имеются другие вспомогательные инструменты для осуществления различных видов лингвистического анализа онлайн.

  1. Для работы с данным ресурсом выполните вход на сайт lexisrex.com.
  2. Вставьте ваше предложение в соответствующее окно, и нажмите на кнопку «Analyze».

Главный член односоставного предложения

В разных учебниках отражено разное понимание того, являются ли эти слова подлежащими или сказуемыми или же это особый член предложения. Как бы то ни было,

  • в назывных предложениях главный член похож на подлежащее и выражается теми же частями речи;
  • в определенно-личных – на сказуемое; выражается глаголом в 1 или 2 лице изъявительного или повелительного наклонения;
  • в неопределенно-личных – тоже сказуемое, выраженное глаголом 3 лица множественного числа настоящего или будущего времени или множественного числа прошедшего времени;
  • в безличном – безличным глаголом, безличной формой глагола или словом категории состояния.

Грамматическая основа предложения с примерами

Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже, но и:

Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось.

2) конструкциями:

– числительное / несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное в Р.П.;

У князя в сакле собралось множество народа . Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке.

– кое-кто, каждый, многое / прилагательное + из + существительное в Р.П.;

Лучший из учеников быстро решил эту задачу.

– кто-то, что-то + прилагательное, причастие в роли существительного;

Что-то такое ничтожное завязано в платке.

– существительное / местоимение + с + существительное / местоимение в Тв.П. (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе!).

Мы с Ваней пошли по лесной дороге(сказуемое во множ.ч.).

Анна с дочкой на руках вошла в комнату(сказуемое в ед.ч.).

3) инфинитивом, который называет не протекающее во времени действие.

Прожить по-барски – это дворянское дело

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий