Звуковой анализ слова

Понятие фонетического разбора

Учимся думать

Вводное видео о фонетическом разборе

После просмотра видео обязательно закрепите всё внимательным прочтением статьи!
Итак, всё с самого начала и по порядку!
В русском алфавите, как вы знаете, 33 буквы, а вот звуков, которые могут давать эти буквы в словах при произношении больше, а именно 42 звука.
При фонетическом разборе звуки для обозначения принято заключать в квадратные скобки []. Звучание записанное на письме в фонетике еще называют транскрипцией.
То есть, буква а, звук .
Еще можно обозначить, что транскрипция буквы а — .

При этом в алфавите 10 гласных букв. Это буквы: А, О, У, Ы, Э, И, Я, Ё, Ю, Е.
Но гласных звуков, как ни странно меньше.
Всего 6 гласных звуков: , , , , и .

Почему так? Все потому, что гласные буквы Я, Ё, Ю, и Е не дают отдельных гласных звуков.
Когда Я, Ё, Ю, и Е идут после согласных, то чаще всего дают звуки , , и .
Когда Я, Ё, Ю, и Е идут в начале слов, после гласных, мягкого или твердого знака, то они, как правило, дают сочетания звуков, которые записываются, как , , и , соответственно.

В алфавите еще 2 интересных буквы: Ь и Ъ. Мягкий и твердый знак не дают самостоятельных звуков, но для чего они тогда нужны, и где еще 36 звуков…
В алфавите осталась еще 21-на согласная буква:
Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.
Вот они-то, в сочетании с гласными буквами и мягким знаком и дают оставшиеся 36 звуков — это , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , .

То есть, к примеру, буква Б в словах может давать твердый звук, записывается, как . К примеру, в слове «бочка».
Также Б может давать мягкий звук, который записывается почти также, но с маленькой кавычкой(апострофом) — . К примеру, мягкий звук в словах: берег, обязан, особь.
Мягкий знак, кстати, в последнем слове вместе с буквой Б и дал необходимый мягкий звук. Собственно для этого он и используется. Твердый знак в свою очередь используется для разделения звуков в слове, к примеру, в словах подъезд, съел, разъединить.

Особые случаи разбора

Для того чтобы правильно определить фонетическую структуру слова, важно уметь в него вслушаться. Например, словоформа «лошадей» будет иметь такой вид в транскрипции: , «дождь» —

Разобраться самостоятельно пятиклассникам с такими и подобными случаями довольно сложно

Поэтому учитель должен на уроках стараться анализировать интересные примеры и обращать внимание учеников на некоторые языковые тонкости. Касается это и таких слов, как «праздник», «дрожжи», т

е., содержащих удвоенные или непроизносимые согласные. На практике оно выглядит следующим образом: празд-ник, ; дрож-жи, . Над «ж» следует провести черту, указывающую на длительность звука. Нестандартна тут и роль буквы И. Здесь она обозначает звук Ы.

Характеристика гласных и согласных

При делении слова на звуки наукой о языке признано распределение на две большие группы:

  • согласные;
  • гласные.

Основное различие — в анатомическом образовании. Гласные – произносятся голосом без препятствий с участием гортани и органов полости рта. Воздух выходит из легких без помех. Согласные при образовании встречают препятствия. Это могут быть различные органы или их комбинация: язык, губы, зубы.

Гласные

В языке их насчитывается всего 6: а,о,у,ы,э,и, а для передачи на письме потребуется 10 буквенных знаков. Есть в русском языке полугласная. В школьном курсе ее считают согласным – это «й». Он помогает услышать буквы я,ё,е,ю. В этом случае будут слышны два звука:

  • йа – я;
  • йэ – е;
  • йу – ю;
  • йо – ё.

Раздвоение появляется в определенных условиях:

  1. В начале слова: Юра, Яша, Елена.
  2. После гласных: тихая, синее, голубое.
  3. После твердого и мягкого знаков: вьюга, съезд.

В других позициях, после согласных, они смягчают, но двойного звучания не создают.

Гласные можно разделить на две группы.

  1. Указывают на предыдущий твердый согласный: а, о, у, ы, э.
  2. Предупреждают, что впереди стоит мягкий согласный: я,е,ё,и,е.

Основная характеристика, которая требуется для выполнения разбора слова по звукам в школе, касается ударения. Гласные могут быть 2-х видов: ударные и безударные.

Фонетическое построение, сколько звуков в слове становится понятно только после проведения анализа и представления его в виде схемы.

Звуки речи

Согласные

В русском языке согласных всего двадцать. Их можно распределить по характеристикам, которые потребуются для анализа:

Характеристика перечень количество
звонкие б, в,г,д,ж,з,р,л,н,м 10
глухие п,ф,к,т,ш,с,х,ц,ч,щ 10
парные по зв/гл б (п), в (ф), г (к), д (т),ж (ш), з (с) 6
непарные звонкие р, л, н, м 4
непарные глухие х, ц, ч, щ 4
шипящие ж, ч, ш, щ 4
мягкие все, кроме шипящих и ц 15
твердые все, кроме шипящих и ц 15
всегда твердые ж, ш, ц 3
всегда мягкие Й, ч, щ 3

Парные по звонкости и глухости имеют одинаковую артикуляцию, именно поэтому они могут заменять друг друга при произношении. Звонкий в определенных позициях становится глухим.

Внимание! Школьникам для запоминания парных можно предложить запомнить первые согласные алфавита.

Модель слова

Для образного восприятия и понимания структуры единицы речи разработана звуковая модель слова. Что собой представляет такой разбор слов? Простыми словами – это составление схемы в виде цветных карточек разных форм: квадрат и прямоугольник. Цветовое разграничение:

  • твердые согласные – синий квадрат,
  • мягкие согласные – зеленый квадрат,
  • гласные – красный квадрат,
  • слог, где твердый согласный с гласным – прямоугольник, разделенный по диагонали, синий с красным (два треугольника),
  • слог, где мягкий согласный с гласным, прямоугольник, разделенный на две части по диагонали, зеленый с красным.

Звуковая модель слова – это выложенные в определенной последовательности цветные карточки. Модель используется в дошкольных учреждениях и начальных классах. Она помогает детям учиться читать. При правильном объяснении педагог создает условия для слияния единиц речи в единое целое. Обучение проходит по картинкам просто и легко. Кроме этого, модель разбора слов на звуки и буквы – это способ услышать разницу произношения согласных и гласных.

Таблица звуко-буквенного разбора слова.

Фонетика

Наша речь делится на два больших вида: устную и письменную. Первая, естественно, появилась задолго до второй. Ведь изначально люди учились обмениваться информацией с помощью жестов и простейших звуков. Затем это постепенно переросло в слова, образовавшие тот или иной язык. Но вскоре появилась потребность зафиксировать все, что произносится. Так возникла

В данной статье мы поговорим об особенностях устного общения. Эту часть языка изучает сложная наука — фонетика. Она занимается рассмотрением звуков, которые составляют нашу речь. Каждый из них имеет свою характеристику и индивидуальные особенности. Их изучение и входит в звуковой анализ.

Принципы и правила

Это слово или предложение?

Схема представляет собой графическую модель, которая при помощи условных обозначений отображает составные части целого, их взаимосвязь. С первых дней учебы дети узнают, что предложения состоят из слов, слова — из — из звуков. Увидеть это наглядно помогают схемы слов и предложений.

Однако нередко в голове ребенка эти понятия перемешиваются. Первоклассники путаются в условных обозначениях, рисуя вместо цветных квадратиков линии. Объясните ребенку, что слово — это наименование отдельного предмета, действия, признака. Предложение же состоит из нескольких слов, связанных друг с другом, и передает законченную мысль.

Пусть первоклассник определит, слышит он отдельные слова или предложение. Так, фраза «Ворона сидит на заборе» будет предложением. Нарисуйте к нему схему. Если же вы произнесете «ворона, сидеть, забор» — то перед нами просто набор не связанных друг с другом слов. Схему предложения чертить не надо.

Краткая характеристика согласных

Согласных звуков в нашем языке тридцать шесть, но графически их обозначает всего двадцать один знак. Согласные быват твердыми и мягкими, а также звонкими и глухими. Также они могут/не могут образовывать пары.

В таблице ниже перечислены звонкие и глухие звуки, способные образовывать пары, и те, которые не обладают такой способностью.

Стоит помнить: согласные звуки , , при любом положении — мягкие, а согласные , , — всегда твердые. Звуки , , , — абсолютно всегда являются глухими, , , , , — (сонорыми) или звонкими.

Мягкий и твердый знаки не дают звуков. Мягкий знак делает предыдущий согласный мягким, а твердый знак играет роль разделителя звуков (к примеру, в украинском подобную роль играет апостроф).

Состав слова

Морфемный анализ слов обычно изучается во 2 классе, хотя некоторые программы знакомят с ним и первоклассников

Умение находить корень, приставку и другие значимые части очень важно для формирования навыка грамотного письма. Дети рисуют новые схемы слов, запоминают общепринятые условные обозначения

Не всем школьникам это дается легко. Разучите с ребенком простой алгоритм:

  1. Напиши слово.
  2. Просклоняй его по падежам или проспрягай по лицам, числам. Конечные буквы, меняющиеся при этом, будут окончанием. Остальная часть слова — основа. Иногда встречается нулевое окончание.
  3. Подбери как можно больше родственных слов. Их общая часть называется корнем.
  4. Буквы, стоящие перед ним, являются приставкой.
  5. Между корнем и окончанием может стоять суффикс. Или несколько суффиксов, как в слове «учительница».
  6. Выдели графически все части в слове, перерисуй их условные обозначения ниже или рядом. Получилась схема.

Образцы слоговой схемы

При обучении чтению первоклассников учат, как разложить слово на слоги. Для этого достаточно помнить, что слог образует гласная. Например, в слове «лист» один слог, а в слове «листья» — два.

Таким образом, слог может состоять:

  • Из одной гласной: Аист, Якорь.
  • Начинаться на согласную и содержать гласный: Дерево.
  • Согласные без гласной, Й, Ь и Ъ отходят предыдущему слогу: Мальчик, Цапля, Чайка, Чайник.
  • Согласные отходят к слогу из гласной: Арбуз, Экран, Астра.
  • В начале слова все согласные присоединяются к первой гласной: Стриж, Стрекоза.

На картинках примеры слов, разложенных на слоги:

Теперь можно попробовать самим разложить слово «Дельфин» на слоги. И решить следующую задачу.

Ольга Гордеева

ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА
?

Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове
по порядку и их характеристика (гласный – Исогласный, звонкий – глухой, мягкий твердый)

Звуковая схема слова
– это последовательность квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове
.

КАК ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА
?

Звуковой анализ
выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики
.

Сделаем звуковой анализ слова ДОМ
:

ддд-ом – первый звук Д – он согласный
, звонкий, твердый — обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.

д – ооо – м — второй звук О — он

гласный – обозначим его красным квадратиком.

до –ммм — третий звук М – он согласный
, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.

В слове ДОМ 3 звука
, 2 согласных и 1 гласный.

Согласные звуки Д и М
.

Гласный звук О
.

Назовем звуки по порядку
: Д О М.

Напишем слово буквами
:ДОМ

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА КИТ

кькькь – ит – первый звук Кь – согласный
, глухой, мягкий, обозначим зеленым квадратиком.

В слове кит 3 звука
: 2 согласных и 1 гласный. Согласные Кь и Т. Гласный И. Назовем звуки по порядку Кь
, И, Т.

ПОДСКАЗКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
.

Буквы, обозначающие звонкие звуки
:

М, Б, Г, Д, Н, В, Ж, Л, Р, З, Й.

Буквы, обозначающие глухие звуки
:

П, К, Х, Т, Ф, Ш, С, Ч, Щ, Ц.

Звонкий или глухой звук
дети определя-ют положив руку на горло. Если во время произнесения звука
«горло звенит»
звук звонкий
. Если «не звенит»
— глухой

Буквы, обозначающие всегда твердые звуки
: Ш, Ж, Ц.

Буквы, обозначающие всегда мягкие звуки
: Щ, Ч, Й.

Остальные буквы могут обозначать два звука твердый и мягкий
: Т и Ть, П и Пь, К и Кь, Д и Дь и т. д.

Мягкость и твердость звуков дети

определяют на слух
:

МЕЛЬ – звук ль мягкий
.

МЕЛ – звук л твердый
.

КОТ – звук К твердый
.

КИТ – звук Кь мягкий
.

Родители
могут проконтролировать следующим образом
:

Если на письме после согласной буквы пишутся А, О, У, Ы, Э – то она обозначает твердый звук
.

Если на письме после согласной буквы пишутся буквы Е, Ё, Ю, Я – то она обозначает мягкий звук
.

Звуков Е
,Ё,Ю,Я – не бывает, это гласные буквы, обозначающие мягкость согласного на письме.

Звонкие согласные звуки на конце слов
в речи оглушаются и заменяются парным глухим
: Д – Т, Г – К, Б – П, Ж – Ш, В – Ф, З – С.

Пишем ЛЁД — говорим

Пишем НОЖ — говорим

Пишем СНЕГ — говорим

Буквы Е, Ё, Ю, Я, стоящие в слове
после согласной обозначают соответственно звуки Э
, О, У, А.

Все это необходимо учитывать при выполнении звукового анализа слова
.

Однако многим ребятишкам трудно отделить форму от содержания, они путаются с условными обозначениями, забывают определения понятий. Дело в том, что для составления схем школьник должен уметь мыслить абстрактно, владеть приемами анализа. Если эти навыки не сформированы, требуется помощь педагогов и родителей.

Что это такое звуковой анализ слова

Данный тип анализа позволяет узнать число звуков и букв разбираемого нами слова, обозначить ударение, выделить гласные и несогласные звуки, и провести их классификацию.

При выполнении данного вида анализа важно понимать, что:

  • Анализ будет разным для слов, которые хоть и пишутся одинаково, но обладают различными формами ударения (например, снега́ и сне́га);
  • Орфографическая запись слова (буквы) и его звучание (звуки) часто не совпадают;
  • Соответственно, не спешите подгонять звуки под буквы;
  • Всегда проверяйте выполненную вами транскрипцию;
  • Наблюдайте за орфограммами при выполнении звукового анализа;
  • Следите за звуками, используемыми при слабых позициях.

Схема звукового анализа слова

Данный вид анализа позволяет воссоздать графический образ лексемы, воочию увидеть её составные компоненты, продемонстрировать, как разбираемое слово выглядит в звуковой оболочке. С его помощью можно наглядно увидеть, в каких ситуациях используемая нами буква выражается через качественно-разные звуки.

Чтобы выполнить анализ нужно слова на звуки необходимо использовать приведённую ниже последовательность действий:

  1. Чётко произнесите разбираемое слово, вслушайтесь в его звучание;
  2. Запишите разбираемое слово орфографически правильно;
  3. Разделите данное слово на слоги, обозначьте место ударения. Помните, что ударение всегда идёт на гласную букву, способно падать на любую часть разбираемого слова, а если в слове только одна гласная, то она и будет ударной. Если вы сомневаетесь в правильной постановке ударения, тогда стоит воспользоваться воспользоваться сподручным словарём ударений (например, под редакцией Веденской Л.А или Вербицкой Л.А.);
  4. Проанализируйте варианты переноса слова по имеющимся слогам;
  5. Обозначьте фонетическую транскрипцию разбираемого слова (транскрибируйте слово). Для этого выпишите все имеющиеся буквы слова в столбик, возле каждой буквы поставьте тире, и далее напротив каждой буквы в квадратных скобках запишите релевантный данной букве звук»;
  6. Дайте характеристику всем имеющимся звукам.

Если рассматриваемый звук согласный, тогда обозначьте – звонкий он или глухой (если глухой, то парный или не парный), твёрдый этот звук или мягкий. Укажите, какой буквой он обозначается.

Если звук гласный, то достаточно указать какой он – ударный или безударный.

Затем подведите горизонтальную черту под данным разбором, и для подведения итогов укажите количество букв и звуков в разобранном вами слове.

В некоторых случаях (особенно в ходе реализации положений школьной программы) выполняется также цвето-буквенный разбор нужного слова.

Ход занятия:

«Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

— Доброе утро!

— Доброе утро! солнцу и птицам.

— Доброе утро! улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым.

— Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся. Пусть ваши улыбки и хорошее настроение будут с нами целый день.

— Ребята, сегодня рано утром, когда я шла в детский сад мне встретились медвежата Миша и Маша. Они горько плакали… Я спросила, почему они плачут, и они мне сказали, что очень хотят научиться читать и писать но их в школу не взяли потому -что надо подготовиться к школе. Я их успокоила и пригласила к нам на занятие по грамоте. Пообещала, что вы им поможете. Медвежата пришли к нам в группу и спрятались, а нам оставили подсказки. Давайте разгадаем, где же они спрятались. Девочки будут искать Машу, а мальчики Мишу. (собрать картинку и прочитать где спрятались медвежата) (дети садятся за столы)

— Ребята давайте расскажем Мише и Маше, что мы изучаем на занятиях по обучению грамоте? (мы изучаем звуки и буквы).

— Чем отличаются звуки и буквы? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).

— Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные).

— Как произносятся гласные звуки? (поются, не встречают преград при произношении). (карточка№1)

— Как произносятся согласные звуки? (не поются, встречают преграду при произношении). (карточка№2)

«Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать».

«А согласные согласны

Шелестеть, шептать, шипеть,

Но не хочется им петь».

— У меня для вас следующее задание. Попробуйте определить по артикуляции какой звук произносит мальчик. (карточка №3)

Давайте все вместе произнесем -Звук /У/ — Вдох и на выдохе произносим звук /У/ (плечики не поднимаем, а теперь короткие на выдохе. Молодцы!

А сейчас слушайте внимательно.Читаю скороговорку: «Собирала Маргарита маргаритки на траве, потеряла Маргарита маргаритки во дворе».

— Какой звук очень часто встречается в этой скороговорке? (звук «Р»).

— Сейчас я буду произносить слова, а вы должны определить место звука «Р» в слове: в начале, середине или в конце слова, и отмечаем фишкой тот квадратик на карточке, где находится данный звук.

(река, барабан, комар, радуга, размер, сыр, арбуз, кругозор)

— Молодцы, ребята, справились с заданием.

Физкультминутка

Ветер

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище

то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают,

на «выше, выше» — выпрямляются.)

Ветер веет над полями

Ветер веет над полями,

Облако плывет над нами,

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

— Назовите, какое время года изображено на моей картинке? (зима). — «ЗИМА» — давайте разберём это слово. (на доске составить слово «ЗИМА»)

Сколько букв в слове «ЗИМА»? (4 буквы)

— А сколько звуков в слове «ЗИМА»? (тоже 4)

— Сколько согласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 согласных звука). Назовите их (звуки З, М).

— Где в этом слове находится звук З, а звук М? (звук З находится в начале слова, а звук М – в середине).

— Сколько гласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 гласных звука)

— Какие это звуки? (и, а).

— Какой гласный находится в середине слова? (И)

— Где находится звук «а»? (в конце слова)

— Разделите это слово на слоги. Сколько слогов в слове «ЗИМА» (два).

— Почему в этом слове два слога? (потому что два гласных звука).

Вспомним правило — «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов».

— Прочитайте первый слог (ЗИ, второй слог (МА).

Составьте цветовую схему. (дети составляют схему)

— Молодцы, ребята, справились с заданием.

Теперь, ребята, составьте, пожалуйста предложение со словом «зима».

(Дети составляют предложение).

Сколько слов в этом предложении? (Ответы детей).

— Ребята, я рада за вас, вы выполнили все задания, которые я вам приготовила.

— Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Молодцы!

Но нашим друзьям нужна подсказка. Чтобы они запомнили гласные и согласные звуки и буквы. (все дети получают задание «Раскрась гласные и согласные буквы»)

Отлично все справились.

Давайте попрощаемся с нашими друзьями. (дети встают в круг и передают медвежат по кругу, каждый говорит добрые слова на прощание)

Ребята, кому мы помогли сегодня с вами? (Ответ детей).

-Все вы сегодня были большие молодцы, не испугались сложных заданий и отлично с ними справились!

Занятие окончено.

Разделение на слоги

Модель слова

Теоретические рекомендации

Примеры звукового анализа слов: «язык» и «группа»

Принципы и правила

Как выполнять

Теперь можно составить и алгоритм, по которому выполняется звуковой анализ слова. Схема проста:

  1. Для начала делим слово на слоги.
  2. Далее расписываем буквы, из которых оно состоит, в столбик.
  3. Теперь для каждой подбираем соответствующий звук.
  4. Характеризуем каждый из них, согласно тем характеристикам, которые описаны выше.
  5. Подсчитываем количество звуков и букв.
  6. При несовпадении их количества, объясняем, почему произошло данное явление.

Приведем пример. Возьмем слово «потолок»:

  1. В этом слове три слога: по-то-лок ( 3 гласных, поэтому и соответствующее количество слогов).
  2. Буква П имеет звук <П>. Он согласный, произносится без вибрации у гортани, а потому глухой. Также он является твердым и имеет пару <Б>.
  3. Буква О имеет звук <А>. Он гласный и не имеет ударения.
  4. Буква Т имеет звук <Т>. Он является согласным, произносится как глухой. Он не подвергается смягчению, а потому твердый. Кроме того имеет пару по звонкости <Д>.
  5. Буква О имеет звук <А>. Он гласный и безударный.
  6. Буква Л обозначает звук <Л>. Он согласный, не имеет смягчения – твердый. Произносится с вибрацией у гортани – звонкий. Этот звук не имеет пары.
  7. Буква О имеет звук <О>. Он является гласным и, в данном случае, ударным.
  8. Буква К обозначает звук <К>. Согласный, произносится как глухой, имеет пару по звонкости <Г>, твердый.
  9. Подведем итог: в данном слове 7 букв и 7 звуков. Количество совпадает, никаких языковых явлений не наблюдается.

Звуковой анализ слов для дошкольников намного упрощен.

Детям необходимо узнать, что произношение слова и его написание очень часто отличаются. При обучении навыков чтения и письма дети получают первые представления о разнице между устной и письменной речью. Таким образом, педагогу достаточно объяснить, что некоторые буквы, как мягкий и твердый знаки, вообще не имеют звуков. А слов на букву Ы в русском языке нет.

Согласные

Прежде чем выполнить звуковой анализ, нужно знать особенности и согласных. Их гораздо больше, чем гласных. Русский язык насчитывает их тридцать семь.

Согласные имеют различные характеристики:

  • Мягкость или твердость. Некоторые звуки могут произноситься без смягчения: море
    (м
    — твердый). Другие же, наоборот: мера
    (м
    — мягкий).
  • Звонкость или глухость. Когда звук произносится с вибрацией и голосом, он называется звонким. Можно приложить ладонь к гортани и почувствовать это. Если же вибрации не ощущается, то он глухой.
  • Парность. Некоторые согласные имеют свою противоположность. Обычно по звонкости-глухости. Например: в
    (зв.) — ф
    (глух.), з
    (зв.) — с
    (глух.).
  • Некоторые согласные произносятся как будто бы «в нос». Они получили соответствующую характеристику — носовые.

Характеристика гласных и согласных

Согласные

Ход НОД.

1. Повторение знаний о гласных звуках.

Восп:- Мы знаем, что есть звуки,которые можно долго тянуть, пропеть,при этом во рту ничто не мешает,воздух выходит свободно. Как называются одним словом эти звуки? (гласные).

— Вспомним гласные звуки: по артикуляции – (а, (о, (у, (ы, (э, (и).

— Как обозначаются гласные звуки на схеме слова? (красным кружком)

2. Повторение знаний о согласных звуках.

Восп:- Как называются одним словом звуки, при произнесении которых нам мешают зубы,губы,язык воздух проходит не свободно, с преградой? (согласные звуки)

— Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие)

— Какими фишками обозначаем на схеме твердые согласные? (синими) А мягкие согласные? (зелеными)

3. Игра «Кто внимательный» – Я буду произносить согласные звуки, а вы будете поднимать соответствующий по цвету мячик. (б, (пь, (с, (вь, (ф, (д, (рь, (к.

4. Звуковой анализ слова «ПАУК». Дети сидят за столами.

ЗАГАДКА.

Наплетёт,наплетёт,

сядет и добычу ждёт.

На доске демонстрационная картина ПАУК,со схемой слова.

— Произносим слово за указкой П-А-У-К.

— Сколько звуков в слове ПАУК? (четыре звука)

Дается характеристика каждого звука. Дети вместе с взрослым обозначают звуки соответствующими фишками в индивидуальных схемах. Проверка.

Восп:- Сколько слогов в слове ПАУК? (два слога) Какой первый слог? (ПА) Какой второй слог? (УК)

— Сколько в слове гласных звуков? (два звука) Назовите первый гласный звук? (а)Назовите второй гласный звук? (у)

— Сколько согласных звуков? (два) Назовите первый? (п) Какой он? (твёрдый согласный звук) Назовите второй? (к) Какой он? (твёрдый согласный звук)

ЗАДАНИЕ: убрать твёрдый согласный звук (к);убрать твёрдый согласный звук (п); убрать гласный звук (у);убрать гласный звук (а) .

Игра «Какой звук заблудился»

На виду у детворы

Крысу (крышу) красят маляры.

На болоте нет дорог

Я по кошкам (кочкам) -скок да скок.

Восп: -Какой звук заблудился в этом стихотворении?

Как сказать правильно?

Игра «Подбери картинку»

На доске предметные картинки,внизу — схемы слов,состоящих из 3-4 звуков. Дети называют картинки,соотносят количество звуков в них со схемами (соединяют картинки и схемы).

6. Итог занятия. – Чем занимались?

— Что нового узнали?

редметные картинки,внизу — схемы слов,состоящих из 3-4 звуков. Дети называют картинки,соотносят количество звуков в них со схемами (соединяют картинки и схемы).

6. Итог занятия. – Чем занимались?

— Что нового узнали?

Делаем выводы

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий